erid: Kra241bpA
«Телекоммуникационная индустрия с 2005 года изменила образ жизни большинства людей на планете Земля как на психологическом, так и на физиологическом уровне. Благодаря высокоскоростному домашнему и мобильному интернету гаджеты делают за нас многие вещи: убирают, готовят, ведут календарь, напоминают о праздниках, считают шаги и пульс, заказывают еду, вызывают такси…» — говорит технический директор по КУЭС ПАО «Таттелеком» Дмитрий Фролов. В своем интервью, приуроченном ко Дню связи, 135-летию компании и развития связи в РТ, он рассказал, почему в республике домашний интернет один из самых дешевых в стране, сколько миллиардов рублей ежегодно вкладывается в инфраструктуру, кто свыше 100 раз в год перебивает кабель и когда люди станут киборгами.
Дмитрий Фролов: «Все изменилось на стыке XX–XXI веков, когда «вирус» под названием «интернет» проник на территорию России»
«Все изменилось на стыке веков, когда этот «вирус» проник на территорию России…»
— Дмитрий Александрович, современный потребитель давно привык к тому, что связь ловит практически везде, а интернет «летает». При этом за кадром обычно техническая сторона вопроса. Обывателю непонятно, сколько усилий нужно, чтобы добиться такого эффекта. Расскажите на примере «Таттелекома», как развивалась инфраструктура в республике и каково ее состояние сегодня?
— На мой взгляд, ключевое событие произошло раньше. Все изменилось на стыке XX–XXI веков, когда «вирус» под названием «интернет» проник на территорию России. Именно в этот момент телекоммуникационная индустрия начала расти семимильными шагами.
В нулевых появилась первая технология доступа в интернет dial-up, когда, используя модем и телефонную сеть общего пользования, абонент мог подключаться к другому компьютеру для обмена данными. Помните, как пищал модем? По сути, он «напевал» модему на другом конце провода ваш запрос… Скорости тогда были ничтожно малы — 56 Кбит/с. Одну фотографию низкого качества можно было скачивать часами. А если кто-то в доме поднимал телефон, то все срывалось.
С 1997 года «Таттелеком» начал прокладывать в Татарстане оптоволоконную магистраль, которая начиналась в Апастово и через Казань, Набережные Челны шла в Агрыз, по диагонали пересекала территорию республики. Стали появляться первые продвинутые системы передачи данных: сначала для телефонии, а потом и для интернета. С их помощью скорость выросла в десятки раз — всего за несколько лет мы добились 600 Мбит/c. К 2005 году, когда я как раз устроился работать в «Таттелеком» инженером, практически во всех районных центрах Татарстана был проложен кабель и желающих пользоваться интернетом стало больше.
«Только за прошлый год мы провели GPON для 127 тысяч домохозяйств. В этом году подключим еще 80 тысяч, а план на три года — 250 тысяч. Это почти 70% частного сектора Татарстана»
— Но к тому моменту про модемы уже все забыли?
— К тому моменту широкое применение в Татарстане получила технология ADSL*, которая позволяла выходить в интернет при помощи телефонного кабеля.
Главное преимущество этой технологии — простота в применении и масштабировании. Ведь не надо прокладывать новые коммуникации — достаточно использовать потенциал телефонных линий, которые и так уже лежат в земле с 60-х годов. Однако был и минус — невысокая скорость.
Тем не менее ADSL по-прежнему позволяет выходить в интернет в тех отдаленных местах, где нет мобильного интернета и сотовой связи. Но со временем все они будут заменены на оптику по одной из технологий FTTB** или GPON***.
— Много ли населенных пунктов уже пользуется этими технологиями?
— Все населенные пункты, где живут более 500 человек, уже с оптикой. Только за прошлый год мы провели GPON для 127 тысяч домохозяйств. В этом году подключим еще 80 тысяч, а план на три года — 250 тысяч. Это почти 70% частного сектора Татарстана. Темпы ударные благодаря существенной поддержке правительства нашей республики. В этом плане населению Татарстана повезло — руководство всегда уделяло повышенное внимание телекому. В республике применяются передовые технологии, качество связи существенно выше, чем во многих регионах страны, а домашний интернет один из самых дешевых в стране.
«Населению Татарстана повезло — руководство всегда уделяло повышенное внимание телекому. В республике применяются передовые технологии, качество связи существенно выше, чем во многих регионах страны, а домашний интернет один из самых дешевых в стране»
«Человек постепенно становится заложником телекоммуникационного рая»
— Вы с 2005 года работаете в «Таттелекоме». Начинали вы с инженера, а сейчас являетесь техническим директором. Расскажите про свой карьерный путь…
— Я с 14 лет в этой профессии: сначала Казанский техникум связи, потом Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики. Даже не представлял, что могу работать где-то еще, поэтому сразу по окончании вуза вернулся в Казань и поехал в офис «Таттелекома». В начале нулевых многие считали, что устроиться в такую компанию, как «Таттелеком», без связей и за один день невозможно, но мне удалось. Я просто зашел в здание и на охране сказал: «Хочу здесь работать! Возьмите!» Мне дали телефон отдела кадров, где женщина сообщила: «Вакансий нет!» Я настоял, чтобы она вышла ко мне и посмотрела мой диплом. Она согласилась. Изучив мои данные, мне сказали: «Мы с вами свяжемся». Не успел я доехать до дома, мне звонит мама на мобильный и сообщает: «Тебе из „Таттелекома“ звонили, завтра ждут на собеседование». Его я успешно прошел и стал инженером. Спустя несколько лет повысили до заместителя начальника отдела эксплуатации и развития транспортной сети, а после я возглавил этот отдел. Стал руководить такими же инженерами, каким был сам, и занимался развитием магистральной сети в республике. В 2021 году, когда в компании формировалась новая команда, мне предложили должность технического директора казанского филиала, и я согласился.
— Строительство магистрали — долгоиграющий проект. Насколько это стало сложным испытанием для вас?
— Сложностей было несколько. Во-первых, подобного опыта здесь ни у кого не было, приходилось все делать с чистого листа. Да, техникум и институт заложили какую-то базу, но все знания я получил уже здесь, во время работы. Во-вторых, почти все оборудование, с которым мы работали, было китайским и инструкция к нему сначала была только на английском.
«В начале нулевых многие считали, что устроиться в такую компанию, как «Таттелеком», без связей и за один день невозможно, но мне удалось. Я просто зашел в здание и на охране сказал: «Хочу здесь работать! Возьмите!»
— Как выходили из положения?
— Надо отдать должное «Таттелекому», который всегда заинтересован в развитии сотрудников. Меня отправили в Москву, в учебный центр зарубежного производителя, почти на месяц — компания выиграла конкурс на поставку оборудования. Техники было много. Помню, как в 2005 году страшно было включать спектроанализатор стоимостью несколько миллионов! Удивительно, но он до сих пор работает, но уже не может делать замеры, которые требуются сейчас.
— Технологии настолько ушли вперед?
— Оптоволокно позволяет передавать почти неограниченное количество данных. В прошлом году появился уже промышленный образец оборудования, способный передавать 40 Тбит/с по одному волокну. Это примерно в тысячу раз больше, чем сейчас. Некоторые считают, что у оптоволокна есть предел и он наступает при нагрузке в 50 Тбит/с на одно волокно. Возможно, человечество приблизится к пределу.
— Какова пропускная способность у «Таттелекома» на текущий момент?
— Современное оборудование позволяет по двум оптическим каналам передавать до 1,6 тысячи Гбит/с! Для примера: в 2005 году от Казани до Пестрецов для доступа в интернет был канал с пропускной способностью 2 Мбит/с. А сейчас с помощью GPON в частном доме можно легко добиться скорости в 500 Мб/с. А магистральные каналы связи, к примеру на участке Казань – Набережные Челны, сейчас 100 ГБит/с. За 15 лет пропускная способность магистральных каналов увеличилась в 50 тысяч раз!
«Я считаю, что телекоммуникационная индустрия с 2005 по 2015 год изменила образ жизни большинства людей на планете Земля как на психологическом, так и на физиологическом уровне»
— Разница существенная…
— Я считаю, что телекоммуникационная индустрия с 2005 по 2015 год изменила образ жизни большинства людей на планете Земля как на психологическом, так и на физиологическом уровне. Если до 2000-х у нас была примерно одна модель поведения в мире, то сейчас социум, где доступны дешевая связь, мобильный интернет и прочие прелести телекома, кардинально отличается от общества, в котором этих услуг нет.
Благодаря высокоскоростному домашнему и мобильному интернету гаджеты могут делать многие вещи: они убирают, готовят, ведут календарь, напоминают о праздниках, считают шаги и пульс, заказывают еду, вызывают такси…
Мы настолько сроднились с нашими гаджетами, что совсем скоро люди будут напоминать киборгов, внутри которых живут технологии. Зачем покупать очки или беспроводные наушники, если можно будет встроить гаджет, позволяющий улучшить изображение, записать его или преобразовать звук? Пожалуй, постепенно человек в хорошем смысле становится заложником телекоммуникационного рая.
«Даже если мы выйдем в другие регионы, управлять всем будем именно здесь [в Едином центре управления в Казани]»
«Оптический кабель не боится ничего, кроме лопаты и экскаватора»
— Сколько «Таттелеком» ежегодно инвестирует в инфраструктуру?
— Колоссальный размер бюджета. Если посмотреть на нашу интерактивную карту, то Татарстан находится в паутине оптоволоконных сетей. За 10 лет мы проложили около 50 тысяч километров волокна. Причем система выстроена таким образом, что даже в случае аварии можно избежать отказов связи.
— Кто и как следит за работоспособностью связи и интернета?
— Единый центр управления в Казани, который работает круглосуточно. Прежде у нас такие были в каждом крупном городе, но сейчас в этом нет необходимости. Даже если мы выйдем в другие регионы, управлять всем будем именно здесь.
«Ключевая задача — развитие компетенций сотрудников. Оборудования сейчас очень много, но ключевой вопрос в телекоме — кадры»
— Часто ли случаются внештатные ситуации?
— В нашей работе есть два негативных аспекта: отключение электричества и земляные работы. Как мы шутим в компании, оптический кабель не боится ничего, кроме лопаты и экскаватора! В отличие от телефонных проводов, на его работу никак не влияет погода, температурные изменения, но ввиду того, что республика активно развивается и строится, кто-нибудь постоянно перебивает наши кабели.
Сеть спроектирована таким образом, что везде есть резервные мощности. Если на одном участке случился обрыв, система автоматически переключается на второй источник и услуга продолжает поступать. Поэтому многие абоненты и не знают, что вообще что-то происходит.
— Сколько времени требуется, чтобы восстановить перебитый кабель?
— В среднем несколько часов.
— На сколько лет хватит текущих мощностей «Таттелекома»?
— На ближайшие 10–20 лет хватит точно. Более того, есть современные решения, позволяющие существенно увеличить скорость передачи данных без замены волокна. Достаточно заменить платы и лазеры.
«Уверен, что в скором времени будет востребована дополненная реальность — люди начнут выстраивать коммуникации по-новому, что потребует от нас более высоких скоростей и новых технических решений»
— Какие ключевые задачи стоят перед вами и как вы видите дальнейшее развитие нагрузки на сети?
— Ключевая задача — развитие компетенций сотрудников. Оборудования сейчас очень много, но ключевой вопрос в телекоме — кадры. Система образования просто не поспевает за индустрией, поэтому мы всегда в поиске высококвалифицированных сотрудников, которые дополнительно помогают компании шагать в ногу со временем.
Потребности абонентов будут только расти, а мы продолжим развиваться. Интересный парадокс — вместе с ростом технологий растет «вес» контента. Уверен, что в скором времени будет востребована дополненная реальность — люди начнут выстраивать коммуникации по-новому, что потребует от нас более высоких скоростей и новых технических решений.
*ADSL: Asymmetric Digital Subscriber Line — асимметричная цифровая абонентская линия
**FTTB: Fiber To The Building — оптоволокно до здания
***GPON: Gigabit-capable Passive Optical Networks — гигабитная пассивная оптическая сеть
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.