На рынки стран Персидского залива и Китая готовится выйти компания «Вамин Татарстан», наращивая объемы экспорта. В этом году компания отправила зарубежным покупателям порядка двух тыс. тонн готовой молочной продукции и сырья — с момента старта экспортной деятельности в 2021 году объем отгрузок вырос почти в 20 раз. Основными заказчиками являются страны: Казахстан, Киргизия, Беларусь, Таджикистан, Азербайджан. Вскоре география расширится на Среднюю Азию, также в сырах и сыворотке «Вамина» заинтересованы Грузия, Филиппины, Вьетнам. С кем приходится «толкаться» на зарубежной полке и как соответствие международным нормам «халяль» становится конкурентным преимуществом, рассказал директор компании Айрат Мухамадеев.
Айрат Мухамадеев: «Поставляем всю линейку продукции компании: сливочное масло, натуральные сыры и сырные продукты, подсырная сухая сыворотка, сухое молоко. Драйверы роста экспортных продаж — сыры и подсырная сыворотка»
«В Саудовской Аравии про наш сыр говорили: вкусный как у бабушки»
— Айрат Фаритович, «Вамин Татарстан» начал экспортные поставки с 2021 года. Какова динамика?
— Сейчас мы ведем активную работу по увеличению доли экспортных продаж в общей доли сделок компании. В 2021 году экспортные продажи составили более 100 тонн, год спустя произошло существенное увеличение этого показателя — более одной тысячи тонн. В 2023 году мы отгрузили зарубежным покупателям уже 2 тысячи тонн.
Поставляем всю линейку продукции компании: сливочное масло, натуральные сыры и сырные продукты, подсырная сухая сыворотка, сухое молоко. Драйверы роста экспортных продаж — сыры и подсырная сыворотка. Заходить на экспортный рынок начали с продукцией Балтасинского маслодельно-молочного завода, потом аттестовали для поставок за рубеж Арский молочный комбинат.
Регулярные отгрузки ведутся в страны Таможенного союза: Казахстан, Киргизию, Беларусь, вскоре география должна значительно расшириться. В результате совместной работы со специалистами Россельхознадзора РТ был расширен перечень стран, в которые ООО «Вамин Татарстан» (принадлежит Минтимеру Мингазову — прим. ред.) сможет отгружать продукцию. В декабре этого года осуществили первые поставки весового и фасованного сыра в Таджикистан и Азербайджан. Также предприятия компании открыты на экспорт в Туркменистан, Грузию, Монголию, Вьетнам, на Филиппины. Ожидается разрешение от Узбекистана, ведется работа по получению доступа на рынки стран Персидского залива и в Китай.
«На выставке в Саудовской Аравии даже сами не ожидали, что дегустация нашей сырной классики — «Российского», «Голландского», «Гауды» — вызовет такой интерес у хозяев мероприятия, избалованных, казалось бы, изобилием в местных супермаркетах сыров из разных стран мира»
— Как находите новых покупателей за рубежом?
— Благодаря нашей активной работе вместе с институтами поддержки экспорта Республики Татарстан и Российской Федерации, участию во всевозможных акциях от министерства сельского хозяйства РТ, минсельхоза России. Только в этом году провели шесть выставок и бизнес-миссий в странах СНГ и дальнего зарубежья, последними были бизнес-встречи во Вьетнаме и в рамках международной выставки по продуктам халяль в Стамбуле.
Как правило, домой мы возвращаемся с контрактами, новыми потенциальными покупателями. Так, в рамках международных мероприятий были подписаны договоры на поставку в Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан. На выставке в Саудовской Аравии даже сами не ожидали, что дегустация нашей сырной классики — «Российского», «Голландского», «Гауды» — вызовет такой интерес у хозяев мероприятия, избалованных, казалось бы, изобилием в местных супермаркетах сыров из разных стран мира. Многие посетители пробовали и говорили, что такой сыр когда-то делала их бабушка: нежный, приятный на вкус… Очень им понравился!
Экспорт сыра, сливочного масла в дальнее зарубежье сдерживают расстояния — везти месяца два скоропортящийся продукт нерентабельно. Поэтому в азиатском регионе заинтересованы прежде всего в приобретении нашего сухого молока, подсырной сухой сыворотки. Мы представили образцы на переговорах во Вьетнаме, в ближайшее время планируем заключить контракт на поставку первой партии.
«Продукция «Вамин Татарстан» регулярно проходит проверку на соответствие стандартам качества в независимых, аккредитованных по международным нормам лабораториях ВНИИЗЖ — Федерального центра охраны здоровья животных Россельхознадзора»
Китайцы боятся «завезти заразу»
— У зарубежных заказчиков часто возникают дополнительные требования к безопасности, качеству?
—.«Вамин Татарстан» прошел аккредитацию по стандартам халяль со стороны международного центра стандартизации и сертификации «халяль» при Духовном управлении мусульман РФ и соответствует международным нормам «халяль» — это важно для мусульманских стран.
Продукция «Вамин Татарстан» регулярно проходит проверку на соответствие стандартам качества в независимых, аккредитованных по международным нормам лабораториях ВНИИЗЖ — Федерального центра охраны здоровья животных Россельхознадзора. Тем самым российская сторона дает гарантию, что наш продукт качественный, его можно импортировать. У принимающих стран могут быть собственные критерии — иногда они обусловлены санитарно-эпидемиологической ситуацией, иногда геополитическими соображениями. Классический пример — Китай. Они очень боятся «завезти заразу», отслеживают ситуацию по всем странам в автоматическом режиме. Если хотя бы в одном хозяйстве случай опасного заболевания — закрывают для себя в качестве поставщика весь регион.
— Татарстан — неблагополучный регион по лейкозу скота. Также в 2023 году было 2 случая бруцеллеза у КРС. Были ли случаи отказа от продукции из РТ по этой причине?
— Нет. К тому же молочные заводы «Вамин Татарстан» не принимают молоко, полученное от животных, больных лейкозом. Прежде чем поступить на производство, молоко проходит двойной контроль. Первая, входная лаборатория проверяет сырье на наличие антибиотиков и по некоторым другим простым параметрам. Если пробы показывают присутствие этих веществ, вся цистерна отправляется назад. Если первая проверка прошла успешно, затем мы проводим расширенный анализ на современном аппарате FOSSMilkoScan по десяткам параметров, в том числе на загрязнение и фальсификацию молока.
«Вамин» в Казахстане хорошо знаком покупателям»
В экспорте мы идем от простого к сложному
— Вы ощущаете конкуренцию на зарубежном рынке, в частности с производителями из Беларуси?
— У белорусских сыров действительно сложилась хорошая репутация. Но уже и российские бренды конкурируют с ними по качеству на равных. К тому же у белорусских производителей сейчас достаточно высокая цена для нашего рынка. И чем дальше в сторону Сибири, тем больше она растет (за счет затрат на доставку). Соответственно, находясь ближе к конечному потребителю, мы можем конкурировать не только по качеству, но и по срокам доставки, и по цене.
Кстати, белорусская сторона, в свою очередь, с удовольствием закупает у нашей компании сухую подсырную сыворотку. Другие наши партнеры по Таможенному союзу, Казахстан, закупают весь ассортимент. Хотя и там конкуренция за конечного покупателя ощутимо усилилась. По сливочному маслу широко представлены белорусские, киргизские, даже иранские производители. Предлагают выгодные цены.
— За счет чего конкурируете вы?
— За счет высокого качества производимой продукции, индивидуального подхода к партнерам, уровня сервиса. Наконец, за счет силы бренда. «Вамин» в Казахстане хорошо знаком покупателям. Интерес вызывает как продукция для B2C-сегмента, так и товары для B2B. В рознице мы уже неплохо представлены в сети Inmart, сейчас занимаемся переговорами о входе в сеть «Анвар» — одну из крупнейших в стране.
— Какие еще есть планы по развитию экспортных поставок?
— Мы идем от простого к сложному — сначала осваивали экспорт в страны бывшего Советского Союза, где нам ближе менталитет, знакомы вкусы потребителя, больше точек соприкосновения по разрешительным документам. В уходящем году провели аналитику — посмотрели, куда экспортирует Беларусь, это хороший ориентир, потому что они экспортом начали заниматься достаточно давно, а Россия в плане поставок именно молочной продукции пока отстает. Проанализировали географию, в какие страны идут большие объемы импорта сыра, сыворотки — значит, можно им предложить наш качественный продукт по интересной цене. Исследовали покупательскую способность рынков — для нас в приоритете регионы с высокими закупочными ценами. Так что на 2024 год ставим амбициозную, но реалистичную задачу — диверсификация экспорта с увеличением доли внешнеэкономической деятельности до 30%.
*Фоссмилкоскан
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.