В Казани стартует сезон яхт и прочих недешевых развлечений на воде. В жарком июне суда уже вовсю спускают на воду. За последние годы казанский яхтинг превратился в целую индустрию. «БИЗНЕС Online» подготовил подробный путеводитель по водному миру столицы РТ и рассказал о главных действующих лицах, бизнесе на водном гламуре, модных маршрутах и местах тусовки. И подсчитал, сколько все это стоит.
Казань по водной инфраструктуре отстает от других волжских городов
Этот год у казанских яхтсменов особенный. Антироссийские санкции поспособствовали популярности отдыха на наших водах. «До событий на Украине многие наши чиновники, бизнесмены и просто любители гнали „лодки“ в Черногорию, Хорватию, Испанию… Теперь все стали возвращаться к родным берегам», — рассказывает основатель яхт-клуба «Локомотив» Олег Тюрин.
Этот исход из Европы может еще больше пополнить и так немаленький флот яхт Казани. Согласно данным регистра яхт федерации парусного спорта, в Казани насчитывается 40 парусных яхт. По данным же Государственной инспекции по маломерным судам, в столице РТ зарегистрировано более 500 моторных яхт и порядка 80 морских прогулочных судов.
Но тех, кто вернет свои суда из Европы и Турции на волжские берега, ждет неприятный сюрприз: по словам наших источников, водная инфраструктура Татарстана находится далеко позади других городов, расположенных на Волге. По качеству и уровню инфраструктуры мы уступаем и Самаре, и Тольятти, и Нижнему Новгороду. В первую очередь в Казани не хватает мест для хранения судна: как летом, так и зимой. Все водные базы столицы РТ переполнены. К тому же в этом году не открылась ни одна заправка на воде.
По словам капитана океанического плавания, совершившего кругосветку на парусной яхте, Алмаза Алеева, в той же Самаре находятся десятки настоящих яхт-клубов, тогда как казанские базы можно пересчитать по пальцам одной руки. «У нас сейчас очень мало яхт-клубов. Лодочные базы есть. Но проблема поставить яхту на воду остается. Стоянка очень дорогая», — рассказывает Алеев.
Руководитель компании «Ледел» Артем Когданин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что яхтенный потенциал Казани до сих пор не раскрыт. «Казань очень хороша для развития яхтинга. Есть огромное количество людей, которые хотят ходить по воде. У нас первая проблема — малое количество цивилизованных яхт-клубов. Очень трудно новичку просто взять и поставить лодку. Развитой инфраструктуры не хватает. Если взять Самару, которая меньше, чем Казань, то там весь берег застроен яхт-клубами. У нас очень сложно подобраться к воде, потому что везде водоохранная зона, поставить лодку обычному человеку практически нереально. Плюс в этом году у нас закрыли все общедоступные заправки», — рассказывает собеседник.
Три «флота» полуострова Локомотив
Тем не менее в Казани довольно давние и серьезные традиции яхтинга. Кто ведает всем городским плавучим хозяйством?
Сегодня в Казани функционирует два центра притяжения для любителей парусных и моторных яхт. Первый — полуостров Локомотив. На нем расположено три крупнейших яхт-клуба города. Это «Тимерхан», который принадлежит холдинговой компании «Ак Барс». Второй клуб принадлежит ТАИФу, хотя над ним все еще развевается флаг «Казаньоргсинтеза», отошедшего к СИБУРу. И, наконец, старейший клуб — центр парусного спорта и водного туризма.
Казань — второй адмиралтейский город страны после Санкт-Петербурга. Столицу Татарстана, как и Москву, называют портом пяти морей. Казанский речной порт сообщается с Белым, Балтийским, Черным, Азовским и Каспийским морями. Из Казани по воде даже можно выйти в океан. Две команды парусников из Татарстана совершили кругосветку, выйдя из Казанского порта.
Расцвет лодочно-яхтового движения в Казани пришелся на поздний СССР. В 1970-е и 1980-е годы этот вид отдыха был просто массовым явлением. Причалы с дебаркадерами (плавучая пристань) находились у стен Казанского кремля — возле Ленинской дамбы. Те «яхты», конечно не шли ни в какое сравнение с нынешними «монстрами» — ни по техническим характеристикам, ни по цене. Но советским яхтсменам вполне хватало весел, простенького паруса или слабенького мотора.
«Жизнь на воде была развита. Было много баз отдыха у предприятий, были „моторчики“ — „Вихрь“, „Нептун“, „Привет“. На них причем ходили в походы, долгие», — вспоминает бывший президент федерации парусного спорта РТ Юрий Бродниковский.
После распада СССР в Казани популярность массовых водных видов спорта и отдыха стала падать. Крупные предприятия уже не могли содержать свои лодочные базы. К примеру, у КАПО им. Горбунова был свой яхт-клуб «Рубин». Туда еще в советские времена закупили несколько яхт. Эпоха массового яхтинга кончилась, на смену ей пришли увлечения новой элиты.
Центр парусного спорта и водного туризма. Это самая доступная из всех баз на Локомотиве. Сюда может прийти любой казанец или турист, чтобы прогуляться вдоль яхт и сделать фотографии. Одна из достопримечательностей — катамаран «Шаман», но подробнее о нем позже. Эта база — первая, которая поставила пристани в бухте полуострова. Всем здесь рулит основатель центра Тюрин. Он пришел на Локомотив еще в 1980-е, в 1993–1994 годах заложил здесь первые понтоны для яхты Nord Star, на которой в 1997-м отправился в первое в истории России кругосветное парусное путешествие. О татарстанских кругосветчиках именно на Локомотиве снимали репортажи знаменитые Сергей Бодров – младший и Александр Любимов.
Центр парусного спорта и водного туризма — самая доступная из всех баз на Локомотиве
Из этой бухты в кругосветку отправился и второй татарстанский кругосветчик Алеев. Сейчас центр парусного спорта совместно с одноименной спортивной федерацией владеет самой большой территорией в бухте. Причалы рассчитаны на 40–50 яхт, но в ближайшее время стоянка будет реконструирована до 160–180 лодко-мест. В центре сосредоточены почти все парусные яхты Казани. С другой стороны полуострова федерация парусного спорта проводит тренировки и детские регаты. К слову, по словам Тюрина, этот залив — единственный в России, где можно свободно «гонять» на парусах, ведь там нет судового хода.
Известно, что на базе стоят и очень дорогие экземпляры. Например, британская моторная яхта Fairline
«Тимерхан». Владельцы называют свой клуб «водной базой». Изначально она была рассчитана на 200 мест, постороннему человеку попасть туда невозможно. Руководитель базы Станислав Беляев в беседе с «БИЗНЕС Online» сообщил, что сейчас свободных мест на базе нет и это клуб закрытого типа. Ежемесячная стоимость аренды места здесь составляет от 350 рублей за каждый погонный метр судна. Яхты (а их в «Тимерхане» около 60) скрыты от посторонних глаз ангарами и гаражами. Там, по нашим данным, держат свои суда большинство татарстанских VIP’ов. В основном это прогулочные моторные яхты. Известно, что на базе стоят и очень дорогие экземпляры. Например, британская моторная яхта Fairline. Новенькое судно стоит от 575 тыс. фунтов стерлингов (или примерно 44,5 млн рублей). Судно зарегистрировано в Самарской области на частное лицо.
Проект А-145 «Ак Барс» — 35-метровое моторное судно, рассчитанное на «дорогих» гостей нашей республики. До санкций оно стоило примерно $9 миллионов
Наши источники говорят: «Чем выше рангом татарский чиновник, тем проще у него судно. Обычно это небольшие моторные яхточки и катера. А вот когда наш чиновник „пониже“, то тут уже и раскрываются „понты“», — рассказывают нам собеседники из отрасли. Не спрятано на базе «Тимерхана» лишь два судна — переделанный теплоход «Активист» на базе «Омика» и проект А-145, подаренный «Ак Барс Холдингу» Зеленодольским судостроительным заводом, который, кстати, в этот холдинг и входит. Проект А-145 «Ак Барс» — 35-метровое моторное судно, рассчитанное на «дорогих» гостей нашей республики. До санкций оно стоило примерно $9 миллионов. Сейчас его каждый день отмывают от пыли и разводов (мало ли кто приедет). Это своего рода визитная карточка водной базы. Но наши источники отмечают, что на Волгу А-145 выходит редко. За последние годы завсегдатаев Локомотива на открытой воде видели лишь пару раз. Вместе с тем капитан этого судна непростой. По слухам, главный на борту — Роман Лизалин, награжденный орденом Мужества бывший капитан теплохода «Арабелла». В 2011 году он первый добрался до места крушения «Булгарии», приказал спустить шлюпки и спас 79 человек.
Теплоход «Активист», по данным «БИЗНЕС Online», ранее принадлежал ООО «Спортивный клуб Тимерхан». Кому 42-метровый теплоход, построенный в 60-х годах, но реконструированный в наше время, принадлежит прямо сейчас — неизвестно
Теплоход «Активист», по данным «БИЗНЕС Online», ранее принадлежал ООО «Спортивный клуб Тимерхан» (Основатель — Иван Егоров, глава холдинговой компании «Ак Барс» и «Усадского спиртзавода»). Однако кому 42-метровый теплоход, построенный в 60-х годах, но реконструированный в наше время, принадлежит прямо сейчас — неизвестно. На базе «Тимерхан» эту информацию не раскрывают. У теплохода на борту есть каюты, души и даже баня-сауна. Стоимость такого судна на рынке скромная — от 1,7 млн рублей. Но в зависимости от модификации ценник на «Омик» возрастает: например, на рынке есть предложение и за 14 млн рублей.
Клуб ТАИФа. Расположен прямо напротив «Тимерхана», для удобства яхтсменов оборудован вертолетной площадкой. Эта территория также закрыта. На открытой воде там стоит лишь пара теплоходов. Среди них «Московский-9», который некогда принадлежал Волжскому пароходству. Вскоре он был переделан в прогулочный теплоход повышенной комфортности и получил название «Ак Кош» («Белая Птица»). Второе большое судно — длинный двухпалубник, чье название скрыто от посторонних глаз. Остальные яхты и катера спрятаны в 10 белых ангарах.
Аракчино — вторая водная «столица» Казани
Второй центр яхтинга в Казани — район Аракчино. Здесь расположено два яхт-клуба.
Volvo Penta (он же «Венеция»). Клуб открыт в 2014 году, у его истоков стоял — и остается у руля — казанский предприниматель Александр Штыров. При этом за время существования данной площадки уже успели смениться учредители — сейчас ими, по данным сервиса «Контур.Фокус», числятся Александр Шалкевич и Рустем Гайнуллин — владельцы официального дилера КАМАЗа, ООО «Орегон». И, судя по финансовым показателям, для последних «Венеция» — это не просто хобби, а основной заработок. Согласно системе «Контур.Фокус», в прошлом году выручка «Венеции» составила 56,4 млн рублей, а вот чистая прибыль — скромные 20 тыс. рублей.
Как рассказывал «БИЗНЕС Online» в 2014 году Штыров, изначально клуб был рассчитан на 35 судов. Сейчас в «Венеции» пришвартовано порядка 20 моторных яхт. Здесь стоит North Silver, цена которой начинается от 13 тыс. евро. Активно выходит на воду Faserind Evolution 41, цена которой — от 10 млн рублей. В бухте стоит Quicksilver 855 за $100 тыс. и ряд других дорогих моторных яхт.
Территория яхт-клуба «Аракчино» закрытая, частная. Имена клиентов и наименования яхт там не раскрывают, но повторяются, что очень много местных жителей ставит здесь свои лодки
«Аракчино». Еще один яхт-клуб расположен в нескольких сотнях метров от «Венеции». Здесь стоит теплоход «Радуга», который, по некоторым данным, принадлежит Казанскому вертолетному заводу, в остальном это яхты местных жителей. Согласно системе «Контур.Фокус», на конец 2021 года выручка ООО «Яхт-клуб Аракчино» составила 17,1 млн, а чистая прибыль — 9,1 миллиона. Учредителей трое: бывший депутат Казгордумы, владелец обанкротившейся строительной компании «Баско» Валерий Калмыков, а также Лидия Александрова и Анжела Сергеева. Директор — Андрей Полубарьев, который входит в состав учредителей турфирмы «Водные просторы». Калмыков, судя по базе «Контур.Фокус», помимо яхт-клуба продолжает заниматься строительством, а Сергеева входит в состав учредителей ремонтной фирмы «Волгасудремонт».
Теплоход «Радуга», который, по некоторым данным, принадлежит Казанскому вертолетному заводу
Территория яхт-клуба закрытая, частная, как сказал нам охранник. Имена клиентов и наименования яхт там не раскрывают, но повторяются, что очень много местных жителей ставит здесь свои лодки. У «Аракчино» есть как водная стоянка, так и место для зимовки яхт. Ценник за стоянку средний по городу — порядка 8–10 тыс. рублей в месяц за яхт-место.
Все остальное в Казани, по словам наших собеседников, — небольшие стояночки, которые выживают за счет сдачи «парковочных» мест в аренду.
Лица движения: кто на капитанском мостике
Теперь о тех, кто стоит у штурвала казанского яхтинга. По сути, здесь представлены все категории республиканской элиты — и крупные чиновники, и бизнесмены, в том числе те, кто делает деньги именно на яхтах, и профессиональные яхтсмены с регалиями, и влиятельные любители. Мы представляем список, так сказать, капитанов первого ранга водного мира Казани.
Олег Тюрин основатель центра парусного спорта и водного туризмаРодился в 1956 году в Шемордане, но позже его семья переехала в Казань. После службы в армии познакомился с морем. Был молодым матросом на крупном мурманском рыболовецком судне. С тех пор Тюрин посвятил жизнь воде. Долгое время был директором спорткомплекса ФСК «Локомотив» казанского отделения Горьковской железной дороги. На полуострове, как говорят коллеги Тюрина, он провел практически всю жизнь, буквально своими руками возводя причалы для катеров и яхт. К 40 годам стал первым россиянином, совершившим кругосветное путешествие на деревянной парусной яхте. Сейчас Тюрин «командует» центром парусных видов спорта и водного туризма и старается развивать любовь горожан к парусам. Именно он содержит единственную доступную для людей водную базу в бухте Локомотива.
Альберт Садыков президент федерации парусного спорта РТ, вице-президент всероссийской федерации парусного спортаНынешний президент федерации парусного спорта Альберт Садыков — фактический организатор всех соревнований, регат и различных мероприятий республики. Причем он двигатель не только татарстанского яхтинга, но и всероссийского. Садыков положил начало возрождению советской школы парусного спорта, которая в Казани была практически убита. Возрождает ее с самых низов, в том числе курирует детский парусный спорт. «Мы стараемся достучаться до людей, рассказать, что это все существует. Даже многие яхтсмены не знают, что у нас есть парусный спорт», — говорит сам Садыков.
Алмаз Алеев капитан океанического плаванияАлеев — бывший летчик гражданской авиации, который большую часть жизни посвятил яхтингу. В 2021 году он вернулся из своего первого кругосветного путешествия, которое совершил на парусной яхте. В пути он пробыл 9 месяцев, проходя его под знаменем 100-летия ТАССР. За это время его команда побывала в самых удаленных уголках планеты. Алеев — второй в истории татарстанец, преодолевший 45 тыс. км по воде. Сейчас он один из главных популяризаторов парусного спорта в республике.
Борис Зайцев заслуженный тренер РТЗайцевы — целая династия казанских яхтсменов, которая образовалась в Казани еще до Первой мировой войны. После нее за штурвал взялся дед Бориса Германовича, Глеб Зайцев, а семейную традицию продолжил уже Герман, основав парусную секцию.
Борис Зайцев — уже четвертой представитель династии. Ныне он заслуженный тренер Республики Татарстан по парусному спорту, за время работы поднял спорт на профессиональный уровень, подготовив двух чемпионов России. Его всегда можно встретить на Локомотиве, это человек, живущий парусами.
Альберт Каримов заместитель министра промышленности и торговли РоссииБывший министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов, перешедший на федеральный уровень, еще и председатель попечительского совета парусной федерации РТ. И эту полуформальную должность он занимает не для галочки, заявляют наши эксперты. Каримов часто появляется на соревнованиях, заходит в гости в яхт-клубы. Да и сам очень любит прокатиться по Волге. «Остались без генерала», — с грустью говорят наши эксперты, говоря о назначении Каримова замминистра промышленности и торговли России.
И это только самые известные представители казанского яхтинга. По словам наших собеседников, активно это увлечение поддерживает и директор технопарка «Идея» Олег Ибрагимов. Как рассказывают нам источники, он сам выходит на воду, занимается парусным спортом. Выходец из Татарстана, советник заместителя председателя Центробанка Эдуард Салахов прививает сотрудникам Банка России любовь к яхтам. «Он взял на себя ответственность, что будет развивать это движение. Ведь сотрудники, кроме банка, на работе ничего не видят», — говорят нам источники. Самым первым человеком в республике, прививавшим татарстанцам любовь к яхтам, стал гендиректор «Радиоприбора» Юнер Емалетдинов. В советские годы именно он не раз выступал на тему того, что рядом с нами вода, которую мало используют для отдыха и спорта. «Он первый в республике начал приобретать детские спортивные яхты. Ему Фикрят Табеев (руководитель ТАССР в 1960–1979 годах — прим. ред.) говорил, мол у нас много видов спорта, зачем еще яхты? А он отвечал: „Как это зачем?! Это же красиво!“» — рассказывает Тюрин.
Одними из самых заядлых любителей парусного движения были и остаются члены семьи Хайруллиных, говорят наши спикеры. У компании «Эдельвейс» долгое время была одноименная парусная крейсерская яхта модели Bavaria Cruiser 46. Капитаном этого судна был упомянутый выше Тюрин. В беседе с нашим корреспондентом он вспоминал, как Айрат Хайруллин встал на борт парусного судна: «У них были большие катера. Я Айрату Назиповичу тогда сказал, что нужен ветер. Катер — это же бензоящик, гонять на скорости можно и на мотоциклах. На воде нужен отдых, и я его уговорил купить небольшую яхту — „Баварию“. Я говорил, что мы, яхтсмены, смотрим на вас, катерников, как альпинисты на садоводов. И это его подстегнуло», — вспоминает капитан. Хайруллин путешествовал много, проходя и через Гибралтар, Италию, Францию, Хорватию, Марокко. Парусную яхту наследника трагически погибшего в авиакатастрофе Хайруллина продали осенью прошлого года, пригнав ее из Салоник.
На территории центра парусного спорта на Локомотиве красуется парусный катамаран «Шаман»
На чем ходят татарстанские VIP'ы?
По неофициальной, но общепринятой в сообществе версии, самой крупной моторной яхтой в Татарстане считается 47-метровая «Адита» Фаила Шарифуллина, владельца «Татэлектромаша». Его судно было переделано из теплохода «Ом» и приобретено несколько лет назад за $150 тысяч. Кроме того, по словам источников нашей газеты, импортная лодка марки Princess есть у влиятельной семьи Миннахметовых. Princess — престижный британский производитель, собирающий суда размерами примерно до 20 метров. По слухам, обошлась она в $1 млн, а сейчас стоимость такой яхты колеблется от $2 миллионов до $5 миллионов. При этом те же британские Princess значительно меньших размеров могут стоить значительно больше «Адиты» Шарифуллина.
На территории центра парусного спорта на Локомотиве красуется парусный катамаран «Шаман». Он, судя по открытым данным, предназначен для туристических путешествий компании ООО «Паруса» бизнесмена Вячеслава Егорова. Это вообще уникальное судно, которое начало собираться в далеких нулевых в Тольятти, но затем было пересобрано и доставлено в Казань. В 2014 году яхта снялась в сериале «Девушка средних лет». «Морские эпизоды», кстати, снимались на Каме. 12-метровый катамаран в данный момент является самым большим и вместительным (до 12 человек) прогулочным парусным судном в Казани. Его стоимость оценить сложно, т. к. он собирался долгие годы несколькими мастерами. Но аналоги «Шамана» достигают цены в 400 тыс. евро. На катамаранах такого класса нередко выходят в кругосветку.
До недавних пор российские любители яхтинга, включая татарстанцев, прилетали в отпуск в Грецию, Испанию, Италию и особенно Турцию, там брали в аренду яхту, катались и снова улетали домой. Сейчас для наших граждан остаются доступны свои или арендованные яхты, которые припаркованы в маринах Турции. В эту тихую гавань, свободную от санкций, принялись перегонять свои мегаяхты (по сути, это океанские лайнеры) и некоторые российские олигархи, за чьими судами Запад развернул охоту по всему мировому океану. К примеру, спасая от ареста свои плавучие виллы, Роман Абрамович перегнал в Турцию две яхты. 160-метровая Eclipse стоимостью $700 млн пришвартовалась в Мармарисе. My Solaris с ценником в $600 млн бежала из Черногории в Бодрум.
Однако большинство российских поклонников моторных яхт вынуждены вернуться в родную гавань.
Получить права на управление маломерным судном сопоставимо с обычными водительскими: нужно пройти четырехмесячное обучение, успешно сдать теорию и «город», после чего вам выдадут удостоверение
Кого берут в «капитаны»?
В Казани, судя по объявлениям в интернете, прокатиться на небольшой моторной яхте стоит от 3 тыс. до 5 тыс. рублей за часовую прогулку. Есть и теплоходы. Как правило, их сдают в аренду для речных прогулок и водного туризма. Один из таких (ОСТ-1), как говорят нам наши собеседники, предпочитал находящийся под следствием экс-ректор КФУ Ильшат Гафуров. После его ареста это судно пошло ко дну — символическое совпадение.
Чтобы войти в сообщество яхтсменов, есть несколько путей. Первый — купить «лодку», получить соответствующие права в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) и найти стоянку. Но мест не хватает, признаются наши эксперты. Кстати, получить права на управление маломерным судном сопоставимо с обычными водительскими: нужно пройти четырехмесячное обучение, успешно сдать теорию и «город», после чего вам выдадут удостоверение. Уже после этого вы можете выходить на воду на своем или арендованном судне. Но на моря доступ будет закрыт. «У нас все яхты сертифицированы, есть судовые билеты на борту, которые разрешают плавать в определенной зоне. Это все определяется специальным регистром. Там есть группы по категории сложности. Например, на Волге у нас четвертая группа. А есть нулевая категория — открытое море, океан. Категория сложности — это насколько яхта может удаляться от убежища. Потому есть судовые билеты, только капитан и его помощник имеют право управления океанской яхтой», — рассказывает нам Алеев.
Второй путь — стать профессиональным спортсменом в данном виде. Здесь все намного сложнее. Спортшкола яхтинга в Казани одна — «Авиатор» на том же Локомотиве. Сейчас это не полноценная парусная школа, а отделение спортивного учреждения. Тем не менее обучиться парусному делу может любой, неважно, сколько человеку лет. Чтобы стать профессиональным спортсменом, конечно, нужно заниматься этим с детства.
Детей в парусный спорт обычно отдают родители, которые раньше сами занимались яхтингом. Но нередко встречаются и те, кто увидел регату и чей ребенок буквально «загорелся» парусами
В распоряжении у детей есть флот лодок, куда входит три класса яхт: «Оптимист», «Луч» и «Двойка». На сегодняшний день там занимаются 50 детей.
«Это не стадион, здесь не сидят зрители вокруг. Это нечасто показывают по телевизору. Это полузакрытый спорт. Даже полуостров Локомотив хоть и находится в центре, но мало кто нас видит», — рассказывает заслуженный тренер РТ по парусному спорту Борис Зайцев.
На данный момент школа базовая: яхты есть, но сама инфраструктура пока минимальна. Есть, например, вагончик, где переодеваются дети. Есть контейнер, где хранятся паруса. В общем-то, все. «Если ребенка приводят, то он должен приобрести лишь форму: гидрокостюм, перчатки. Некоторые покупают свои гоночные яхты и паруса», — рассказывает тренер. Яхта «Оптимист» стоит 200–250 тыс. рублей. Парус на нее — порядка 25 тысяч.
По словам Зайцева, детей в парусный спорт обычно отдают родители, которые раньше сами занимались яхтингом. Но нередко встречаются и те, кто увидел регату и чей ребенок буквально «загорелся» парусами. Но, приводя детей на базу, порой из-за условий люди буквально разворачиваются. «Проблема номер один — нет базы для детей. У нас существует отделение парусного спорта, когда в других городах уже есть специализированные парусные школы, которые выпускают сотни детей. На Локомотиве у детей холодный вагончик, их родители видят условия, там сырость, холод. И уходят. Условий просто нет», — рассказал нам Алеев.
Главный в Татарстане ивент в мире парусов — ежегодная всероссийская регата «Камское море», проходящая на лаишевских берегах
Где собираются и соревнуются?
Главный в Татарстане ивент в мире парусов — ежегодная всероссийская регата «Камское море», проходящая на лаишевских берегах. Турниры организованы на территории одноименного пляжа и в акватории Куйбышевского водохранилища. Регата проходит уже второй десяток лет, собирает она под три сотни спортсменов из десятков городов России. В соревнованиях принимают участие спортсмены различных классов. Регата считается одной из самых престижных в России.
Второе по значимости событие — чемпионат РТ среди крейсерских яхт. В нем принимают участие порядка 20 так называемых яхт-четверок, где в экипаж входят четыре спортсмена. Ежегодно на Волгу выходят 100 спортсменов, чтобы побороться за кубок Татарстана по парусному спорту. Здесь уже нет детей, все по-взрослому, на больших яхтах и высоких скоростях. Статус соревнований — межрегиональный, т. е. за звание чемпиона РТ могут побороться представители других регионов страны.
Еще одно важное событие — этап Кубка Волги. В этом году в Казани он завершился 5 мая. Соревнования собрали 24 спортсмена из Поволжья. Позже этапы Кубка Волги должны пройти в Нижнем Новгороде и Саратове, где и определится победитель. Участие в двухдневной регате приняли представители Нижнего Новгорода, Саратова, Набережных Челнов и Казани.
Подержанный Bayliner обойдется примерно в пару миллионов рублей
Сколько стоит заиметь и содержать свою яхту?
Парусные яхты владельцы стараются обслуживать и содержать своими силами. Основная плата — стоянка, которая в среднем стоит 1 тыс. рублей за погонный метр в месяц. Т. е. ширина лодки не учитывается, берется только ее длина. Если у вас 6-метровое судно, то в месяц вы будете платить 6 тыс. рублей. Чем длиннее судно, тем дороже. В среднем в Казани на Локомотиве стоят судна 6–10 м в длину. Зимой ценник ниже — скидка примерно от 30% до 50%. Яхты содержатся на воде, на зиму их вытаскивают на берег, т. к. лед может навредить судну. Там же проходит и техобслуживание, и мелкие ремонты.
Но, конечно, самое дорогое — само судно. Например, яхта Алеева, на которой он обошел весь мир, обошлась ему в 100 тыс. евро. Еще 20 тыс. евро понадобилось на провиант и расходные материалы в путешествие. Самые недорогие яхты — немецкие, те же «Баварии». Подороже — английские, финские и норвежские суда. В Казани сейчас также выпускают большие катера — «Вельветы». «Спрос, тем более сейчас, большой. Казанцы взяли иностранную „матрицу“ и стали выпускать свои», — говорит Тюрин.
Парусные яхты, стоящие в бухте полуострова Локомотив, разнообразны. Есть польские образцы, чьи цены начинаются от 10 тыс. евро.
Новые крейсерские яхты, собранные в Европе, судя по открытым данным, обойдутся будущему яхтсмену дорого — от 100 тыс. евро до 2,5 млн евро. Суда российского производства куда дешевле, например, Custom Antares, продающийся в Крыму, ни разу не спускавшийся на море, стоит 6,4 млн рублей. Самая дешевая «кастомная» парусная яхта обойдется примерно в 2–2,5 млн рублей.
С учетом сложившейся ситуации приобрести новую импортную яхту сейчас практически невозможно. Зато на рынок выходят яхты с пробегом. Их ценник довольно серьезно варьируется в зависимости от состояния и даты постройки судна. В Казани минимальная цена — 380 тыс. рублей за пластиковую прогулочную парусную яхту. Максимальный ценник на подержанные парусные суда достигает полутора миллионов евро. Однако эти судна стоят в морях, и вопрос логистики в наше время может поставить будущего владельца в тупик.
Содержать моторную яхту куда дороже. «Парусные лодки не покупают богатые, это больше романтики. А вот моторные яхты практичнее. Считается, что нужны они в основном для передвижения. Но есть и исключения. Например, многие выезжают в акваторию, бросают якорь, попьянствуют немного и обратно. Потому что хоть и богатые люди, а расход топлива на прогулку на моторе — 100 литров в час, это и для них уже чувствительно», — рассказывают нам яхтсмены. В основном парусные яхты ремонтируют сами их владельцы на лодочных станциях. Яхтсмены сравнивают этот процесс с «копанием» в гараже. «Есть такая категория людей — это те, кто любит на своем судне что-то делать, ремонтировать, это же процесс, это как штабик — ты спрятался в своем штабике. Многие даже на воду не выходят. Есть же гаражная популяция у мужчин, вот то же самое: спрятался, что-то чистишь, что-то переливаешь. Мы замечали, что в разных морских маринах люди приезжают целыми семьями, загружаются на яхту, пьют там чай, поют, гуляют, потом собираются и уезжают. Даже в море не выходят», — рассказывают нам опытные яхтсмены.
На обслуживание «моторки» может уйти до 10% от ее стоимости в год. Если моторная яхта стоит $1 млн, то на расход надо закладывать $100 тыс. в год. Это заправка, обслуживание, сервисные сборы, портовые сборы, капитан.
Обеспеченные яхтсмены и «моторники» часто прибегают к услугам личного капитана, который ухаживает за судном. К примеру, некоторые татарстанские чиновники и бизнесмены, имен которых наши собеседники не раскрывают, платили шкиперам порядка 100 евро в день, если судно содержалось на море. Что на Волге? Наши источники рассказывают, что на обычном частном теплоходе типа «Омика» в экипаж, как правило, входят два-три человека: капитан, механик и матрос. Самую большую зарплату, разумеется, получает капитан. Причем максимальный ценник — 38 тыс. рублей в месяц, при условии, что работать надо и летом, и зимой. Матрос получает куда меньше, в районе 20–25 тыс. рублей. Однако зарплаты капитанов больших яхт в Казани могут достигать сотни тысяч рублей, говорят нам источники, близкие к сфере. Капитаны маломерных судов менее обеспечены. К примеру, три недели назад в сети появилось объявление, что ПАО «Казаньоргсинтез» ищет капитана такого судна. График работы с 8:00 до 17:00 с понедельника по пятницу. При этом нужно быть всегда готовым к выезду. За это капитану предлагают скромные 20 тыс. рублей.
Примерно то же самое с обычными рядовыми выходами на воду. Как правило, на каждой спортивной лодке есть недобор экипажа. В Казани много людей, в свое время занимавшихся парусным спортом. Со временем они задумываются о покупке небольшой спортивной парусной яхты. «А их купить можно за 100–150 тысяч рублей. Весь мир отказывается от владения, потому что это дорого. Проще арендовать. У нас стоят спортивные лодки, можно заплатить 2,5 тысячи рублей за тренировку, покатался, вернул обратно. Ее не надо содержать, поднимать на зиму, шкурить. Два года назад мы приняли решение, что необходимо приобрести спортивные лодки, чтобы любой мог прийти потренироваться. Мы постараемся достучаться до людей, рассказать, что это все существует. Даже многие яхтсмены не знают, что у нас есть парусный спорт», — добавил Садыков.
В сети ценники на прогулочные яхты серьезно варьируются. Входной билет в этот клуб начинается с пары миллионов рублей. Например, во столько обойдется подержанный Bayliner. А вот цена на новую Merry Fisher достигает 100 тыс. евро. В среднем же обычные речные прогулочные моторные яхты, находящиеся на казанских стоянках, стоят от 3 млн до 8 млн рублей.
В федерации парусного спорта РТ при этом отмечают, что многие из них все же доступны для кармана рядового любителя воды. Главное, знать, для чего. «Есть моторные катера и яхты, по которым внешне ты не скажешь, что это дорогущая моторная лодка. Но она для рыбалки, оборудована специальными моторами. А внешне это „Казанка“. Если „Казанка“ на Avito стоит тысяч 50, то у этой ценник уже с 6 нулями. Как сказать, крутая ли она? Но для рыбалки она идеальна. К сожалению, импортное оборудование сейчас достаточно дорогое. А российского производства лодки слабые. Мы прорабатываем вопросы импортозамещения, но если говорить о тех лодках, на которых ходят „первые номера“, то самая маленькая из них стоит от 750 тысяч рублей», — рассуждает Садыков.
Новую яхту Evolution 41 можно заказать и купить только без двигателя. Т. е. просто корпус с начинкой, который дальше стоянки не уйдет
Сколько стоит яхта made in Kazan?
В Казани есть свой завод по производству моторных яхт и катеров — это Velvette Marine, созданный в 2007 году казанским бизнесменом и ресторатором Михаилом Клопоухом. В 2018-м он продал бизнес, т. к. не смог совмещать несколько проектов. Покупателями стали Сергей Данилов и Руслан Халилов, владельцы компании «Капитал-Строй», близкой к империи ТАИФа.
Территориально завод расположен в Набережных Морквашах в Верхнеуслонском районе. Там вручную собирают как 7-метровые, так и 12-метровые моторные яхты. Завод испытывает санкционные трудности. Во-первых, сильно подскочили цены на комплектующие. Во-вторых, двигатели для яхт и катеров в России не производят, раньше их закупали за границей, а сейчас на этом поставлен крест: например, новую яхту Evolution 41 можно заказать и купить только без двигателя. Т. е. просто корпус с начинкой, который дальше стоянки не уйдет. Но и на это придется раскошелиться: только корпус с небольшими «допами» обойдется в 19 млн рублей. Двигатель обычно на таких яхтах производства Volvo Penta, но шведская фирма покинула российский рынок, а привезти такой движок из-за бугра сегодня практически невозможно. До всех санкций он стоил порядка 6 млн рублей, сейчас же его цена выросла вдвое.
Сборка 12-местной Evolution 41 занимает 5 месяцев. Однако из-за очереди (сейчас завод собирает два таких судна) ждать придется до конца 2023 года. К тому времени, кстати, может, и «движки» появятся на нашем рынке. Почему так долго ждать? Вопрос в габаритах. 12-метровое судно собирается вручную, в ангаре завода просто не хватит места строить одновременно две или три огромных яхты. Оттого и очередь. Что касается «допов», то самые дорогие — дизельный генератор (1,2 млн рублей), бортовой компьютер (около 500 тыс. рублей), радар (243 тыс. рублей). Пустой кузов в минимальной комплектации обойдется в 15 млн рублей, а со всеми опциями — примерно 25 миллионов. Это, повторимся, не считая стоимости двигателя.
С катерами, которые, за исключением каюты, ничем не уступают моторным яхтам, дела проще. Под ключ катер с подвесным мотором Yamaha можно получить спустя месяц после оформления заказа. Но есть одно но, которое опять связано с двигателем. Yamaha тоже покинула российский рынок. Выход при этом есть — японские двигатели закупают в Дубае, но вдвое дороже. 200-сильный «движок» ранее обходился владельцу примерно в 1,3 млн рублей. Сейчас его стоимость достигает 2,9 миллиона. И это не считая стоимости самого катера.
Самые ходовые модели — это Velvette 24 Euphoria и CABIN 23. Первая — 8-местный «кабриолет», в яхте есть каюта на три-четыре спальных места, гальюн, палуба и еще пара открытых площадок. Стоимость без сверхопций — 3,5 млн рублей. К этому мы добавляем стоимость двигателя и на выходе тратим уже 6,4 миллиона. Далее нам наверняка нужны опции. Самое дорогое — бортовой компьютер за полмиллиона. Далее аудиопакет на 8 колонок — 250 тыс. рублей, холодильник за 120 тыс., тиковое покрытие на нос, чтобы гулять по нему было приятнее, — 140 тысяч. Это уже плюс 1 миллион. Итого получаете моторную яхту, отдав за нее 7,5 млн рублей. CABIN 23 с закрытой кабиной и крышей стоит на 300 тыс. дороже. Опции те же, т. е. за нее нужно отдать 7,8 млн рублей.
Купив катер, его можно забрать на прицепе, водителя подберет продавец. А вот с моторной яхтой вопрос обстоит хуже. На простом прицепе ее доставить невозможно, нужно согласовывать дорогу с ГИБДД, находить спецтранспорт. Яхту обычно спускают на воду прямо около Набережных Моркваш. Цена логистического вопроса — 280 тыс. рублей. Катер также могут спустить на воду, но всего за 25 тыс. рублей.
Что касается страховки — это вопрос индивидуальный. Страхует свое судно каждый самостоятельно, если на это есть необходимость. Гарантия бесплатная — 36 месяцев на кузов. На опции гарантия зависит от производителя.
Туристические маршруты на яхтах и катерах совпадают с навигацией пароходов. Два главных направления — остров-град Свияжск и Болгар
Главные маршруты
Куда идти из порта под названием «Казань»? Во-первых, туристические маршруты на яхтах и катерах совпадают с навигацией пароходов. Два главных направления — остров-град Свияжск и Болгар. По пути можно делать остановки на живописных берегах. «Там все связано с религиозным и историческим смыслом. Если посмотреть на викингов, которые ходили на Константинополь нашими волжскими путями, то это просто потрясающе, в том числе по красоте», — рассказывает бывший президент федерации парусного спорта РТ Юрий Бродниковский.
Во-вторых, существует частная навигация: собственник яхты или катера сам выбирает, куда идти. К примеру, многие любители путешествий на воде предпочитают Тетюшские или Свияжские острова. На первые любит ходить очень много VIP’ов, в том числе федерального уровня. «Ходить по Волге у нас очень интересно. Мы много ходили с женой на парусной лодке, жили на островах, там прекрасно. Какие острова? Какой понравится, к какому острову можно подойти, остановиться. На лодке у тебя есть много всякого хлама, включая баню походную. Или всякие плитки, котелки… Мы коллективом уезжали на 2–3 недели на Тетюшские острова», — добавляет Бродниковский.
Но есть одно но. В Татарстане на Волге в туристических центрах практически негде пришвартовать маломерное судно. В том же Болгаре находится государственный причал, куда попросту не пустят частную яхточку или катер. И так по всей Волге. «Ходят в основном в радиусе 400–800 километров. Это Ульяновск, Тольятти, Самара. Потом ходят на Чебоксары и Нижний Новгород. Некоторые ходят до Питера. Направления такие. А тут нет яхт-клубов опять же. В Свияжске негде поставить судно. У нас, к сожалению, такое практически везде. В Болгар у нас тоже популярно ходят, но там ты просто не встанешь. Очень трудно и сложно. Людей мучают искусственно. Если человек купит лодочку, то попутешествовать он просто не сможет. Люди продают лодки, потому что здесь на них делать нечего», — рассказывает Когданин.
Юрий Бродниковский (справа): «Если посмотреть на викингов, которые ходили на Константинополь нашими волжскими путями, то это просто потрясающе, в том числе по красоте»
Некоторые курсируют вдоль берегов нашей республики, не заходя дальше 100 километров. Но здесь есть одна проблема: глубина. После создания Куйбышевского водохранилища многие села были затоплены. Среди яхтсменов популярна история, когда один из парусников зацепился дном о вершину затопленной церкви, «оформив» себе нехилую пробоину. Также есть места, где глубина у берега Волги не превышает метра-полутора.
«У нас много желающих иметь лодки, заниматься. Но есть ограничения, на которые обращал внимание еще президент Татарстана Рустам Минниханов. В 2006 году было постановление кабмина РТ, что необходимо развивать инфраструктуру маломерного флота. Сейчас мы развиваем туристическую инфраструктуру. Но отсутствие такого большого движения, как, например, в Самаре, Тольятти, большого количества маломерного флота… У нас это сдерживается, потому что у нас нет яхт-клубов, нет заправок. Если бы было больше мест, где лодка могла бы спрятаться от дождя, например, то этого было бы достаточно. Если это появится через каждые 20 километров, то это будет прекрасно», — рассуждает президент федерации парусного спорта РТ Садыков.
«Когда город украшен мачтами — это намного красивее, чем катера. Да и когда они ходят по Волге, то привлекают внимание. Планируется создать все условия для водного туризма»
Тренды: по какому курсу движемся
Куда движется «водная Казань»? Наши собеседники отмечают, что именно сейчас движение должно развиваться семимильными шагами. А как иначе? Волгу ждет возвращение «европейцев», уверены эксперты. На это повлияла геополитическая обстановка в мире, после которой для россиян оказались закрыты почти все европейские страны. Если раньше желающие путешествовать арендовали катера и яхты, отправляясь на них в Испанию или Хорватию, то сейчас эти маршруты закрыты, и наши люди все больше вспоминают о Волге, говорят нам эксперты.
«В яхт-клубе установили новые швартовочные сооружения. Туристы активно тянутся на Волгу, на водный туризм», — рассказывает Тюрин. Также «водное движение» РТ сейчас пытается увеличить количество парусных яхт, которые будут путешествовать по Волге. «Когда город украшен мачтами — это намного красивее, чем катера. Да и когда они ходят по Волге, то привлекают внимание. Планируется создать все условия для водного туризма», — добавляет Тюрин.
Более того, яхтсмены держат в голове маршрут, который им навеяла сама история. Это так называемая «ленинская кругосветка» — маршрут по Волге, по которой в конце XIX века ходил вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Еще маршрут известен как «жигулевская кругосветка».
«Аккуратно разговариваем с географическим сообществом, чтобы воплотить эту идею. „Ленинская кругосветка“ чем интересна? Здесь ты садишься и идешь по течению до Ульяновска, потом перебрасывается лодка на Свиягу, и опять по течению до Волги. В плане популяризации это хорошо сработает», — говорят Алеев и Бродниковский.
Не забыта мысль о совершенствовании полуострова Локомотив. Давно обсуждаемый проект создания волжской набережной от речпорта до Кировской дамбы должен был обновиться к 2023 году. В планах — причалы на 200 судов. Об этом всерьез заговорили еще в 2019-м, когда была представлена концепция нового «рая» для яхтсменов. Но после этот проект затормозил. Однако сейчас настроения у яхтсменов и владельцев катеров позитивные. Вернувшись из чужих морей на Волгу, казанские «судоводы» будут заинтересованы в развитии яхт-клуба как никогда. Ведь это в первую очередь нужно им самим.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.