Большой гала-концерт в Казани накануне закрывал VI международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова, который в этом году посвящен 150-летию Федора Шаляпина. Оммаж великому русскому басу в ГБКЗ им. Сайдашева преподнесли три гранда мировой оперы — сам Абдразаков, Алексей Тихомиров и Станислав Трофимов. Прославленные басы спели хиты отечественной и зарубежной оперы. А помогли им в этом тенор Мариинского театра Кирилл Белов, молодые солистки Кристина Попова и Вероника Хорошева и ГАСО РТ. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Большой гала-концерт в Казани накануне закрывал VI международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова
«В Казань с прекрасным настроением»
«В Казань я приехал с прекрасным настроением! Солнце светит, я вижу родные лица, родной оркестр, родной зал, — радовался главный российский оперный бас современности Ильдар Абдразаков перед концертом в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Наш VI фестиваль мы завершаем в Год Федора Ивановича Шаляпина на его Родине, что может быть лучше?»
Этим словам оказался созвучен пышный, помпезный тон вечера. Вначале зрителям рассказали, в каких городах за 6 лет проходил форум именитого баса (в 2023-м он побывал в Петербурге, Архангельске, Мурманске, Петрозаводске, Самаре и Казани). Кстати, в 2020-м третий по счету «Абдразаков-фест» уже приезжал в столицу РТ, а сам всемирно известный оперный певец дал тогда интервью «БИЗНЕС Online».
Возвращаясь же в день сегодняшний, в ГБКЗ им. Сайдашева зачитали приветствие Владимира Путина. А подкрепил слова президента России блестящий полонез из оперы Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении ГАСО РТ. Маэстро Денис Власенко намеренно маркировал зычные фанфары труб и волны крещендо, а чтобы взбодрить публику — поддерживал динамичный темп танца.
Не заставил себя ждать и главный герой вечера — Абдразаков. Двукратный обладатель «Грэмми» появился на сцене в лощеном фраке с красным платочком в кармашке и спел арию Гремина (в «Онегине» она как раз сменяет полонез). К восторгу публики он был привычно горяч — сердечно улыбался, раздавал воздушные поцелуи и в порыве едва не обгонял оркестр. А образ благородного князя сотворил его бархатный, полнозвучный бас, обволакивающий каждую фразу и наполняющий ее внутренней жизнью. Особенно эффектно солист «зависал» на низких звуках арии, провоцируя крики «браво!».
Абдразаков, двукратный обладатель «Грэмми», появился на сцене в лощеном фраке с красным платочком в кармашке и спел арию Гремина
По ходу вечера зал им. Сайдашева казался маленьким и для такого репертуара, и для голоса самого Абдразакова. Гораздо ярче они бы прозвучали на сцене театра им. Джалиля. Тем более солист сам не против там блеснуть в одной из титульных партий. «Я бы очень хотел спеть в татарском театре оперы и балета, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — С директором театра Джалиля мы на связи, у нас идут постоянные переговоры, поэтому, думаю, в ближайшем будущем я там выступлю».
Было бы интересно в ТАГТОиБ увидеть Абдразакова Борисом в великой опере Мусоргского. На театральной сцене, при полном параде и погружении в образ его страждущего Годунов приковывает к креслу (достаточно посмотреть на доступный в сети фрагмент записи прошлогоднего спектакля Ла Скала). Однако «прекрасное настроение», с которым бас вчера приехал в Казань, не сходится с обликом сумасшедшего царя, охваченного муками совести. Монолог «Достиг я высшей власти», сдержанно исполненный артистом, отражал виртуозное владение регистрами и филигранную интонацию, но электрический нерв, увы, остался за кадром. Зато во втором отделении Абдразаков образцово исполнил арию Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини, пленив публику вокальной скороговоркой и харизмой.
Мастером передачи слова выступил наш земляк Алексей Тихомиров
«Ощущаю себя продолжателем шаляпинских традиций»
По-настоящему прожить трагедию на сцене смог Станислав Трофимов. Предсмертную арию Сусанина из «Жизни за царя» Глинки солист Мариинского театра превратил в щемящую молитву, балансируя между сдержанной скорбью и натуралистическим плачем. Из образа он не сразу вышел даже по окончании номера, застыв под овации потрясенных гостей. А суровым морским воином артист предстал в песне Варяжского гостя из оперы «Садко» под эпическую поступь оркестра.
Мастером передачи слова выступил наш земляк Алексей Тихомиров. Соло Кончака из «Князя Игоря» Бородина артист «Геликон-Оперы» превратил в мини-спектакль, заставив публику аплодировать посреди арии. Сочные длинноты певец сочетал с экспрессивным говорком и акцентом на ключевые моменты исповеди благодушного половецкого хана. В этом плане Тихомиров выступил преемником Шаляпина, коим его активно нарекают в Казани. Сам солист, впрочем, таких сравнений стесняется.
«Не очень скромно говорить, чувствую я себя наследником Шаляпина или нет, — признался он накануне нашему корреспонденту. — Это лучше слышно зрителю. Внутри себя я, конечно, ощущаю себя продолжателем шаляпинских традиций, то, что начал Федор Иванович, бессмертно. Это увлекающий любую публику театр, куда заходишь и забываешь обо всем на свете».
Продолжил пестовать слово Тихомиров в арии Мельника из «Русалки» Даргомыжского. Острые, словно горошины, звуки-слоги отлетали от стен зала, вонзаясь в сознание зрителя. Во втором отделении певец вместе с Абдразаковым исполнил дуэт короля Филиппа и Великого инквизитора из «Дона Карлоса» Верди. А кульминацией его экспериментов стала «Песня о блохе» Мусоргского, где солист не только пел и декламировал, но и заразительно смеялся.
Были у Тихомирова в этот вечер поводы и погрустить. Перед концертом выпускник Казанской консерватории оценил нынешнее состояние оперной режиссуры. «Я не могу сидеть в зале на 80–90 процентах современных спектаклей, — пожаловался он нашему корреспонденту. — Не потому, что у меня нет стула, а потому, что я засыпаю, мне неинтересно. Волшебная сила искусства здесь отсутствует: многие постановки напоминают кожзаменитель. Может, я слишком резко выражаюсь, но во времена Шаляпина такое было невозможно».
Ильдар Абдразаков и Рамон Варгас на открытии VI «Абдразаков-феста» в Санкт-Петербурге
Герой-любовник и прекрасные дамы
Тембровый контраст в парад басов внес тенор Кирилл Белов. В Казани он выступил в амплуа героя-любовника, исполнив романс молодого цыгана из «Алеко» Рахманинова, каватину Владимира из «Князя Игоря» и песенку Герцога из «Риголетто» Верди. Рафинированный солист Мариинского театра «взял» лирической кантиленой и непринужденной легкостью тембра (особенно она проявилась в виртуозной каденции соло Герцога). А в центре вечера певец внезапно предстал патетическим трагиком, исполнив плач Федерико из «Арлезианки» Бизе.
Компанию харизматичных мужчин разбавили участницы программы фонда поддержки молодых талантов Абдразакова. Лучше всего они раскрылись в западном репертуаре. Кристина Попова блеснула полетным меццо-сопрано в куплетах Зибеля из «Фауста» Гуно, Вероника Хорошева — чувственным сопрано в арии Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини. А вот из наследия русской оперы девушки выбрали неподходящий для себя репертуар. Тембр Поповой слишком облегченный для земной Любавы в «Садко», а Хорошевой — напротив, слишком телесный для небесной Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова.
Изюминкой казанской программы стали два терцета басов, вызвавшие стоячие овации. Под занавес первого отделения Абдразаков, Тихомиров и Трофимов мощно затянули «Эй, ухнем». Любимая песня Шаляпина заиграла яркими перекличками и фактурным многоголосием. В финале концерта басы порадовали гостей театрализованной версией песни «Вдоль по Питерской». Абдразаков достал из кармашка красный платочек и пустился в пляс, а его коллеги заигрывали с дамами из партера, выпрашивая поцелуй «кумы-душечки». Судя по ответным чмокам из зала, вечер удался.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.