Александр Козманов: «ПЛК «Магистральный» расположен на Мамадышском тракте и занимает площадь почти 60 гектаров. ПЛК спроектирован так, чтобы охватить интересы максимального количества резидентов»

«Возможно, к лету, когда будет построена основная инфраструктура, цена вырастет еще на 20–30 процентов»

— Александр Павлович, в начале 2021 года компанией «Дженсен групп» был анонсирован проект производственно-логистического комплекса «Магистральный». В текущих условиях вопросы импортозамещения, расширения производств, изменения логистических цепочек становятся темой дня. Как сегодня развивается ваш проект?

 Работа по проекту идет полностью в соответствии с ранее обозначенными планами. В 2021 году завершены масштабные работы по инженерной и транспортной части. Также получены технические условия на газификацию. Разработан проект, построена основная газовая магистраль высокого давления. Примерно та же ситуация и с электрификацией массива. Заключен договор и выполнено 30 процентов объема работ по строительству дорог — во всем технопарке заложены полноценные асфальтированные проезды шириной до 8 метров с общим коридором в 20 метров. Полное завершение строительства инфраструктуры предполагается в этом сезоне, до конца лета. Если же резидентам потребуются более серьезные энергомощности, например для крупного производства, готовы рассматривать такие проекты в индивидуальном порядке.

Напомню, ПЛК «Магистральный» расположен на Мамадышском тракте и занимает площадь почти 60 гектаров. ПЛК спроектирован так, чтобы охватить интересы максимального количества резидентов: всего порядка 60 лотов от 3 тысяч «квадратов».

— Влияет ли как-то сегодняшняя экономическая ситуация на исполнение обязательств компании?

 Практически нет: финансовые обязательства перед подрядчиками закрыты на 90 процентов еще до наступления турбулентности в экономике. Более того, у нас преимущественно используются местные материалы, цена которых критично не поменялась. К тому же при выборе подрядчиков мы ориентированы на компании с долгосрочной историей и высокой финансовой устойчивостью, пусть это несколько дороже, но сегодня этот подход показал свою состоятельность.

— Как сейчас осуществляются продажи участков, чувствуется ли изменение спроса, активность покупателей?

 Мы начали реализацию участков практически сразу после получения технических условий на строительство инженерных сетей и определения расходного бюджета. Фактически выручка в первую очередь была ориентирована на финансирование инфраструктуры. Стоимость участков повышалась по мере развития проекта. Если на старте проекта мы продавали участки с дисконтом до 60 процентов к реальной стоимости, то сегодня пришли к рыночной цене. Возможно, к лету, когда будет построена основная инфраструктура, цена вырастет еще на 20–30 процентов. Те, кто заходил на начальной стадии, очень серьезно выиграли. Также возможен рост стоимости земельных участков на вторичном рынке по мере строительства и ввода в эксплуатацию Вознесенского тракта, поскольку некоторые покупатели приобретают участки в собственность с инвестиционной целью, рассчитывая на соответствующий фактор.

— А какой формат участков вы реализуете и кто основные покупатели?

 Еще при проектировании сформировали образ потенциального покупателя. Это малый и средний бизнес, логистические, производственные, сервисные и торговые компании. Для серьезных производств нужны другие площади и нагрузки по энергопотреблению — таких вариантов хватает в свободных экономических зонах: там свои правила игры, совсем иные бюджеты, а у нас рыночное предложение для местных небольших производителей.

«Куда еще вкладываться, если не в развитие собственного бизнеса?»

— Насколько ваша ниша конкурентна?

 Мы заняли тот сектор рынка, который ранее был не охвачен. Небольшие участки под склады и производства, на 20–50 соток, на рынке практически отсутствуют — есть буквально единичные предложения, представленные «обрезками» от крупных производств в промышленных зонах. Получается так, что купить нормальный прямоугольный участок 30 соток и построить объект в 500–1500 квадратных метров практически негде, а спрос есть, в том числе в связи с изъятием земель под строительство транспортных магистралей, расселением промзон на Аделя Кутуя, Магистральной, в районе речпорта. Многие задумываются о переезде или строительстве собственных объектов вместо того, чтобы арендовать. В сегодняшних условиях это идеальные вложения: земельные участки технопарка позволяют не только защитить средства граждан от инфляции, но при этом получить дополнительный прирост к стоимости по мере завершения строительства инфраструктуры ПЛК. Собственно, куда еще вкладываться, если не в развитие собственного бизнеса? Поэтому участки сметают.

— Сколько участков в вашем ПЛК уже продано?

 Почти половина. Все покупатели — местные производители. Большинство из них как раз переехали из промзоны Аделя Кутуя в связи со строительством Вознесенского тракта.

— Неужели производителям так просто сменить локацию, перенести свои мощности?

 Вынос промышленных зон за пределы жилой застройки — наверное, одно из главных градостроительных мечтаний любого крупного города, которое редко сбывается. Вопрос действительно сложный и для крупного производства практически нереализуемый. Небольшие производства переезжают гораздо легче. Для них это очень привлекательное предложение — построить с нуля на хорошем участке здание, полностью отвечающее потребностям производства, а не пытаться каждый раз приспособить старую инфраструктуру под новые задачи.

Строительство сейчас заметно упростилось. Как правило, это каркасные здания с заполнением сэндвич-панелями. Возводится все очень быстро и достаточно недорого. К тому же у нас удаленность от города весьма условная, мы находимся в черте Казани. За счет Мамадышского тракта здесь и так не было проблем с транспортной доступностью, а как только введут в эксплуатацию Вознесенский тракт, добраться от нас до крупного ТЦ «МЕГА» по времени займет всего 3–5 минут.


— Какие дальнейшие планы у компании? Будете ли масштабировать модель ПЛК?

— Не только будем, но уже это делаем! В начале 2022 года запустили аналогичный проект в Нижнем Новгороде, а теперь рассматриваем на перспективу и другие города Поволжья.