«Есть место, мастера, оборудованное помещение, которое в 10 раз дешевле, чем этот ЦУМ, который власти РТ хотят выкупить!» — сокрушается глава союза народных и художественных промыслов Татарстана Нури Мустафаев. Он намерен закрыть Палату ремесел спустя 20 лет работы. Организация накопила 2,7 млн долга перед новым собственником здания в Адмиралтейской слободе, где базируется центр и его 500 мастеров. Последняя надежда — на письмо президенту РТ Рустаму Минниханову с предложением выкупить постройку или выдать льготный кредит. О том, почему «рукодельники» уже дважды меняли свое пристанище и как бывшего замминистра экономики, по его словам, «пинком под зад выгнало министерство культуры», — в материале «БИЗНЕС Online».
«Через два-три месяца закрываю Палату ремесел, и все… Я уже не в силах бороться», — такое решение на днях озвучил корреспонденту «БИЗНЕС Online» глава союза «Палата народно-художественных промыслов и ремесел РТ» Нури Мустафаев
«Ни ответа ни привета»
«Через два-три месяца закрываю Палату ремесел, и все… Я уже не в силах бороться», — такое решение на днях озвучил корреспонденту «БИЗНЕС Online» глава союза «Палата народно-художественных промыслов и ремесел РТ» Нури Мустафаев, возглавляющий организацию более 20 лет. Она объединяет около 500 мастеров республики. Одна из причин — долг на сумму около 2,7 млн рублей за аренду здания на ул. Клары Цеткин, 6: это бывший кинотеатр «Звезда» в Адмиралтейской слободе, где базируются умельцы. В здании уже отключили свет, а мебель и оборудование вот-вот придется вывозить.
Откуда взялась задолженность? Ситуация начала накаляться после смены собственника здания. До 2020 года бывшим кинотеатром владел старый товарищ Мустафаева Дамир Кадыров. Он тогда входил в состав учредителей палаты и предложил Мустафаеву здание под центр ремесел. По договору, палата арендовала помещение в 500 «квадратов», хотя центр занимал все этажи. Но в конце 2021-го Кадыров умирает, а здание его супруга продает ООО «Фирма „Ак Идель“» Луизы Сеньковской, матери основателя сети цветочных магазинов «Букет столицы» Евгения Сеньковского, чей пристрой уже вписался вплотную к зданию бывшего кинотеатра.
Новый владелец поднял ставку аренды для центра ремесел в 2–3 раза, говорит Мустафаев. Так, если раньше набегал платеж в 50–60 тыс. рублей в месяц, то по новому тарифу пришлось бы отдавать по 200 тыс., или 450 рублей за «квадрат». За одной напастью последовала другая — в июне 2022-го 65-летний Мустафаев попадает в больницу, перенеся за год четыре операции. Заниматься мастерской не позволяло здоровье, а долг продолжал капать…
Сумма долга оказалась для центра ремесел неподъемной. Чтобы не потерять свое детище, глава союза «Палата НХП РТ» написал письмо президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой выделить 160 млн рублей, чтобы выкупить здание или предоставить им «под гарантии правительства» кредит на 10–15 лет, который палата сама и закроет
Сумма долга оказалась для центра ремесел неподъемной. Чтобы не потерять свое детище, глава союза «Палата НХП РТ» написал письмо президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой выделить 160 млн рублей, чтобы выкупить здание или предоставить им «под гарантии правительства» кредит на 10–15 лет, который палата сама и закроет. В качестве залога Мустафаев предлагает использовать сам объект недвижимости. Сейчас здесь организовано 20 отдельных кабинетов для мастерских, выставочный и конференц-залы, а прямо перед зданием есть площадка для ярмарок и фестивалей, что вкупе с реконструкцией сада Рыбака могло быть дать старт новому туристическому кластеру, считает Мустафаев. Однако, добавляет он, пока от руководства республики нет «ни ответа ни привета».
Сейчас здесь организовано 20 отдельных кабинетов для мастерских, выставочный и конференц-залы, а прямо перед зданием есть площадка для ярмарок и фестивалей
«Я написал письмо президенту, в котором рассказал, что есть место, есть мастера, оборудованное помещение, которое в 10 раз дешевле, чем этот ЦУМ, который хотят выкупить. Прошло два месяца — ничего не прояснилось», — сетовал в разговоре с «БИЗНЕС Online» генеральный директор центра НХП РТ.
В конце марта Минниханов во время заседания совета по культуре объявил, что хочет приобрести ТЦ «Казанский ЦУМ», чтобы сделать там центр для творцов, мол, и переговоры уже ведутся. «Это моя идея — выкупить ЦУМ!» — раскрыл тогда планы президент. Он пожаловался, что большинство предпринимателей из сферы народных художественных промыслов (НХП), а таких в РТ более 1,5 тыс., работают без официального статуса, продолжая регистрировать вид деятельности как образовательные услуги, ремонт обуви и т. д. Решить эту проблему, считает руководитель Татарстана, может создание индустриального парка, в котором могли бы расположиться ремесленники. Однако спустя 2,5 месяца дело не сдвинулось, ясности с покупкой ЦУМа так и нет. Вице-премьер республики Лейла Фазлеева коротко ответила «БИЗНЕС Online», что «работа по ЦУМу идет в соответствии с поручением раиса».
Собственник здания, в котором сейчас базируется центр в Адмиралтейской слободе, не ответил на запрос «БИЗНЕС Online» о повышении арендной ставки и судьбе Палаты ремесел. Наше издание также обратилось в минкульт Татарстана и пресс-службу президента РТ, но и там не стали комментировать ситуацию.
Накануне Мустафаев провел небольшую экскурсию по центру ремесел. Здание построили в 1959 году. Вход украшает увесистая люстра, декорированная лепестками из железа, которую выковали мастера палаты
Как сейчас выглядит Палата ремесел?
Накануне Мустафаев провел небольшую экскурсию по центру ремесел. Здание построили в 1959 году. Вход украшает увесистая люстра, декорированная лепестками из железа, которую выковали мастера палаты. На одной из стен карандашом написана история Адмиралтейской слободы, которую потом должны расписать красками. Лестницу, ведущую на второй этаж, также украшают «ажурные» железные перила. Здесь находится демонстрационный зал, общий учебный класс и должен был появиться небольшой кафетерий в углу, для которого уже сделана барная стойка. Одну из стен украшает картина галеры, на которой Екатерина II прибыла в Казань. По словам Мустафаева, в планах было построить ее копию и установить во дворе.
Всего в трехэтажном здании должны были трудиться 12 гильдий народных и художественных промыслов: художественной обработки дерева, лозы и бересты; изделий из шерсти и войлока; керамики; лоскутного шитья, шитья национальных костюмов, кукол и т. д.
Всего в трехэтажном здании должны были трудиться 12 гильдий народных и художественных промыслов: художественной обработки дерева, лозы и бересты; изделий из шерсти и войлока; керамики; лоскутного шитья, шитья национальных костюмов, кукол и т. д. Об их присутствии напоминают оставшиеся изделия «рукодельников». Здесь также планировалось проводить мастер-классы, обучение. Пока мастерская работала, тут была и школа для детей-инвалидов, проводились ярмарки.
Здесь также планировалось проводить мастер-классы, обучение
«Мы все здесь отремонтировали, сделали туалеты, душ, — рассказывает Мустафаев. — Президент нам вначале помог, перечислив денег, которых хватило для старта. Потом я вложил сюда еще 6 миллионов своих денег, продал конюшню. 25 лет заниматься художественными промыслами, ремеслами, посвятив этому жизнь, вырастив плеяду мастеров… Я не мог просто так все бросить».
В прошлом году, рассказывает глава палаты, был шанс приобрести здание, он нашел инвесторов, которые готовы были к покупке. Они попросили у собственника год-два, чтобы выплатить всю сумму, при этом готовы были сразу внести половину — от 160 млн рублей, но владельца здания такие условия не устроили и он потребовал сразу всю сумму. Затем была волна мобилизации, которая «смыла» потенциальных приобретателей, и они разъехались «по Турциям и Дубаям». «У нас даже был готовый проект: мы хотели напротив построить трехэтажное здание и соединить его с этим стеклянной крышей. Это позволило бы делать постоянную выставку на улице», — добавил спикер.
«25 лет заниматься художественными промыслами, ремеслами, посвятив этому жизнь, вырастив плеяду мастеров… Я не мог просто так все бросить», — рассказывает Мустафаев
Что думают сами ремесленники о своем «выселении»? Мастер лозоплетения Игорь Бурмистров в шоке от новостей о закрытии союза ремесел. По его словам, в здании на Клары Цеткин он проводил мастер-классы по плетению корзин и мебели, установил оборудование и сделал ремонт. В планах было открыть детскую школу ремесел. Бурмистров занимается лозоплетением больше 20 лет. «Понятно, что основные мастерские у нас дома расположены, но мастер-классы уже нигде не провести, у меня была очередь из взрослых и детей. Сам я живу в Лаишево, и из Казани ко мне сложно доехать, — говорит Бурмистров. — Нам главное, чтобы наше объединение было, чтобы поддержка была от государства. Здание, конечно, тоже важно. Мы все еще надеемся, что ситуация исправится, может, президент откликнется».
Его коллега Дмитрий Вздорнов уже 14 лет занимается художественной обработкой шерсти и войлока и создает одежду, приехал в Казань из Сарапула. «Я даже не понимаю, зачем ЦУМ? У нас есть вот это здание, мы здесь все сделали сами, помогали… — задается вопросов Вздорнов. — Мы ездили на самые крупные российские фестивали — „Ладья“, „Зимняя сказка“. У меня сестра занимается примерно тем же самым, только в Удмуртии. Она всегда была в восторге от ремесленников Татарстана. У нас уже три года почти ничего не происходит, зато в Удмуртии все кипит».
Сейчас члены палаты ежегодно платят членский взнос — по 1,5 тыс. рублей в год. Что им предложат потом, они пока не в курсе. Но, добавили мастера, минкульт РТ уже рассылает анкеты резидентов для ЦУМа, в которых желающим работать в ТЦ нужно указать информацию о себе и то, какое оборудование им необходимо.
Сам 65-летний Мустафаев — значимая фигура в татарстанской политике эпохи 90-х и начала нулевых
Как бывший куратор малого бизнеса республики открывал центр ремесел в РТ
Чем известна Палата ремесел и для чего ее создавали? Образовалась она в 2003 году с легкой руки тогдашнего президента республики Минтимера Шаймиева, поддержавшего идею возрождения народных художественных промыслов. Вместе с Мустафаевым они решили, что организация будет работать при кабинете министров и подчиняться напрямую премьер-министру. Так было до 2012-го, пока центр не передали под крыло минкульта РТ как государственное бюджетное учреждение (ГБУ). Но в 2020-м госучреждение ликвидировали, превратив его в союз «Палата ремесел РТ», тогда же организация осталась и без первого офиса на ул. Московской. Как объясняет Мустафаев, минкульт не продлил с ним контракт. «Я пришел, а мне сказали: „Ну все, до свидания“, — вспоминает те события собеседник. — Проработал 25 лет, был замминистра, столько сделал, и пинком под зад меня министерство культуры выгнало».
Сам 65-летний Мустафаев — значимая фигура в татарстанской политике эпохи 90-х и начала нулевых, хотя и родился в Ташкенте. В 1983-м он окончил Казанскую консерваторию по специальности «преподаватель класса скрипки, солист оркестра», а еще через три года — КГУ по специальности «преподаватель социально-политических дисциплин». В 80-е работал в комитете ВЛКСМ, преподавал в КГУ. В 1990-е возглавлял совместное советско-польское предприятие «Интертап». Считается, что история его восхождения отчасти связана с тем, что он женился на дочери влиятельного Дамира Зарипова — тогда руководителя контрольного управления президента РТ. Почти 7 лет, с 1996 по 2003 год, Мустафаев курировал развитие малого бизнеса, будучи заместителем министра экономики и промышленности РТ – генеральным директором департамента по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
В 2014 году о Мустафаеве вновь активно заговорили в медиаполе, когда он в качестве «лучшего крымского татарина Казани» был десантирован в Симферополь с миссией оживления и структурирования местного бизнеса. Там бывший замминистра минэкономпрома возглавил созданную в Симферополе ассоциацию предпринимателей полуострова. А в 2017-м разгорелся скандал на фоне судебного спора Мустафаева и комитета земельных и имущественных отношений Казани. Власти расторгли договор аренды на земельный участок из-за задолженности: на ул. Островского, возле «Детского мира», должен был появиться центр ремесел, но в итоге после нескольких лет поисков инвесторов идея так и не была реализована, а на том месте выросли сувенирные киоски, которые позже снесли.
В свое время Мустафаевым была проведена большая работа — татарстанская Палата ремесел добилась серьезных результатов: стала лауреатом международного фестиваля народных традиций, получила золотую медаль клуба европейской торговли, стала членом палат ремесел Франции, Германии, Италии и т. д. Он вывозил мастеров на международные выставки, объединял их, рассказал заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев. Но время изменилось — сейчас есть самозанятые, места для торговли в торговых центрах, продукция реализуется в интернете.
«Как ни крути, на первом месте стоит производство и торговля. Координационная же работа на постоянной основе требует больших усилий — и физических, и нравственных. В ТПП РТ есть комитет по народно-художественным промыслам, но он существует уже 10 лет на общественных началах, и это в какой-то степени нас выручает. Если содержать помещение, инфраструктуру, это, конечно, затратно, работа с мастерами интересная и непростая, с творческими людьми сложно работать», — отметил Николаев.
«БИЗНЕС Online» продолжит следить за судьбой центра ремесленников.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.