Несмотря ни на что, Турция продолжает оставаться любимым местом отдыха для россиян, хотя некоторые соотечественники в нынешних условиях и предпочитают не выезжать за границу. В любом случае на курортах турецкой «Ривьеры» русская речь все еще слышится чуть ли не чаще остальных. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправился в летний отпуск в Кемер и своими глазами увидел, что поменялось в этих благодатных краях для наших туристов.
«Несомненно, Анталья — самое красивое место в мире», — эти слова, сказанные основателем Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком можно увидеть на памятниках «отцу тюрок»
За кого вы голосовали?
«Несомненно, Анталья — самое красивое место в мире», — эти слова, сказанные основателем Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком можно увидеть на памятниках «отцу тюрок» во многих населенных пунктах провинции Анталья, в том числе и в курортном Кемере. Именно с него ровно 40 лет назад началась туристическая история страны, именуемой сейчас не иначе как «всероссийская здравница». В настоящее время Турция занимает 6-е место в мире в списке популярных направлений среди туристов, а доходы бюджета страны от наплыва гостей со всего света уступают только средствам от реализации сельхозпродукции.
Памятуя сказанное Ататюрком, а также турагентом в Казани, на семейном совете было принято решение о поездке именно на Средиземноморское побережье турецкой «Ривьеры». Что касается выбора Кемера, то тут все просто: во-первых, из-за чудесной природы, во-вторых, отдых в столице провинции Анталья стоит дороже, чем в ее окрестностях. Дорога из Казани в бывший рыбацкий поселок, а ныне городок с населением 20 тыс. человек, что сопоставимо с Буинском, составил примерно половину суток, учитывая, что из родного дома мы выехали в 23:00 по Москве, а прибыли в отель уже ближе к полудню.
Сначала самолетом до Антальи, из-за закрытия части воздушного пространства в России он летит теперь через Каспий, Грузию и Черное море, поэтому время в пути составляет порядка пяти часов, вместо привычных трех с половиной, как это было в старые добрые времена. 42 км от Антальи до Кемера трансфер преодолевает примерно за 1,5 часа, т. к. по пути следования высаживает туристов по месту назначения.
Встретивший нас представитель туроператора в течение всего пути давал советы, как оказалось впоследствии, весьма дельные. Путем голосования выяснилось, что из тех, кто ехал в автобусе, абсолютно все уже были ранее в Турции, Кемер же впервые открывают для себя только пять человек. Вывод: кто раз посетил этот курортный городок, возвращается туда вновь и вновь.
Кстати, насчет голосования: отголоски прошедших выборов в стране были видны по пути следования в виде плакатов с призывом отдать свои голоса за того или иного кандидата. Поинтересовались у водителя: за кого он голосовал во втором туре президентских выборов в конце мая, за Реджепа Тайипа Эрдогана или Кемаля Кылычдароглу? Осторожный турок дипломатично ответил: дескать, кто бы ни победил на выборах, ему все равно придется добывать себе на хлеб насущный за баранкой туристического автобуса.
«Вопросы к нашему гиду касались в основном того, как россиянам расплачиваться на отдыхе»
Покупать ли турецкую симку?
Вопросы к нашему гиду касались в основном того, как россиянам расплачиваться на отдыхе, ведь в медиа регулярно появляется информация, что Россия и Турция якобы запускают какую-то новую платежную систему, пользоваться которой смогут на отдыхе туристы из РФ. Молодой человек честно отвечал, что тоже слышал об этом, но не более того. Что касается карты «Мир», то ее где-то принимают, но в большинстве случаев — нет. В этом мы убедились позже, во время походов в магазины, хоть и говорилось, что она может использоваться в торговых сетях, связанных с государством, но нам везде отказывали в ее использовании. В некоторых местах висели объявления, что можно перечислить деньги через приложение «Сбербанк Онлайн», зарегистрированное на российский телефон. Возможно, выходом из положения является использование международной платежной системы UnionPay Народного банка Китая, но наш сопровождающий предупредил, что вероятность ее применения равна 50%.
Кроме того, еще до поездки люди, часто бывающие в Турции, советовали скачать в смартфон приложение платежной системы «Золотая Корона». Суть заключается в том, что ты переводишь со своей банковской карты деньги и конвертируешь их в валюту той страны, куда делаешь перевод, а также указываешь паспортные данные и телефон получателя перевода, в данном случае свои. Деньги выдаются в пунктах получения переводов «Золотой Короны» либо в отделениях почты Ptt по предъявлению паспорта, телефона и СМС с номером перевода. Но тут есть маленький нюанс: с прошлого года переводить деньги можно только с карт неподсанкционных банков. Со Сбербанка, например, сделать это не получится.
Кроме того, релоканты предупреждали, что в большинстве случаев деньги выдают лишь обладателям турецких симок. Но заводить их на одну-две недели зачастую не имеет смысла. Гид сообщил, что самая дешевая стоит 2,7 тыс. рублей. Одновременно турецкое законодательство при пользовании местной сим-картой обязывает регистрировать любое устройство связи, ввезенное на территорию страны из-за границы. Регистрация предполагает уплату налога. Если игнорировать требование о регистрации, то можно нажить неприятности — по истечении 120 дней идентификационный IMEI-номер устройства просто блокируется и больше нельзя будет использовать для работы с ним турецкие сим-карты. Естественно, наши люди не платят налог, сейчас это примерно 24 тыс. рублей, поэтому желательно брать телефон, которым вы в дальнейшем не собираетесь пользоваться в стране. Некоторые туристы, для того чтобы использовать телефон с российской сим-картой, ставят турецкую симку на какой-нибудь другой старый аппарат, а потом раздают интернет на свой смартфон. В отелях же работает Wi-Fi, к нему можно подключиться у себя в номере, где-то эта услуга платная, но на ресепшене ею могут воспользоваться абсолютно все желающие.
«В обменных пунктах на рубли можно получить местную валюту, в середине июня за 1 турецкую лиру давали 4,34 рубля. Кстати, доллары переводили в рубли по курсу 1 к 92, притом что, согласно ЦБ РФ, он оценивался в 84 целковых»
«Еще в начале года я ел за 20 лир, сейчас плачу уже 40»
Что касается рублей, где-то их тоже принимают, по крайней мере, в магазинчике при отеле продавец сообщил, что он всеядный и готов получать любые наличные деньги, включая и российские. В обменных пунктах также на рубли можно получить местную валюту, в середине июня за 1 турецкую лиру давали 4,34 рубля. Кстати, доллары переводили в рубли по курсу 1 к 92, притом что, согласно ЦБ РФ, он оценивался в 84 целковых.
Но, чтобы не ломать голову, как расплачиваться, лучше брать с собой евро или доллары. В курортной зоне на ценниках указывается преимущественно европейская валюта. Покупать турецкие лиры желательно не в уличных обменниках, а в банке или на почте.
Интересно, но турецкая инфляция, о которой не слышал только ленивый, не сделала местные товары сильно доступнее для россиян, все же и рубль в последние годы чувствует себя не очень спокойно. Маленькое наблюдение — во время посещения Турции в 2021-м в Аланье была куплена мужская рубашка в одной из местных торговых сетей, она на тот момент стоила примерно 800 рублей в переводе на российскую валюту, сейчас же аналогичный предмет гардероба продается за 2,3 тыс. рублей. Т. е. за два года цена возросла в 3 раза! То же самое и с продуктами питания. Например, в базарный день в Кемере клубника стоила 30 лир (120 рублей), персики — столько же, помидоры — от 5 до 10 лир. Интересно, что в туристической части Кемера 1 кг клубники оценивался уже в 3 евро, грубо говоря, в 300 рублей.
Вообще, в местах, где ходят иностранные гости, торговцы стараются извлечь максимально возможную прибыль, что понятно. Зайдя вдвоем в общественный туалет, мы были шокированы тем, что для совершения гигиенической процедуры нужно выложить 2 евро на человека, в нашем случае это 400 рублей. Хотя, после того как постыдили турка за грабеж, он сообщил, что можем дать ему $1 и все на этом. Самое смешное, что чуть поодаль, в другом туалете, просили всего лишь 3 лиры, или 12 рублей.
«Хитро устроены и экскурсионные поездки: если покупать их у отельного гида, то они обойдутся в 2 раза дороже, чем если бы вы это делали у уличных турагентов»
Хитро устроены и экскурсионные поездки: если покупать их у отельного гида, то они обойдутся в 2 раза дороже, чем если бы вы это делали у уличных турагентов. Причем при аналогичном предоставлении услуг. К слову, их цена осталась такой же, как и два года назад. Так, наш отельный гид предложила обзорную экскурсию по Анталье и еще одну в Памуккале на термальные источники за $420, а у продавца туров на улице Али они стоили лишь $195.
Али — парень из Киргизии, который уже несколько лет трудится в Кемере, продавая туры. Он также сокрушался по поводу роста цен: «Еще в начале года я ел за 20 лир, сейчас плачу уже 40». Так что покупать что-то, например, с целью перепродажи не имеет никакого смысла, цены примерно такие же, как в России. Хотя основной публикой всех торговых точек были русскоговорящие люди. Вообще, при прогулках по центру Кемера создается ощущение, что ты находишься на Колхозном рынке Казани — вокруг звучит русская речь, а продавцы о чем-то разговаривают на своем языке.
«Вообще, знать турецкий язык весьма желательно, хотя бы основные фразы. Для знающих татарский это весьма просто, ведь он относится к тюркской группе языков»
«Я учила татарский в школе»
Что касается морального климата, то в сети можно встретить немало отзывов о том, как изменилось отношение турок к россиянам после начала СВО. Дескать, их отказываются обслуживать, говорят колкости, местные негативно относятся к людям, разговаривающим на русском языке, а украинские туристы регулярно дерутся с российскими.
К счастью, все это оказалось полным бредом. Ко всем тут относятся одинаково, хотя есть и исключения, к гражданам Турции местные наиболее благосклонны, стараются обслужить их в первую очередь, предложить лучшие места, посоветовать, что лучше и где купить. Вообще, знать турецкий язык весьма желательно, хотя бы основные фразы. Для знающих татарский это весьма просто, ведь он относится к тюркской группе языков, как говорит Рустам Минниханов, в «этом наше конкурентное преимущество».
Как рассказывала одна знакомая, русская по национальности, во время шопинга она спросила у продавца цену, тот ответил, что не знает, и закричал хозяину, тот ответил: «Егерме». Т. е. 20, так это звучит и по-татарски. Продавец, не моргнув глазом, назвал цену: «40». На что знакомая ответила: «Я учила татарский в школе. Егерме — это 20, а 40 будет кырык». В результате, посмеявшись, торговец продал товар за 25. С отменой обязательного обучения татарскому языку школьная молодежь лишилась таких преимуществ.
Кстати, язык, на котором рассказывают проповеди в мечетях Турции, более близок к татарскому, т. к. он меньше всего подвергся чистке во время языковой реформы Ататюрка, который убрал из него арабские, персидские, даже общетюркские слова. Последние остались в географических названиях, например, Черное море по-турецки звучит Кара дениз, почти как на татарском, а вот слово «черный» у турок теперь «сийях», хотя, когда говоришь «кара», они понимают значение слова. Один турок даже сказал, что так разговаривала его бабушка.
К сожалению, и татары не отличаются любовью к родному языку. Для примера, в нашем отеле каждый день проходила развлекательная программа, один раз был конкурс караоке, на котором туристы из разных стран исполняли свои песни, русские и белорусы — на русском, поляки — на польском, казахи — на казахском, а вот парень, сказавший, что он Айдар из Казани, выбрал для исполнения композицию Владимира Кузьмина «Я не забуду тебя никогда».
«Когда мы улетали в Турцию, в Казани было плюс 25, а в Анталье только плюс 23, а вот уже через 10 дней температура на курорте прогрелась до плюс 35 градусов»
Лучшая страна для отдыха
Свидетелем еще одного интересного «языкового» наблюдения мы стали лично во время экскурсии на Памуккале, когда в наш автобус села группа украинцев из Киева. Увидев их, вернее, услышав украинскую речь, другая женщина воскликнула: «Слава Украине». Экскурсовод жестко оборвала ее: «Я тоже украинка, но люди здесь отдыхают». Тогда та дама стала разговаривать со своими земляками по-украински, но чувствовалось, что родной язык ей дается тяжело, она подбирала слова, вспоминала их звучание. Так получилось, что с ней познакомились, Оксана больше года живет в Кемере. «Во время советской власти украинский язык был угнетен, а мы все пользовались русским», — сказала она и добавила, что сейчас принципиально не хочет на нем общаться. Впрочем, экскурсия шла на русском языке, никто не возражал, даже супружеская пара пожилых поляков язык Пушкина хорошо понимали, т. к. учили его в школе.
Получилось вновь обсудить и турецкую политику с двумя братьями Акрамом и Акмалом, которые отдыхали в Кемере вместе с семьями. Как оказалось, первый из братьев голосовал на выборах за Эрдогана, а второй за Кылычдароглу. Они прямо тут же начали спорить, кто из них лучше. Гость из Казани попытался робко защитить действующего президента Турции, мол, он ведь сделал газ для вас бесплатным. Но, как выяснилось, бесплатным газ был лишь один месяц — до выборов, сейчас уже надо платить. Наши собеседники оказались продвинутыми в политических вопросах, спрашивали об СВО, после чего единодушно сообщили, что во всем виноваты США, разжигающие обстановку во всем мире.
«Отдыхающие считают, что Турция — самая лучшая страна для отдыха»
Досталось Штатам и от Андрея — советского немца, который уже 19 лет проживает в Германии, он очень хвалил Ангелу Меркель, а вот Олафом Шольцем недоволен, хочет, чтобы ФРГ была социальным государством. До приезда на историческую родину он знал только русский язык. Свой родной выучил, лишь эмигрировав, да и сейчас знает не в совершенстве, в отличие от своих детей, а вот внуки разговаривают исключительно на немецком. Живет Андрей, который при получении немецкого гражданства принципиально не стал менять свое имя на более немецкое, в съемной квартире, каждый год проводит отпуск в Турции, считает, что эта страна — самая лучшая для отдыха.
Впрочем, так оно и есть, единственное, подвела погода. Когда мы улетали в Турцию, в Казани было плюс 25, а в Анталье только плюс 23, а вот уже через 10 дней температура на курорте прогрелась до плюс 35 градусов, а столица Татарстана встречала непривычным для июня холодом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.