РАЗВЕДКА БЕЗ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

Головной самолет комплексной разведки Ту-214Р (регистрационный номер - RA-64511), по всей видимости, был сфотографирован во время одного из испытательных полетов в Казани. Фото за авторством Евгения Волкова разместил портал russianplanes.net – излюбленное место публикации российских споттеров.

О программе создания на базе дальнемагистрального Ту-214 модификации Ту-214Р известно очень немного. По данным сайта sdelanounas.ru, Ту-214Р, известный также как «изделие 411» или ОКР «Фракция», создается ОАО «Туполев» по заказу министерства обороны РФ. Головной разработчик бортового разведывательного комплекса - ОАО «Концерн радиостроения «Вега». В салоне Ту-214Р - три отсека: операторов, бытовой и бортового радиолокационного комплекса. В состав последнего входят многочастотный радиотехнический комплекс, имеющий несколько антенн, расположенных по бокам фюзеляжа, а также специальная оптико-электронная система высокого разрешения «Фракция», расположенная в обтекателе в нижней части фюзеляжа. Система позволяет получать изображения земной поверхности в двух спектральных диапазонах (видимом и инфракрасном) и может применяться для наблюдения в масштабе реального времени. Характеристики бортового радиолокационного комплекса неизвестны, отмечает неофициальный блог «Туполева», но, предположительно, его главная «забота» – объекты на земле, хотя не исключена и работа «по воздуху».

Кое-что о специфике работы Ту-214Р можно сказать, исходя из того, что он замена самолету Ил-20М. Он предназначен для вскрытия радиолокационных средств и средств связи противника, перехвата сигналов средств управления и связи, ведения радиолокационной и оптической разведки наземных объектов. Кстати, Ил-20 тоже «переделка» гражданского лайнера Ил-18. «Двадцатка» долгое время была одним из наиболее секретных советских самолетов, отмечает портал dogswar.ru. Сведения о них охранялись даже более тщательно, чем, например, информация об иных новейших истребителях и бомбардировщиках. Известно, что эти машины начали создавать в соответствии с постановлением ЦК КПСС и совета министров СССР от 27 марта 1965 года о разработке самолета комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Собственно, это было ответом на американские разработки. После того как 1 мая 1960 года над Свердловском был сбит американский высотный разведчик U-2, в США решили добывать информацию иным путем – при помощи самолета, способного получать разведданные, не вторгаясь на их территорию. Так, на базе пассажирского Boeing 707-320 создали «шпион» RC-135. Противодействовать RC-135 было очень сложно, ведь формально он не вторгался на советскую территорию.

О статусе Ил-20 и выполняемой ими работы говорит то, что они, а также последовавшие за ними модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 не входили в состав разведывательных авиаполков или эскадрилий ВВС СССР, а подчинялись непосредственно командованию военных округов.

ОСТАЕТСЯ ЛИШЬ МИНИМИЗИРОВАТЬ ШТРАФЫ

То есть о значении Ту-214Р говорить излишне.

Пара таких машин строится на казанском авиапредприятии по контракту минобороны с «Туполевым» и КАПО от 29 ноября 2002 года. Они должны были быть переданы заказчику в ноябре 2008-го, сообщает блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий. Но головной Ту-214Р совершил первый полет только 24 декабря 2009 года, до сих пор проходит испытания в Казани и планируется к сдаче в 2013 году. Второй экземпляр (регистрационный номер - RA-64514) находится в цехе окончательной сборки и должен быть сдан в 2014-м. Словом, не удивительно, что сегодня контракт на их строительство разбирается в суде (отметим, что ранее упоминалось лишь о долгах КАПО перед военными, вышеназванный блог первым соотнес их с Ту-214Р). Так, на прошлой неделе кассационная инстанция – Федеральный арбитражный суд Поволжского округа – отказала КАПО в рассрочке выплаты 26 млн. рублей штрафных санкций за долгострой.

Напомним, что еще 12 января этого года заказчик Ту-214Р - московская войсковая часть №45807 (в интернете ее связывают с Главным разведывательным управлением Генерального штаба) - потребовал от КАПО выплаты огромных пеней - 1,24 млрд. рублей. Штрафные санкции были начислены за срыв сроков исполнения спецбортов.

Согласно материалам арбитража, заключенный еще в 2002 году госконтракт стоимостью 3,4 млрд. рублей должен был быть выполнен, крайний срок, к 30 ноября 2008 года. Была оговорена и пеня за просрочку – в размере 0,1% от цены работы или этапа за каждый день. Военные начали разбираться по поводу срыва сроков заказа еще в 2009 году. Сначала требования предъявили «Туполеву», значившемуся по трехстороннему контракту исполнителем работ (КАПО – изготовитель): штрафные санкции превысили 150 млн. рублей. Основанием для них, как позднее и в случае с КАПО, стало нарушение срока выполнения опытно-конструкторской работы «Фракция-4». Однако представитель «Туполева» на суде заявил, что вина в нарушении обязательств по контракту – на совести КАПО: «Туполев» не мог вовремя завершить работы с «Фракцией» из-за того, что казанское предприятие сорвало сроки строительства самолета.

В свою очередь, КАПО в своем отзыве сообщало, что сроки зависели от финансирования, а оно выделялись не в полном объеме. Кроме того, «Туполев» постоянно вносил изменения в конструкторскую документацию. Тем не менее «Туполеву» взыскания пеней удалось избежать – кассационная инстанция Московского округа не усмотрела его вину в срыве контракта. В этой ситуации казанскому авизаводу оставалось лишь попытаться минимизировать штрафные санкции. И ему это почти удалось. В результате судебной тяжбы сумма пеней снизилась с более чем 1 млрд. рублей до 26 миллионов. Причем КАПО намеревалось выплатить штраф не единовременно, а в рассрочку – до 30 сентября этого года. Эта возможность была закреплена судебным решением - инициатором, естественно, выступило КАПО. Однако заказчик добился его отмены в суде апелляционной инстанции. В свою очередь, КАПО попыталось отыграть назад в кассации.

НЕУСТОЙКА КАК СТИМУЛЯЦИЯ К РАБОТЕ

«Заявление КАПО сводится к тому, что у них недостаточно денежных средств для исполнения решения суда, - сказал на состоявшемся на минувшей неделе рассмотрении жалобы в ФАС ПО представитель войсковой части №45 807 Дмитрий Синьков (его имя сообщили в пресс-службе суда). - Но это не может быть основанием для рассрочки, так как все-таки должен соблюдаться баланс интересов взыскателя и должника». Он отметил, что вся предусмотренная госконтрактом работа - «Фракция-4» - не выполнена до сих пор. Работа над вторым спецбортом (ее стоимость оценивается в 1,3 млрд. рублей) приостановлена 28 февраля 2010 года. Однако, по словам Синькова, «само по себе наличие неустойки повлияло на стимуляцию КАПО, и оно начало работать. По крайней мере, одно из изделий, которое должно было быть выполнено по этому контракту, уже на летном поле, - сообщил он. - И мы считаем, что это в том числе благодаря и нашему обращению». Кроме того, по его словам, рассрочка КАПО, по сути, и не нужна, так как предприятию осталось сделать последний платеж – внести 6,5 млн.рублей из 26 миллионов.

Представители КАПО на рассмотрении своей жалобы в ФАС ПО не присутствовали.

Впрочем, как стало известно газете «БИЗНЕС Online», по этому же госконтракту КАПО предъявлены новые штрафные санкции - ни много ни мало 180 млн. рублей (снижены с 1,3 млрд. рублей). Если первый иск охватывал временной отрезок с 1 декабря 2008 года по 2 августа 2010-го, то этот включает этап по 19 августа прошлого года. Обоснованность взыскания этих пеней уже подтвердили суды двух инстанций.

Многомиллионные штрафы за срыв сроков по заказам минобороны КАПО предъявляются не впервые. В марте прошлого года, как сообщали СМИ, казанское авиапредприятие оказалось под угрозой принудительного взыскания 10 млн. рублей неустойки. Это были штрафные санкции минобороны за срыв сроков капремонта стратегических бомбардировщиков Ту-160. Контракт по ним на сумму 1,46 млрд. рублей был заключен еще в 2007 году. А в 2009 году КАПО допустило серьезную просрочку обязательств – вместо четырех бомбардировщиков к 25 ноября передало только два. Военное ведомство насчитало КАПО 202,1 млн. рублей неустойки. В результате судебной тяжбы (дело рассматривалось в Арбитражном суде Москвы) санкции также удалось снизить до 10 млн. рублей. Это стало возможным после того, как суд заключил, что «ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине обеих сторон». Тем самым он в какой-то степени признал доводы КАПО. Предприятие, в частности, отмечало, что к срыву сроков как самого ремонта самолета, так и его наземных и летных испытаний привели задержки с поставкой двигателей НК-32 производства самарского ОАО «Моторостроитель», а также необходимых комплектующих с ОАО «Раменский приборостроительный завод» и украинского КП «ЦКБ «Арсенал».

Напомним, что недавно в интервью газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор КАПО Васил Каюмов назвал долг перед военными «кровоточащим вопросом», главным долгом КАПО после закрытия большой программы по поставке управлению делами президента РФ шести специальных Ту-214: «И два вопроса сейчас остались кровоточащих – по минобороны. Закроем их – все будет нормально. Но пока будут идти эти проекты, убытки неизбежны. Но 2014 год будет безубыточным, потому что уйдут эти старые контракты, а нынешние мы заключаем на совсем новой основе… Кстати, когда в 2007 году мы, сегодняшнее руководство КАПО, пришли на завод, то сразу увидели, что вышеупомянутые контракты невозможно выполнить».