В Казахстане и Узбекистане остались довольны визитом и польщены тем вниманием, которое оказал странам один из лидеров крупной европейской державы — президент Франции Эмманюэль Макрон. Пожалуй, впервые разговор шел на равных, центральноазиатские лидеры оказались в позиции сильного, а не слабого — дающего, а не просящего, считает постоянный автор «БИЗНЕС Online», востоковед Азат Ахунов. О явных и тайных мотивах визита — в его очередном материале.
«Краткосрочное двухдневное турне в Казахстан и Узбекистан, состоявшееся в первых числах ноября, формально стало ответом на прошлогодние визиты во Францию лидеров Казахстана и Узбекистана»
«Целью поездки является повышение энергетической безопасности Франции»
В Астане и Ташкенте испытывают приятное послевкусие после визита французского президента Эмманюэля Макрона. Как будто отведали лучшие блюда французской кухни. Глава Пятой республики — сама любезность: не скупился на реверансы, искрометные улыбки, налево и направо раздавал селфи, профессионально вытягивая перед собой правую руку со смартфоном.
Краткосрочное двухдневное турне в Казахстан и Узбекистан, состоявшееся в первых числах ноября, формально стало ответом на прошлогодние визиты во Францию лидеров Казахстана и Узбекистана Касым-Жомарта Токаева и Шавката Мирзиёева, но де-факто «на край Вселенной» его привели нарастающие проблемы с энергобезопасностью его собственной страны.
По крайней мере, такую версию озвучил Bloomberg в преддверии этой официальной поездки. «Президент (Франции) Эмманюэль Макрон на этой неделе отправится в богатую энергоресурсами Среднюю Азию, чтобы посетить Казахстан и Узбекистан — двух поставщиков урана, которые питают ядерные реакторы страны (Франции). Целью поездки является повышение энергетической безопасности Франции», — сообщает агентство, отмечая, что Макрон «ищет новых друзей и уран».
Речь идет о замещении потерь, возникших после госпереворота в Нигере, который был вторым после Казахстана поставщиком урана в Евросоюз, но теперь перекрыл вентиль для Франции.
При этом, по словам источника агентства, у поездки Макрона есть и другой мотив — попытаться повлиять на предполагаемую зависимость бывших советских республик от Российской Федерации, убедить Астану и Ташкент снизить привязанность стран региона к России за счет повышения связей с Европой.
«Президент Токаев с ходу назвал этот визит историческим. И действительно, не так часто высокие гости из Франции посещали эту центральноазиатскую республику»
«Как бы тот не наговорил чего лишнего»
В день прилета Макрона Астану накрыла снежная буря. Элегантное черное пальто француза тут же облепили белые бабочки, его лакированные туфли скользили по покрытой снегом ковровой дорожке. По лицу французского президента было видно, что он явно оказался не готов к «русской зиме».
Впрочем, причуды погоды компенсированы теплым приемом, ведь для Казахстана это событие большого политического масштаба. Президент Токаев с ходу назвал этот визит историческим. И действительно, не так часто высокие гости из Франции посещали эту центральноазиатскую республику.
В сентябре 1993 года Казахстан посетил 21-й президент Франции Франсуа Миттеран, в октябре 2009 года из Елисейского дворца в Акорду с однодневным визитом приехал 23-й президент Французской Республики Николя Саркози. Еще одним президентом Франции, посетившим Казахстан, стал Франсуа Олланд. 5 декабря 2014 года он возглавил крупную французскую делегацию. К слову сказать, соседний Узбекистан лидеры Франции посещали последний раз почти 30 лет назад. Это был визит Миттерана в апреле 1994-го.
Переговоры начались в несколько натянутой атмосфере. Это было видно по обычно улыбчивому президенту Токаеву, который слушал своего визави с большим напряжением. На его лице явно читалась фраза: «Как бы тот не наговорил чего лишнего». Макрон также явно сдерживал себя, по крайней мере, в публичной части переговоров он очевидно подбирал слова, избегая привычной для европейской аудитории антироссийской риторики, старался выражаться образно.
Прежде всего, он поблагодарил Токаева за независимый внешнеполитический курс. «Я ни в коем случае не недооцениваю того давления, которое может на вас оказываться различными факторами. Франция высоко ценит нашу дружбу. Мы идем по пути укрепления наших отношений. Путь вашей страны, которая отказывается быть вассалом каких бы то ни было держав и хочет поддерживать уравновешенные отношения с различными странами, чтобы служить вашему народу, — такая стратегия близка Франции», — сказал Макрон на встрече с Токаевым в Акорде.
Макрон отметил, что Франция также любит самостоятельно выбирать друзей. «Мы их уважаем в продолжительной перспективе. Когда мы нужны, мы на их стороне. Мы уважаем их независимость. Если есть державы, которые хотели бы стать гегемонами или которые непредсказуемы, очень важно иметь хороших друзей, которые действуют именно с такой философской позиции», — сказал президент Франции.
Быть ли в Казахстане атомной электростанции?
Франция входит в пятерку инвесторов в экономику Казахстана. В стране работают более 170 компаний с участием французского капитала. За 30 лет вложено $18 миллиардов. За прошлый год товарооборот вырос на 35 процентов, в 2023 году составил с января по август $2,7 миллиарда.
Официально президенты двух стран подписали 6 контрактов в различных секторах — от преподавания французского языка в казахстанских школах и производства вакцины от ящура до строительства ветроэлектростанции и инвестиций в железнодорожную отрасль.
Елисейский дворец также объявил, что Франция поставит в Казахстан радарные системы противовоздушной обороны Ground Master 400 в целях «укрепления суверенитета страны». То есть речь пока не идет о летальном вооружении.
Кроме того, были обсуждены детали возможного участия французского энергетического гиганта EDF в проекте первой в Казахстане атомной электростанции. Правда, окончательное решение еще не принято, оно должно быть подтверждено референдумом до конца года.
Но все же чем закончились переговоры в Астане? Получил ли Макрон то, за чем он приехал из далекой старушки Европы? Ведь он почти открытым текстом говорил, что ему позарез нужен казахстанский уран для обслуживания французских АЭС. По некоторым данным, поставки урана из Казахстана во Францию уменьшились в 2,2 раза за 8 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Токаев, как бы дразня собеседника, напомнил, что Казахстан занимает первое место в мире по производству урана, обеспечивая более четверти ядерного топлива, потребляемого в Европе. Но в итоге стороны подписали только декларацию о намерениях по «стратегическим минеральным ресурсам». Астана готова увеличить объемы поставок нефти во Францию и видит потенциал в экспорте урана.
Несмотря на то что главный вопрос решить не удалось, переговоры закончились на мажорной ноте. Французский гость встретился со студентами Назарбаевского университета, ознакомился с выставкой казахских народных промыслов «Этноаул» и даже сыграл в «асык ату» — казахский аналог русской игры в бабки.
Президент Мирзиёев явно хотел поразить европейского гостя восточным блеском, но лидер Франции оставался невозмутимым
«Разработка горнодобывающих ресурсов» Узбекистана
В Узбекистане царила совсем иная атмосфера — теплая в прямом и переносном смысле. Переговоры проходили на юге страны в Самарканде, который в последние годы сильно изменился. Власти Узбекистана активно вкладываются в туристический сектор, строя современную инфраструктуру, методично делая из города витрину Узбекистана. И, правда, встреча двух лидеров на фоне величественных искусно подсвеченных минаретов мечетей, расположенных на площади Регистан, выглядела впечатляюще. Президент Мирзиёев явно хотел поразить европейского гостя восточным блеском, но лидер Франции оставался невозмутимым.
При встрече Макрон первым, словно в рукопашной схватке, крест-накрест перехватил руки Мирзиёева, и долго тряс их, не отпуская. Когда-то такой фокус проделывал с ним экс-президент США Дональд Трамп, любивший показать, кто в доме хозяин, а теперь это излюбленный прием самого французского президента.
Но сами переговоры прошли в очень доброжелательном ключе. Европейский гость не жалел комплиментов. «Уважаемый президент, я буду очень короток и прям. В течение 7 лет вы ведете открытую политику. Политику по достижению мира и стабильности в регионе, а также политику по обеспечению развития и стабильности экономики. И мы верим в эту политику, поддерживаем ее и хотим помочь вам ее реализовать», — сказал он.
В итоге президенты Узбекистана и Франции договорились повысить качество отношений двух стран и вывести их на уровень стратегического партнерства. Также французский лидер пообещал оказать полную поддержку вступлению Узбекистана в ВТО.
Ташкент давно мечтает стать членом этой организации, но есть свое но. Напомним, что Узбекистан, Казахстан, а также Азербайджан, Беларусь, Таджикистан, Туркменистан все еще формально остаются под санкциями, на них до сих пор распространяется действие «антисоветской» Поправки Джексона – Вэника от 1974 года. С других бывших советских республик, в т. ч. с Российской Федерации, эти ограничения были сняты.
За пышными речами и взаимными комплиментами, подписанными решениями о сотрудничестве в области торговли, культуры и науки не осталось забытым главное — зачем Макрон и приехал сюда. «В тесном сотрудничестве с властями Узбекистана мы хотим сделать гораздо больше для разработки горнодобывающих ресурсов <…>, а также вместе работать над дорожной картой в этой области», — заявил президент Франции.
Под «разработкой горнодобывающих ресурсов» подразумевается активное участие французских компаний в разработках узбекских урановых месторождений. Мало того, работа уже началась — в ноябре 2022 года Госкомгеологии, «Навоиуран» и французская Orano подписали трехстороннее соглашение о расширении добычи и переработки урана. Местное совместное предприятие Nurlikum Mining Orano запустила пилотный проект по добыче урана. Узбекистан намерен ориентироваться на французскую модель в «цепочке создания стоимости ядерного топлива». Orano сообщила, что готовится инвестировать «несколько сотен миллионов евро».
Французские СМИ отмечают: «Визит французского лидера происходит на фоне борьбы европейских стран за влияние в богатом ресурсами регионе, где у России, Китая, Турции и Европы есть экономические интересы».
Вопрос с импортом казахстанского урана оказался не таким простым, как казалось. И на то есть свои причины. Казахстан сильно связан с «Росатомом»: российская компания участвует в добыче урана на его территории. Плюс ко всему добытый в Казахстане уран перерабатывается в ядерное топливо уже на мощностях «Росатома» в РФ. Поэтому мало договориться о добыче урана — нужно эти вопросы согласовать с Россией, которая сама поставляет топливо в Европу.
Париж предлагает перерабатывать уран у себя, т. е. поставлять во Францию сразу урановую руду. При этом речь идет о железнодорожных перевозках по Транскаспийскому транспортному коридору через Азербайджан и Турцию, с которыми отношения у Франции, мягко говоря, не самые лучшие.
Визит Макрона в Казахстан и Узбекистан показал, что таким кавалерийским наскоком нельзя решить внезапно назревшие вопросы. Отношения надо строить долго и упорно, кроме того, необходимо учитывать мнение крупных соседей — России и Китая.
Тем не менее как в Астане, так и в Ташкенте остались довольны этим визитом — были польщены тем вниманием, которое оказал странам один из лидеров крупной европейской державы. Пожалуй, впервые разговор шел на равных, центральноазиатские лидеры оказались в позиции сильного, а не слабого, дающего, а не просящего. А это дорогого стоит.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.