«Дополнительное образование — «скорая помощь», которая сокращает разрыв между требованиями рынка и текущей подготовкой специалистов», — говорит Регина Цыганкова — основатель Центра образовательных компетенций НТИ из Иннополиса. В рамках нацпроекта «Демография» центр обучает всех желающих профессиям, востребованным здесь и сейчас. За пять лет выпущены свыше 50 тысяч программистов, эсэмэмщиков, тружеников маркетплейсов — эти люди нашли себя и достойный заработок. Всего было организовано свыше 120 курсов. По итогам прошлого года процент трудоустройства слушателей курсов составил 93%. Как Цыганкова пришла к идее образовательного бизнеса, как поставлен процесс и почему это «дистант» — в нашем интервью.
Регина Цыганкова: «До 2020 года было гораздо сложнее убедить человека начать онлайн-обучение. А сейчас люди по-настоящему понимают удобство этого формата»
Как вузы перестали успевать за изменениями на рынке труда
— Регина Сергеевна, в последние годы во всех сферах происходит бурное обсуждение серьезного недостатка квалифицированных сотрудников. В первую очередь винят подготовку кадров. Как думаете, почему появилась такая тенденция?
— Самая главная проблема заключается не в образовании, которое дают университеты, а в бюрократизации вузовской системы. Я думаю, что вузы могли бы готовить специалистов на высшем уровне, если бы защита и подготовка программ обучения не отбирали столько времени. Сейчас же университеты просто не успевают за изменениями в мире. А профессиональный рынок ежегодно обогащается новыми технологиями и компетенциями.
В современных реалиях дополнительное образование — «скорая помощь», которая сокращает разрыв между требованиями рынка и текущей подготовкой специалистов. Ведь мы можем быстрее изменять свои программы и включать в них все прорывные технологии «здесь и сейчас». Это позволяет нам не только идти в ногу со временем, но и часто быть на шаг впереди.
— По национальному проекту «Демография» вы обучили больше 10 тысяч человек по всей стране. А в общей сложности — порядка 50 тысяч человек. С чем связан рост популярности дополнительного онлайн-образования?
— Здесь играет два фактора: пандемия и стремительное развитие новых технологий. Пандемия ввела в массы так называемую удаленку. До 2020 года было гораздо сложнее убедить человека начать онлайн-обучение. А сейчас люди по-настоящему понимают удобство этого формата: можно подстраивать образовательный процесс под свой личный график и получить востребованную здесь и сейчас профессию быстро и эффективно.
— А как определяете, какие компетенции сейчас необходимы для профессионального рынка, — рассматриваете запросы от работодателей или центров занятости?
— Мы работаем и с центрами занятости, и с работодателями. Наша задача — сделать так, чтобы ученики после обучения быстро встраивались в рынок труда и получали тот уровень дохода, к которому стремятся. По итогам наших бесплатных курсов в рамках нацпроекта «Демография» в 2022 году процент трудоустройства достиг 93%.
Но, честно скажу, мы идем на опережение запроса от работодателей, потому что часто рынок не до конца понимает, что ему будет нужно уже через полгода. То есть центр не только обрабатывает запрос работодателя, но и формирует предложение.
Возьмем, например, ChatGPT и другие нейросети. Многие компании еще не осознают, насколько эта технология будет востребована через некоторое время.
«Пандемия ввела в массы так называемую удаленку»
— Здесь, наверное, нужно быть настоящим предсказателем…
— Рынок всегда опаздывает, потому что после появления и освоения новой технологии бизнес только начинает к ней присматриваться: какие компетенции нужны или какие потребуются кадры для внедрения новой технологии в бизнес. Кроме того, в нашей работе необходимо постоянное наблюдение за изменениями на рынке труда.
Приведу пример. В 2022 году на рынок вышли порядка 3 тысяч бухгалтеров, потому что организации начали активно автоматизировать бухгалтерскую работу и оптимизировать персонал. Центр образовательных компетенций НТИ проанализировал, какими навыками и качествами уже владеют эти специалисты, ведь они умеют быстро работать с большим количеством информации, таблицами и цифрами. Добавив к уже наработанным компетенциям новые знания по технологии «Большие данные», мы получим профессионального специалиста — аналитика данных. Таких запросов сейчас более 100 тыс., а сколько запросов на бухгалтера?
«Я бы в SMM пошел — пусть меня научат»
— Какие еще программы сейчас доступны в вашем центре?
— Базовые программы — «цифровой маркетинг, «SMM-маркетинг», «тестировщик», «создание программного обеспечения», «создание игр и мобильных приложений» и другие. Все они и востребованы, и высоко оплачиваются.
Флагманская программа — создание онлайн-курсов. К слову, любой наш спикер, насколько бы крутым он ни был, пишет свой курс на основе методологии центра. Кроме того, все занятия записываются только в наших студиях — в Иннополисе или Казани. Центр обучил уже больше тысячи преподавателей, в том числе из КФУ, КАИ и МГУ.
Очень востребован курс для подготовки менеджеров маркетплейсов, которую ведет одна из топовых спикеров этого направления Юлиана Гордон. Мы уже обучили очень много специалистов Wildberries и Ozon для Казани и продолжаем наблюдать постоянный запрос от работодателей.
— «Я бы в SMM пошел, пусть меня научат» — кажется, это всем понятно. Но какой смысл тем же преподавателям учиться писать собственные онлайн-курсы?
— Новые технологии затрагивают все профессиональные сферы. У поколения молодых людей клиповое мышление — им необходимо подавать материал на определенной скорости, а в обучении использовать больше картинок и меньше текста. Мы показываем учителям, как перестроить программы так, чтобы они стали понятнее для этой аудитории.
Любой преподаватель после нашего обучения может самостоятельно записать свой онлайн-курс или же дополнительные занятия. С одной стороны, это профессиональное развитие учителя, рост авторитета у учеников, повышение значимости в учебном заведении. С другой — возможности монетизации своей экспертности и расширение аудитории.
Учить учителей — большая ответственность. Благодаря работе центра видим большие результаты по цифровизации образования.
— Сколько длятся программы и из чего они состоят?
— Основные курсы — это 72, 144, 256 часов. При этом половину всего времени занимает практика. Без опыта никого не отпускаем, поэтому любой ученик после курса может прийти к работодателю и предоставить готовые кейсы.
Популярным становится и микрообучение. С помощью краткого концентрированного курса специалист может за короткий промежуток времени закрыть пробел в образовании и быстро увеличить свою производительность. В центре есть и такие предложения — быстрое эффективное обучение за 10 часов.
— У людей часто бывают какие-то завышенные ожидания. Например: вот я сейчас научусь делать крутой маркетинг в соцсетях, буду висеть на телефоне и грести сотни тысяч не отходя от кухни… Бороться приходится?
— Мифы вокруг новых профессий, конечно, есть. Для многих SMM, например, звучит очень круто — буду предоставлен сам себе и работать, когда захочу. Но у людей не должно быть неправильных ожиданий от профессии, в которую они собираются прийти! Мы всегда объясняем: вы будете постоянно бегать с телефоном за клиентом, много монтировать и редактировать контент. Если вам это нравится — welcome!
Мы консультируем каждого, кто приходит на обучение: рассказываем об особенностях выбранной специальности, какие для нее нужны базовые навыки. Когда человек непосредственно приступает к программе, он уже полностью понимает всю специфику дальнейшей работы.
— И, бывает, отказываются?
— Конечно! В государственном проекте — «Демография» — KPI у команды заключается именно в трудоустройстве обучаемых центром людей. Мы не получим никакой выгоды от того, что будем путать людей в ожиданиях. Нужен результат: человек должен найти себе работу. Мы гордимся своим уровнем трудоустроенных слушателей. В будущем планируем увеличить его до 100%.
— Но не просто же отправляете человека после курса в новую профессию без поддержки?
— Совершенно верно, наша команда помогает дополнить старое резюме или подготовить новое. Участники обучения получают консультацию от HR-специалиста — он подсказывает, какие вопросы ждут на собеседовании.
— Какая категория обучения по программе «Демография» превалирует в центре?
— Больше приходят обучаться мамы в декрете и нетрудоустроенные мамы детей до семи лет. Очень много людей старше пятидесяти лет — это особенная категория, которая занимает 30% всего состава обучения. Они чувствуют в себе силы и стремление учиться, идеально выполняют все домашние задания.
— И кем потом могут работать предпенсионеры?
— Из возрастных, так скажем, людей получаются отличные менеджеры маркетплейсов. Часто эта категория сотрудников обладает высоким уровнем грамотности, а поэтому они великолепно общаются с клиентами и прекрасно составляют карточки товаров на маркетплейсах.
«Основные курсы — это 72, 144, 256 часов. При этом половину всего времени занимает практика. Без опыта никого не отпускаем, поэтому любой ученик после курса может прийти к работодателю и предоставить готовые кейсы»
Как создавался Центр НТИ, чего достиг за пятилетку и каковы успехи выпускников
— С чего вы начинали свой карьерный путь?
— Сначала я закончила колледж по направлению «маркетинг». Тогда мало кто знал, что это такое, но все понимали, что это как-то связано с продажами. После колледжа я поступила в университет на «менеджмент», при этом параллельно работала в продажах. Начинала в компании «Роскон» с мерчандайзинга (выкладка на витринах — прим. ред.), потом стала менеджером по продажам, а затем в этой же компании выросла до руководителя отдела продаж. Тогда у меня был быстрый рост. Я проявляла ответственность и очень много училась.
В то время эта сфера была не настолько широка — опыта и книг было немного, интернета в 2003 году тоже в таком объеме не было. Тогда я черпала опыт у ребят из «Кока-колы» (они активно развивались и были сильно продвинутые). Я просила и доставала их методички по захвату рынка и делала все то же самое, но только в своей нише. «Хочешь быстро расти — копируй» — вся китайская экономика так построена, и мы видим, насколько это эффективный метод.
— Получается, впервые руководителем вы стали в сфере продаж?
— Да, я работала менеджером по продажам, и меня повысили до руководителя отдела в связи с уходом прошлого сотрудника. Сразу стала искать обучение на эту тему и внедрять все, что читала. Тогда я поняла, что мне нравится управление командой больше, чем продажи. Далее я пошла обучаться на менеджмент и MBA, повышала свою квалификацию.
Максимальное количество подчиненных у меня было в департаменте хлебопечения — 4 тысячи человек и 90% женщин.
Я увидела, что умею заряжать людей на успех, настраивать системную работу, чувствовать людей и спрашивать по результатам. Сейчас постоянно оттачиваю свое мастерство управления на различных образовательных программах.
— Что стало отправной точкой в вашем решении организовать учебный центр?
— В 2016 году я пришла в компанию, которая занималась робототехникой. Все проекты были тесно связаны с вузами, поэтому за годы работы я объездила много учреждений по всей стране. Через пару лет центрами образовательных компетенций были объявлены топовые вузы страны — точки на карте, где сконцентрировали лучшие практики обучения по определенным технологиям. Например, Иннополис занимался робототехникой, МГУ — большими данными, МФТИ — искусственным интеллектом и так далее. У небольших вузов в регионах не было возможности «упаковать» технологию, обучить преподавателей и работать с необходимыми программами.
У одних университетов было сформировано предложение, а у других — соответствующий спрос. У меня возникла идея — построить взаимосвязь между вузами страны.
— То есть изначально Центр образовательных компетенций НТИ создавался для обучения преподавателей вузов новым технологиям?
— Да, верно! Наш центр в 2019 году создавался в качестве некого трансфера между центрами образовательных компетенций и вузами в небольших городах. Специалисты выезжали на места и готовили университету команду, способную работать с новой технологией.
После начала пандемии стали обучать преподавателей онлайн, а в дальнейшем наш центр пригласили участвовать в национальных проектах «Демография» и «Цифровые профессии».
— Как выбирали первые программы обучения для населения?
— Изучали рынок. Спектр внимания во всех сферах начал смещаться в онлайн-формат, поэтому, например, возросла необходимость переобучить сотрудников кол-центров вести онлайн-продажи. Так у нас появился курс с Екатериной Уколовой.
Тогда стартовал федеральный проект «Цифровая экономика», и мы понимали, что стране для таких масштабных целей будет необходимо большое количество программистов. Самый простой вход в программирование — тестировщик.
«Главное достижение — мы в лидерах по количеству учеников среди 169 организаций в проекте «Цифровые профессии»»
— А как подбирали преподавателей?
— Сразу заняли следующую позицию: несмотря на то что граждане получают от нас бесплатное образование, ориентируемся только на известных спикеров и ниже топа-3 по стране не опускаемся. Да, топовый преподаватель стоит дороже, поэтому прибыли получаем меньше. Но спикер с наработанной аудиторией отвечает за качество своего продукта, потому что дорожит репутацией.
Для хорошего образовательного продукта нужно три вещи — классный спикер, проработанная методология и постоянная поддержка обучения.
Нужно понимать, что в образовании, которое дает центр, ориентир не только на преподавателей, но и на большой штат кураторов, которые работают именно на практической части курса.
— Центр НТИ работает пять лет — каковы результаты?
— Главное достижение — мы в лидерах по количеству учеников среди 169 организаций в проекте «Цифровые профессии». Люди тогда ничего не знали о дополнительном онлайн-образовании, но шли за топовыми преподавателями — например, Катей Уколовой и Игорем Манном.
В 2021 году нашу студию в Иннополисе признали лучшей для создания онлайн-курсов. Центр действительно круто вложился в нее — на старте вся прибыль пошла на покупку оборудования. При этом апгрейд мы делаем сразу, как только появляется что-то новое.
За время работы центр обучил 50 тысяч слушателей.
— Сможете подробнее рассказать о достижениях ваших учеников?
— Недавно по проекту «Демография» мужчина, который раньше работал ювелиром, закончил курс на тестировщика, устроился в Альфа-Банк и всего за восемь месяцев дошел до уровня «мидла».
Помню самый большой кейс по программе маркетплейсов — ребята начали продавать игрушки и вышли на оборот в 450 млн рублей в год! На этом же курсе обучалась бабушка старше восьмидесяти лет — сейчас вяжет и продает свои изделия в онлайн-магазинах.
«Мы консультируем каждого, кто приходит на обучение: рассказываем об особенностях выбранной специальности, какие для нее нужны базовые навыки»
Кто будет нужен «здесь и сейчас» в ближайшие годы, сколько стоит обучение и что полезно для детей
— Какие программы появились в этом году?
— В этом году появились программы по работе с нейросетями — GPT-чатами, Midjourney. Во второй половине учебного года откроем курс обучения промпт-инженеров.
— Может, появились новые категории граждан, которым доступно бесплатное образование по национальному проекту?
— Список участников постоянно меняется. Например, в этом году в проект добавили жителей новых территорий России и участников военных действий с членами их семей.
— Год назад минцифры запустило программу для школьников 8–11-х классов и студентов колледжей под названием «Код будущего». Есть ли планы обучать программированию и младшее поколение?
— Мы уже собрали команду для работы над этим проектом. Сразу после выхода программы в свет младшую аудиторию не рассматривали, потому что «докручивали» существующие курсы. Но сейчас уже готовы приступить и к «Коду будущего».
К слову, в коммерческой части центра планируем разработать курс для детей по видеомонтажу. Они же поголовно сидят в телефонах — нам этого уже не избежать, а здесь хотя бы начнут работать над полезным навыком. В общих чертах идея следующая: предлагаем сценарий, а ребенок творчески его воплощает.
— Какие профессии будут актуальны в ближайшее время?
— Я, конечно, не футуролог, но предполагаю, что активно будут развиваться профессии, связанные с искусственным интеллектом. Переосмысление коснется многих специальностей — например, задача программиста будет заключаться в написании промта (запрос — прим. ред.) для нейросети, которая уже на самом деле учится писать коды.
Искусственный интеллект может забрать на себя всю рутинную и скучную работу, оставив людям массу времени и возможностей для творчества.
В ближайшие полгода начнется активный апгрейд всех сфер деятельности. Поэтому будут актуальны курсы, отвечающие на вопросы, как могут использовать нейросети для упрощения работы врачи, учителя, маркетологи, копирайтеры и другие специалисты.
— Планируете открывать коммерческое направление?
— Да, действует и коммерческое направление, куда входят все программы, которые мы предоставляем на бесплатной основе. Такое решение связано с тем, что доступ к бесплатному образованию есть только у определенных категорий граждан. К нам часто приходили запросы от людей, которые не входят в эти категории, но доверяют нашей методологии и преподавателям.
— Сколько стоят коммерческие курсы?
— Цена варьируется от 7 тыс. до 150 тыс. рублей — зависит от количества часов и программы обучения.
«Важно, чтобы человек поддерживал свой энергетический уровень, потому что без этого об эффективности не может идти и речи»
Фонд профилактики суицидального поведения «Выход есть» и бесплатный курс для психологов и психиатров
— Какие проекты у вас есть в работе вне центра?
— Работаю над фондом «Выход есть», который занимается профилактикой суицидального поведения. Я его организовала, потому что у самой в семье произошла трагедия, связанная с суицидом. Каждый год специалист фонда Хасьминский Михаил Игоревич по запросу от министерства образования посещает двенадцать регионов — один в месяц — и проводит профилактическую работу с детскими школьными психологами и сотрудниками ФСИН (федеральная служба исполнения наказаний — прим. ред.).
Сейчас разрабатывается бесплатный курс для специалистов, который будет отвечать на главный вопрос — как помочь потенциальному суициденту. Институт суицидологии был разрушен еще при Ельцине, поэтому таких специалистов в России осталось очень мало — это уходящая школа, которой в стране, увы, нет. До конца года у большого количества психологов и психиатров появится доступ к этим бесценным знаниям.
Кроме того, в связи с текущей ситуацией мы начали помогать людям пережить потерю близких, и до конца года должна выйти бесплатная книга «Выход есть».
— Решение организовать фонд, наверное, как-то связано с вашей личной трагичной историей?
— Да, у меня действительно в семье произошла трагедия, связанная с суицидом мужа несколько лет назад. Я смогла это пережить и приняла решение, что буду помогать людям, которые попали в подобную ситуацию. В этом моменте главное — вовремя обратить внимание на состояние близкого человека и предложить ему квалифицированную помощь. Сложность же заключается в том, что у многих российских специалистов не хватает знаний в вопросах суицидального поведения, как раз мой фонд помогает эти знания восполнить.
— Чем вы увлекаетесь помимо работы?
— Я обожаю баню и ежедневно практикую дыхание с медитацией — это помогает мне восполнить энергию и приступить к работе с новыми силами. Часто наблюдаю за людьми, которые находятся на работе, но энергии в них нет. Важно, чтобы человек поддерживал свой энергетический уровень, потому что без этого об эффективности не может идти и речи.
— И традиционный вопрос — каковы три секрета успешного бизнеса?
— Первое — нужно любить процесс своей работы. Второе — любить своих людей и быть заинтересованным в реализации их целей. Например, моя сотрудница захотела купить дом, и мы с ней построили план — какие задачи необходимо закрыть, сколько ради этой цели нужно обучить людей, какого процента трудоустроенности учеников добиться. Так человек закрывает не только потребности организации, но и свои желания. Третье — не жалеть бюджет на свое обучение и обучение команды. Из оборота центра выделяем порядка 20 млн рублей в год на развитие профессиональных навыков сотрудников — только у одного оператора курс стоил 2 миллиона.
Визитная карточка компании
ООО «Центр образовательных компетенций НТИ», создание онлайн-программ обучения
Число сотрудников: 26
Год основания: 2019
Выручка за 2022 год: 230 млн рублей
Визитная карточка руководителя
Регина Цыганкова — основатель ООО «Центр образовательных компетенций НТИ»
Родилась 20 марта 1979 года в городе Магнитогорске
Образование:
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова по направлению «менеджмент организации»
Международный институт экономики и права по направлению «менеджмент организации»
Международный институт менеджмента ЛИНК по программам МВА «Менеджмент», МВА «Управление деятельностью и изменениям»
РАНХиГС по направлению «Цифровое управление государством»
Карьера:
2003–2004 — торговый представитель ООО ТД «Роскон»
2004–2005 — супервайзер ООО ТД «Роскон»
2005–2007 — начальник отдела продаж ООО ТД «Роскон»
2007–2008 — начальник отдела продаж ОАО «Ситно»
2008–2010 — коммерческий директор ОАО «Ситно»
2010–2015 — руководитель департамента хлебопечения ОАО «Ситно»
С 2015 года по 2020 — заместитель генерального директора, директор по стратегическому развитию группы компаний АО «Научно-производственное объединение «Андроидная техника», исполнительный директор ООО «Робософт» (представитель группы компаний АО «НПО «Андроидная техника» в ОЭЗ «Иннополис»)
С 2019 года по настоящее время — генеральный директор ООО «Центр образовательных компетенций НТИ»
Семейное положение: вдова, воспитывает троих детей.