«Когда нам передали здание, здесь жил бомжик — мы долгое время его не выгоняли!» — рассказывал главный хранитель объектов культурного наследия в РТ о доме Дротоевского. В особняке, который станет штаб-квартирой ведомства Ивана Гущина, прошло выездное заседание комитета Госсовета Татарстана, где заодно озаботились судьбой мечети в Кукморе, на реставрацию которой собирают деньги всем миром, а также Успенским собором — из-за потока туристов на остров-град Свияжск пришлось ограничить доступ в храм. О том, какие памятники в РТ предстоит отреставрировать в ближайшее время и как директор Качаловского театра Александр Славутский возмущался баней в центре Казани, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Отреставрированный памятник культурного наследия — дом Дротоевского на улице Карла Маркса в Казани — принял первое мероприятие. Здесь прошло выездное заседание комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам
«Здесь была чья-то квартира — кто-то жил с видом на Гоголя и Карла Маркса»
Отреставрированный памятник культурного наследия — дом Дротоевского на улице Карла Маркса в Казани — принял первое мероприятие. Здесь прошло выездное заседание комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Вот-вот в особняк должны переехать сотрудники комитета РТ по охране объектов культурного наследия, которые ютятся на Пушкина в одном здании с судьями и сотрудниками минкульта. А пока глава комитета Иван Гущин на правах хозяина особняка провел для народных избранников и журналистов экскурсию по своей резиденции. На прошлой неделе объект также осмотрел президент РТ Рустам Минниханов.
«Было больно смотреть на такой памятник», — сказал Гущин, показывая на фотографии деревянного конструктива с полуразрушенными стенами. В таком состоянии ведомству в 2021-м достался памятник федерального значения с 186-летней историей. Здесь усилили фундамент и кирпичные стены, заменили часть сгнивших деревянных конструкций второго этажа. А в прошлом году приступили к реставрационным работам и приспособлению здания для современного пользования. На все про все из бюджета республики выделили более 218 млн рублей.
«Клад не нашли?» — поинтересовался депутат Ильшат Аминов, оценивая снимки древних находок в ходе реставрации. Как сказал Гущин, в здании обнаружили газету XIX века и нож
«Клад не нашли?» — поинтересовался депутат Ильшат Аминов, оценивая снимки древних находок в ходе реставрации. Как сказал Гущин, в здании обнаружили газету XIX века и нож. Следом гости прошли в зал с каменными сводами из красного кирпича. Его не стали портить штукатуркой или гипсокартоном, а оставили стены в первозданном виде, сделав только камнеообработку. Изначально в кабинет хотели заселить археологов, но в последний момент решили, что он станет выставочным и презентационным местом для жителей и туристов.
«Такие здания важно сохранять. А то по Островского еду, сердце кровью обливается! В центре города сделали баню, покрасили окна изнутри, и дым идет из трубы. Как будто для эскортниц!» — возмутился депутат и директор Качаловского театра Александр Славутский. На что женщины-депутаты удивились: «Мы не знаем таких мест», — сказали они, а Гущин пообещал, что уточнит, что это за заведение в старинном здании.
Гости прошли в зал с каменными сводами из красного кирпича. Его не стали портить штукатуркой или гипсокартоном, а оставили стены в первозданном виде, сделав только камнеообработку
Площадь трехэтажного дома Дротоевского — 900 кв. м, когда-то здесь жили бизнесмены и об эргономике и энергоэффективности планировок в то время не думали. Поэтому здесь много бесполезного пространства в виде широких коридоров, а «квартирки-клетушечки», как выразился Гущин, пришлось приспосабливать под кабинеты сотрудников. Показали гостям и «самый красивый», по словам хозяина штаб-квартиры, кабинет — приемную и рабочее место главы ведомства. Здесь воссоздали двери и паркет, а также старинную печь, которая соседствует теперь с современной мебелью и телевизором.
«Здесь была чья-то квартира, кто-то жил с видом на Гоголя и Карла Маркса, — оценил помещение Гущин. — Долгое время дом пустовал, вандализм никто не отменял. Когда нам здание передали, здесь жил бомжик, мы его долгое время не выгоняли, любили, он был хранителем культурного наследия». Депутаты, конечно, поинтересовались — а куда же делся мужчина? Глава комитета ответил, что куда-то исчез — пришли строители, и бомж тихо покинул здание.
Усадебный комплекс в будущем превратится в центр культурного наследия Татарстана, рассказал Гущин. Помимо административных функций, где будут оказывать госуслуги населению, здесь также смогут прогуливаться жители и туристы. Для показа задействуют двор, где находится старинная конюшня. Президент РТ дал поручение привести всю дворовую территорию в порядок.
Александр Славутский (справа): «Такие здания важно сохранять. А то по Островского еду, сердце кровью обливается! В центре города сделали баню, покрасили окна изнутри, и дым идет из трубы. Как будто для эскортниц!»
Мусульмане скидываются на ремонт мечети, а туристам лимитировали время посещения храма в Свияжске
Депутаты перешли к повестке дня и прошли в небольшой зал заседания. Председатель комитета Госсовета Айрат Зарипов предупредил, что говорить докладчикам придется громче. Со звуком есть проблемы — микрофонов в зале пока нет. Депутатов это, кажется, не огорчало — главное, тепло, отметили они. На какое-то время здесь даже открыли окно, но потом из-за строительного шума его пришлось прикрыть.
Слово взял хозяин штаб-квартиры и обозначил приоритетные направления госохраны объектов культурного наследия. Сегодня в Татарстане под охраной находится более 5,8 тыс. особо ценных памятников и территорий, а также три объекта ЮНЕСКО. Работы по инвентаризации продолжаются, и Гущин напомнил о необходимости поставить на кадастр все неучтенные объекты — такое поручение на прошедшей недавно коллегии дал Минниханов.
Особо Гущин остановился на мечети в селе Маскара Кукморского района. Она в аварийном состоянии, и деньги собирают буквально всем миром — вместе с ДУМ РТ запущен проект «Сохраняем вместе!», и восстанавливать ее будут за счет благотворителей
«Снижается количество объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, что сейчас закономерно — при значительных финансовых вложениях для сохранения объектов культурного наследия», — констатировал Гущин. В 2022 году на госохрану взято еще 14 ранее неизвестных объектов — в Алексеевском, Альметьевском, Апастовском, Буинском, Зеленодольском, Кайбицком районах, а также Челнах, Казани и Чистополе.
Что уже сделано и находится в работе?
- Завершены противоаварийные и ремонтные работы в Спасской башне, здании казанского отделения Дворянского земельного банка, доме Дротоевского.
- Организовано благоустройство двора Присутственных мест Казанского кремля.
- По федеральной программе продолжается реставрация Петропавловского собора и Ново-Слободской мечети.
- Ведется реставрация здания дома Тупицына, бактериологического института, Апанаевского медресе, дома Даутова в Атнинском районе, дома Пасмурова в Мензелинске, начаты исследовательские работы в здании мечети в Высокогорском районе.
Особо Гущин остановился на мечети в селе Маскара Кукморского района. Она в аварийном состоянии, и деньги собирают буквально всем миром — вместе с ДУМ РТ запущен проект «Сохраняем вместе!», и восстанавливать ее будут за счет благотворителей. Уже готова 3D-модель здания, усилены своды и стены первого этажа. К слову, президент РТ на коллегии поручил рассматривать религиозные объекты как центры притяжения туристов. Уже сейчас в мечети проходят Маскаринские чтения, которые притягивают все больше людей.
Имам-мухтасиб Кукморского района Радиф хазрат Тимергалиев рассказал, что двухэтажное здание из красного кирпича было построено в 1791–1793 годах на средства купца Габдуллы Утямышева. Это одна из первых каменных мечетей в РТ, возведенных после указа Екатерины II, разрешающего стройку мусульманских храмов из камня
Имам-мухтасиб Кукморского района Радиф хазрат Тимергалиев рассказал, что двухэтажное здание из красного кирпича было построено в 1791–1793 годах на средства купца Габдуллы Утямышева. Это одна из первых каменных мечетей в РТ, возведенных после указа Екатерины II, разрешающего стройку мусульманских храмов из камня. Само село Маскара было центром мусульманского образования. Здесь действовало медресе, где обучали каллиграфии и логике. В здании сохранились уникальные росписи, фасады выполнены в стиле петербургского барокко с элементами классицизма. В советское время мечеть закрыли и использовали здание под школу, мастерские и склады, минарет был утрачен.
«Проект дает возможность людям напрямую участвовать в сохранении культурного наследия. Ведь такая потребность и стремление у жителей республики, безусловно, есть», — сказал на татарском имам-мухтасиб и показал на экране QR-код, по которому желающие могут перечислить хоть 50, хоть 100 рублей. На что депутат Аминов сказал, что народные избранники уже начали делать пожертвования.
Дали слово и игумену Симеону, настоятелю Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. Остров-град стал очень посещаемым в последнее время — поток паломников и туристов превышает уже 1 млн человек в год, сказал он
Дали слово и игумену Симеону, настоятелю Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. Остров-град стал очень посещаемым в последнее время — поток паломников и туристов превышает уже 1 млн человек в год, сказал он. А в 2022-м здесь отметили 25-летие с начала возрождения — к этой дате открыли парк, где раньше были строительные бытовки. Хранители обители обеспокоены антропогенной нагрузкой, ведь собор и монастырь Свияжска входят в список ЮНЕСКО. Действующий Успенский собор открыт для посещения с 1 мая по 30 сентября, создано 17 временных интервалов для групповых и индивидуальных экскурсий. Рекомендация ЮНЕСКО — не более 40 человек в храме одновременно.
«Правила не всем кажутся удобными, иногда слышим нарекания. Но, действительно, подобные рекомендации необходимы, чтобы контролировать антропогенную нагрузку, учитывая такое массовое посещение Свияжска и нашего монастыря. Нельзя не принимать меры, мы несем ответственность перед следующими поколениями», — сказал игумен Симеон. На очереди также — восстановление древнего колодца у православной святыни.
Рафаэль Валеев рассказал о судьбе астрономической обсерватории им. Энгельгардта — ее хотят внести в список объектов всемирного наследия
Быть ли обсерватории КФУ в списке ЮНЕСКО?
Затронули и тему будущих объектов ЮНЕСКО, судьба которых только решается. Заместитель директора по научной деятельности Института международных отношений КФУ и вице-президент ИКОМОС России Рафаэль Валеев рассказал о судьбе астрономической обсерватории им. Энгельгардта — ее хотят внести в список объектов всемирного наследия. Комплекс расположен в поселке Октябрьский Зеленодольского района, границы охраны утверждены. Объект культурного наследия регионального значения относится к концу XIX–XX веков.
Без сложностей не обходится, поделился Валеев. Политическая обстановка непростая, но раньше было тоже нелегко — Свияжск и Болгар в свое время тоже не торопились включать в список ЮНЕСКО, говорит он. Теперь нужно еще научно обосновать и доказать, что обсерватория — уникальный объект.
«Ладно мы историки, архитекторы и археологи, а здесь же космос, астрономия, физика. Соединение физиков и лириков, создание команды, конференции и форумы… Результатом стало то, что 1 февраля мы сдали пять томов документов, и сейчас идет работа по продвижению. Она не очень легко идет, — отметил Валеев. — Желание республики при наличии нашей команды позволяет решать данные вопросы. Да, в этом году будет еще сложнее — заседание комитета планируется в Саудовской Аравии. Вроде дружественная страна, хотя кто знает. Принимает участие 21 государство — это послы и эксперты, значит, предстоит и борьба с ними».
Как позже он уточнил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», заседание комитета ЮНЕСКО состоится в первом полугодии. От России в январе решением президента РФ Владимира Путина назначили нового постпреда — московского татарина Рината Аляутдинова, поэтому надежды есть.
«Как к России относятся, вы знаете. И это первая сложность — политическая. Мы пройдем все процедуры. Осталось завершить этап оценки, который проводит ИКОМОС, затем они пишут заключение. Нам, самое главное, нужно получить ответ — является ли она [обсерватория] мировой ценностью. Если они ответят да, то остальные вопросы по мере [поступления будем решать]», — сказал Валеев, отметив, что на объекте также предстоят ремонтные работы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.