«Всю жизнь она мечтала приехать в Казань… Татарская культура спасала ее в решающие, критические и драматические моменты жизни, она была неотъемлемой частью ее казахской судьбы», — вспоминал о своей матери на днях в столице РТ культуролог, общественный деятель, экс-посол Казахстана в КНР Мурат Ауэзов. Он возглавил группу казахских ученых, которая на прошлой неделе гостила в Казани. Кроме того, бывший дипломат презентовал издание на татарском языке избранных произведений своего отца, классика казахской литературы Мухтара Ауэзова. Постоянный автор «БИЗНЕС Online», востоковед Азат Ахунов, увидел в этих событиях нечто большее, чем просто общение коллег из мира науки и культуры.
«Визит в Татарстан Мухтара Ауэзова начался со встречи с госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым, в последующие дни состоялись масштабные мероприятия в стенах Академии наук РТ, Национальной библиотеки и Казанского университета»
Казахский научный десант в центре Казани
Не будет преувеличением сказать, что вся прошлая неделя в столице Татарстана прошла под знаком Казахстана. Это и высадка на казанской земле мощного культурного десанта из Алма-Аты для проведения научной конференции и презентации книги переводов на татарский язык избранных произведений корифея казахской литературы Мухтара Ауэзова, и участие представительной делегации казахстанских ученых в конференции, прошедшей в Институте истории им. Марджани и посвященной прошлому Касимовского ханства, которое наши соседи также считают частью своей истории.
Но хедлайнером всех этих событий стал известный казахстанский культуролог, выдающийся интеллектуал и мыслитель, в недавнем прошлом дипломат и общественный деятель, сын Мухтара Ауэзова и руководитель фонда его имени — Мурат Ауэзов. Стоит отметить, что в Казахстане его ценят не менее, чем именитого отца. Особенно сейчас, когда республика остро нуждается в людях, способных сыграть роль посредника, своего рода культурного моста между двумя странами. С другой стороны, отметивший совсем недавно 80-летний юбилей Ауэзов-младший уважаем в Казахстане как человек, который всю свою жизнь защищал казахскую культуру и идентичность и никогда не отказывался от своих корней.
Кстати, гость из Казахстана чуть ли не с порога заявил, что его мать Фатима Габитова была по национальности татаркой и он это никогда не скрывал, мало того, специально подчеркивал. По словам Ауэзова, она сыграла огромную роль в его жизни, поэтому поездка в Татарстан — это и дань ее памяти. «В эти дни я спал как в колыбели, — сказал гость столицы РТ, — потому что находился на своей Родине, на земле предков».
«Зажатый между Китаем и Россией»
Визит в Татарстан начался со встречи с госсоветником РТ Минтимером Шаймиевым, в последующие дни состоялись масштабные мероприятия в стенах Академии наук РТ, Национальной библиотеки и Казанского университета.
Во время встречи в АН РТ. Слева направо: директор ИЯЛИ им. Ибрагимова Ким Минуллин, Мурат Ауэзов, генеральный консул Казахстана в Казани Ерлан Исхаков
Официальная цель визита — презентация перевода избранных произведений Ауэзова-старшего на татарский язык, научная конференция и переговоры об экранизации в Татарстане фильма «Фатима», сценарий к которому написала Калдыгул Жаныбаева. Все мероприятия прошли на высоте, но все время меня не покидала мысль, что за этим скрывается какой-то подтекст, иные смыслы.
Во время выступления в стенах Академии наук РТ
В принципе, сам Мурат Мухтарович особо и не скрывал, что Казахстан в настоящее время находится в непростом положении, будучи «зажатым между Китаем и Россией». Что надо искать новые пути в межгосударственных отношениях, налаживать горизонтальные связи. Ауэзов-младший как никто другой знает, о чем говорит. Долгие годы он жил и учился в Москве: окончил китайское отделение Института восточных языков при Московском государственном университете (нынешний президент Казахстана также китаист, но окончил МГИМО), служил в качестве посла Казахстана в Китайской Народной Республике, занимал важные посты у себя в стране.
В целом, как можно было понять из контекста его выступления в АН РТ, отношения между Казахстаном и Россией нуждаются в перезагрузке, прежде всего в гуманитарной сфере. Мы начали отдаляться друг от друга, надо находить новые точки соприкосновения, и Татарстан в этом отношении подходит лучше всего.
Презентация книги «Мухтар Ауэзов» в Национальной библиотеке РТ
Более развернуто Ауэзов выступил на презентации и конференции в Нацбиблиотеке. К слову сказать, зал был набит битком, в основном представителями творческой и научной общественности Татарстана. Он говорил по-русски, лишь иногда переходя на казахский язык. Ауэзов и не скрывал, что выступать на языке Пушкина ему гораздо проще и привычнее.
Рассказывая о своей матери, он произносил отдельные фразы на татарском, которые звучали в его устах очень органично. «Всю жизнь она мечтала приехать в Казань, — говорил оратор. — Воспоминания о казанской, татарской культуре я слышал с детства: „Шурале“, стихи Габдуллы Тукая, татарские песни „Кара урман“, „Эзләдем, бәгърем, сине“. Эти замечательные татарские песни лечили ее от депрессии. Татарская культура спасала ее в решающие, критические и драматические моменты жизни, она была неотъемлемой частью ее казахской судьбы».
Во время встречи казанский литературовед, профессор Хатип Миннегулов как бы невзначай напомнил, что и отцу нашего гостя татарская культура была не чужда, поскольку тот получил образование в татарском медресе в Семипалатинске.
В первой четверти ХХ века будущий классик казахской литературы провел несколько лет в Семипалатинске, который тогда был важным центром татарской культуры. Не будет преувеличением сказать, что, по сути, татарские купцы создали этот город в XIX веке, татары продолжают играть здесь важную роль и поныне — в 300-тысячном Семее (переименован в 2007 году) проживают около 8 тыс. наших соплеменников.
Историческая татарская мечеть в городе Семее
Мало кто знает, что Ауэзов-старший был игроком первой в истории Казахстана профессиональной футбольной команды «Ярыш», организованной и финансируемой татарскими купцами Нигматуллиными.
«В нашем общем деле заинтересована сама судьба»
На наших глазах началось строительство нового постназарбаевского Казахстана. Идут поиски новых идеологических смыслов, способных если и не выразить национальную идею, то хотя бы сформулировать ее в общих чертах. И главная опора здесь, как и у многих других постколониальных наций, ложится на национальные корни, историческое наследие, славные победы прошлого. И Ауэзов-старший в этом плане как раз четко вписывается в общую канву. Он близок и знаком не только казахам, но и другим народам и как никто иной лучше всего может быть использован в качестве soft power.
Памятник основоположнику казахской литературы Абаю Кунанбаеву в городе Семее
И в этом плане родина классика казахской литературы начинает играть очень важную роль. Ведь бывший Семипалатинск и область — это родина не только Ауэзова, но еще и основоположника казахской письменной литературы Абая Кунанбаева, выдающегося казахского поэта Шакарима Кудайбердиева. Здесь в 1854–1859 годах находился в ссылке и написал ряд своих крупных произведений Федор Достоевский. Отсюда родом известная певица Роза Рымбаева, музыкант и продюсер Бари Алибасов.
Абайская область была образована совсем недавно — 8 июня прошлого года. Раньше на протяжении всей своей истории она существовала под разными названиями как самостоятельная административная единица (Семипалатинская губерния, потом одноименная область), но в 1997-м лишилась самостоятельности — ее присоединили к Восточно-Казахстанской области. Центром региона тогда стал расположенный от Семея в 200 км город Усть-Каменогорск. Все эти пертурбации объяснили экономией бюджетных средств и улучшением администрирования. Но у местных жителей была своя версия событий — политическая. Впрочем, теперь это неважно, с положением «Золушки» покончено — Семей становится новым местом силы в Казахстане.
На встрече в библиотеке как бы невзначай помянули и бывшего первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева. Внук бывшего партийного деятеля выступил спонсором татарского издания произведений Мухтара Ауэзова. Было сказано немало добрых слов в его адрес. И это тоже неспроста, идет возвращение его имени, ведь в современном Казахстане его считают незаконно пострадавшим за свою проказахскую позицию, невинной жертвой горбачевской перестройки. Такие масштабные личности, как Кунаев, как бы незримая опора в наше непростое и турбулентное время.
Ауэзов-младший рассказал, как в советские годы, в период хрущевской оттепели, он боролся за казахскую культуру, язык и литературу, как бы намекая на то, что тем самым продолжил дело отца — бывшего активиста казахского национального движения «Алаш Орда»: «Это были мы, молодые казахи, которые обучались в Москве, потом это движение развернулось: Ленинград, Омск, Рига — там, где казахское студенчество обучалось, организовали движение „Жас тұлпар“ („Молодой скакун“), — рассказывал гость Казани. — Оно позиционировало себя как культурно-просветительское общество, пропагандирующее казахскую культуру. Это было движение антиколониальной направленности. Мы боролись за деколонизацию сознания — вот что нужно было осуществить».
Для деколонизации сознания «нужно было обрести самоощущение в большом историческом времени», считает известный казахский дипломат. «Вы все прекрасно помните, как в XX веке все было „кап-кара“ — „черным-черно“, а теперь стало хорошо. Там нет никакой диалектики, нет правды истории, — говорит Ауэзов. — Это была та реальность, против которой выступали и татарская интеллигенция начала XX века, и наши алашардинцы. Раз такое получилось, что конец — это крах кочевой цивилизации, а начало — середина первого тысячелетия. То есть мы обретаем пространство во времени 2,5 тысячи лет. 2,5 тысячи лет нашей истории — это уже достойная цифра для нашего самоощущения. Это было время, когда установилось евразийское пространство. И наши с вами предки имеют прямое отношение к этой странице истории. Очеловечивание мирового исторического процесса. Поэтому это надо знать и помнить. А косвенно, когда мы в этих масштабах времени начинаем думать и в масштабах пространства, мы стимулируем наш разум, интеллект. Становимся гораздо сильнее. Мы боремся за идеалы добра, когда они попираются. Против насилия над духовностью. Над совестью человека. Когда происходят процессы обесчеловечивания в силу объективных и субъективных действий определенного типа людей. И тут мы ищем друг друга, братьев, мы ищем соратников».
Судя по всему, Мурат Ауэзов — сторонник популярной в Казахстане идеи единого евразийского пространства, которое охватывает как Казахстан, так и Россию. «В нашем общем деле в качественном добром сотрудничестве заинтересована сама судьба, большая справедливая историческая судьба», — считает казахский культуролог и мыслитель.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.