«Да, мы это решение политически осознанно приняли, но сказать, что мы будем это годами поддерживать… Не знаю, скорее всего, нет», — оценил накануне в Совете Федерации будущее льготной ипотеки вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. В будущем, по его словам, власти введут кластерный подход — ипотечный допинг останется в регионах с низким спросом. Также зампред правительства поведал сенаторам о росте строительных работ, пробках в Мариуполе и глобальном плане замкнуть железнодорожное сообщение через Крым. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне открытый диалог с вице-премьером Маратом Хуснуллиным в Совете Федерации начался с реверанса со стороны спикера верхней палаты парламента Валентины Матвиенко. Она похвалила прошлогодний рекорд по вводу жилья — более 102 млн кв. метров
«Задачу ставим крайне амбициозную — за 10 лет прирасти на миллиард квадратных метров»
Накануне открытый диалог с вице-премьером Маратом Хуснуллиным в Совете Федерации начался с реверанса со стороны спикера верхней палаты парламента Валентины Матвиенко. Она похвалила прошлогодний рекорд по вводу жилья — более 102 млн кв. метров. А особого уважения и признания, по ее словам, заслуживают усилия минстроя и минтранса России по восстановлению гражданской инфраструктуры в Донбассе, Херсонской и Запорожской областях. «Ни одна страна в мире еще не решала столь масштабную созидательную задачу в таких непростых условиях. За последние 30 лет в этих регионах объективно никто не занимался ни дорогами, ни социальными объектами», — отметила председатель Совфеда.
Матвиенко, однако, обратила внимание, что в целом в стране строительство жилья распределено неравномерно. По-прежнему в лидерах остаются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Московская и Ленинградская области. «В прошлом году на эти регионы пришлось около 35 процентов всего построенного жилья. В половине городов России фиксируется минимальный, иногда нулевой ввод жилья», — констатировала спикер.
Затем за трибуну вышел Хуснуллин. Его доклад был посвящен стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030-го. Так, за три года пандемии и СВО объем строительных работ вырос почти на 15%, а за пять месяцев текущего года — еще на 9%. При этом всего 1,5 млн россиян смогли улучшить жилищные условия.
Затем за трибуну вышел Хуснуллин. Его доклад был посвящен стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года
«Безусловными драйвером развития является строительство жилья, — подчеркнул вице-премьер. — По итогам полугодия очень хорошая ситуация — сдано 52,1 миллиона квадратных метров. Если мы ставим планку не ниже прошлого года, то мы экватор перешли. Но не это главное. Мы сделали хорошие заделы: у нас увеличивается градостроительный потенциал — возможность получения разрешения на строительство, на 21 процент вырос запуск новых проектов».
Главный инвестор в нашей стране — это население, которое вложило 8 трлн в жилищное строительство. Граждане продолжают верить в государство.
По переселению из аварийных домов цифры тоже положительные. А по обманутым дольщикам «острая проблема снята». До конца этот вопрос решат к 2024 году — в Татарстане, кстати, эта тема тоже ушла с повестки дня, осталось лишь достроить квартиры для тех, кто имел несчастье купить их в снесенных этажах «Золотой середины» «Свея».
Отчего у правительства такой интерес к строительству жилья? Хуснуллин привел опыт Китая, который еще 20 лет назад в своей стратегии прописал, что строительство жилья является одним из пяти столпов развития страны.
«Мы тоже идем этим путем, и пока у нас все получается. Задачу ставим крайне амбициозную — за 10 лет прирасти на миллиард квадратных метров. У нас сейчас 4,1 миллиарда квадратных метров жилья. Мы хотим прирасти на миллиард. Каждый пятый метр в стране будет новым», — заявил зампред правительства.
Хуснуллин отметил и рост в сфере строительства частных домов и коттеджей. Причин несколько. Во-первых, граждане еще в период коронавируса стали активнее вкладываться в дома. Во-вторых, объекты начали сдаваться с газификацией и подключением к электросетям. В-третьих, раскрутилась ипотека на ИЖС, влияние оказывает строительство дорог.
«Только факт строительства дороги Москва – Казань за 2,5 года дал рывок, что они (регионы вдоль трассы — прим. ред.) вышли в лидеры по жилищному строительству. Это яркий пример того, как инфраструктура влияет на жилье — как частное, так и многоквартирное. Люди понимают, что до Владимира 200 километров будут доезжать за 1,5 часа и могут на этом промежутке себе покупать жилье», — подытожил он.
«Блок, где мы не можем гордиться, — это жилищно-коммунальное хозяйство», — самокритично заявил вице-премьер РФ, напомнив, что накопленные проблемы ЖКХ — это более 4,5 триллиона
«Блок, где мы не можем гордиться, — это жилищно-коммунальное хозяйство»
Говорил Хуснуллин и о проблемных направлениях в своей работе.
«Блок, где мы не можем гордиться, — это жилищно-коммунальное хозяйство», — самокритично заявил вице-премьер РФ, напомнив, что накопленные проблемы ЖКХ — это более 4,5 триллиона. К тому же эта отрасль во многих регионах страны убыточна. К 2030 году поставлена задача — вложить в коммунальную сферу те самые 4,5 триллиона. По признанию Хуснуллина, пока в правительстве «видят» только половину искомой суммы. «Я для себя лично, для стройкомплекса, минстроя поставил задачу — все-таки более активно взяться за ЖКХ, — сообщил один из руководителей кабмина. — Потому что до него руки все не доходят, а у отрасли — так, на всякий случай, — 6 триллионов выручка, и там работают миллионы сотрудников. Но, самое главное, она влияет на каждого человека в нашей стране».
И у нас в стране довольных ЖКХ очень мало, я мягко скажу.
Что касается дорожного строительства, то здесь Хуснуллин назвал достижением тот факт, что «впервые, наверное, со времен Советского Союза перешли на пятилетнюю программу дорожного и транспортного строительства». С 2022 по 2027 год власти должны привести в нормативное состояние 140 тыс. км дорог — это в 14 раз больше, чем протяженность России с востока на запад. При этом, согласно нацпроекту «Безопасные качественные дороги», в России к 2024-му 50% дорог должныо были быть приведено в нормативное состояние — однако эта задача была решена еще в 2022-м. Но 18 субъектов РФ все еще не дотягивают до искомого показателя. «Мы концентрируем средства во главе Российской Федерации и додаем тем регионам, у которых не хватает до нормативного обеспечения», — сообщил Хуснуллин.
Еще одно важное решение — это утвержденное законодательством понятие опорной сети. В нее входят все важнейшие дороги федерального и регионального значения. Главное — это связность всех процессов стройки и обслуживания дорог, пояснил Хуснуллин. «Раньше на федеральном участке мы строили один кусок, региональный — другой, муниципальный — третий. И у нас зачастую все это не было связано. А пассажиру все равно, чья дорога, главное, чтобы она просто была. Эта увязка даст стране синергетический эффект».
Так что строительство дорог будет продолжаться, несмотря на нехватку средств. Говоря о продлении трассы М12 «Восток» до Владивостока, спикер сообщил, в частности, что «до конца года мы планируем доехать до Казани».
Глава ДНР Денис Пушилин (слева) и Марат Хуснуллин
Новые регионы и Крымский мост
Важнейшая роль отводится сегодня строительному сектору и при работе на новых территориях, вошедших в состав РФ.
По словам Хуснуллина, в четырех регионах сегодня трудятся 46 тыс. строителей. «Это самая большая стройка страны. Несмотря на обстрелы, диверсионные акты, регионы очень активно развиваются. Буквально несколько дней назад был в Мариуполе, вы знаете, на дорогах уже пробки. Дороги отремонтировали, построили, светофоры поставили». По словам вице-премьера, люди активно возвращаются в город, теперь здесь живут 270 тыс. человек, хотя год назад было примерно 170 тыс., да и то «с приписками».
Минстрой России фактически взял на себя функции и по ликвидации чрезвычайных ситуаций, будь то теракты на Крымском мосту или проблемы на Каховской ГЭС. Что касается последней, по словам Хуснуллина, там мы «победили ситуацию». С момента взрыва на Крымском мосту до частичного возобновления автомобильного движения по нему, хотя «достаточно серьезный был подрыв», прошло менее суток.
Актуальную тему Крымского моста подняла и сенатор от республики Ольга Ковитиди. Но начала она с реверанса.
«Вообще, мы не знаем, как вы успеваете. Буквально недавно мы вас видели на Крымском мосту, знаем, что работаете практически в круглосуточном режиме», — похвалила она и отметила, что для Крыма чрезвычайно важно исполнение государственной программы. «Относительно устранения последствий и восстановления движения по Крымскому мосту — мы понимаем, что это чрезвычайно сложно, и уже второй раз Крым стал предметом вот такой террористической атаки. Какова возможность скорейшего открытия Крымского моста для движения грузового транспорта, для того чтобы своевременно обеспечить объекты строительства государственной программы строительными материалами и оборудованием?» — поинтересовалась сенатор.
Поврежденная часть на Крымском мосту
Грузовые машины не будут пускать по мосту, хотя до вчерашнего дня он был готов к работе и приемке такого транспорта, заявил Хуснуллин. «Но мы это решение не применяли с целью безопасности», — добавил он. Легковой же транспорт будет двигаться до 15 сентября по одной реверсивной полосе. Для восстановления моста строители применят «нестандартное решение» — построят временный мост между железнодорожным и автомобильным, с которого и будут производить работы. «Другого технологического решения нет», — развел руками вице-премьер. Тут Матвиенко поинтересовалась, а что с железной дорогой и безопасна ли она для людей. Хуснуллин заверил, что ж/д мост «в полном порядке».
Обсуждение проблем новых регионов подхватил и председатель комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов из Санкт-Петербурга. В город-побратим Мариуполь из Северной столицы в 2022-м, по его словам, отправили 3 млн т плодоовощной продукции, в этом планируется 7 млн т, а в 2024–2025 годах «будет еще кратное увеличение». В связи с этим сенатор предложил по максимуму использовать железнодорожную сеть, перенести на нее практически все перевозимые грузы («спасем все пункты пропуска»). Хуснуллин согласился и добавил, что в глобальных планах — замкнуть железнодорожное сообщение через Крым. «Но там есть ряд участков РЖД, которые находятся в 40-километровой зоне от проведения СВО, и они попадают под прямые артиллерийские удары», — отметил он.
Марат Хуснуллин: «Мы сотни миллиардов тратим на компенсацию процентной ставки. Да, мы данное решение политически осознанно приняли, но сказать, что будем это годами поддерживать… Не знаю, сможет ли бюджет в такой ситуации поддерживать. Скорее всего, нет»
Судьбы льготной ипотеки: вечно субсидировать ее невозможно из-за аппетитов Центробанка
Очень любопытным кажется обсуждение темы стройматериалов. Председатель комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко поднял вопрос применения вторичных ресурсов, например золошлаковых материалов. Эта тема волнует региональные власти, поскольку из-за дефицитности бюджетов надо как-то закрывать потребности строителей в качественных, но недорогих материалах.
Хуснуллин согласился — тема перспективная, особенно в дорожном строительстве. «Я могу сказать, на „Азовстали“ лежит несколько десятков миллионов тонн шлака, который надо использовать на дороги, — сказал он. — Но там не урегулированы ГОСТы, взаимоотношения, подрядчики все это не очень хотят брать. Вот такие мелкие детали, которые это сдерживают. Но ряд ГОСТов по их применению уже принят». В общем, эту тему надо толкать, благо что лежит она как раз в русле сокращения «снипов-хрипов», поручение по которым давал в свое время президент РФ Владимир Путин.
Еще одна «путинская» тема — это вопросы льготной и семейной ипотеки. Пока программа продлена до 1 июля 2024 года. А что дальше?
По словам Хуснуллина, на ее развитие очень сильно влияет ставка ЦБ.
«Сегодня, если ставка будет такой (7,5% — прим. ред.) или выше, для нас это большая бюджетная нагрузка. Это объективно — мы сотни миллиардов тратим на компенсацию процентной ставки. Да, мы данное решение политически осознанно приняли, но сказать, что будем это годами поддерживать… Не знаю, сможет ли бюджет в такой ситуации поддерживать. Скорее всего, нет», — сказал он.
Чтобы работать дальше, возможно, будет применен кластерный подход. В пример он привел свой родной Чистополь. «Если там, где жилье стоит 60–70 тысяч за метр, не станет льготной ипотеки, конечно, без поддержки государства ничего строиться не будет», — заметил Хуснуллин. Иными словами, поддержка будет только для тех регионов, где низкий спрос на жилье и где льготная ипотека станет способствовать росту объемов строительства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.