С завтрашнего дня будет доступна для всех посетителей выставка «Золотой век фламандского искусства», центральное место на которой займут произведения Питера Пауля Рубенса и двух его младших современников — Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса. Специально для «БИЗНЕС Online» до открытия куратор экспозиции из Государственного Эрмитажа провела экскурсию, где рассказала о тактильных станциях для слабовидящих, дополнивших выставку, ароматах, специально созданных для нее, и нестандартных дизайнерских решениях.
-
Завтра, 23 февраля, в центре «Эрмитаж-Казань» в рамках сотрудничества петербургского Эрмитажа и музея-заповедника «Казанский Кремль» для посетителей откроется выставка «Золотой век фламандского искусства». На ней будут представлены работы выдающихся художников XVII века Давида Тенирса – младшего, Питера Пауля Рубенса и его учеников — Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса, в том числе из постоянной экспозиции Зимнего дворца. За день до официального открытия куратор выставки, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Алиса Мезенцева, провела по ней экскурсию для «БИЗНЕС Online».
-
В 6 залах выставочного центра находится 30 картин, которые занимают основную часть экспозиции, 24 произведения прикладного искусства и 16 гравюр из собрания Государственного Эрмитажа. С помощью них организаторы хотят показать все особенности фламандской школы. (На фото изображено произведение «Амур и Психея».)
-
Первый зал — информационный. Здесь посетителей встречают герои полотен Давида Тенирса – младшего, расположенные вдоль стен по всему периметру зала, которые провожают гостей в мир фламандской жизни золотого столетия. Как рассказала Мезенцева, это нестандартный дизайнерский ход, который был придуман для казанской выставки. «Я вижу такое интересное прочтение впервые. У нас в Эрмитаже более консервативный подход к оформлению, — отметила куратор. — Что мне особенно понравилось — фигуры почти в человеческий рост, приглашающие людей погрузиться в мир фламандского искусства».
-
Интерактивный вариант гравюры Рубенса «Охота на львов».
-
Во втором зале полотном Иеронима Янсенса «Блудный сын» открывается выставка фламандского искусства. Здесь находятся работы мастеров, которые писали картины, предназначавшиеся для украшения кабинетов или кунсткамер, как их называли в XVII веке. «В то время так называли частные собрания, — пояснила куратор. — Они и стали прообразами будущих картинных галерей в странах Европы».
-
Еще одно новаторство выставки — тактильные станции с ароматной тубой и подписанные шрифтом Брайля предметами, которые изображены на картинах (таких всего четыре). Они помогут слабовидящим посетителям путем тактильных ощущений и запахов получить впечатления от полотна.
-
Кстати, ароматы были созданы специально для казанской выставки российским парфюмерным брендом «Библиотека ароматов».
-
Третий зал посвящен живописи Давида Тенирса – младшего — крупнейшего представителя фламандского барокко второй половины XVII века. Он представлен в 6 полотнах из собрания петербургского Эрмитажа, в том числе из постоянной экспозиции. Например, картиной «Фламандская свадьба» (на фото). «Ее неслучайно поместили на афишу выставки, — отметила Мезенцева. — Она отражает дух той эпохи, того времени… Здесь изображен нидерландский обычай, когда невеста сидит без жениха. Стол ломится от яств, много гостей, но все происходит в доме невесты. То есть сначала праздник проходит у родителей невесты и только потом — в доме жениха непосредственно с ним самим. Это такой старинный обычай XVI века».
-
«Жатва» Тенирса-младшего, который считается мастером крестьянского быта и пейзажей. Эту картину тоже можно будет «понюхать» на выставке.
-
Кружка и блюдо из серебра, созданные немецкими ювелирами, дополняющие экспозицию.
-
«Они были созданы под влиянием гения Рубенса. Мы видим здесь пышные формы, выпуклые украшения, широкие бортики у блюд и так далее. Все это было характерно для фламандского барокко», — рассказала Мезенцева.
-
Следующий зал посвящен аллегориям и притчам, к которым часто обращались фламандские мастера.
-
Фрагмент картины «Притча о девах разумных и неразумных» Иеронима Франкена – младшего — одного из самых прославленных художников династии Франкенов.
-
Жемчужина эрмитажного собрания — «Повар у стола с дичью» — одно из двух полотен крупнейшего мастера фламандского барокко второй половины XVII века Якоба Йорданса. «Картина писалась двумя мастерами, что было характерно именно для фламандской живописи, — рассказала куратор. — Кисти Йорданса принадлежит фигура повара, демонстрирующего трофей — убитого зайца. А все остальные детали натюрморта тщательно выписаны Паулем де Восом — мастером натюрморта». Оказалось, что у картины интересная судьба. В 1940-е годы, во время блокады Ленинграда, она была накатана на вал и провела так долгое время. Лишь в 2015-м ее раскатали и обнаружили не только великолепную живопись, но и подлинную подпись Пауля де Воса.
-
Работа немецкого резчика с изображением поклонения волхвов. Ее мастер создал под влиянием Рубенса.
-
Под стеклом в зале Йорданса можно обнаружить небольшую коллекцию гемм Рубенса, который очень любил их и собирал. «Он говорил: „Ничто в жизни не восхищает меня так сильно, как геммы“, — рассказала Мезенцева. — Здесь представлено четыре геммы из собрания художника. Самая знаменитая (на фото) — „Иосиф с братьями“».
-
В последнем зале представлены основные шедевры выставки — Ван Дейка и самого Рубенса. На фото — полотна Рубенса с изображением испанской королевской четы: «Филипп IV» и «Елизавета Бурбонская». «Это работы его мастерской, парадные портреты. Они написаны учениками и помощниками Рубенса, но в конце он их доработал. Безусловно, здесь присутствует его рука», — пояснила куратор выставки.
-
«Арка Геракла» — один из двух эскизов Рубенса, которые можно увидеть на вернисаже. Это был очень крупный проект, который художник получил в 1634 году от Антверпенского магистрата в честь торжественного въезда нового испанского наместника кардинала — инфанта Фердинанда.
-
Также в зале представлено 16 сюжетов, 16 печатных листов по рисункам нидерландского художника. Однако в середине выставки произойдет их ротация. Все потому, что свет губителен для графических произведений (они выполнены на бумаге), поэтому работы не могут висеть под прямым светом более трех месяцев.
-
Одна из двух масштабных шпалер выставки, созданных по картону Рубенса. Картон был заказан французским королем Людовиком XIII. В свете вышедшего материала «БИЗНЕС Online» о стоимости картин, которые хранятся в коллекции ГМИИ РТ, корреспондент нашей газеты поинтересовалась у куратора выставки, сколько же могут стоить работы Рубенса. «Честно говоря, я не знакома с ситуацией на рынке, — призналась сотрудница Эрмитажа. — Большая редкость встретить его на аукционах. Я искусствовед и не занимаюсь такими вопросами, но, естественно, это дорого. Наверное, дороже, чем Фешин и Кандинский. Страховые оценки очень внушительные».
-
Ван Дейк — второй после Рубенса крупнейший живописец Фландрии и самый любимый его ученик.
-
«Ван Дейк вошел в историю искусств как блестящий портретист. Мы привезли очень характерную его работу позднего периода „Портрет Уильяма Чалонера“, которая относится к английскому периоду его творчества, — рассказала наш экскурсовод. — Он изображает наставника детей короля Карла I, при дворе которого работал сам Ван Дейк».
-
Если посетителям понравится (или не понравится) выставка, то можно оставить отзыв в специальной книге.
-
Еще раз напомним, что для посетителей выставка начнет свою работу 23 февраля. Окунуться в мир фламандского искусства можно будет до 20 ноября.