«Это не про идеологию, а про эстетику в первую очередь» — такие суждения можно было услышать в национальной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ, где накануне открылась выставка «ТатАХРР/ТатЛЕФ: единство и борьба противоположностей». 2023 год знаменует столетие двух художественных региональных объединений, что и стало поводом создания проекта, представляющего зрителю более 200 работ: живопись, графика, плакатное искусство, скульптуры и книги. В одном пространстве галереи воссоздается живая картина казанского искусства 1920–1930-х. О том, почему идеологические различия на выставке уходят на второй план и как отрывки из обрывков заполняют белые пятна искусства начала XX века, — в нашем материале.
-
Выставочный проект художественной галереи «Хазинэ» уже с порога опровергает жесткую поляризацию ТатАХРР и ТатЛЕФ, условных новаторов и консерваторов, по-своему осмыслявших искусство, рождавшееся по итогам революционных событий в России 100-летней давности. Пять залов экспозиции выстраиваются не идеологически, как могло показаться, а тематически, поочередно представляя темы, над которыми работали казанские художники: политики и вожди, сельское хозяйство и национальный вопрос, ликвидация безграмотности и отдельный зал свободной тематики. Интересно, что и в руководстве центрального АХРР (ассоциация художников революционной России) (Григорьев, Радимов, Котов), и среди главных лефовцев (Родченко) были представители Казанской художественной школы.
-
Антагонизм здесь менее всего чувствовался и благодаря гармоничному музыкальному сопровождению вечера в исполнении струнного квартета. Особенно на фоне одной из самых узнаваемых картин экспозиции — «Портрета А.Г. Платуновой» кисти ее мужа Константина Чеботарева. Кстати, прямо сейчас совместная выставка «казанских Ларионова и Гончаровой» проходит в московской «Галеев Галерее».
-
Благодаря тому что композиция проекта строится еще и по модели конкурсных работ выставки казанских мастерских «Труд и быт трудящихся», идеологическая составляющая нивелируются, лефовцы и ахрровцы не сталкиваются, а предстают скорее в эклектике, не утрачивая при этом паритета своего художественного метода. Формальная точка схождения этих художников — бывшая Казанская художественная школа, пережившая после революции несколько трансформаций от художественных мастерских, института к техникуму. Совместная работа учащихся и педагогов представлена в центральном зале с голубой стеной, на которой выставлены ученические эскизы, не ограниченные твердой темой.
-
«Правые соединились с левыми. Они всегда были антагонистами, это понятно, но, поскольку они существовали, нам предстоит увидеть то, как именно они жили, их жизнь была общей», — комментирует концепцию выставки Дина Ахметова, главный научный сотрудник ГМИИ РТ.
-
Многое из архивов музея выставить не удалось, т. к. выбранные работы в экспозицию просто не помещались. «Буквально со слезами от одной вещи отказалась», — вспоминает Ахметова. Однако галерея в скором времени презентует электронный каталог, в котором планируется отразить базу данных о художниках 1920–1930-х годов, связанных с Казанью. Почему такие ценные архивные работы пылятся в папках и не вывешиваются — отдельный вопрос.
-
Несмотря на объемность выставки, выявляется главная проблема — фонды располагают материалами, способными рассказать многое о малоизвестных татарских художниках. «Когда материал стал набираться, оказалось, что здесь очень много портретов и автопортретов, они рисовали друг друга и сами себя. А мы даже ведь и не знали, как многие выглядят. Это белые пятна, какие-то фантомы, особенно это касается татарских художников. Это какая-то фрагментарная история, многое остается за пределами», — говорит Ахметова.
-
О трудоемкости работы рассказала Розалия Нургалеева, директор Государственного музея изобразительных искусств РТ: «Это был очень трудный проект, представьте: каждый этот листочек — акварель, офорты или что-то еще. Это все было трудно раскопать, все это было в папках». Каждая картина, каждый эскиз — своего рода голос эпохи. Есть работы, которые имеют оборотную сторону, где, например, художники записывали искусствоведческие лекции. «Наши сегодняшние художники, вам нужно в едином порыве сюда бежать», — подытоживает разговор о ценности экспонатов Розалия Миргалимовна.
-
Живопись, графика, плакаты, скульптура и декоративно-прикладное искусство предоставили в «Хазинэ» фонды ГМИИ РТ, Национального музея РТ, музея-заповедника «Казанский Кремль», музейного комплекса Казани, а также научной библиотеки КФУ.
-
Экспозиция располагает большим количеством эскизов и зарисовок, что, безусловно, делает выставку более объемной и интересной. «На выставке много графики. Это дает дополнительный объем, так как именно в графике художник может позволить себе эксперимент, то, что он не допускает на большом холсте, в частности заказном», — считает Александра Струкова, заведующая отделом графики ХХ века Третьяковской галереи.
-
Обилие архивного материала и фотографий добавляет экспозиции не только эстетичности, но и информативности. Так, на данном снимке можно рассмотреть, какие книги выставлялись на витринах. Разглядывание таких экспонатов — отдельное дело для посещения.
-
Это подчеркивала на открытии и Ольга Улемнова, ведущий научный сотрудник ИЯЛИ: «Это важная часть, которая создает настроение, атмосферу, что также очень информативно». Она подчеркнула тот факт, что казанские художники, несмотря на недостаточное количество информации о них, сумели выйти со своим творчеством за пределы республики: «С поколением новых музейщиков и искусствоведов развивается интерес не только внутри Татарстана, но и извне. Мы недосчитались [на выставке] многих знаковых работ, потому что они востребованы в столицах, и это радует. Наше искусство вышло за пределы республики, оно отнюдь не провинциально».
-
В экспозиции немало колоритных революционных плакатов с арабской графикой. На фото — работа все того же Чеботарева, «Татары с лозунгом „Ленин умер — компартия жива“».
-
Много здесь и более традиционных, но от этого не менее ярких советских агитплакатов.
-
Значимость мероприятия с точки зрения истории региона подчеркивало присутствие на церемонии открытия директора Института истории им. Марджани АН РТ Радика Салихова.
-
А важность «Единства и борьбы противоположностей» как художественного события характеризовало появление здесь известного галериста и коллекционера Евгения Жудрова.
-
Для выставки фонды также предоставили несколько скульптур. На фото представлена одна из них — деревянная «Голова бородатого мужчины» за авторством Владимира Кудрявцева.
-
За выставленные конкурсные работы художники получали премии. На снимке один из таких конкурсных плакатов — «1 мая. Прочь, капитал, с дороги!» художницы Александры Коробковой, за который она получила первую премию.
-
Михаил Бирюков, соучредитель фонда культуры русского авангарда «Розановский центр», презентовал здесь книгу «Мстёрский ковчег. Из истории художественной жизни 1920-х годов», изданную музеем современной культуры «Гараж», где повествуется, в частности, о людях, имеющих отношение к Казани (Родченко, Фешине). Он поделился любопытным фактом, который как нельзя лучше описывает концепцию нынешней выставки. «В 1923 году в Петрограде была выставка всех направлений. Сохранились кадры, где Малевич всех строит перед зданием (для запечатления на кинопленке). Он бегает, суетится, всех пихает, заботится, чтобы все красиво стояли. И в этой толпе все: и левые, и правые. Вот это жизнь, это аллегория жизни: все вместе, все рядом, плечом к плечу. Это и нужно всегда искать», — уверен Бирюков.
-
Одна из самых запомнившихся журналистам на открытии картина — работа Василия Тимофеева, председателя ТатАХРР (1924–1925), «Мальчик с веслом». Сотрудник галереи рассказывает: «В красном зале получилось так, что там спортсмен стоит с голой задницей и веслом, и тут же Ленин, Маркс. Такая вот „фига в кармане“».
-
Также здесь можно увидеть работы знаменитого казанца, фотографа Александра Родченко, включая его хрестоматийный снимок Владимира Маяковского.
-
Эта часть экспозиции, очевидно, станет самой популярной для любителей селфи.
-
Двери одной из главных выставок ГМИИ РТ этого сезона будут открыты для посетителей «Хазинэ» до 25 февраля 2024 года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.