Лобби Татарстана и КАМАЗа в машиностроительном комплексе России, переживающем турбулентные времена, усиливается. В мае Альберт Каримов стал напрямую курировать автопром в минпромторге, а теперь выходец с челнинского завода Федор Назаров получил кресло гендиректора ФГУП «НАМИ» — главного автомобильного института страны. Причем новый, доселе не известный широкой публике руководитель пришел на смену опытному Сергею Гайсину, который запускал проект Aurus. Вскоре НАМИ, вероятно, станет единоличным владельцем АвтоВАЗа, а еще Назарову, который прежде занимался грузовиками, предстоит разобраться, что делать с бывшими активами Nissan. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
О том, что главный технолог ПАО «КАМАЗ» Федор Назаров стал новым генеральным директором федерального государственного унитарного предприятия «НАМИ», стало известно сегодня утром
Птенец гнезда Когогина
О том, что главный технолог ПАО «КАМАЗ» Федор Назаров стал новым генеральным директором федерального государственного унитарного предприятия «НАМИ», стало известно сегодня утром. «Федор Леонидович Назаров назначен на должность генерального директора подведомственного минпромторгу России ФГУП „НАМИ“ и приступает к исполнению обязанностей с сегодняшнего дня», — сказано в заявлении на сайте предприятия. Информация о назначении появилась в сети неделю назад.
О самом Назарове прежде было мало что известно. Согласно официальной биографии, он окончил Камский политехнический институт в 2001 году. После этого устроился на Камский прессово-рамный завод, где прошел путь от инженера-технолога до начальника технологического отдела. Продолжил трудовой путь технологом в челнинском ООО «НПО „РОСТАР“» (производит запчасти для грузовых автомобилей). В 2011-м пришел на КАМАЗ, стал главным инженером завода двигателей, а позже занял должность главного технолога. Среди подписчиков официального сообщества КАМАЗа в соцсети «ВКонтакте» корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил пользователя с ником Федор Назаров и фотографией теперь уже бывшего главного технолога челнинского завода. Судя по информации на странице, пользователь в январе 2021 года удалил аккаунт. В пресс-службе КАМАЗа отказались комментировать уход Назарова и уточнять, кто займет вакантную должность на предприятии.
Судя по данным из открытых источников, при Назарове на КАМАЗе, в частности, запускали производство нового двигателя Р6 и шасси для седельного тягача 54901 (поколение К5). Не так давно на Дне технолога Назаров вспоминал, как челнинский завод столкнулся с санкциями и что теперь делать. «Когда на нас обрушились санкции, мы особенно остро почувствовали, что роль технологического состава выросла. Нам необходимо каждый день принимать решения по поиску и замене компонентов, вносить изменения в технологические процессы, параллельно проводя испытания», — рассуждал специалист. И подчеркивал, что технологическая служба КАМАЗа — одна из сильнейших в стране.
Возможно, поэтому в минпромторге РФ и обратили внимание на с первого взгляда непримечательную фигуру. С другой стороны, безусловно, свою роль сыграл авторитет гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. Еще удивительнее тот факт, что Назаров пришел на смену опытному Сергею Гайсину — выходцу с УАЗа, руководителю НАМИ с 2016 года. Именно при Гайсине на предприятии реализовали проект «Единая модульная платформа», в рамках которого были разработаны и поставлены на производство автомобили Aurus. О том, что Гайсин уходит, на прошлой неделе сообщили «Коммерсантъ» и телеграм-канал «Русский автомобиль». Причем предпосылок для такого ухода не было, как и проблем за время работы. Более того, с участием Гайсина НАМИ сконцентрировал у себя долю Renault в АвтоВАЗе и бывшие активы Nissan. Летом с Гайсиным был подписан очередной контракт, а в сентябре он вошел в совет директоров «Соллерса».
Перед руководством НАМИ стоит задача определить будущее проекта Aurus и двух компаний, которые перешли в собственность, — АвтоВАЗа и Nissan
«Могут ли проект Aurus передать КАМАЗу? В принципе, все возможно…»
«Выходит, что АвтоВАЗ теперь под КАМАЗом», — поспешил с выводами один из комментаторов телеграм-канала «Русский автомобиль». Говорить так, безусловно, некорректно. Но надо понимать, что сейчас НАМИ принадлежит 67,7% акций АвтоВАЗа, полученных от Renault за символический рубль. Оставшиеся 32,3% у «Ростеха». В октябре «Ведомости» писали, что госкорпорация хочет передать свою долю НАМИ. Наличие госкорпорации под санкциями мешает заказывать иностранные компоненты. В таком случае назначение выходца с КАМАЗа выглядит логичным. «Ростех», который имеет хорошие отношения с челнинским заводом, с одной стороны, сможет избавить тольяттинский завод от проблем, а с другой — контролировать процессы, происходящие там. Один из источников «Коммерсанта» пояснил, что у Гайсина была своя «независимая позиция», которая не укладывается в схему с привлечением КАМАЗа к новым проектам на базе закрывшихся иностранных производств.
Вероятно, речь идет в том числе о проекте «Москвич» на базе московского завода Renault. Напомним, челнинский завод выступает технологическим партнером и связующим звеном с компанией JAC, которая сотрудничает с КАМАЗом по проекту «Компас». В августе якобы новый «Москвич» сфотографировали на заводе в Челнах. Не исключено, что на фоне назначения в отрасли снова начнутся разговоры о переходе проекта Aurus под контроль КАМАЗа.
Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ» основан 16 октября 1918 года как первый научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии. При непосредственном участии ученых и конструкторов института были созданы, испытаны и поставлены на производство почти все отечественные автомобили, многие двигатели и тракторы — от первых легковых автомобилей до мощных высокопроизводительных грузовых автомобилей «КАМАЗ», «МАЗ», «КрАЗ», «БелАЗ» и многих других.
В 1994 году институт получил статус государственного научного центра Российской Федерации, а в 2003-м федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России аккредитовало ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» в качестве испытательного центра продукции автомобилестроения (ИЦАИ), который становится технической службой с правом проведения испытаний по правилам ЕЭК ООН.
Указом президента РФ от 4 августа 2004 года №1009 НАМИ был включен в перечень стратегических предприятий, имеющих значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Также ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» является представителем Российской Федерации в техническом комитете «Дорожный транспорт» международной организации по стандартизации.
В 1964 году при институте был организован испытательный полигон (научный испытательный центр автомобильной и мотоциклетной техники, НИЦИАМТ), расположенный неподалеку от Дмитрова. Сейчас это подразделение носит название научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП «НАМИ» (НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»).
На кадровое решение повлиял целый комплекс факторов, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Это может быть вызвано большими тектоническими сдвигами, завязанными на то, что у нас происходит в стране и в автопроме в частности. Кроме того, Гайсин работал в НАМИ с 2014 года, и я думаю, что рано или поздно нужно было что-то менять», — сказал собеседник газеты. Он подчеркнул, что Назаров заступает на крайне важный пост: ему доверяют ведущий научный институт по автопрому, который должен разрабатывать автомобильную технику, «как это было в Советском Союзе».
«Одна из ключевых задач, которая была выполнена [НАМИ] за последние годы, — разработка автомобилей семейства Aurus. Это не какой-то там мыльный пузырь, а реальная работа. Не думаю, что в ближайшее время профиль НАМИ изменится. Может быть, появятся новые задачи, которые не стояли раньше. Как это будет сейчас, в новых условиях, интегрировано в общегосударственные задачи — конечно, большой вопрос», — сказал Кадаков. И заметил, что российский автопром сейчас находится на этапе «серьезного передела». С учетом того что в стране слабая компонентная база, непонятно, что делать с иностранными заводами, и вполне возможно, что НАМИ будут подтягивать к решению этого вопроса, указал спикер. Кадаков не исключает, что Aurus в конечном счете передадут под управление КАМАЗа. «Aurus как бы делится на две части. Есть разработчик Aurus — НАМИ. И есть производство Aurus в особой экономической зоне „Алабуга“. И, в принципе, все, что касается разработки, сделано. Сейчас другие вызовы и проблемы в части организации именно продолжения производства этих автомобилей», — добавил эксперт.
Перед руководством НАМИ стоит задача определить будущее проекта Aurus и двух компаний, которые перешли в собственность, — АвтоВАЗа и Nissan, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» автоэксперт Игорь Моржаретто. Он также допускает, что Aurus перейдет «под крыло» автомобильного завода в Набережных Челнах.
«КАМАЗ сейчас наиболее продвинутая компания во всех смыслах, в технологическом в том числе. У нее и экспериментальная база есть… Ставят лучших в автомобилестроении сегодняшнего дня»
«Географической привязки не вижу. На такие должности назначают наиболее опытных профессионалов, которые себя показали»
Назаров — это достойная фигура, заверил в разговоре с «БИЗНЕС Online» гендиректор АО «РариТЭК холдинг» Рафаэль Батыршин. «Он работал на КАМАЗе на заводе двигателей, на производстве, знает производство изнутри. Я думаю, что это менеджер, который хорошо понимает производство и это очень правильное решение и правильная фигура, которая сможет лучше решить вопросы для всего автопрома Российской Федерации», — сказал Батыршин. По его мнению, такое назначение поможет не только КАМАЗу, но и всему российскому автопрому. «Надо смотреть не только со стороны КАМАЗа, а вообще. А в целом это будет достойное, правильное решение», — добавил собеседник газеты.
На такие должности назначают наиболее опытных профессионалов, которые себя показали, «географической привязки» здесь нет, отметил заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. «Так получилось, что КАМАЗ — один из лидеров автомобилестроения страны. Может быть, когда-то было по-другому, но сейчас это так. Потому что тех лидеров, которые когда-то были там, в лице ЗИЛа, предположим, и так далее, сейчас не существует, их нет. Поэтому КАМАЗ сейчас наиболее продвинутая компания во всех смыслах, в технологическом в том числе. У нее и экспериментальная база есть… Ставят лучших в автомобилестроении сегодняшнего дня», — сказал Галеев в беседе с «БИЗНЕС Online».
Депутат отметил, что КАМАЗ не первый год пытается заниматься легковым транспортом, но опыта в этом направлении у завода поменьше. «Но НАМИ — это ведь научно-исследовательская структура такого экспериментального характера с многолетним стажем. Где не разделяют те или иные направления — грузовые или легковые. Это мы их знаем по легковому направлению, но мне представляется, что они испытывали разные машины. А то, что КАМАЗ пытается диверсифицировать направления, — это факт. Они не в первый раз пытаются зайти в другие ниши автомобилестроения с целью расширить продуктовую линейку по разным нишам. Ну, как получается, так и получается, но легковые автомобили у них тоже не закрытая страница. У них неслабая экспериментальная база. За эти годы они и сами много поэкспериментировали», — добавил спикер.
Кадровое назначение однозначно усилит позиции КАМАЗа, потому что НАМИ — это ключевой институт, здесь проходит сертификация, объясняет источник «БИЗНЕС Online». Он подчеркнул, что в московский институт «не первый человек с КАМАЗа ушел». «Лоббирование интересов КАМАЗа на уровне НАМИ очень важно, потому что сейчас много различных узлов, компонентов, автомобилей будет выпускаться. Каждый новый узел должен быть испытан, это очень важно. Заключения испытаний, кроме НАМИ, у нас фактически никто не дает. Это усиление менеджмента КАМАЗа и вообще влияния в Москве», — сказал собеседник газеты. «Я думаю, это логичное продолжение татарского лобби — Каримов за автопром отвечает, КАМАЗ забрал „Москвич“ и НАМИ. Звенья одной цепи», — добавил спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.