Глубокий смысл выступления на ПМЭФ Владимира Путина, мощными мазками обрисовавшего стратегию развития России, резко разошелся с настроем участников форума, которые даже не пытались сделать вид, будто собираются придумать нечто соответствующее радикально изменившейся ситуации в стране и мире. Сердцем компрадорская российская элита все еще с Западом, констатирует Павел Spydell Рябов. Правильно, что ее принудительно национализируют через арест иностранных счетов и недвижимости, иначе эти люди никогда не станут работать в интересах страны.
Глубокий смысл выступления на ПМЭФ Владимира Путина, мощными мазками обрисовавшего стратегию развития России, резко разошелся с настроем участников форума
Шесть ключевых принципов, на которых будет базироваться развитие России в ближайшей перспективе
Очень странно, что СМИ упустили такой важный аспект в послании Президента, т.к эти тезисы формирует концепцию ключевых направлений, которые видят верхние эшелоны власти в России. Выступление большое, поэтому я выделю самое важное.
Первый принцип — открытость. Железный занавес исключен. Наращивать экономическое сотрудничество между странами, в том числе с Западом. Россия намерена наращивать научное, технологическое, культурное, гуманитарное и спортивное сотрудничество на принципах равноправия и уважения партнёров.
Государство будет способствовать наращиванию внешнеторговых связей через налаживание логистических, кооперационных связей, транспортных коридоров и платежной инфраструктуры через нацвалюту.
Второй принцип — опора на предпринимательские свободы. Это принцип базируется на либерализации УК РФ, налогового кодекса, снижения административных проверок и бюрократии.
Снижение административной нагрузки, мораторий на плановые и внеплановые проверки бизнеса. Убрать размытые нормы налогового законодательства в части экономических составов преступлений. Сокращение срока давности по налоговым преступлениям, декриминализация целого ряда экономических преступлений, повышение порога преступления по неуплате таможенных и других платежей, продление сроков предварительного следствия.
Третий принцип — это ответственная и сбалансированная макроэкономическая политика.
Это предполагает жесткую фискальную и монетарную политику! Поручение правительству по подготовке нового бюджетного правила, что должно обеспечить предсказуемость бюджетной политики, создать условия для максимального использования внешнеэкономической конъюнктуры.
Четвертый принцип — социальная справедливость. Здесь все понятно: сокращение неравенства, борьба с бедностью, индексация социальных пособий и пенсий, повышение доходов, борьба с негативными тенденциями в демографии и так далее.
Снижение уровня бедности является главным показателем эффективности работы органов власти и государства в целом. Причём ощутимых результатов здесь, несмотря на все объективные трудности, необходимо добиваться уже в текущем году, и такая задача перед Правительством поставлена.
Индексация пенсий, МРОТ и прожиточного минимума на 10%. Льготная ставка по ипотеке снижена с 9% до 7%. 12 миллионов рублей для Москвы и Петербурга и шесть миллионов рублей — для остальных субъектов Федерации.
Пятый принцип — опережающее развитие инфраструктуры.
Ремонт автодорог в течение 5 лет, модернизация ЖКХ (40% сетей подлежат замене и ежегодно ветшает 3% сетей при замене новыми темпами 2%). Развитие комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях — 20 млрд на 2023–2024 гг. Обновление городов Дальнего Востока. Комплексное обустройство и развитие сельских территорий. Поддержка Байкала, развитие чистых зеленых технологий.
Шестой принцип — достижение настоящего технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов.
Поддержка бизнеса
- Инфраструктурные бюджетные кредиты. Они выдаются на 15 лет по ставке 3%.
- Промышленная ипотека. Речь идёт о льготных долгосрочных кредитах по ставке 5%.
- Акцент в поддержке деловой активности должен смещаться от мер бюджетного стимулирования к механизмам рыночного банковского кредитования.
- Бизнес практически во всех отраслях получил право на отсрочку по страховым взносам за второй квартал текущего года. При этом производственные предприятия имеют более широкие возможности — они смогут воспользоваться отсрочкой и в третьем квартале.
- Проектное финансирование через ВЭБ на деньги из ФНБ на 120 млрд руб.
- Долгосрочные договора крупных компаний и государства с МСП для поддержания спроса на продукцию.
Развитие промышленных кластеров
Что здесь может быть принято?
- Первое — финансирование. Проекты, запускаемые в таких кластерах, должны получить долгосрочный доступный кредитный ресурс сроком до десяти лет и по ставке не более 7% в рублях.
- Второе — налогообложение. В кластерах нужно обеспечить низкий уровень условно постоянных налогов, в том числе страховых взносов.
- Третье — это поддержка производства на стартовой, ранней стадии, формирование пакета заказов, в том числе предоставление субсидий на покупку готовой продукции таких предприятий.
- Четвёртое — упрощённое администрирование, включая минимум либо полное отсутствие проверок, а также работа предприятий в режиме комфортного и необременительного налогового и таможенного мониторинга.
- Пятое — создать механизмы гарантированного долгосрочного спроса на новую инновационную продукцию, которая только выходит на рынок. Такой льготный режим и соответствующие промышленные кластеры должны заработать уже с 1 января 2023 года.
Во всем этом не хватает главного — а именно, компенсации дефицита доверия бизнеса в условиях запредельной макроэкономической и геополитической неопределенности.
Бизнес не может производить инвестиции в условиях отсутствия понимания вектора направленности государственной политики и каких-либо приближенных к реальности расчетов среднесрочных и долгосрочных издержек.
Все быстро меняется — стоимость фондирования, логистические связи, методы расчетов, гарантии безопасности активов, исполнение обязательств между контрагентами. Сейчас работают иностранные контрагенты, завтра уже нет. Сейчас заключают контракты, завтра откажутся работать и так далее. Композиция факторов риска становится неприемлемой.
Отсюда невозможно просчитать рентабельность проекта, сроки окупаемости, следовательно невозможно планировать бизнес операции. Дефицит доверия и туманные перспективы блокируют инвестиции.
Именно поэтому я говорил о росте участия государства в экономике. Бизнес связан обязательствами перед кредиторами, акционерами, контрагентами — это накладывает массу ограничений на пространство маневров. Бизнес в своей основе имеет узкий и крайне ограниченный горизонт планирования, только если это не мега-корпорации с доходами десятки миллиардов долларов.
Трансформация, структурный переход экономики как раз предполагает рост неопределенности, т. е. прежние связи обрываются и прежние концепции перестают работать. Эффективность работы бизнеса снижается, т. к. снижается склонность к риску, и как следствие, динамика инвестиций имеет негативную траекторию.
В этих условиях государство должно перехватывать инициативу для компенсации дефицита доверия частного сектора.
Общая тональность ПМЭФ
Полная неопределенность среди власти и элиты — в режиме нокдауна. Все понимают, что будет больно, имеется огромное количество нерешенных проблем, но мало кто понимает (если вообще кто-либо понимает), что делать и куда двигаться.
Исключительно слабая фактура и предметное целеполагание в контексте нынешних обстоятельств. Буквально несколько конкретных целей, остальное слишком размыто и абстрактно. А те цели, которые объявлены, совершенно не соответствуют стоящим перед страной вызовам. Все свелось к объявлению индексации пенсий и пособий, 10 млрд на обустройство дворов и льготное кредитование, плюс вечная тема про ЖКХ и еще несколько мелочей.
Даже в рамках ежегодных обращений к Федеральному собранию ставится больше заякоренных целей, т. е. с объявлением конкретных параметров (на цифрах) и исполнителей (с именами и госструктурами). Здесь — ничего из конкретики.
Нацпроекты 2012 г. были чрезмерно амбициозными и, следовательно, невыполнимыми. Нацпроекты 2018 г. были сильно укорочены и приближены к реальности, но вновь процент доведенных проектов по 12 направлениям оказался очень мал. Хотя были поставлены цели и задачи, объявлены исполнители, выделены деньги. Много деклараций о намерениях, но конечный результат слабый. Сначала как бы помешал COVID кризис-2020, теперь геополитический кризис-2022.
Видимо, новый подход заключается в полном абстрагировании от каких-либо конкретных установок. Это странно, приняв во внимание беспрецедентные вызовы, стоящие перед страной.
Ожидался не то что план спасения (хотя он логичен и актуален), а некий трек возможных путей решения проблем, чтобы снять неопределенность с бизнеса и паралич инвестиционной активности. Предполагалось объявление существенных инфраструктурных проектов государства.
На самом деле получили вот такое: жесткая бюджетная и монетарная политика. Никаких прямых или косвенных QE в России не ожидается, ДКП ЦБ РФ будет преимущественно жесткой. Бюджетная политика будет в режиме «затянуть пояса», т. е. рассчитывать на то, что заработали, не заходя в дефицит бюджета. Допускаю, что даже в 2022 г. удастся вывести бюджет в профицит. Бюджетное правило будет реинкарнировано в новой редакции с 2023 года.
Доктрина либеральной экономики останется — все действующие архитекторы на местах. Акцент в сторону частного бизнеса и свободы предпринимательства. Все это хорошо и правильно в условиях стабильно макроэкономической и геополитической обстановки, но абсолютно не соответствует духу времени сейчас. Восстановление экономики решили отдать бизнесу.
Использование старых инструментов и принципов, подстройка под конъюнктуру. Древний принцип, хорошо отработанный в России, — инерционный подход, т. е. действия в ответ на импульс, а не формирование импульса. Другими словами, возникает проблема — решаем проблемы по мере поступления медленно и методично, без спешки. Превентивных мер не ожидается, как и действий на опережение.
Новой Экономической Политики не ожидается. Ситуативный принцип точечной подстройки; следовательно, не будет ни резких шагов, ни качественных рывков, ни смены курса. Все в рамках прежней парадигмы плюс поправка на обстоятельства. Действуем осторожно, с минимальными рисками, без рывков.
Надежда на снятие санкций, нормализацию отношений. Это не было объявлено прямо, но было объявлено косвенно западным партнерам: если вы вдруг решитесь вернуться, мы вас ждем. Присутствовал дух «comeback», желание вернуть все вспять, назад.
Головой все понимают, что это невозможно, но сердцем многая компрадорская российская элита все еще с Западом. Хорошо, что их принудительно национализируют через арест иностранных счетов и недвижимости, иначе бы они никогда не стали работать в интересах страны.
Противоречивый внешний вектор: отвязка от Запада, чтобы привязаться к Востоку? От одной зависимости перейти к другой? Пока не увидел конкретных намерений развивать внутреннюю экономику. Деклараций и лозунгов много, фактуры мало.
ТГ Spydell_finance
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.