«Надо профилактикой заниматься и чаще интересоваться, что делают ваши подчиненные в рабочее и нерабочее время. Тогда не будет никаких посадок и проблем», — обращался к руководителям всех уровней сегодня Альберт Суяргулов с трибуны антикоррупционной пресс-конференции. Представители силовых ведомств подвели итоги года в сфере борьбы с коррупцией: в УБЭП возмущались, как можно наживаться на детях, а новый прокурор Татарстана призывал не «бить по хвостам», а искать конкретные «Ф. И. О. и причину» коррупции. Также Суяргулов прокомментировал нашумевший сериал «Слово пацана», вспоминая, как сам когда-то не понимал полотна Рембрандта. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Не надо спешить записывать республику в список самых коррумпированных регионов», — заявил прокурор Татарстана, комментируя довольно высокий уровень выявляемости коррупционных преступлений — порядка тысячи дел в этом году
Как Суяргулов показал пример коллегам – руководителям силовых ведомств
В последние несколько лет традиционная декабрьская пресс-конференция силовых структур, где они отчитывались о борьбе с коррупцией за год, к сожалению, потеряла свой статус. Большие начальники просто перестали на нее ходить.
А вот новый прокурор Татарстана Альберт Суяргулов, работающий в республике лишь два месяца, пришел выступать сам. Можно сказать, показал пример коллегам из МВД и СКР. «О важности лично для меня этого вопроса [антикоррупционной работы] вам подскажет сам факт моего приезда сюда», — объяснил он свое присутствие журналистам, когда вошел в зал.
Глава надзорного ведомства Татарстана разместился по центру, а по бокам от него сидели завотделом антикоррупционного мониторинга управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Равия Шрша, замначальника УЭБиПК МВД по РТ Рафаэль Усманов и замруководителя первого контрольно-следственного отдела СУ СКР по РТ Рамиль Хуснутдинов.
«Не надо спешить записывать республику в список самых коррумпированных регионов», — заявил прокурор Татарстана, комментируя довольно высокий уровень выявляемости коррупционных преступлений — порядка тысячи дел в этом году.
«Ситуация усугубляется тем, что движимые жадностью коррупционеры не останавливаются на достигнутом и начинают расширять масштабы преступных схем. Как правило, ищут пробелы правового регулирования, несовершенства в организации бюджетного процесса, подыскивают подельников в органах власти и правоохранительных органах, — перечислял прокурор, акцентируя внимание на каждом слове. — Главная задача борьбы с коррупцией не поимка взяточников — это битье по хвостам, а организация системной, скоординированной работы».
Но досталось и «хвостам»: в этом году, по словам Суяргулова, в поле зрения силовиков попали руководители разных уровней: служащие ФСС, приволжского управления Ростехнадзора, инспекции Госстройнадзора, ГИСУ, исполкомов Альметьевского и Тукаевского районов, казанского медколледжа и других.
«Совокупный ущерб от коррупционных преступлений превысил 3 миллиарда рублей», — указал прокурор республики.
Одной из тем пресс-конференции стала череда коррупционных задержаний в Альметьевске. Там отдали под суд главного архитектора Антона Севастьянова по обвинению в получении взяток на сумму 569 тыс. рублей
О посадках в Альметьевске: «Все расслабились!»
Одной из тем пресс-конференции стала череда коррупционных задержаний в Альметьевске. Там отдали под суд главного архитектора Антона Севастьянова по обвинению в получении взяток на сумму 569 тыс. рублей. В марте этого года взяли замруководителя исполкома Альметьевска Андрея Подовалова за взятки в 5 млн рублей за вероятное покровительство в вопросах организации горячего питания в школах. «Насколько можно быть бессовестным, чтобы на детях зарабатывать?» — негодовал замначальника экономической полиции РТ Усманов.
А летом был задержан начальник отдела торговли и потребительских услуг управления экономики исполкома Альметьевского района Дамир Хабибуллин — за фейковый сбор денег для участников СВО.
Суяргулов отметил, что последний с госслужбы уволен. «Думаю, нет необходимости комментировать уровень деградации такого чиновника, — высказался он об уголовном деле и, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“, добавил: — Все эти задержания, посадки — это последствия. Причины заключаются в том, что ретроспективно на каком-то этапе все расслабились: руководители, прокурор, оперативные подразделения. Вот и вылезло это все. На то она и щука, чтобы карась не дремал».
При этом прокурор Татарстана подчеркнул, что чиновники в Альметьевске должны сделать правильные выводы. «Надо профилактикой чаще заниматься и интересоваться, что делают ваши подчиненные в рабочее и нерабочее время. Тогда не будет никаких посадок и проблем», — послал Суяргулов явный сигнал элитам.
Шрша также отметила, что после задержаний чиновников в этом году в Альметьевск выезжала республиканская экспертная группа. «Выявлены нарушения в этом районе», — констатировала спикер. В частности, по ее словам, привлечен к ответственности руководитель ПИЗО, были нарушения, связанные с организацией питания и т. д.
Суяргулов отметил и то, что им часто приходится сталкиваться с «негосударственным подходом» со стороны руководителей, чьих подчиненных поймали на коррупции (и речь необязательно об Альметьевском районе): в частности, они пытаются сгладить последствия. «Мне непонятна мотивация и логика действий таких руководителей, так называемых псевдозащитников. Но я точно знаю, что для них это может тоже закончиться очень плачевно, — сказал прокурор РТ и пригрозил им словами президента РФ Владимира Путина: — Никакие заслуги и особые статусы не могут быть основанием для уклонения от ответственности. Поэтому неотвратимость наказания — это все, чем должны руководствоваться начальники пойманных коррупционеров».
Рафаэль Усманов доложил, что в этом году всеми правоохранителями совместно выявлено более 1 тыс. преступлений коррупционной направленности
«Сколько можно было бы сделать для досуга детей за эти деньги!»
Усманов доложил, что в этом году всеми правоохранителями совместно выявлено более 1 тыс. преступлений коррупционной направленности, из них 481 — против государственной власти и интересов службы, 417 фактов взяточничества (137 — получения, 186 — дачи, 94 — посредничества во взятке) без учета еще 230 фактов мелкого взяточничества. «Средний размер взятки составил 263 тысячи рублей», — доложил Усманов. К слову, в прошлом году было 182 тыс. рублей.
Больше всего коррупционных преступлений выявлено, по словам Усманова, в Казани, Набережных Челнах, Зеленодольском, Бугульминском, Арском и Альметьевском районах. Например, упомянул замначальника УБЭП о деле в отношении бывшего замдиректора главного управления инженерных сетей РТ Элеоноры Абубакировой, якобы получившей в общей сложности 9 млн рублей за лоббирование интересов одной из компаний. Другие громкие коррупционные примеры — дела в отношении первого замглавы исполкома Тукаевского района Ильмира Яббарова, бывшего замглавы исполкома Мамадышского района Мусы Хузязянова, замдиректора ГИСУ Ильнара Султанова, экс-руководителя отделения Роскадастра в РТ Рустама Хасанова, которому вменяют похищение путем обмана свыше 78 млн рублей, и многие другие.
По словам Усманова, наиболее коррупционными сферами остаются по-прежнему здравоохранение, социальные услуги, образование, чуть реже — ЖКХ. Именно там, к сожалению, чаще всего имеют место взятки и мошенничества. Замначальника УБЭП привел несколько реальных примеров таких историй. Например, в больнице скорой медпомощи Набережных Челнов выявили системные факты получения взяток за оформление фиктивных больничных. Подобные нарушения были и в Бугульме, Лениногорском, Атнинском, Аксубаевском районах. Упомянул представитель МВД и о директоре казанского медколледжа Зухре Хисамутдиновой, которая погорела на взятках с абитуриентов.
На отдельном контроле в УБЭП государственные и муниципальные заказы. Продолжается следствие в отношении директора подрядной компании по капремонту МЦ «Яшьлек», который якобы похитил более 10 млн рублей. В Елабужском районе руководитель одного частного образовательного учреждения будто бы украла свыше 850 тыс. рублей, причем сразу в 18 районах республики. Вспомнил Усманов и задержанного директора Арского ДК, которому вменяют похищение более полумиллиона рублей: «500 тысяч рублей для Арского дома культуры, я считаю, колоссальные средства. Сколько можно было бы сделать для досуга детей за эти деньги!» Не забыл упомянуть Усманов и о деле директора Казанского ипподрома Марата Гильфанова, обвиняемого в махинациях с субсидиями на покупку породистых лошадей.
В конце своего доклада представитель УБЭП напомнил, что у них действует горячая и анонимная линия для тех, кто столкнулся с фактами коррупции, — 291-20-02, призывая татарстанцев не стесняться и помогать в налаживании порядка. Как рассказал следом Хуснутдинов, за год в СКР поступило более 640 сообщений о коррупционных преступлениях, после проверок на их основании возбуждено 618 дел, т. е. «услышаны» почти все обратившиеся.
«Неприкасаемых быть не должно!»
Как отметил Хуснутдинов, в 2023 году следствием уже отправлено в суды 191 «коррупционное» дело в отношении 213 обвиняемых. Им вменяют в общей сложности 735 преступлений. 90 человек из этого «черного списка» должностные лица, еще 28 — сотрудники правоохранительных органов.
В 2023-м завершено следствие в отношении экс-главы бюро медико-социальной экспертизы в Нижнекамске Альбины Минекаевой — на ней 99 эпизодов взяток и мошенничества на общую сумму более 3,5 млн рублей.
Особое внимание уделяют следователи противодействию схемам с откатами в сфере закупки товаров. Например, пояснил Хуснутдинов, направили в этом году в суд дело в отношении начальника теруправления федерального агентства железнодорожного транспорта — мол, тот получал откаты за ввод ж/д путей в эксплуатацию. Завершили следствие по делу депутата Актанышского района, которая наварила 2 млн рублей на поставке более дешевых радиаторов в школу. На скамье подсудимых в этом году оказался замглавы исполкома Бугульмы и его знакомый коммерсант, якобы похитившие 12 млн рублей с республиканского контракта по постройке в районе очистных сооружений. По слова Хуснутдинова, благодаря работе следователей в 2023-м в бюджет возмещено свыше 24,5 млн рублей. А наложенный арест на имущество всех местных коррупционеров составил 127 млн рублей, что с лихвой перекрывает все ущербы интересам республики и государства.
Интересные примеры (правда, менее «уголовные») приводил и прокурор Татарстана. Например, рассказал, что в Менделеевском районе за утрату доверия уволили помощника главы: он не задекларировал заем в 3 млн рублей, хотя сам в районе отвечал за противодействие коррупции.
«Существенных результатов в борьбе с коррупцией нам будет сложно достичь, пока каждый из нас не поймет, насколько она опасна», — подчеркивал Суяргулов, заявляя о неотвратимости наказания. А в подтверждение своих слов привел в пример арест бывшего сотрудника прокуратуры, правда не называя имени и фамилии. Вероятно, речь шла об Алии Купове, задержанном за взятку в виде iPhone. «Еще раз повторю для всех: неприкасаемых быть не должно», — указывал Суяргулов.
«Я полагаю, что те результаты, которые у нас есть по линии борьбы с коррупцией в миграционной сфере, не отвечают складывающейся обстановке», — заявил Суяргулов, комментируя информацию «БИЗНЕС Online» о том, что следком по РТ создает специальный отдел для борьбы с коррупцией в миграционной сфере
О коррупции в сфере миграции в РТ
Спикер из СКР напомнил, что в этом году за коррупцию задержали теперь уже бывшего начальника ОП «Вишневский» Вячеслава Кочетова, которому вменяют взятку от мигранта за недепортацию того из страны. Другой бывший начальник одного из районных ОП имеет на сегодня сразу 8 уголовных дел по взяткам за оказание помощи мигрантам в получении ВНЖ и гражданства.
«Я полагаю, что те результаты, которые у нас есть по линии борьбы с коррупцией в миграционной сфере, не отвечают складывающейся обстановке», — заявил Суяргулов, комментируя информацию «БИЗНЕС Online» о том, что следком по РТ создает специальный отдел для борьбы с коррупцией в миграционной сфере.
По его словам, региону сейчас действительно не хватает рабочих рук. «К сожалению, не все коренные жители Татарстана готовы эту трудовую функцию исполнять. Поэтому объективно миграция нужна, чтобы элементарно обеспечить тот уровень развития экономики и те темпы, которые набрала республика, — объяснил Суяргулов, отметив, что не всегда приезд иностранных специалистов сопряжен с нарушением законов. — Я очень надеюсь, что к нам сюда приезжают лучшие люди из иностранных государств, но зачастую жизнь показывает, что это не так».
С одной стороны, отметил прокурор, своевременность и быстрота реакции всех органов власти на нарушения, допускаемые мигрантами, крайне важна. «С другой — органы власти зачастую злоупотребляют безграмотностью, плохим знанием языка мигрантов, на этом пытаются также выстраивать коррупционные схемы, начиная от сдачи экзаменов по русскому языку, заканчивая банальными обманами их работодателями», — указал Суяргулов.
У прокурора есть рецепт для борьбы с проблемами в этой сфере. «Я всегда акцентирую внимание своих подчиненных на том, что надо бороться не с последствиями, а с причиной проблемы. И за каждой проблемой всегда есть конкретное должностное лицо с фамилией, именем и отчеством», — указал прокурор. По его словам, любой прокурор, проводящий проверку, должен доходить до этого Ф. И. О. «Если начать работать по этой схеме, думаю, достаточно быстро можем навести порядок», — резюмировал он.
Суяргулов отметил, что поколение, которое застало те времена, может показывать своим детям, что тогда было так, а сейчас — по-другому: «По улице ходим, слава богу, нам никто голову не пробивает»
О «Слове пацана»: «Думающие люди найдут, какие выводы сделать из сериала»
Наконец, прокомментировал Суяргулов и ситуацию вокруг нашумевшего сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана». Несмотря на то что саму картину прокурор еще не видел, отказываться от обсуждения вызванного ей резонанса он не стал. К ответу Суяргулов подошел философски.
«Есть у меня книжка Сафарова Асгата Ахметовича, „Закат „казанского феномена“. Я так понимаю, то, что я прочитал в книге Сафарова, перекликается с этим сериалом, хотя автор там другой, — начал Суяргулов издалека и риторически добавил: — Всему свое время». Он напомнил, что раньше, например, был популярным сериал «Бригада», да и сейчас в эфире есть фильмы, которые буквально романтизируют преступную деятельность. «С одной стороны, сериал — это такой же вид искусства, и он имеет право на жизнь. Здесь, наверное, надо разбираться не с самим сериалом, а с тем, как его преподносят, а самое ключевое — с тем, как отдельные силы пытаются использовать его в своих интересах. Ведь в любом фильме можно найти и хорошее, и плохое», — рассуждал прокурор.
Суяргулов внезапно решил обратиться к высокому искусству: рассказал, что когда увидел в Эрмитаже легендарную картину Рембрандта «Даная», в основе которой мифологический сюжет и характерная для античности оголенная женщина аргосского царя Акрисия, то сначала не понял, «что тут красивого». «Когда изучаешь, как картина писалась, смотришь на нее уже другими глазами. Думающие люди всегда найдут, какие выводы нужно сделать из этого сериала. Недумающие же начнут поддаваться массовому психозу, будут кричать: „Сериал плохой, его надо запретить!“», — рассказал Суяргулов.
Он отметил, что поколение, которое застало те времена, может показывать своим детям, что тогда было так, а сейчас — по-другому: «По улице ходим, слава богу, нам никто голову не пробивает».
«Резюмируя: ко всему надо подходить разумно, найти положительное, которое создатели шедевра закладывали, а не смотреть на поверхность, — назидательно заявил Суяргулов, впрочем, подчеркивая: — Это мое мнение. [Но и] с уважением отношусь к тем, кто говорит, что его (сериал — прим. ред.) надо запретить. Будет возможность, я его посмотрю, скорректирую свое мнение».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.