СКР со второй попытки завершает расследование громкого уголовного дела об афере в главном управлении МЧС России по Татарстану. Претензии следкома предъявлены челнинской фирме «Сигналдортранс» Вячеслава Алчина, которая монополизировала контракты госпрограммы на ремонт пожарных автомобилей. За три года компания заработала 306 млн рублей, но, едва машины покидали мастерские, неожиданно ломались. Когда качество починки проверили оперативники ФСБ, оказалось, что запчасти — из Китая, насосы — бывшие в употреблении. Адвокаты Алчина признают: поломки были, но не по вине «Сигналдортранса». И заработал бизнесмен гораздо меньше. О том, почему МЧС до сих пор заказывает у него ремонт и сколько лет грозит обвиняемому, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ровно год потребовался следственному комитету по Татарстану, чтобы довести до суда резонансное уголовное дело о махинации с ремонтом пожарных машин МЧС, фигурантом которого проходит Вячеслав Алчин
Как всплыл «схематоз»
Ровно год потребовался следственному комитету по Татарстану, чтобы довести до суда резонансное уголовное дело о махинации с ремонтом пожарных машин МЧС, фигурантом которого проходит многолетний подрядчик «спасательного ведомства», челнинский бизнесмен Вячеслав Алчин. Но буквально «на пороге» храмы Фемиды его «развернула» прокуратура РТ. «Дело возвращено для производства дополнительного следствия по процессуальным основаниям, в частности, ввиду несогласия прокуратуры с объемом предъявленного обвинения», — сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. Как заявили нашему изданию в пресс-службе СУ СКР по РТ, сейчас по уголовному делу фигурант и его защитники заново знакомятся с материалами. «В настоящее время проводится 217-я УПК, после чего уголовное дело будет направлено в прокуратуру», — рассказали в управлении следкома по Татарстану.
Объем, о котором говорит прокуратура, — это 306 млн рублей. В такую сумму следователи СКР оценили ущерб от хищений на ремонте грузовиков пожарной охраны по всему Татарстану. В 2018 году была запущена республиканская программа капитального ремонта пожарных автомобилей под названием «Пожарной технике — вторую жизнь!». В рамках этой программы капитальному ремонту подлежали те машины (в основном грузовики), срок эксплуатации которых превышал 10 лет. Смысл программы был прост и понятен — ремонт техники обходится намного дешевле, чем покупка новой. Тогда же озвучили план капитального ремонта на три года. За это время в республике должны были отремонтировать 85 «КАМАЗов»: в 2018-м — 36 штук, в 2019-м — 43, а в 2020-м — еще 6.
Странности ремонта заметили почти сразу: хватило пары инцидентов. Пару лет назад по телефону экстренных служб пришло сообщение о небольшом пожаре в одном из дачных домиков недалеко от поселка Боровое Матюшино. Диспетчер отправил на место две пожарные машины, одна из которых встала буквально на выезде из своего гаража. Пожар, к счастью, удалось легко потушить, обошлось без жертв и серьезного ущерба. Но, когда начался разбор полетов, оказалось, что отказавшийся ехать грузовик едва-едва вышел из-под ремонта.
Кто чинил эту машину? Оказалось, что госконтракты по капитальному ремонту техники МЧС РТ заключало с одной-единственной фирмой — ООО «Сигналдортранс». Это созданная в 2002 году компания, генеральным директором и единственным учредителем которой и был челнинский бизнесмен Алчин.
Пару лет назад по телефону экстренных служб пришло сообщение о небольшом пожаре в одном из дачных домиков недалеко от поселка Боровое Матюшино. Диспетчер отправил на место две пожарные машины, одна из которых встала буквально на выезде из своего гаража
Версия СКР: кто готовил тендер и как на самом деле чинили машины
Ответственным за внесение предложений по ремонту был начальник управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС РФ по РТ Виталий Галкин. Сейчас он тоже проходит в качестве обвиняемого в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). В своих действиях, по мнению СКР, он допустил ряд нарушений, которые сыграли важную роль в распределении госконтракта.
По федеральному закону о госкзакупках, для проведения конкурса на заключение госконтрактов МЧС нужно было направить не меньше пяти запросов на предоставление коммерческих предложений. Но оказалось, что ни одной другой фирме, кроме «Сигналдортранса», запросы даже не направлялись. Более того, выяснилось, что текст технического задания, составленный Галкиным, был написан общими словами. Финальный вид он приобрел только после того, как сотрудники ООО «Сигналдотранс» прислали доработанный текст, внеся в него сведения о стоимости работ, указано в фабуле обвинения. По версии следкома, получилось так, что сам «Сигналдотранс» формировал цены на свою же работу и запчасти, которые по тексту техзадания стоили в несколько раз выше, чем на самом деле.
В ходе оперативной работы, которую проводили сотрудники республиканского управления ФСБ, выяснилось, что Алчин давно и очень близко был знаком с Галкиным, потому ничего удивительного в столь благоприятном расположении ведомства к своему подрядчику не было. Более того, в обвинении Галкину предъявлено, что в тендер на ремонт ведомство включало даже те пожарные машины, которым починка не была нужна. Таким же, уверены силовики, был и контроль за ремонтом.
На чем конкретно, по версии следкома и ФСБ, зарабатывал подрядчик МЧС? Как предполагает следствие, Алчин давал поручения устанавливать на автомобили б/у детали: например пневмоприводы топливного насоса и пневмокомпрессоры. Некоторые установленные узлы, такие как топливный насос, редукторы мостов, рессоры, вообще не соответствовали конструкции автомобиля. А цистерны для воды во многих «КАМАЗах» не заменялись совсем. Что еще? В обвинении бизнесмена указано, что следователи выявили несколько случаев, когда вентили патрубков пожарного насоса, через которые включают и перекрывают воду, были ниже качества, чем требовалось пожарным, работающим в особых, экстремальных условиях. Даже покраска техники проводилась некачественно, уверены в следкоме. На некоторых машинах, например, новая краска наносилась на старые слои.
Ответственным за внесение предложений по ремонту был Виталий Галкин. Сейчас он тоже проходит в качестве обвиняемого в злоупотреблении должностными полномочиями
«Памятники» после ремонта
Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с одним из руководителей пожарных расчетов Татарстана, который рассказал о конкретных примерах ремонта. По словам собеседника, установленные в спецтехнику коробки передач стали ломаться буквально через месяц. «Сотрудник едет, например, на пожар и говорит: „У нас скорость не переключается.“ Приезжали к ремонтникам, а они отвечали: „Вы машину брали, и все было исправно“». По словам собеседника, часть спецтехники, которая прошла программу ремонта, сейчас и вовсе не используется: «Как памятники стоят».
В некоторых грузовиках, утверждает сотрудник, пожелавший остаться неназванным, прошивку двигателей «Евро-3» (экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах) во время ремонта меняли на стандарт «Евро-2» (устаревший экологический стандарт). А мощность двигателей при этом снижалась на 20 лошадиных сил. Эти, факты, к слову, также фигурируют в материалах дела. «По сути, машины еще старее стали», — заявил в беседе с нашим корреспондентом собеседник.
При этом подрядчик МЧС прекрасно заработал, уверены в следкоме. По госконтрактам за 2018 год на счет «Сигналдортранса» было зачислено 71 млн 887 тыс. рублей. В 2019-м за выполнение госконтрактов фирме было зачислено еще больше — 119 млн 572 тысячи. Правда, в 2020 году сумма поступлений несколько снизилась — до 115 млн 281 тысячи. Всю эту совокупную сумму — 306 с небольшим млн рублей — следственный комитет и предъявил Алчину в качестве ущерба по трем эпизодам особо крупного мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Однако с этой оценкой не согласилась прокуратура.
Кстати, косвенный ущерб по делу сотрудника МЧС Галкина ниже — 68 млн рублей. Столько, по версии следкома, спасатели переплатили на этапе заключения госконтрактов по завышенной стоимости.
Не согласен Алчин с доводом следствия об установке б/у деталей. По словам его адвокатов, на «КАМАЗ» были установлены насосы, произведенные в Ярославле
Позиция защиты: «Лес рубят — щепки летят. «Щепкой» оказался Алчин…»
Интересы Алчина представляют два опытных казанских адвоката — Эдуард Гайнуллин и Ирина Князева. Защитники полагают, что дело «Сигналдортранса» — часть общей волны последних лет, направленной против должностных лиц МЧС. «Этому делу подходит поговорка: „Лес рубят — щепки летят“. „Щепкой“ оказался основатель предприятия Алчин», — сказал в беседе с «БИЗНЕС Online» адвокат Гайнуллин. По мнению защитников, во время расследования дела был допущен ряд нарушений.
Так, по словам адвокатов, следствие определило сумму ущерба по делу в 306 млн рублей — это вся сумма контрактов, без учета затрат. «При грубых подсчетах затрат: 149 миллионов рублей потрачено на запасные части, 85 миллионов — на хознужды, 7 миллионов — на услуги сторонних организаций. Прибыль в итоге — 65 миллионов рублей, то есть чуть больше 20 процентов», — объясняют свою позицию адвокаты. И даже ту прибыль, которую получала компания, по словам защитников, Алчин тратил не на себя, а на закупку оборудования и деталей. Также деньги направлялись, по их словам, на благотворительные цели (строительство воскресной школы и храма) и на спонсорскую помощь соревнованиям по пожарно-прикладному спорту и общественным мероприятиям в Челнах. Впрочем, таких параметров в тендере не было, это уже личное дело самого бизнесмена.
Адвокаты не спорят с доводами следствия о том, что коммерческое предложение компания готовила в ответ на запрос МЧС, т. е. сама для себя. «Объективно равнозначной альтернативы по качеству и опыту таких ремонтных работ „Сигналдортранса“ нет. Это видели и в МЧС», — отмечают они. А поскольку формально в конкурсе требуется участие нескольких организаций, то на него заявлялись и другие фирмы, не имеющие опыта работы.
По словам защитников, в «Сигналдортранс» приезжали должностные лица МЧС, которые проверяли ход починки. «Отремонтированная техника принималась и осматривалась открыто. При этом присутствовали министр по ЧС РФ, министр по ЧС республики (они выборочно лично проверяли технику). В мероприятиях участвовал президент республики, вручал машины подразделениям МЧС», — отмечает адвокат Гайнуллин.
При этом защитники признают: подрядчику МЧС было известно о нескольких случаях поломки автомобилей, но единичных. И эти неисправности происходили, уверяют адвокаты, не по вине «Сигналдортранса». Так, в первом случае водитель закрыл картоном радиатор и двигатель заклинило из-за перегрева. Во втором — работники МЧС заправили машину топливом, в котором была вода. Еще на одном из «КАМАЗов» водитель сжег сцепление при выезде на пожар. Также были случаи подкапывания масла и тосола, потому что руководитель подразделения после ремонта дал указание не проводить текущее обслуживание машины. По словам защитников, «Сигналдортранс» отремонтировал эти автомобили по гарантии «по просьбе руководства МЧС», хотя вины предприятия в поломках не было. «Теперь эти жесты доброй воли ставятся в вину», — отмечают адвокаты.
Не согласен Алчин с доводом следствия об установке б/у деталей. По словам его защитников, на «КАМАЗ» были установлены насосы, произведенные в Ярославле (как и указано в задании). А новые вентили и затворы были из Китая, потому что в России такие не производят, да и сам завод – изготовитель пожарных автомобилей устанавливает аналогичные, отмечает сторона обвиняемого.
Интересы Алчина представляют два опытных казанских адвоката — Эдуард Гайнуллин и Ирина Князева. Защитники полагают, что дело «Сигналдортранса» — часть общей волны последних лет, направленной против должностных лиц МЧС
Как «татарстанский монополист» продолжил «дружбу» с МЧС
Пока Алчин находится на свободе. Хотя еще в январе 2021 года мог оказаться под стражей. На том настаивали следователи СКР. Но Приволжский районный суд Казани отказался выбирать ему меру пресечения. Он был отпущен из зала суда. Известно также, что после решения судьи надзорный орган подал жалобу, которую вскоре поспешил отозвать.
По словам защитников, новость о возбуждении дела вызвала у Алчина негативные эмоции: «Первое желание — сразу прекратить всякое взаимодействие с заказами бюджетных организаций».
Однако обида и бизнес — чувства параллельные. «Сигналдортранс» до сих пор чинит пожарные машины Татарстана. В регионе фирму вообще негласно называют монополистом. По данным наших источников, прямо сейчас «Сигналдортранс» ремонтирует 27 пожарных машин, из них 15 — с автолестницами. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу ГУ МЧС РФ по РТ, однако пролонгацию сотрудничества МЧС с подрядчиком в ведомстве комментировать отказались, сославшись на то, что следствие по делу еще не завершено.
«Пришло понимание, что никто больше не произведет такой ремонт и под угрозу будут поставлены жизни людей. Пожарные могли остаться без техники», — передают душевные тяжбы Алчина его адвокаты. За 20 лет работы предприятие челнинского бизнесмена заключило 63 госконтракта на сумму 608 млн рублей и отремонтировало больше 500 пожарных машин. Вероятно, до приговора суда на этом не остановится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.