erid: 2SDnjee3DVz
«Тенденция удорожания хлеба имеет несколько факторов. Но я хотел бы отметить, что в Татарстане удорожание одно из самых минимальных по стране: цена за килограмм в этом году поднялась с 54 до 60 рублей, в то время как в Москве — с 83 до 101 рубля, в Свердловской области — с 72 до 81», — говорит председатель правления Союза хлебопроизводителей РТ Ильдар Никифоров. В интервью нашему изданию он рассказал, что влияет на рост себестоимости хлеба, откуда производители привозят оборудование и как собираются привлекать молодежь на хлебозаводы.
Ильдар Никифоров: «Несмотря на все трудности и закрытие ряда предприятий, в республике никаких проблем с хлебом нет. И это отчасти заслуга нашего союза и тех преференций, которые мы способны предложить нашим участникам»
«Подорожание хлеба в Татарстане одно из минимальных по стране»
— Ильдар Афанасьевич, в этом году хлеб снова подорожал, несмотря на прекрасный урожай этим летом. С чем это связано?
— Тенденция к удорожанию хлеба имеет несколько факторов. Первый и главный — повышение себестоимости продукции. Если мука дорожает и растут тарифы на энергозатраты, поднимается стоимость упаковочных изделий, то все это сказывается на итоговой стоимости продукта.
Но я хотел бы отметить, что непосредственно в Татарстане удорожание одно из минимальных по стране: цена за килограмм в этом году поднялась с 54 до 60 рублей, в то время как в среднем по России совсем другие показатели. Например, в Москве — с 83 до 101 рубля, в Свердловской области — с 72 до 81.
Также нельзя забывать, что цена на полке устанавливается торговой сетью, и иногда они перегибают палку — были случаи, когда наценка доходила до 50 процентов. Наш союз вышел с инициативой к правительству РФ о том, чтобы на социально значимые хлебы рост был не более 5 процентов. Также мы внесли еще одно предложение, которое сейчас рассматривается федеральными властями: необходимо, чтобы расчет по товарам со сроком годности 4–6 дней производился в пределах недели. Потому что сейчас оплата за такую продукцию осуществляется через 60 дней. Если это предложение пройдет, то такой шаг поможет стабилизировать цены. Потому что сейчас получается так, что хлебозаводы просто кредитуют ретейлеров, а сами должны как-то выживать. И это получается не у всех…
Лет 10 назад в России было около тысячи хлебозаводов, а сейчас их почти в 2 раза меньше.
— Много ли заводов закрылось?
— В ноябре было 30-летие Российского союза пекарей, где эту тему живо обсуждали. Кто-то закрывается сам, а кого-то скупают крупные игроки. Например, булочно-кондитерский комбинат «Коломенский» приобрел несколько предприятий в Твери, Санкт-Петербурге. Теперь на своих мощностях они выпекают около тысячи тонн хлеба в сутки!
«Сейчас в союзе 8 предприятий, хотя еще летом этого года их было 9»
— В 2006 году, когда образовался ваш союз, в него входило 12 предприятий по республике. Сколько их сейчас?
— К сожалению, список сократился — сейчас в союзе 8 предприятий, хотя еще летом этого года их было 9. 1 августа 2023 года закрылся Елабужский пищекомбинат. Он прекратил существование немного по другой причине, которая сейчас набирает обороты и затрагивает все больше отраслей, — ввиду отсутствия кадров. Рядом с ними — ОЭЗ «Алабуга», динамично развивающаяся зона, где требуются кадры. Чтобы привлечь лучшие умы, они выходят на рынок с очень привлекательными условиями, включая зарплату от 100 тысяч рублей в месяц. Конкурировать с такими предложениями сложно. Акционеры приняли решение закрыть производство.
Но, несмотря на закрытие этого предприятия, проблем с поставками хлеба в этой локации не возникнет — этот объем возьмет на себя «Челны-Хлеб». Там расстояния небольшие — порядка 30 километров.
— Некоторые хлебозаводы в этом году также отметили, что «вес» логистики в себестоимости хлеба впервые превысил долю муки… Не скажется ли это на удорожании?
— Логистика, безусловно, влияет на итоговую цену продукта. Более того, нельзя не отметить то, как сильно подорожал автотранспорт, требующийся для доставки хлеба: если года два назад можно было купить фургон типа «ГАЗель» за 1–1,5 миллиона рублей, то сегодня это около 2,5 миллиона рублей. Обновлять и содержать автопарк хлебозаводам стало существенно дороже.
Наша задача — накормить массовые слои населения, поэтому хлебозаводы производят самые популярные сорта. Мы их называем социальными. К ним относятся «Сельский», «Дарницкий» и хлеб из муки первого сорта.
Их выпуск в Татарстане частично субсидирует государство. Причем такой подход есть далеко не во всех субъектах. В этом плане наша республика по-прежнему пример для многих регионов страны.
Я думаю, заметно, что, несмотря на все эти трудности и закрытие ряда предприятий, в республике никаких проблем с хлебом нет. И это отчасти заслуга нашего союза и тех преференций, которые мы способны предложить нашим участникам.
«Помимо субсидирования на массовые сорта хлеба, союз оказывает помощь при модернизации оборудования. При закупке есть субсидия, оказываемая через республиканские власти и министерство сельского хозяйства РФ»
Хлебозаводы Татарстана готовы перейти на китайское оборудование?
— Какие привилегии получают члены союза?
— Помимо субсидирования на массовые сорта хлеба, союз оказывает помощь при модернизации оборудования. При закупке есть субсидия, оказываемая через республиканские власти и министерство сельского хозяйства РФ.
— Насколько активно ею пользуются татарстанские предприятия?
— Очень активно. Например, Булочно-кондитерский комбинат в 2022 году завершил реконструкцию почти на полмиллиарда рублей. И сделал это весьма своевременно, поскольку нам удалось привезти и запустить европейскую линию. В этом случае союз помог найти финансирование. Прежде я не встречал, чтобы банк дал инвестиционный кредит такого размера хлебному заводу.
Второй завод, а даже скорее крупное холдинговое предприятие, пользующееся благами поддержки союза, — «Челны-Хлеб». В их составе есть первичное производство, своя переработка зерна и огромный автопарк. Каждое из этих направлений требует внимания и поддержки. Активно занимается перевооружением оборудования Казанский хлебозавод №3 и Казанский хлебозавод №2 — они успешно переоснащаются. Зеленодольский и Васильевский тоже работают в этом направлении, но делают это более точечно.
«В целом по продажам падения нет. Но это происходит потому, что хлеб и некоторые другие позиции «сидят» в одной строке статистики — «Хлебобулочные изделия». Я думаю, что если брать в учет только хлеб, то потребление снизилось, потому что молодые люди меньше его потребляют, отдавая предпочтение выпечке и снекам»
— БКК успел завести европейское оборудование, а остальные что приобретают? Есть ли отечественные производители, способные закрыть важные позиции?
— Конечно, и с ведущими игроками российского рынка у нас давние и теплые отношения. В частности, это АО «Шебекинский машиностроительный завод», самарский «Восход» и Свердловский завод машиностроения.
Некоторые производители хлеба умудряются что-то привозить из Европы — в некоторых случаях это необходимость, потому что вся линия привезена с Запада. Но параллельный импорт существенно раздувает ценник.
— А как же Китай?
— Недавно наши представители посетили Поднебесную, некоторые хлебозаводы и изучили производителей. Первые впечатления наших инженеров очень хороши. Ни для кого не секрет, что и в этом направлении китайцы пошли по давно апробированной модели: полностью скопировали или заимствовали западные технологии. И у них нет накрутки за бренд. В итоге стоимость получается в 2 раза ниже, чем у европейских аналогов.
Естественно, итоговую оценку оборудованию из Поднебесной можно будет ставить только после того, как оно поработает несколько лет в наших условиях.
Второй момент, который пока еще не решен, — сервис. Пока китайские производители не открыли своих представительств. Но я думаю, что совсем скоро оно появится в Москве, а потом и в других регионах, включая Татарстан.
Также хлебопроизводители проявляют интерес к турецким производителям, которые активно предлагают свое оборудование. Оно по многим критериям не уступает мировым производителям.
«Сейчас крайне остро стоит вопрос кадров… Их катастрофически не хватает»
«Появилась идея возродить профессиональные средние специальные заведения и с их помощью растить резерв»
— А как обстоят дела с потреблением хлеба — есть ли необходимость в наращивании производственных мощностей?
— В целом по продажам падения нет. Но это происходит потому, что хлеб и некоторые другие позиции «сидят» в одной строке статистики — «Хлебобулочные изделия». Я думаю, что если брать в учет только хлеб, то потребление снизилось, потому что молодые люди меньше его потребляют, отдавая предпочтение выпечке и снекам.
Если раньше у нас хлеб занимал 30 процентов стола, то сегодня у него есть альтернатива. С одной стороны, это положительный момент, ведь у людей стал больше выбор. Также это большое подспорье для малого бизнеса. Пекарни часто располагаются у дома, манят запахом свежей продукции, хотя многие из них лишь допекают или разогревают мороженые полуфабрикаты. Но ассортимент у них внушительный. Съев, например, пирог, хлеб уже вы вряд ли будете. Поэтому питание людей меняется, а хлеба в рационе становится меньше.
Такова тенденция по всему миру. 7–8 лет назад в Мюнхене был огромный завод «Миллер Брот», он производил 300 тонн хлеба в сутки, а его киоски со свежим хлебом стояли по всему городу. Но сейчас он закрылся, не выдержав конкуренции.
— Только ли в конкуренции дело?
— Нет, конечно. Сейчас крайне остро стоит вопрос кадров… Их катастрофически не хватает. Как я уже говорил ранее, в Елабуге хлебозавод не смог конкурировать по зарплате с ОЭЗ «Алабуга». Нашей отрасли, как и другим, требуется молодежь: активные и амбициозные ребята, которые бы любили это дело. Но таких все меньше. Даже создавая оптимальные условия, некоторые игроки в тяжелых размышлениях — как быть дальше? Например, у «Челны-Хлеб» автопарк составляет около 100 единиц, но им не хватает примерно 50 процентов водителей! У предприятия свое общежитие, столовая: созданы все условия, а людей набрать сложно.
Многие берут приезжих: да, часть из них — весьма добросовестные люди, но есть и те, кто одним днем увольняется и уезжает на родину, если там что-то случилось. Проблема серьезная и требует принятия серьезных мер.
— Видит ли союз какое-то решение?
— Недавно у cоюза была встреча в министерстве сельского хозяйства РТ. Мы рассказали министру и его заместителям о разных проблемах, в том числе кадровом голоде. В результате дискуссии родилось предложение возродить профессиональные средние специальные заведения и с их помощью растить резерв. Сейчас готовим соответствующую документацию, чтобы продвинуть эту идею дальше. Я думаю, что желающих будет много, все-таки печь хлеб — одна из самых душевных работ в мире.
«Впереди хлебопроизводителей и нас ждет очень много дел, которые мы обязательно выполним в будущем году»
— Каким вы видите дальнейший путь развития у хлебозаводов в РТ?
— Чтобы развиваться, нужны соответствующие инвестиции. Сейчас есть интересные технологии, в первую очередь направленные на снижение ручного труда. Например, в Китае уже имеются почти полностью роботизированные предприятия — на заводе буквально несколько человек контролируют процесс. Нужно понимать, что за год-два проблема с кадрами вряд ли кардинально изменится и наш путь к выживанию — роботизированные хлебозаводы. Также нужно увеличивать ассортимент продукции и улучшать маркетинговую работу.
Впереди хлебопроизводителей и нас ждет очень много дел, которые мы обязательно выполним в будущем году. Сегодня я хотел бы поздравить всех сотрудников нашей отрасли, а только в Татарстане это около 5 тысяч человек, с наступающим Новым годом! Хочу пожелать им всем здоровья, благополучия и процветания! Благодаря им в нашей республике нет проблем с самым социально значимым продуктом, а продовольственная безопасность остается на самом высоком уровне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.