«Этот проект поможет в формировании нового успешного поколения, которое будет знать и сохранять свой родной язык и культуру», — уверена Альбина Насырова, руководитель АНО «Бала-Сити», где был создан уникальный EdTech-продукт* для обучения татарскому языку «Акыллы Уеннар». По словам авторов, аналогов программы нет в России и даже в мире — ее разрабатывали в течение 5 лет. Поддержку оказал раис Татарстана Рустам Минниханов, комиссия при раисе РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков и министерство образования и науки РТ. Первым 100 детским садам республики уже вручили сертификаты на игровые комплекты и обучение методике. Как геймификация становится ключом к мотивации детей учить татарский — в нашем репортаже.
Сто детских садов Татарстана получили на днях сертификаты на комплекты «Акыллы Уеннар» («Умные Игры»), а их педагоги прошли обучение одноименной программе дополнительного образования
Программу «Умных Игр» разрабатывали в течение пяти лет
Сто детских садов Татарстана получили на днях сертификаты на комплекты «Акыллы Уеннар» («Умные Игры»), а их педагоги прошли обучение одноименной программе дополнительного образования. Торжественное вручение и сами занятия состоялись в Казани на базе АНО «Бала-Сити» — именно их специалисты стали авторами, а также методическими и техническими разработчиками уникального языкового проекта.
Как рассказала генеральный директор «Бала-Сити» Альбина Насырова, «Акыллы Уеннар» — это система развивающих настольных игр, созданная специально для работы с детьми в группах с татарским языком воспитания и обучения, плюс поддерживающее цифровое приложение. Играя особым образом, ребенок не только расширяет свой лексический запас, тренирует внимание и память. У него формируются лидерские, социальные навыки, развиваются творческие способности, умение решать нестандартные задачи. Более того, проект «Акыллы Уеннар» устраняет языковой барьер, что делает его важным средством для развития ребенка. Главная цель «Умных Игр» — сохранить и преумножить навыки владения татарским языком у детей с самого раннего возраста, беречь национальную культуру и идентичность, заложить крепкую основу для успешного обучения, становления личности и самореализации.
«Аналогов данному продукту нет в России и даже, возможно, во всем мире, — отметила Насырова. — Сеть международных мультилингвальных детских садов „Бала-Сити“ в течение пяти лет разрабатывала и реализовывала свою программу. Весь наш ценный опыт собран в единую систему, расписанную поэтапно для образовательных учреждений».
Заместитель председателя Государственного совета РТ, председатель комиссии при раисе Республики Татарстан по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, Марат Ахметов подчеркнул, что знание родного языка и культуры важно для каждого народа, это основа, которая позволяет сохранить свои традиции и историю. Язык — это душа нации!
«Сохранению татарского языка в Республике Татарстан придается очень большое значение», — прокомментировал Марат Ахметов
«Сохранению татарского языка в Республике Татарстан придается очень большое значение, — прокомментировал Ахметов. — Реализуется много мероприятий и проектов, а программы, связанные с детьми и их развитием, имеют особую ценность. Любовь к родному языку прививается с младенчества, с колыбельной и сказок, рассказанных матерью, с игр и первых прочитанных книг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок, говорящий на татарском языке, приходя из семьи в детский сад, мог продолжить совершенствовать языковую лексику и разговорные навыки. А малыш, не говорящий на родном языке, получил необходимые основы. Должна быть создана правильная развивающая среда, в которой происходит гармоничное развитие и самоопределение».
Как считает председатель президентской комиссии, дошкольный возраст является очень значимым периодом развития человека и то, что будет заложено в это «золотое время», во многом определит будущее человека, народа, страны. «Программа „Акыллы Уеннар“ начала свою реализацию в 100 детских садах Республики Татарстан, и мы будем с интересом следить за успехами воспитанников», — сказал Марат Ахметов.
Руководитель «Бала-Сити» пояснила: в дошкольном возрасте ведущая роль деятельности — игровая. Через нее дети легко усваивают любой материал, недаром кружок «Умных Игр» неизменно остается самым популярным во всех садиках сети. Увлекшись этими играми, даже малыши, которые испытывали проблемы с логикой или абстрактным мышлением, начинают очень быстро и легко выдавать ответы. «Отмечая такие достижения, мы с коллегами в „Бала-Сити“ подумали — а почему бы в эти игры не играть на татарском языке? Так появились „Акыллы Уеннар“ — комплекс, который включает в себя 10 видов игр, готовые сценарии для работы и методические материалы, систему диагностики, мобильное приложение для педагогов и родителей — с ним они смогут оценивать эффективность развития каждого ребенка. А также регламент по проведению турниров и методическую поддержку», — пояснила Альбина Насырова.
Так как «Умные Игры» не просто «настолки» для развлечения, а целая развивающая система, ее проведение требует от педагога специальной подготовки. Обучение на базе «Бала-Сити» в эти дни проходят коллеги из 100 детских садов. Уже в конце текущего учебного года их юные воспитанники смогут принять участие в большом чемпионате по умным настольным играм. Он пройдет в Казани весной 2024 г.
«Мы очень надеемся, что на чемпионате увидим сотни детей со всей республики — увлеченных, говорящих на татарском языке, которые будут соревноваться между собой, и это станет настоящим праздником умных настольных игр», — заключила Альбина Насырова.
Проект масштабируют на весь Татарстан
В будущем есть планы внедрить образовательную программу «Акыллы Уеннар» во все детсады Татарстана, рассказала заместитель министра образования и науки Минзалия Закирова.
«Геймификация — самая выигрышная форма организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, — считает Закирова. — Детские сады — это первый уровень, фундамент закладывается именно там, от дошкольной и начальной ступени подготовки в целом зависит качество образования».
Профессиональное сообщество уже высоко оценило проект «Акыллы Уеннар». Заведующая детским садом №117 из Набережных Челнов Лариса Гаврилова считает, что идея появилась очень вовремя. «Современные дети мало играют в классические игры, обычно чуть ли не с рождения сидят в гаджетах, — отметила педагог. — „Акыллы Уеннар“ в современной интересной форме дает возможность вернуть подрастающим поколениям традицию игры как вида коллективного мышления и действия. Одновременно комплекс развивает у дошкольников логические связи, дает представления о цветах, формах, вводит в начала математики, геометрии. Интересно даже взрослому! Я точно сначала сама поиграю, а потом уже буду предлагать нашим ребятам».
Теперь в планах команды «Бала-Сити» — выводить проект «Умные Игры» на международный уровень
Руководитель детского сада №395 Казани Ландыш Яруллина поделилась, что в ее дошкольном учреждении уже получили один комплекс, и качество очень радует. «Так как основное направление у нашего детского сада — экологическое воспитание, в первую очередь обратили внимание на качественные, безопасные материалы, из которых изготовлены игры, — отметила Ландыш Яруллина. — Эстетичность исполнения просто на высшем уровне! Не терпится уже попробовать поиграть с воспитанниками, это еще и отличная подготовка групп старшего возраста к школе в том числе. Надеемся, что вскоре будем участвовать и побеждать в турнирах умных игр».
«В наш адрес приходят письма из разных стран мира, спрашивают, где можно приобрести „Умные Игры“ на татарском языке, — рассказала Альбина Насырова. — Это говорит о том, что сегодня очень не хватает дидактических материалов, каких-то новых методик для мотивации изучения татарского языка. Наша программа решает эту задачу. Дети идут не специально учиться татарскому языку, они собираются поиграть, и через игры начинается обучение, потому что они играют и в парах, и в команде, и индивидуально, а очень многие игры направлены именно на развитие лексики».
Теперь в планах команды «Бала-Сити» — выводить проект «Умные Игры» на международный уровень. Есть запрос из ОАЭ перевести все игры на арабский язык, на очереди — коллеги из Малайзии.
«Будучи международной мультилингвальной сетью детских садов, мы видим, что таким образом играть и обучаться можно на разных языках, эта уникальная программа универсальна, — заключила Альбина Насырова. — Но мы счастливы и горды, что именно Татарстан стал площадкой, где „Акыллы Уеннар“ будут впервые внедряться в широкую педагогическую практику».
0+
Фото на анонсе предоставлено АНО «Общеобразовательная организация «Бала-Сити“»
* EdTech (от англ. education — «образование» и technology — «технологии») — проекты в области образовательных технологий
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.