Сегодня в Галерее современного искусства ГМИИ РТ открывается выставка Александра Родченко — легенды российской фотографии, одного из первых дизайнеров в СССР, жившего и учившегося у Николая Фешина в Казани. Как и выставку Владимира Лагранжа, открывшуюся вчера в «Хазинэ», ее привезли в столицу РТ московская Галерея Люмьер и Still Art Foundation Елены Карисаловой — супруги гендира СИБУРа Михаила Карисалова. «БИЗНЕС Online» побывал на выставке за день до открытия, где ее куратор Александра Анисимова рассказала о том, что экспозиция является фактически ремейком первой персональной выставки Родченко, которая открылась через год после смерти выдающегося автора.
-
Открывающаяся сегодня фотовыставка Александра Родченко — это вторая часть просветительского проекта Галереи Люмьер и фонда Still Art Foundation, который москвичи презентуют в Казани. Символично, что экспозиция посвящена одному из лидеров русского авангарда и основоположнику советского дизайна и рекламы. Он хоть и не снимал столицу Татарстану, но именно в Казани состоялся как профессионал, получив единственное художественное образование. Здесь Родченко знакомился с техникой, занимаясь в 1910-е в этнографическом кабинете Казанского университета, оборудованном прекрасной аппаратурой, где находился «волшебный фонарь», который проецировал цветные картинки.
-
«БИЗНЕС Online» побывал на выставке до ее официального открытия. А куратор из Галереи Люмьер Александра Анисимова, открывшая накануне в «Хазинэ» экспозицию другой легенды советского фотоискусства Владимира Лагранжа, снова провела для нашего издания подробную экскурсию, рассказав о выставке и самых важных периодах в творчестве Родченко, став проводником в мир автора.
-
В ГСИ шли последние приготовления к открытию, поэтому большинство экспонатов еще находилось на полу, ожидая развески.
-
Кстати, их можно было трогать только в перчатках.
-
В экспозиции представлено почти 60 фоторабот одного из главных экспериментаторов фотоискусства, которые собраны в коллекционном портфолио из собрания фонда Still Art. Портфолио вышло в 1990-е в количестве 35 экземпляров. «При жизни у Родченко не было ни одной персональной выставки, — рассказала Анисимова. — Его работы публиковались в журналах, были частью афиш, рекламных плакатов. Персональная выставка случилась в 1957-м — ровно на следующий год после его смерти. Ее организовала супруга художника Варвара Степанова, ориентируясь на списки Родченко, в которых он выделял свои ключевые работы». Фактически портфолио, которое увидит публика в Казани, представляет ту первую персональную выставку. Все фотографии напечатаны с подлинных авторских негативов, т. е. из архива самого Родченко.
-
Есть лишь одно исключение — портрет матери фотохудожника. Это одна из самых первых его работ по хронологии на выставке. Дело в том, что в 1930-е этот негатив в виде стеклянной пластины был разбит. И, как призналась наш экскурсовод, пришлось делать дубль-негатив и печатать это фото с него. Кстати, оригинальный снимок выглядит иначе — на нем мама фотографа изображена полностью читающей журнал, который тоже виден в кадре. Однако Родченко впоследствии применил прием кадрирования, обрезав фото и дав зрителю рассмотреть мелкие детали ее лица. Об этом приеме подробнее куратор расскажет чуть позже.
-
Выставка состоит из двух разделов. Первый — это классические и самые узнаваемые работы Родченко. Вторая часть — портреты, фотографии его семьи, членов группы ЛЕФ («Левый фронт искусства»), творческой интеллигенции 1920–1930-х годов. «Почему Александр Родченко так важен для нас? Почему мы о нем говорим и считаем основополагающим фотографом, слава которого проявилась не только в Советском Союзе, но и за рубежом? — задает вопрос Анисимова и сама же на него отвечает: — Когда случился значимый скачок в развитии фототехники, у него появляется фотоаппарат и он начинает заниматься фотографией как раз для того, чтобы от коллажей перейти к фотоколлажам».
-
1924 год — важнейший период в творчестве Родченко. Дело в том, что в свою мастерскую он начинает приглашать друзей, свою творческую компанию — Владимира Маяковского (на фото справа), Лилю Брик (на фото слева). Эти фото сделаны в один год. «В случае с Маяковским он сам попросил Родченко сделать портреты, так как выходили сборники его стихотворений и их нужно было проиллюстрировать, — указывает куратор выставки. — В случае с Брик получилась интересная история. Ее Родченко снял для того, чтобы она стала частью будущего плаката, на котором держит ладонь у лица и выкрикивает слово „книги“. Важно понимать, что Родченко занимается фотографией скорее в прикладном характере, понимая, что для коллажей можно использовать не вырезки из газет и журналов, а самому сделать фото, дать его укрупненным и получить желаемый результат. Поэтому его первая съемка начинается с портретов».
-
Когда у художника появляется репортерская камера, а именно: Kodak и позднее Leica, он находит возможность не оставаться в пределах мастерской, а выходить на улицу. Как раз эта фотография пионера — классический пример того новаторского, что Родченко привносит в фотографию. И ракурсная съемка — одна из главнейших вещей. «Не привычная, на уровне глаз, когда репортер держит камеру, выстраивая центральную композицию и делая стандартный кадр, — дополняет рассказ московская гостья. — В этом случае он ищет принципиально новый композиционный прием, поднимая камеру вверх, либо опускает вниз так, что фактически искажается предмет или персонаж съемки».
-
Один из главных принципов Родченко, которому он следует в своих работах, — это необходимость научиться «видеть обыкновенные вещи необыкновенно». Например, о таком говорят вот эти его работы, сделанные на Мясницкой улице в Москве. Снятый снизу мужчина на лестнице — новое восприятие реальности, так никогда и никто прежде не делал.
-
Кстати, в экспозиции также будет представлена книга фотографа, в которой отдельно рассказывается о каждом представленном снимке.
-
«Из неочевидных вещей, из не самых изучаемых — это эксперименты Родченко со светом в 1930-е, — рассказывает куратор выставки. — Он, как человек увлеченный, упражнялся в том, что выбирал какие-то объекты, в данном случае это стеклянный графин с водой, за которым можно увидеть осветительный прибор. Сам кувшин стоит на зеркальной поверхности. Так вот, он на протяжении нескольких часов делал этот снимок. Он ставил источник света и постепенно начинал его смещать, смотря, как меняется объект во время съемки».
-
Этот эксперимент можно заметить и на портрете супруги Родченко, «амазонки русского авангарда» Варвары Степановой. Как известно, художник на олимпе мирового фотоискусства возвышается отнюдь не один, а вместе с супругой, художником-авангардистом и тоже фотографом. Кстати, с ней он познакомился именно в Казани, когда они вместе учились в художественной школе у Николая Фешина.
-
Снимок «Конические шестерни» (1929) — это третья композиционная особенность работ Родченко. «Это фото действительно очень отличается от всего репортажа, который он тогда сделал. Более того, с ним связана любопытная история, когда его отправили на завод, чтобы снять производство, — рассказала гостья из Москвы. — Вдруг он настолько увлекается ритмом этих шестеренок, что решает сделать подобную фотографию с укрупненным планом и жестким кадрированием. Родченко затем периодически прибегает к такому приему».
-
На снимке изображен художник Александр Шевченко (1924). И здесь зритель видит еще один композиционный прием Родченко — абсолютно новаторский — мультиэкспозицию, создающую движение. «Если говорить о психологизме этого портрета, то мы видим удивительный проект того, что герой кадра держит самого себя за руку. Подобные истории у Родченко встречаются не так часто, но есть такой филигранный кадр, где мультиэкспозиция применяется на 100 процентов», — поясняет Анисимова.
-
Портрет дочери Родченко и Степановой Варвары Родченко. Снимок называется «Букет полевых цветов».
-
Родченко — символ советской фотографии. Западные авторы, начиная с основателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами, например Альбертом Уотсоном, до сих пор используют приемы, внедренные им в мир фотоискусства. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его плакаты, коллажи и интерьеры.
-
Выставка легенды российской фотографии и одного из первых дизайнеров в СССР Родченко, чья жизнь была непосредственно связана и с Казанью, откроется 29 сентября в Галерее современного искусства ГМИИ РТ. А работать экспозиция будет до 28 ноября. (Фото предоставлено Александрой Анисимовой)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.