«В Татарстане сегодня одна из флагманских бизнес-школ», — говорил накануне президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов на международной конференции в Казанском федеральном университете. За 23 года Высшая школа бизнеса КФУ подготовила более 1,4 тыс. управленцев. Какие новые задачи стоят перед рынком управленческого образования страны и мира? Более 110 участников конференции, среди которых Иран, Малайзия, Китай, Индия, ОАЭ и другие страны, обсуждали насущную повестку. Какие новые образовательные программы подготовила Высшая школа бизнеса КФУ, почему образование — это главное богатство и как миллениалы меняют подходы к учебным программам — в нашем материале.
Зал заседаний Попечительского совета Казанского университета в этот день был полон высоких гостей. Руководители ведущих школ бизнеса России, представители министерств, а также крупных предприятий республики собрались обсудить современные тренды бизнес-образования
«Сегодня как никогда актуальна задача подготовки управленческих кадров, которые способны работать в самых сложных условиях»
Зал заседаний Попечительского совета Казанского университета в этот день был полон высоких гостей. Руководители ведущих школ бизнеса России, представители министерств, а также крупных предприятий республики собрались обсудить современные тренды бизнес-образования. Ну и, конечно, традиционно в конференции принимают участие зарубежные руководители бизнес-школ и международные эксперты.
География стран-участниц впечатляет: Иран, Малайзия, Китай, ОАЭ, Султанат Оман, Индия, Бангладеш, Южная Корея, Сербия, Беларусь, Узбекистан, Замбия и др. Тема на этот раз суперактуальная и отражающая геополитические условия: «Современное бизнес-образование: Россия и мир». Организаторы конференции — Высшая школа бизнеса КФУ совместно с Российской Ассоциацией бизнес-образования (РАБО).
Особое внимание к мероприятию — у руководства республики, которое уже много лет доверяет школе подготовку управленцев. «Сегодня как никогда актуальна задача подготовки управленческих кадров, которые способны работать в самых сложных условиях, — отметил, приветствуя гостей, раис РТ Рустам Минниханов. — Среди всего многообразия организаций научно-образовательного комплекса Татарстана особое место занимает Высшая школа бизнеса КФУ. Это ведущая республиканская площадка по подготовке и повышению квалификации управленческих кадров для реального сектора экономики и системы государственного управления. Уверен, профессиональный диалог с участием представителей школы и других учебных заведений страны позволит найти ответы на вопросы дальнейшего совершенствования бизнес-образования в нашей стране».
От имени Казанского университета гостей конференции поприветствовал президент Казанского университета Рияз Минзарипов. По его словам, в современных условиях повестка конференции имеет большое значение как с точки зрения профессионального взаимодействия бизнес-образования, так и в интересах развития и многообразия культур и ценностей. «Высшая школа бизнеса — та площадка, которая сегодня адекватно отвечает вызовам времени, готовит эффективных управленцев для реализации развития индустрий, систем управления и социальной сферы Республики Татарстан, других регионов России», — отметил он. Большую роль в работе школы играет международный попечительский совет, возглавляемый генеральным директором АО «Связьинвестнефтехим» Валерием Сорокиным.
«Сегодня как никогда актуальна задача подготовки управленческих кадров, которые способны работать в самых сложных условиях», — отметил, приветствуя гостей, раис РТ Рустам Минниханов
Тренды бизнес-образования: поворот к российским кейсам, миллениалы в бизнесе и образование как главное богатство
Сегодня успех в бизнесе как никогда связан с образованием, поддержала коллег директор Высшей школы бизнеса КФУ Алсу Ахметшина. За 23 года работы здесь подготовили более 1,4 тыс. мастеров и докторов делового администрирования для различных секторов экономики: промышленное производство, электроэнергетика, транспортировка газа и нефтедобыча, металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, торговля, финансы, транспорт и связь, строительство и т. д. Среди ключевых партнеров — Сетевая компания, «Таграс-Холдинг», «Газпром», ХК «Ак Барс» и другие лидеры отраслей, многие из которых также участвовали в конференции. Подкрепляют авторитет школы позиции в рейтингах: второе место народного рейтинга российских бизнес-школ «МВА в Москве и России» mba.su в 2022 году; на международном уровне — рейтинг QS Global MBA Rankings в диапазоне 201+ в мировом зачете и в диапазоне 61+ (2022 год).
«Для количественной оценки вклада Высшей школы бизнеса в экономику республики мы провели статистический анализ — выявлено, что 43% товаров и услуг в 2022 году произведено в Республике Татарстан компаниями, управленческие кадры которых подготовлены нашей школой», — отметила директор школы.
Ахметшина обратила внимание на те трансформации, которые сопровождают сейчас современное бизнес-образование. Расширяется запрос на свежие идеи, проекты и инновации. Яркий тренд — поворот к российским кейсам: сегодня внимание образования обращено к лучшим отечественным бизнес-практикам и управленческим решениям. Интернационализация высшего образования стала определяющей тенденцией. Так, школой разработаны новые программы: DBA для слушателей из Омана, ЕМВА и MBA для студентов из Китая.
Еще немного времени, и в аудиторию и в бизнес придет поколение миллениалов, уверена Ахметшина. «В этой связи особую актуальность приобретает необходимость включения в учебный процесс понятных для данного поколения технологий VR и AR, искусственного интеллекта, — подчеркнула директор школы. — Одновременно с омоложением контингента повышается спрос на индивидуальные образовательные треки».
Сегодня успех в бизнесе как никогда связан с образованием, поддержала коллег директор Высшей школы бизнеса КФУ Алсу Ахметшина
Особенность деятельности школы — многолетнее сотрудничество с ведущими предприятиями. Так, для руководителей нефтяной и нефтехимической отрасли действует специализированная программа МВА «Нефтегазовый бизнес». Как рассказал генеральный директор ООО «ТаграС-Холдинг» Ленар Назипов, в рамках корпоративного взаимодействия по программе «МВА Таграс» было подготовлено 102 управленца.
«Как показывает практика, работодатель, который ориентируется только на уровень заработной платы, всегда терпит неудачу. Сотрудники, получив прирост, только на некоторое время высказывают позитивные тенденции, а после этого привыкают и хотят больше. Поэтому мы посчитали, что, получив за счет работодателя хорошее бизнес-образование, это будет хорошим мотивирующим элементом для сотрудников», — отметил Назипов.
Заместитель гендиректора Сетевой компании Наталья Назарова отметила, что для компании школой было подготовлено 218 управленцев. Компания реализует все проекты, которые готовят сотрудники в рамках обучения на программах MBA и DBA.
Понимая ответственность школы бизнеса в социальной сфере, с 2016 года запущена также программа подготовки управленцев в медицине. Специализированную программу МВА «Менеджмент в здравоохранении» прошли руководители 63% крупных медицинских учреждений республики. А в 2021 году в школе заработала единственная в России программа МВА «Менеджмент в культуре». Всего в сфере здравоохранения, культуры и спорта выпущено уже более 70 управленцев.
Постоянный участник конференции, с кем тесно связана история развития Высшей школы бизнеса, — выдающийся российский экономист, академик РАН Абел Аганбегян, который с первых дней работы школы является ее ключевым партнером. В своем выступлении он назвал образование главным элементом экономики знаний: без этого капитала остальные составляющие экономики просто «мертвы».
По словам президента РАБО Сергея Мясоедова, за последние 1,5–2 года ситуация в мире кардинально изменилась — от однополярного мира страна двинулась к миру многополярному, в чем есть свои плюсы, и бизнес-образование должно помочь стране и компаниям войти в новую экономику и обрести технологический и кадровый суверенитет
«Именно знания, умения, опыт и навыки приводят все в действие. Поэтому образование — важнейший драйвер социально-экономического роста во всех странах, — сказал он. — Главное богатство России не в природных ресурсах и ее природных территориях, а в высокоинтеллектуальном уровне населения. По уровню образования в международных рейтингах из 191 страны Россия занимает весьма высокое 29-е место».
Новые вызовы на рынке управленческого образования и усиление сотрудничества бизнес-школ с бизнес-сообществом стали основными темами докладов участников. По словам президента РАБО Сергея Мясоедова, за последние 1,5–2 года ситуация в мире кардинально изменилась — от однополярного мира страна двинулась к миру многополярному, в чем есть свои плюсы, и бизнес-образование должно помочь стране и компаниям войти в новую экономику и обрести технологический и кадровый суверенитет.
«Наша задача — помочь бизнесу переориентироваться с Запада на Восток. У нас большие перспективы дружбы с большой группой стран, с нашим соседом Ираном, с Китаем, Индией, со странами БРИКС, ШОС, и потенциал этого мира очевидно очень большой. Наша задача — его понять и выстроить взаимоотношения на уровне образования, помогая бизнесу выстраивать экономические отношения. В новой ситуации нужно постараться сделать российское бизнес-образование узнаваемым и признанным как на национальном уровне, так и на международном, сделать его мировым брендом, отходя из постоянного ученика, которым мы были на протяжении десятилетий», — подчеркнул президент РАБО.
Современное бизнес-образование — это российский бизнес, а российский бизнес — это наше экономическое развитие и экономическая независимость, добавил эксперт. «В Татарстане сегодня одна из флагманских бизнес-школ. В этой школе замечательная команда, замечательный руководитель. То, что она известна в мире, — в этом большая заслуга не только руководства школы, но и руководства Республики Татарстан. Пользуясь случаем, я хотел бы сказать спасибо за поддержку бизнес-образования», — обратился он к Рустаму Минниханову.
Казанский университет имеет серьезные партнерские взаимодействия с учебными заведениями в области образования, науки, исследований и технологий различных стран, поэтому в конференции они принимали самое активное участие
Обмен студентами и расширение сотрудничества: о чем говорили иностранные гости?
Казанский университет имеет серьезные партнерские взаимодействия с учебными заведениями в области образования, науки, исследований и технологий различных стран, поэтому в конференции они принимали самое активное участие. Так, в КФУ обучаются более 600 студентов из Ирана, активно работает центр иранистики. Проректор по международной деятельности Тегеранского университета Сейед Мохаммад Маранди в своем выступлении отметил, что Татарстан и Иран имеют давние экономические связи, однако важно развивать и другие направления.
«Один из фокусов — это мобильность нашего студенчества. Мы должны создать возможность, чтобы показать студентам, как свободно перемещаться между странами, у нас должна быть возможность ездить преподавателям друг к другу, а в бизнес-среде, чтобы из Татарстана и России люди приезжали в Иран и обратно, чтобы заниматься преподавательской деятельностью и объяснять, как нужно вести бизнес друг с другом, — отметил Маранди. — Я иранец, и для меня, как и моих коллег, важен немецкий, французский, английский языки. Мы должны переосмыслить наши взгляды и акцентироваться на русском, татарском, китайском языках. Это не отвергает Запад, это просто процесс создания многополярного мира, движение к разнообразию, это обогащает наше общество и молодежь». К слову, на днях КФУ и Центр международных научных исследований и сотрудничества Ирана подписали меморандум о взаимопонимании, чтобы расширять научно-техническое и инновационное партнерство Казанского университета с иранскими вузами.
Татарстан активно взаимодействует со странами, входящими в Организацию исламского сотрудничества, в том числе с Малайзией. Так, на прошедшем в мае этого года экономическом форуме «Россия — исламский мир» были достигнуты новые соглашения о сотрудничестве сторон в области образования. Директор Международной школы бизнеса им. Азмана Хашима технологического университета Малайзии Омар Росмини, в свою очередь, отметила, что сотрудничество КФУ с научно-образовательными учреждениями Малайзии ведется не первый год.
Высшая школа бизнеса также планирует налаживать связи с образовательными организациями и бизнес-партнерами Узбекистана. Уже сейчас КФУ ведет совместные образовательные программы, повышение квалификации преподавателей. Ректор Diplomat University Эльёр Махмудов поблагодарил за приглашение на конференцию и доложил о системе образования в его стране. Если еще в 2016 году охват высшим образованием в стране был 9,5%, то сейчас этот показатель — 38,4%.
«За 7 лет число студентов выросло с 280 тысяч до 1 миллиона», — отметил Махмудов. Недавно в Узбекистане разработали концепцию развития системы высшего образования до 2030 года. Она предусматривает развитие государственно-частного партнерства в вузах, а также превращение системы высшего образования Узбекистана в «хаб» реализации международных образовательных программ в Центральной Азии.
С большим интересом участники конференции послушали партнеров школы: вице-президента Университета Воксен из Индии Рауля Родригеса, профессора Китайского университета политики и права И Юаня, декана колледжа делового администрирования Университета AUE Асму Салману, профессора Корейского института Сонг Чжу Пака и других участников.
В завершение директор Высшей школы бизнеса КФУ Алсу Ахметшина отметила, что коллаборация систем бизнес-образования разных стран позволит создать новые возможности для подготовки управленческих кадров. Доля слушателей из зарубежных стран составляет 10% от контингента школы. Принята также стратегия расширения партнерства с бизнес-школами стран СНГ, Азии и Ближнего Востока: в том числе Малайзии, Ирана, Индии, ОАЭ. Поэтому участники также обсудили вопросы, связанные с процессами интернационализации управленческого образования и усиления сотрудничества бизнес-школ с бизнес-сообществом. А завершилась конференция в Казани культурной программой — посещением национального татарского праздника Сабантуй.
Реклама ФГАОУВО КФУ
18+
QS Global MBA Rankings — Мировой рейтинг лучших программ MBA QS
VR — виртуальная реальность
AR — дополненная реальность
MBA — мастер делового администрирования
DBA — доктор делового администрирования
EMBA — программа дополнительного профессионального образования для топ-менеджеров и управленцев высшего уровня
Diplomat University — Университет Дипломат
Университет AUE — Американский университет ОАЭ