Сама перспективность криптовалют начинается с того, что существующая финансовая система оттягивает на себя слишком много «масла и хлеба» — примерно 25% от реального сектора. То есть вспомогательная конструкция жрет слишком много реальных ресурсов. Отсюда вся изначальная полезность криптовалют. Но при этом энергозатратные криптовалюты точно так же совершенно бесполезно жрут огромное количество электроэнергии. Постоянный автор «БИЗНЕС Online», главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев отмечает, что если Европа начнет запрещать криптовалюты (к примеру, вводить запретительные налоги), то и Россия придет к этому. Он считает, что вариант мягкого их урегулирования ошибочен.
Ошибка в оценках реальной рыночной стоимости при использовании рыночных механизмов совершенно другая
Никаких идеальных социально-экономических агентов нет, все ошибаются
Начну со своей ошибки (опечатки) в прошлой публикации, на которую мне указали внимательные читатели. По отчету о функционировании единых экономических систем РФ (отчет системного оператора единой энергетической системы), установленная мощность на конец 2021 года — 246590,9 МВт. Произведенная электроэнергия — 1114,55 млрд кВт*ч. Это цифры, которые лишь условно можно назвать точными (на самом деле и тут не без ошибок). Именно они использовались для оценок, расчетов, в частности числа часов, использования мощностей. Последующие выводы на грубую опечатку не опирались.
Да, имела место опечатка в тексте о генерировании энергии за прошлый год. Для меня это важный пример того, что все социально-экономические агенты ошибаются. Это надо учитывать при принятии любых управленческих решений, при построении любых реалистичных теорий экономических систем. Никаких идеальных социально-экономических агентов нет, все ошибаются. Но неизбежны и неустранимы ошибки (случайные и систематические). И надо иметь представление об их уровне. Так же как, измеряя счетчиком электричество или воду, мы знаем, что у счетчика есть класс, уровень точности измерения, который надо иметь в виду при расчетах.
Оценка для случайных составляющих конвейерных измерений (типа массовых оценок стоимости квартир в большом городе, которые я делал сам и с помощью своих учеников), как правило, приближенная. Для случайной ошибки технически есть способы оценки — метод параллельных измерений и др. Ну, например, в части акций. Стоимость акций компании Dow Jones за 100 лет растет ровно так, как валовой внутренний продукт отражает динамику роста. Можно сказать, что истинная стоимость этих акций меняется не более чем на 3% в течение года. А измеренная — в пределах 10% по коэффициенту вариаций (для конвейерных измерений).
Ошибка порядка 10% для конвейерных измерений — это вроде как ничего. Но очень часто мы имеем с ними дело. Тот же газ, то же электричество — тут нет никакого действительного множества поставщиков, которое присутствует в экономической теории. Здесь не работает закон больших чисел, не работают фундаментально-либеральные законы. Соответственно, ошибка в оценках реальной рыночной стоимости при использовании рыночных механизмов совершенно другая.
Государства, которые экономически растут лучше всех, например Китай на протяжении 30 лет, и управляют экономикой оптимально, и совершают меньше или почти не совершают систематических ошибок
Должно ли государство контролировать цены на нефть?
По рынку газа прошлого года, по рынку электричества, где пытались в полном объеме реализовать либерально-фундаменталистские методы, мы видим, что там ошибка огромная — порядка 1000%. Практический пример той же Европы за прошлый год показывает, что, если бы там не было долгосрочных контрактов, на которых, на самом деле, работали в основном нерыночные механизмы, случился бы хаос. Социально-экономические системы Европы просто разлетелись бы на куски. Отсюда появляется гибридная экономика, понимание того, что имеют место быть огромные ошибки измерения рыночных стоимостей, чисто рыночными методами для очень значимых вещей типа энергетики.
Под влиянием государства появляются гибридные экономические системы. Классический пример ОПЕК+. Попытка полностью освободить производство нефти (от контроля государства?) принесла отрицательные цены на нефть, что случилось в 2020 году, когда забрали нефть, а производители доплачивали. Останавливать скважины было дорого, хранить нефть негде, требовалось куда-то ее девать. Совершенно нелепая ситуация. Прямо взяли, свернули производство, Россия договорилась с Саудовской Аравией, и все. Выполнили эти договоренности и тем самым стабилизировали цены на нефть, которые сейчас болтаются на уровне тех же плюс-минус 10% от номинальной стоимости.
Казалось бы, тогда можно взять все и отрегулировать на государственном уровне. Сделать так, чтобы доля регулируемых цен была как можно больше, чтобы государство контролировало цены почти на 100%. Но тут вмешиваются систематические ошибки. А государство не всегда самый умный агент. Более того, систематическую ошибку государства вычислить гораздо сложнее, чем случайную.
Можно сделать такое предположение: государства, которые экономически растут лучше всех, например Китай на протяжении 30 лет, и управляют экономикой оптимально, и совершают меньше или почти не совершают систематических ошибок. Разница между среднемировым ростом и ростом тех стран, которые почти не совершают их, как раз и позволяет оценить эту систематическую ошибку. Грубо говоря, одни выросли на 10% в год, а другие — на 3%. Это значит, что в линейном приближении систематическая ошибка оценки тех же рыночных стоимостей средним агентом — порядка 7%.
Для меня было чрезвычайно интересно то, что наши власти оценивают примерно в 2–3 трлн рублей капитализацию криптовалют среди российских граждан, российских агентов
Оборот криптовалюты в России
Очень важны оценки, связанные с ошибками измерения криптовалют в России. Для меня было чрезвычайно интересно то, что наши власти оценивают примерно в 2–3 трлн рублей капитализацию криптовалют среди российских граждан, российских агентов. А Bloomberg оценил в 16,5 триллиона. И это как раз образец того, что оценки измерения осуществляются с огромными ошибками.
В Болгарии в 2017 году полиция конфисковала у ОПГ, которая, в частности, занималась наркотиками, криптовалюту на 7 c лишним миллиардов долларов. Маленькая страна Болгария и такая совершенно фантастическая сумма. У одной группировки (!). Для меня такие факты означают, что в случае с Россией скорее оценка Blооmberg соответствует действительности. Но точность измерения этой величины будет с ошибкой порядка 100%.
Вообще, тут сложно с уверенностью утверждать, но если считать, что все-таки их оценка ближе к истине, то капитализация криптовалют уже сопоставима с объемом наличных рублей в обороте. А в конце прошлого года, по данным Центробанка РФ, в обороте у нас было 13 трлн рублей наличных денег. При этом общая денежная масса — порядка 66 трлн (то, что участвует как деньги в обороте: наличные плюс средства на счетах и т. д.).
Выбор между предложением Центробанка запретить криптовалюты в России и предложением минфина как-то мягко их регулировать, был сделан в сторону минфиновского. Это сложно контролировать с учетом неточности оценки количества таких денег в России и динамики роста. Плюс сама криптовалюта, которая будет участвовать в обороте, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, не обладает точным значением. Если мы возьмем то, как в течение года доллар колеблется по отношению к евро, то получим опять примерно те же 10% по коэффициенту вариаций. Может, чуть меньше.
В этом смысле при оценке можно было бы применить фундаментальные соображения. Например, по криптовалютам интересно проанализировать ситуацию в Косове, Швеции, Казахстане и других странах. В Казахстане новый президент объявил, что потребление энергии этих майнинг-ферм примерно равно потреблению двух областей. В Швеции их финансовый регулятор потребовал запретить все энергоемкие криптовалюты. Читатели спорили со мной, когда я говорил, что биткоин — плохая энергоемкая криптовалюта. Так вот шведский регулятор утверждает то же самое. Глава управления финансового надзора страны (Finansinspektionen) Эрик Тедеен и руководитель Агентства по охране окружающей среды (Naturvаrdsverket) Бьорн Райзингер предложили Евросоюзу запретить майнинг криптовалют на алгоритме Proof-of-Work (PoW), так как, по их оценке, мировое энергопотребление на биткоин и этериум (Bitcoin, Ethereum) выше потребления всей Швеции.
Ошибочно считать, что раз у нас энергоизбыточная страна, есть избыточные мощности, то можно потратить их на производство криптовалют типа биткоина
Борьба с энергоемкими криптовалютами
Сама перспективность криптовалют начинается с того, что существующая финансовая система оттягивает на себя слишком много «масла и хлеба». Избыточные накладные финансовой системы — примерно 25% от реального сектора. То есть вспомогательная конструкция жрет слишком много реальных ресурсов. Отсюда вся изначальная полезность криптовалют. Но при этом энергозатратные криптовалюты точно так же совершенно бесполезно жрут огромное количество электроэнергии. Предложение шведов: «Если мы не можем запретить все криптовалюты, то давайте запретим хотя бы все энергоемкие». На мой взгляд, это абсолютно правильно. В этом смысле ошибочно считать, что раз у нас энергоизбыточная страна, есть избыточные мощности, то можно потратить их на производство криптовалют типа биткоина. Это фундаментально неверная вещь, которая замкнута на себе.
Дело в том, что изначально, когда создавались криптовалюты, предполагалось, что задачи (научные, например) будут решаться при помощи чужих вычислительных мощностей. Сейчас все совсем не так. Точно так же, как замкнутая на себе традиционная финансовая система пожирает ресурсы, ровно точно так же действует и система криптовалют. Из фундаментальных соображений вариант мягкого урегулирования энергозатратных криптовалют ошибочен.
Надеюсь, что если европейцы начнут запрещать их (не обязательно административно, можно, к примеру, вводить запретительные налоги), то и Россия придет к этому. Думаю, наша страна должна развивать собственные криптовалюты по тому же принципу, что и в Китае.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 77
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.