Сегодня вступили в силу поправки в КоАП и УК РФ, которые вводят новую систему наказаний для водителей, севших за руль будучи лишенными водительских удостоверений Сегодня вступили в силу поправки к КоАП и УК РФ, которые вводят новую систему наказаний для водителей, севших за руль, будучи лишенными водительских удостоверений

Закон для «лишенников»-рецидивистов

До вступления в силу поправок наказание для тех, кто садился за руль автомобиля или мотоцикла, предусматривала ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ. Нарушителей ожидал штраф в 30 тыс. рублей, арест до 15 суток или обязательные работы на срок 100–200 часов. Теперь, помимо риска изъятия автомобиля, нарушителей ждет уголовное наказание по ст. 264.3 УК РФ («Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления»). Оно предусмотрено для лиц, которые сели за руль после лишения прав и до этого дважды ранее привлекались к административной ответственности за управление ТС без документов. Также для таких нарушителей установлен штраф от 150 тыс. до 300 тыс. рублей и ужесточенное наказание в виде лишения свободы сроком на год (ранее принудительные или обязательные работы). Сейчас по подобным деяниям вообще отсутствует признак повторности, а многократное их совершение влечет одну и ту же ответственность.

По новому законодательству лишиться прав можно будет за совершение грубого нарушения ПДД — например, за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора либо езду во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Прав можно лишиться также за повторное управление автомобилем без регистрационных знаков либо с видоизмененными, а также поддельными номерами. Лишение прав предусмотрено за нарушение правил проезда железнодорожного переезда, а также непредоставление преимущества автомобилю с мигалкой. Лишение может быть назначено для водителей, которые оставили место ДТП либо причинили вред здоровью в аварии легкой или средней тяжести.

Согласно новым поправкам к законодательству, получить судимость и лишиться не только прав, но и автомобиля может водитель, который: 

  • совершил одно из грубых нарушений (проехал на красный, не уступил дорогу машине со спецсигналом) и получил штраф;
  • совершил в течение года второе грубое нарушение, наказанием за которое может быть лишение прав. Важная деталь — повторное правонарушение, например проезд на красный свет сигнала светофора, должен зафиксировать инспектор ГИБДД. Если «свидетелем» был комплекс фотовидеофиксации, водитель отделается штрафом;
  • совершил в течение года третье грубое нарушение, будучи лишенным прав или подвергнутым соответствующему наказанию;
  • попался на рецидиве — повторном управлении без удостоверения;
  • совершил пятое грубое нарушение.

Куда проще процедура работает в отношении тех, кто выехал на встречку или превысил скорость более чем на 60 км/ч. Водителя сначала накажут за первое нарушение, за повторное лишат прав, а если он попадется в третий раз, его ждет уголовная ответственность с изъятием транспортного средства.

Еще быстрее правосудие вершится в отношении пьяных. После выявления первого вождения в нетрезвом виде (или отказа от освидетельствования) водителя лишают прав. У повторно севшего за руль в пьяном виде средство передвижения конфискуют по решению суда без промежуточных этапов.

В период обсуждения поправок критики нередко указывали на то, что «лишенники» садятся за руль чужих автомобилей. В итоге законодатель разрешил изымать только собственность нарушителя.

Вступающий в силу закон также усиливает наказание в рамках ст. 264 УК («Нарушение правил, приведшее к ДТП с тяжелыми ранениями или погибшими»). Если виновник ранее был лишен прав, это будет считаться отягчающим обстоятельством наряду с опьянением или оставлением места аварии. К примеру, если в ДТП погиб один человек, предельный срок, назначаемый судом, повышается со стандартных 5 до 12 лет.

По данным управления ГИБДД МВД по РТ, в Татарстане только за последние полгода произошло 14 ДТП по вине водителей, лишенных прав По данным управления ГИБДД МВД по РТ, в Татарстане только за последние полгода произошло 14 ДТП по вине водителей, лишенных прав

В Татарстане 20 тыс. «лишенников»

По данным управления ГИБДД МВД по РТ, в Татарстане только за последние полгода произошло 14 ДТП по вине водителей, лишенных прав. Один человек погиб, 19 получили ранение. Одно из самых громких ДТП такого рода произошло в Татарстане в декабре 2020 года. На трассе Казань – Малмыж в Балтасинском районе лишенный прав 26-летний пьяный водитель Infiniti выехал на встречку и врезался в автомобиль Chevrolet Cruze под управлением 24-летней беременной женщины, которая в результате скончалась. Водитель Infiniti и четверо пассажиров иномарок пострадали и были госпитализированы в Арскую ЦРБ.

Всего в республике более 20 тыс. лишенников», права у которых были изъяты в 2020-м, 2021-м и первой половине 2022-го. Эти водители были наказаны за езду в пьяном виде, оставление места ДТП, неоднократный проезд через двойную сплошную и прочие нарушения. За это же время за езду без прав в республике возбуждено более 800 административных дел.

«Нарушения, которые предусматривают лишение прав, — достаточно серьезные, и представляют они опасность для окружающих, — заметил в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ казанский блогер под ником Stop City Racing. — У нас огромное количество видео с подобными нарушениями: выезд на полосу встречного движения, нарушения правил при переезде ж/д путей, проезд на запрещающий сигнал светофора и так далее».

По мнению собеседника нашего издания, лишение прав часто не останавливает лихачей. «„Лишенники“ в первую очередь представляют опасность по причине безответственного отношения к ПДД — многие не воспринимают штраф как наказание, а считают его оплатой определенной услуги, — полагает он. — Шанс лишиться автомобиля куда реальнее и ощутимее для большинства, он действительно устрашает».

«Ранее автомобиль никогда не изымался. Нужно разделять собственника и водителя» «Ранее автомобиль никогда не изымался. Нужно разделять собственника и водителя»

«Если отнять машину, водитель сядет за другую, в каршеринг…»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о том, к чему приведут поправки для «лишенников». 

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент движения автомобилистов России:

— Я противник таких мер. Нарушение ПДД должно укладываться в КоАП РФ. На заре горбачевской перестройки песню о переходе административного наказания в уголовное ликвидировали. И это был один из важнейших аспектов перестройки. Думаю, новая правовая норма долго не проживет, ее придется отменить.

У нас очень репрессивный КоАП. До недавнего времени за проезд на красный свет, выезд на встречную полосу лишали прав или выписывали штраф. В суд водитель приносил справки о том, что пользуется машиной по работе, у него маленькие дети и старенькая мама, — судья шел навстречу, назначался штраф. Потом альтернативу убрали. Теперь по многим статьям одно наказание — лишение прав. А человеку нужно кормить семью, ездить на работу и так далее. Он вынужден садиться за руль без водительского удостоверения.

Проблема гораздо глубже, на правонарушение влияют тысячи факторов. Например, грабят по разным причинам — по пьянке, нечего есть, приехал из другой страны и не знает законов. Так что наличие или отсутствие прав у водителя — только один из тысячи аспектов.

Ранее автомобиль никогда не изымался. Нужно разделять собственника и водителя. Если вы сдали квартиру, а в ней варят наркотики, отвечать будет тот, кто варит наркотики, но квартиру-то у вас не отберут. К счастью, законодатель в последний момент сжалился и уточнил, что отнимать машину будут только в том случае, если водитель и собственник — одно лицо.


Сергей Радько — автоюрист, общественное движение автомобилистов «Свобода выбора», адвокат:

— «Лишенники» не такая большая проблема, как нам пытались представить. Действительно, такие ситуации есть, но на самом деле их не так много. Когда в очередной раз усиливали наказание, например в декабре прошлого года, говорили, что меры будут направлены против каких-то мажоров, лихачей и так далее. Но за без малого пять месяцев работы прежних поправок, усиливающих наказание, был осужден только один нарушитель, и то к штрафу в 200 тысяч рублей. И когда нам приводят многочисленные примеры, где всякие известные люди — миллиардеры, блогеры и прочие — попадают в аварии, там очень мало примеров, когда эти люди были лишены прав и садились за руль. Хотя, конечно, такие встречаются. Поэтому говорить о том, что эти поправки сильно изменят ситуацию на дорогах, преждевременно.

Решить проблему травматизма и смертности на наших дорогах поможет кардинальное улучшение качества этих самых дорог. Пока что мы идем по самому простому пути. Переписали 2–3 статьи в законе и думаем, что что-то сильно изменится. 


Рамиль Хайруллин — представитель ФАР «Федерация автомобилистов России»:

— Разговоры об этом идут уже много лет. Трудно сказать, представляют ли «лишенники» опасность для общества. Двигаясь в потоке, мы не знаем ничего о водителе в соседней машине — лишен он прав или нет, трезв или пьян. Выявить это могут только инспекторы. 

Изначально речь шла об изъятии автомобиля у пьяных водителей, которые повторно попали в ДТП в нетрезвом состоянии. Вот тогда можно забирать машину. Но если его когда-то лишали прав за что-то другое, конфискация — избыточная мера. Мне кажется, ужесточать закон нужно именно для нетрезвых водителей, они представляют наибольшую опасность.

Если отнять машину, это не решит проблему. Водитель сядет за другую машину, в каршеринг. У нас с последним столько проблем не решено, туда садятся какие попало люди — и без прав, и пьяные. Если человек захочет ездить, он будет ездить. Нетрезвому водителю наплевать на все, и на права, и на машину. Он об этом задумается только впоследствии, да и то только если что-то произойдет. Не произойдет — так он и продолжит ездить без прав.

Ужесточение наказания призвано припугнуть водителей, но кто будет выявлять правонарушения? У нас который год на дорогах нет инспекторов, только камеры. А камеры не распознают, пьяный или нет, с правами или без, чужая машина или своя. Нарушения должны выявляться в ручном режиме. А у нас только раз в месяц какие-то рейды и операции. Даже пятничные «тоннели» пропали, в новостях о них больше не пишут — похоже, прекратились.