Фигурантами уголовного дела стали экс-чиновница минобрнауки РТ и два предпринимателя. Следствие полагает, что в 2019 году участие в торгах министерства по нацпроекту «Образование» было подтасовано и сфабриковано в интересах поставщика, близкого к высокопоставленному сотруднику ведомства. В основе фабулы — поставка шлемов виртуальной реальности в 97 сельских школ, которые через полгода пришлось менять. Подробности расследования — в материале «БИЗНЕС Online».
Обвинения предъявлены трем фигурантам — бывшему начальнику отдела обеспечения государственных заказов минобрнауки РТ Анне Саматовой, предпринимателю Аделе Апаковой и бизнесмену и бывшему сотруднику Университета Иннополис Дмитрию Касимову (на фото)
В госзакупках минобрнауки РТ нашли ограничение конкуренции
Как стало известно «БИЗНЕС Online», первое в истории РТ дело по редкой статье — «Об ограничении конкуренции» (ст. 178 УК РФ) — в ближайшее время поступит в один из судов Казани. Работа по делу велась фактически по двум фронтам: признаки преступления выявили сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ, которые затем передали материалы в УФАС по Татарстану. Антимонопольное расследование пока не завершено, а вот МВД уже завершило следственные действия. Обвинения предъявлены трем фигурантам — бывшему начальнику отдела обеспечения государственных заказов минобрнауки РТ Анне Саматовой, предпринимателю Аделе Апаковой и бизнесмену и бывшему сотруднику Университета Иннополис Дмитрию Касимову.
Фабулу уголовного дела раскрыли источники нашего издания. Так, по версии следствия, в 2018 году министерство науки и образования РТ получило субсидию из федерального бюджета в рамках проекта «Современная школа», который входит в нацпроект «Образование». Согласно проекту, в 97 сельских школах Татарстана должны были открыться «Точки роста», или центры образования по цифровому и гуманитарному профилям. Для этого минобрнауки РТ объявило аукцион по закупке комплектов виртуальной реальности — шлемов и ноутбуков, к которым бы эти шлемы подключались. Стоимость одного такого комплекта китайской сборки заказчики оценили в 137 тыс. рублей. Аукцион выиграла индивидуальный предприниматель Апакова. В июне 2019-го с ней заключили госконтракт на 13,3 млн рублей. В октябре того же года был подписан акт приемки товара — без замечаний.
Следствие полагает, что решение изменить спецификацию шлемов на не подходящую для работы принимала Саматова, которая тогда возглавляла отдел обеспечения госзаказов министерства
Однако позже выяснилось, что устройства, которые поставила предприниматель, в школах просто не смогли использовать. Почему? У ноутбука и шлема виртуальной реальности не подходили разъемы. Т. е. их было невозможно подключить друг к друг и, соответственно, работать с ними. А кабеля, который должен был идти в комплекте, вообще не было. Проверка силовиков показала, что еще до подписания акта приемки с ИП заключили дополнительное соглашение, в котором были изменены характеристики шлемов виртуальной реальности. По информации собеседников, следствие полагает, что решение изменить спецификацию шлемов на не подходящую для работы принимала Саматова, которая тогда возглавляла отдел обеспечения госзаказов министерства.
По версии следствия, Саматова и Апакова были в «тесных дружеских отношениях». Первая якобы постоянно передавала предпринимателю информацию о том, что надо подготовить технические задания для аукционов, и о том, кто заявился на участие в конкурсе. По данным источников, следствие считает, что это сильно помогало Апаковой в победе на аукционах.
После того как факт поставки «нерабочего» комплекта вскрылся, предпринимателя заставили поменять товар во всех 97 школах. Она так и сделала: шлемы марки HP «изъяла», вместо них привезла школьникам «Окулус». По версии следствия, новые шлемы по характеристикам были хуже HP, но, с другой стороны, могли работать без ноутбука.
В июле 2021 года ГСУ МВД по РТ возбудило уголовное дело. Максимальное наказание по нему — до 6 лет лишения свободы. Первым фигурантом дела стала Апакова
Шесть компаний «под руководством» одного ИП?
После этого силовые структуры начали проверять другие госконтракты министерства. Оказалось, что в 2019–2020 годах минобрнауки РТ заключило десятки контрактов с ИП Апаковой и «подконтрольными» ей фирмами. Таковыми, предположительно, посчитали ООО «Гермес трейд», ООО «РостАП», ООО «РеаНова», ООО «Эдукей», ООО «Тандем трейд», ООО «Политех». Четыре последние фирмы, по данным «Контур.Фокуса», были созданы в 2018–2020 годах.
Силовики побеседовали с руководителями компаний, которые направляли коммерческие предложения и заявлялись на конкурс по поставке шлемов виртуальной реальности. Выяснилось, что никакой официальной переписки с минобрнауки РТ они не вели, а потому можно предположить, что предложения были сфальсифицированы. Более того, оказалось, что те шлемы HP, которые Апакова заменила в школах на «Окулус», позже снова поставили в школы, но уже другие и по другому госконтракту. Исполняло его ООО «РостАП», которое, считает следствие, было аффилировано с ИП Апакова. Мол, и характеристики в техзадании на поставку шлемов были прописаны ровно под эту модель.
В июле 2021 года ГСУ МВД по РТ возбудило уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции лицом с использованием своего служебного положения»). Максимальное наказание по нему — до 6 лет лишения свободы. Затем были возбуждены дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере») и ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Первым фигурантом дела стала Апакова, затем компанию ей составила Саматова. Позже, как стало известно «БИЗНЕС Online», третьим фигурантом оказался Касимов.
Предполагаемую роль Касимова в преступлении частично описывают документы, опубликованные на сайте УФАС по РТ, которое расследует свое антимонопольное дело по материалам УБЭП. Управление обнаружило «подозрительные» аукционы (всего — 17), которые заключались в 2019–2021 годах минобрнауки РТ с бизнесменами. Помимо вышеназванных пяти организаций и ИП Апаковой, в поле зрения УФАС попал один госконтракт с ООО «ВКС». Фирма зарегистрирована в 2016-м, занимается оптовой торговлей бытовыми электротоварами. Ее директор и единственный учредитель — как раз Касимов. По данным портала «Контур.Фокус», его фирма, в частности, поставляла проекторы, ЖК-дисплеи и другое мультимедийное оборудование для Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) как минимум с 2016 года. Также фирма поставляла в КГМУ видеокамеры и системы голосования, а в 2018-м обошла компанию «Волгадорстрой» в аукционе структуры миндортранса по установке дорожных знаков в РТ на 18 млн рублей. Единственный госконтракт с минобрнауки РТ был заключен в июле 2020 года на 60,3 млн рублей на поставку оборудования в рамках проекта «Цифровая образовательная среда».
В материалах УФАС, в частности, со ссылкой на собранные МВД данные, указывается, что между сотрудниками минобрнауки РТ и ИП Апаковой якобы велись переговоры по поводу аукционов. Между тем комиссия УФАС предположила, что Апакова, в свою очередь, координировала действия этих фирм, которые участвовали в торгах. Более того, участники торгов подавали заявки на них с одного и того же IP-адреса и часто пересылали друг другу деньги, в том числе «по беспроцентным займам». По мнению УФАС, участие этих фирм в торгах минобрнауки РТ не больше, чем «формальная имитация конкурентной борьбы». Оценив все доказательства, УФАС возбудило дело в отношении 6 фирм и ИП Апаковой. Его результат пока неизвестен: в июле этого года дело было приостановлено до того момента, пока не разрешится судьба еще одного, нового расследования.
Новое дело УФАС по РТ возбудило в июле этого года в отношении минобрнауки Татарстана и ИП Апаковой по ст. 16 и 17 закона «О защите конкуренции». Управление усмотрело в действиях минобрнауки РТ и Апаковой «признаки заключения соглашения», которые могут привести к ограничению конкуренции и созданию преимущества для ИП. Его рассмотрение отложили на сентябрь.
По данным «Контур.Фокуса», Апакова зарегистрировалась в качестве ИП в апреле 2017 года. Основное направление ее деятельности — оптовая торговля. Информация о доходах и выручке ИП в сервисе не отображена. Апакова несколько раз участвовала в закупках, размещенных министерством образования и науки и один раз, судя по информации в сервисе, в торгах, объявленных Набережночелнинским государственным педуниверситетом, — на поставку силового тренажера, однако с ней контракт не был заключен. Другого бизнеса у Апаковой нет.
Сам Касимов и его адвокат (на фото Владимир Штро) уголовное дело отказались комментировать «БИЗНЕС Online», сославшись на подписку о неразглашении
Бывшему сотруднику Университета Иннополис запретили ходить в минобрнауки РТ
Корреспондент нашей газеты побывал на судебном заседании, где Касимов оспаривал избранную ему меру пресечения. Когда именно он стал фигурантом уголовного дела, возбужденного в 2021-м, — неизвестно, однако только в начале августа этого года следствие обратилось с ходатайством в суд, который избрал ему запрет определенных действий. Причем, как стало известно на заседании в Верховном суде РТ, где Касимов и его адвокат Владимир Штро обжаловали это решение, на ногу фигуранту дела надели браслет, который обычно «выдают» при домашнем аресте. Да и контролирует его передвижения УФСИН по РТ.
Сам Касимов свою вину по делу не признал. По его словам, его ограничили в действиях, потому что он якобы не явился по вызову следователя. На это у Касимова было оправдание: он указал, что сменил адвоката в июле этого года, через него получил известие о том, что его вызывают к следователю, но в назначенную дату утром его задержали. Касимов уверял суд, что не планирует препятствовать расследованию, влиять на обвиняемых или скрываться. Более того, заявил он, с момента его первого допроса прошел год, а в скором времени прекратятся следственные действия. После чего он начнет знакомиться с делом.
Касимов отметил, что суд запретил посещать ему здание министерства образования и науки РТ. «Но я там никогда не был и ни с кем не знаком. И единственное лицо, с кем я там… Ну если бы был какой-то умысел с кем-то взаимодействовать, это был бы человек, который также находится под следствием (вероятно, речь о Саматовой — прим. ред.). И я уверен, что она отстранена от должности», — заявил Касимов.
Касимов отметил, что суд запретил посещать ему здание министерства образования и науки РТ
«В деле была информация, что я являюсь сотрудником Университета Иннополис — да, это действительно так», — сообщил Касимов в суде. При этом он уточнил, что университет никак не связан с минобрнауки РТ, потому как их учредители — минземимущество РТ и министерство цифровизации РФ. «Более того, я занимаюсь от университета коммерческой деятельностью, то есть взаимодействую с коммерческими организациями — организую для них обучение. Моя деятельность никак не связана с взаимодействием с министерством образования», — продолжил Касимов.
В Университете Иннополис пояснили, что Касимов уже не является их сотрудником.
Он отметил, что ограничения, которые на него наложил суд, фактически наносят урон не ему, а его семье и работе. «Пришлось оповестить руководство университета и уйти в отпуск, частично очередной, частично административный, и, соответственно, не исполнять свои обязанности. От этого страдает бюджет семьи очень сильно и сам университет, так как руководителя проектов образовательных там в настоящий момент больше нет. А проекты есть», — заявил Касимов. Суд, впрочем, меру пресечения не смягчил. Сам Касимов и его адвокат уголовное дело отказались комментировать «БИЗНЕС Online», сославшись на подписку о неразглашении.
В минобрнауки РТ подтвердили, что в 2019 году они заключили контракт с ИП Апаковой на поставку шлемов виртуальной реальности с ноутбуками на 13,3 млн рублей — она была единственным участником торгов
Минобрнауки РТ не знало о «самодеятельности» экс-сотрудницы
В министерстве образования и науки РТ сообщили, что с Саматовой расторгли трудовой договор еще в мае 2021 года — за несколько месяцев до возбуждения уголовного дела. «О самовольных действиях Саматовой министерству не было известно до момента получения представления следственного органа о предполагаемых противоправных действиях ИП Апаковой в сфере закупок», — сообщили в пресс-службе министерства в ответ на запрос «БИЗНЕС Online».
В минобрнауки РТ подтвердили, что в 2019 году они заключили контракт с ИП Апаковой на поставку шлемов виртуальной реальности с ноутбуками на 13,3 млн рублей — она была единственным участником торгов. Ответственным лицом по закупке тогда была Саматова. При этом министерство подписало накладные по поставленным комплектам потому, что никто из «грузополучателей» (т. е. школ) не высказал замечаний. Первые жалобы от них начали поступать только спустя полгода с момента поставки: мол, ноутбук и шлем вместе не работают, только по отдельности.
«Контрактом предусмотрена гарантия на товар (один год), в соответствии с которой в целях скорейшего обеспечения возможности использовать комплекты виртуальной реальности в образовательном процессе обучающимися, министерством было направлено письмо в адрес ИП Апаковой с требованием заменить товар либо устранить недостатки (несовместимость). Замена товара была осуществлена к концу 2020 года на совместимые с ноутбуками шлемы другой модели», — сообщили в министерстве, дав понять, что дети все же не остались без устройств.
Там же отметили, что вся «претензионная деятельность» была задокументирована, а материалы предоставлены в УФАС и следственные органы. И только в 2021-м, когда в минобрнауки РТ поступило представление от следствия, министерству «стало известно о возможных противоправных действиях должностного лица министерства» — Саматовой, которая в 2019–2020 годах занималась закупками. «В настоящее время министерство открыто к сотрудничеству со всеми правоохранительными и иными контрольными (надзорными) органами и предоставляет необходимую информацию в кратчайшие сроки», — сообщили в пресс-службе.
Узнать позицию Саматовой и Апаковой по уголовному делу к моменту публикации не удалось.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.