По итогам I квартала 2022 года на платформах холдинга Skillbox Holding Limited (в него входит также GeekBrains, SkillFactory, Mentorama и Lerna) зарегистрировано 10,8 млн пользователей, из которых более 380 тыс. обучаются на платных программах

Skillbox приходит в Казань

Skillbox — жемчужина в образовательном дивизионе холдинга VK, который, в свою очередь, с декабря прошлого года контролируется структурами «Газпрома» Юрия Ковальчука. По итогам I квартала 2022 года на платформах холдинга Skillbox Holding Limited (в него входит также GeekBrains, SkillFactory, Mentorama и Lerna) зарегистрированы 10,8 млн пользователей, из которых более 380 тыс. обучаются на платных программах. По данным «Контур.Фокуса», выручка фирмы в 2021 году составила 6,5 млрд рублей, чистая прибыль — 237,4 млн рублей.

До последнего времени Skillbox был исключительно онлайн-сервисом, где предлагают освоить 152 профессии, от программиста до психолога. Однако в марте этого года открылась первая офлайн-школа — в Краснодаре. Школа в Казани станет второй.

В партнерстве со Skillbox проект в Казани реализует ООО «Топ-Тайм», созданное в августе этого года. По 50% в обществе принадлежат Тимуру Метшину (сын мэра Казани Ильсура Метшина) и Кристине Булатовой, супруге основателя дизайн-студии Alto Vision Максима Булатова. Метшин-младший и раньше был известен как учредитель нескольких компаний в Казани, Нижнекамском и Менделеевском районах, которые заняты в сфере недвижимости, перевозок, консалтинга, клининга и т. д. Также он входит в совет директоров химзавода им. Карпова. 

«Мы с Максимом давно дружим, оказались на одной волне, с одними ценностями. Эта идея возникла у нас еще год назад и сразу „легла“ мне на душу, она очень благодарная, потому что обучение людей — это благо», — рассказал нам сам Тимур Метшин. По его словам, общая сумма инвестиций в проект — 14 млн рублей, которые пошли на аренду помещения, мебель, оборудование. «Это наши собственные средства. Максим отвечает за операционную деятельность, моя задача — стратегическое развитие», — уточняет наш собеседник.

«Мы с Максимом давно дружим, оказались на одной волне, с одними ценностями. Эта идея возникла у нас еще год назад и сразу „легла“ мне на душу, она очень благодарная, потому что обучение людей — это благо», — рассказал нам сам Тимур Метшин «Мы с Максимом давно дружим, оказались на одной волне, с одними ценностями. Эта идея возникла у нас еще год назад и сразу «легла» мне на душу, она очень благодарная, потому что обучение людей — это благо», — рассказал нам сам Тимур Метшин

Особняк на Большой Красной

Школа расположилась в самом сердце Казани, на ул. Большая Красная, 52. Это историческое здание, дом Токарева, построенный в 1880 году. Skillbox занимает в нем около 700 «квадратов»: два лектория, три оборудованных пространства с компьютерами, три лекционных класса для групповых консультаций, воркшопов, лекций и самостоятельной работы. Также в школе есть зоны для отдыха, собственная кухня и большая терраса для занятий в теплое время года. Пространство может вместить до 170 человек.

Сейчас открыт набор на два направления — коммерческую иллюстрации и веб-дизайн. До конца года ожидается запуск программ по графическому дизайну, дизайну интерьеров, motion-дизайну. В расписании также появятся курсы по python-разработке и тестированию. «Эти направления самые популярные, востребованные на рынке среди работодателей», — объясняет Булатов. Школа работает по принципу «универсального расписания» — каждый проходит обучение в своем темпе, заранее бронируя место в коворкинге.

В чем отличия онлайн от офлайн-курсов? «У студентов здесь будет куратор, который будет вести классы. Если речь идет о графическом веб-дизайне и коммерческой иллюстрации, то ученик может приходить сюда в коворкинг — обустроенное место с хорошей техникой, где он может проходить эти курсы. А куратор помогает, ведет тебя, отвечает на все вопросы», — так о новом проекте рассказывает Булатов.

Платформа помогает ученикам с трудоустройством. Основатели офлайн-офиса школы в Казани сейчас договариваются с республиканскими компаниями, которым интересны выпускники Skillbox. В будущем компании «Технократия», SmartHead, «КамаСтройИнвест», а также архитектурные бюро могут брать выпускников к себе на стажировку. «На рынке реально очень сильный кадровый голод, я говорю как работодатель. Специалистов в IT, интерьерном дизайне не хватает. Плюс когда приходит Сбертех в Казань… Маленьким компаниям сложно находить людей», —  говорит Булатов.

Skillbox занимает в нем около 700 «квадратов»: два лектория, три оборудованных пространства с компьютерами, три лекционных класса для групповых консультаций, воркшопов, лекций и самостоятельной работы Skillbox занимает около 700 «квадратов»: два лектория, три оборудованных пространства с компьютерами, три лекционных класса для групповых консультаций, воркшопов, лекций и самостоятельной работы

Сколько стоит?

Полная программа по смене профессии (включает в себя несколько курсов) стоит 270–380 тыс. рублей, говорит Булатов. Полноценное обучение займет минимум 1–1,5 года с нарабатыванием портфолио. Обычно уже через полгода ребята на фрилансе начинают что-то зарабатывать.

«Нет такого, что у нас цена будет выше, чем в онлайне, — заверяет Булатов. — У нас можно также купить онлайн-курс по той же цене. Но тогда вы упустите всю ценность офлайна. Если взять моушен-дизайн и дизайн интерьеров, там нужен высокопроизводительный компьютер. Мы даем возможность учиться на этой технике, работать и сразу зарабатывать на ней!». 

Стоимость обучения зависит от выбранного направления: вариант «Лайт» — от 3 594 рублей в месяц, тариф «Максимум» от 4 305 рублей включает доступ к воркшопам, групповым консультациям по профессии с ответами на вопросы, лекциям, возможность участия в специализированных мероприятиях по профессиям и групповых проектах. Тариф «Профессия» от 7 566 рублей в месяц к вышеперечисленному также предлагает дополнительные обучающие программы в рамках специальности, безлимитный годовой доступ в коворкинг, помощь с трудоустройством и сбором портфолио от центра карьеры Skillbox, консультации с куратором и дополнительный набор курсов. 

«Онлайн-эйфория прошла, сейчас приходит время гибридных графиков»

Партнеры убеждены в успехе проекта: поначалу пандемия коронавируса свела все образовательные проекты в онлайн, но не всем пришлись по душе прелести работы и учебы на дому. «Люди уже не хотят сидеть дома. Я сам это наблюдаю, меня знакомые просят: „Можно у тебя в офисе посидеть поработать?“ Коворкинги сейчас очень развиваются, они реально востребованы. Онлайн-эйфория прошла, сейчас приходит время гибридных графиков, когда ты какое-то время проводишь в офисе», — уверен Булатов. 

Такой формат эффективнее и в плане мотивации. «Зачастую при онлайн-обучении самодисциплина заканчивается примерно через две недели. Начинается: „Ой, потом посмотрю“, „Все равно есть запись“. Мы контролируем эту историю, напоминаем о себе», — добавляет предприниматель. 

В планах — открыть еще две менее масштабные школы в разных районах Казани (рассматриваются микрорайоны «Горки» и «Соцгород»). Затем офлайн-площадки могут появиться в других городах Татарстана: Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске. Дальше — развитие в регионах России.

«Люди уже не хотят сидеть дома. Я сам это наблюдаю, меня знакомые просят: „можно у тебя в офисе посидеть поработать?“. Коворкинги сейчас очень развиваются, они реально востребованы. Онлайн-эйфория прошла, сейчас приходит время гибридных графиков, когда ты какое-то время проводишь в офисе», — уверен Булатов «Люди уже не хотят сидеть дома. Я сам это наблюдаю, меня знакомые просят: «Можно у тебя в офисе посидеть поработать?» Коворкинги сейчас очень развиваются, они реально востребованы. Онлайн-эйфория прошла, сейчас приходит время гибридных графиков, когда ты какое-то время проводишь в офисе», — уверен Булатов

«Чтобы иметь серьезную базу, нужна более длительная подготовка»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить, насколько формат офлайн-школы Skillbox будет востребован.

Сергей Насекин — директор дизайн-студии «Айбат»:

— Из того, что вы сказали, что [обучение длится] год-полтора… Если [приходит] человек, не имеющий никакого бэкграунда или базы, то, конечно, это очень мало. То есть человек не имел к этому направлению никакого отношения, у него нет базы: ни художественного училища, ни художественной школы хотя бы или той же ДАШКИ (детская архитектурно-дизайнерская школа, КГАСУ). А если нет никакой базы, то за год стать специалистом в этих областях… Представляете, человек не знаком с графическими программами, ни разу не рисовал, и вдруг за год сделать из него иллюстратора. Согласитесь, несерьезно. Даже если у него есть к этому какие-то способности и таланты. Неспроста же в художественной школе учатся четыре года, четыре года — в художественном училище, на бакалавра — четыре года. Может быть, это немного и затянуто, но все-таки не год-полтора.

Если там хорошая школа, хорошие преподаватели, спикеры и хорошая практика, то какую-то базу за [это время] можно дать. Но это максимум. В принципе есть мировой опыт, где курсы графического дизайна идут два года. Как стартовая вещь это может быть. Я очень часто сталкиваюсь с жалобами заказчиков на предыдущих исполнителей. Я смотрю на их работы и понимаю, что это сделано очень плохо. Видно, что у людей есть какие-то навыки, но, видимо, они закончили какие-то ускоренные курсы, слышали звон, но до конца не знают, где он. То есть нельзя сказать, что это полный дилетантизм, но видно, что у людей очень ограничено представление о том, что и как должно быть. 


Дмитрий Кошкин — дизайнер:

— Наверно, [подобные школы] могут соперничать с университетским образованием. Кому-то же надо делать логотипы за один день и за 2 тысячи рублей. А если кому-то нужен серьезный логотип, конечно, они будут заказывать у студентов, выпускников более серьезных вузов. 

Они (те, кто отучился на подобных курса, — прим. ред.) могут предлагать свои услуги на рынке. Вы же, наверно, встречали [объявления]: «Разработаю логотип за три дня, за 1,5 тысячи рублей». Это как раз про них. А для того чтобы все-таки иметь более серьезную базу, нужна более длительная подготовка: это и художественная подготовка, и графическая подготовка, и специализированная по разработке логотипов.

[Спрос на дизайнеров], по-моему, никогда и не снижался. Заменить их никто не может, никакой искусственный интеллект, скорее всего, пока не способен. Если только у Артемия Лебедева трудится искусственный интеллект не покладая рук. Но спроса на его услуги, я честно говоря, не сильно вижу.  

«За год в офлайне, я думаю, можно обучить специалиста. В онлайне с нуля — нет» «За год в офлайне, я думаю, можно обучить специалиста. В онлайне с нуля — нет»

Аида Перкон — дизайнер интерьеров:

— За год в офлайне, я думаю, можно обучить специалиста. В онлайне с нуля — нет. С одной стороны, мы все в онлайн переходим, это возможно. Но я, например, обучалась в университете, потом столько лет в проектных работах, столько практики, конференции, офлайн-обучения. Даже работать вживую комфортнее, чем писать сотруднику ТЗ по «удаленке». Лично у меня так.

Но мне нужен человек с образованием архитектора или инженера-строителя. Я как-то наткнулась на медработника, которая решила стать визуализатором. Ну просто отвратительно делает, вкуса нет! У архитекторов все же вкус есть — они видят композицию. Ей надо два года бесплатно работать, чтобы она смогла хоть что-то увидеть. Похожий чертежник — голову вообще не включает. После этого я поняла, что мне теперь нужен сотрудник или с профильным образованием, или с опытом работы не менее пяти лет. Мне с другими сложно. Для кого-то, может быть, это нормально, у кого-то требования не такие сильные. Но мне иначе придется потратить кучу времени на них. 


Алмаз Хамидуллин — директор многопрофильного лицея «Унбер»:

— То, что эта компания переходит из онлайна в офлайн, говорит о том, что у нее новые методы, они начинают новые площадки использовать, расширяются, понимают, что хотят стать ближе к клиентам. Для многих онлайн-формат не является хорошим методом для усвоения знаний. Офлайн все равно для людей более привычен еще со школы. Он всегда будет рабочим.

Такое обучение актуально для тех, кому нужно быстро, прямо сейчас, решить вопрос со своим трудоустройством, у них нет времени и желания учиться онлайн, им нужно прямо сейчас пойти, обучиться и сразу же поступить на работу. Это для людей, которые твердо намерены поменять область своей деятельности. Они также готовы сразу выделить такие деньги — для общего развития это действительно дорого, но если менять в корне траекторию своей деятельности и с учетом будущих зарплат, то это приемлемо.

Для работодателя это тоже актуально, часто им приходится переучивать сотрудников после школы и университета. Ведь у школы нет задачи под какую-то профессию человека заточить, а работодателю нужно, чтобы сотрудник решал конкретные задачи. Лучше взять человека, который на протяжении года обучался конкретному делу, и быть уверенным, что он в курсе последних трендовых вещей. Так работодателю не придется тратить дополнительные время и деньги, чтобы адаптировать этого сотрудника к каким-то задачам.

За короткий промежуток времени можно освоить многие предметы школьной программы, если есть такая задача. Поэтому год (средний срок курса — прим. ред.) — это нормальный период для обучения. А качество — многогранный вопрос, потому что туда вкладывается и мотивация человека, и окружение. Об успешности говорить рано, ни разу не сталкивался с выпускниками, поэтому не могу сказать.

На рынке пока нет перенасыщения таких школ. У нас в Казани есть «Школа 21», которая за короткое время готовит программистов. Спрос на это в любом случае будет, потому что IT-специалисты на протяжении большого количества лет востребованы. Поэтому и школ может быть много, они могут быть разными.