«Уехать сейчас в другую страну стало в разы труднее, поэтому тема с банями и «выстреливает», — говорят наши эксперты, отмечая, что банный бум в Казани и не думает останавливаться. Удивительно, но этот рынок все еще тотально принадлежит местным игрокам: баня — сложный бизнес, требующий в первую очередь вложить душу. А вот инвестиций туда нужно не так много, как, например, в термы, которые уже наступают на пятки обычным баням. О том, сколько стоит открыть баню и попариться, почему парильщики — новые айтишники и кто стоит за VIP-банями Казани, — в большом материале «БИЗНЕС Online».
Чем больше бань, тем больше желающих попариться, говорят собеседники «БИЗНЕС Online» о непрекращающемся буме парных в Татарстане
«Первая баня, в которую я постоянно вкладывал деньги, три года не приносила прибыли»
Чем больше бань, тем больше желающих попариться, говорят собеседники «БИЗНЕС Online» о непрекращающемся буме парных в Татарстане. Тренд на открытие бань премиум-сегмента, или, что называется, all inclusive, начавшийся несколько лет назад, до сих пор жив и не собирается останавливаться. Только за последние два года в Казани и рядом с ней открылось порядка 10 частных бань, которые предлагают услуги парения для небольших компаний в камерной обстановке.
«Баню в Казани любят и уважают», — такой простой истиной объясняет развитие рынка Виталий Дорошенко, сооснователь банного комплекса FoRest. По его словам, сегодня появление новых бань премиум-сегмента подогревается дефицитом подобных предложений на рынке. «Раньше были деревенские бани, потом появились бани в аренду, затем — бани в аренду с парильщиками, а сейчас появляются бани „все включено“. Это просто точка развития банной культуры: форматов стало больше и выбора», — отмечает Дорошенко.
Виталий Дорошенко (слева): «Баню в Казани любят и уважают»
«Корпоративы, переговоры и дни рождения — что угодно, при этом есть некоторая конфиденциальность», — объясняет популярность такого формата Ильфат Фатхуллин, новый владелец «Веснянкинских бань». Он купил бани за 17 млн рублей у отца-основателя комплекса Николая Веснянкина.
Санкции и СВО тоже повлияли на рост сегмента, считает Фатхуллин. «Человек с хорошим доходом больше уделяет ресурсов разнообразному отдыху и досугу. Уехать сейчас в другую страну стало в разы труднее, а то и вовсе невозможно. Следовательно, динамично развивается внутренний туризм и местный активный или оздоровительный отдых, поэтому тема с банями и „выстреливает“», — говорит собеседник «БИЗНЕС Online».
«Бани Деревенька» поздравляют всех с Новым годом!
Казань, ул. Островского, 16/3
Тел. 8 (843) 203-25-80
«Люди начинают понимать ценность бани, то, что после ее посещения появляются силы, уходит накопленный негатив», — говорит основатель бани «Деревенька» Андрей Васильев. Банями именно премиум-сегмента занимаются больше, чем общественными, потому что в последние, как ни странно, нужно вкладывать очень много инвестиций, а еще сложнее управление и «не совсем понятна экономика». «Помню первую общую баню, в которую я постоянно вкладывал [деньги], три года не получая прибыли», — делится Васильев.
Миссия нового и популярного формата — сломать представление о банях, о том, какими они были в 90-е, считает основатель и директор бани «Медовая» Ильнар Салахов
Миссия нового и популярного формата — сломать представление о банях, о том, какими они были в 90-е, считает основатель и директор бани «Медовая» Ильнар Салахов. В обществе сложились определенные стереотипы о саунах и банях, вызывая больше негативные эмоции. «На сегодня мы своей работой и отношением меняем этот стереотип», — говорит Салахов.
Сколько сейчас бань в Казанской агломерации (в границах географической трапеции Васильево – Столбище – Куюки – Высокая Гора)? Участники рынка затрудняются назвать точную цифру — форматов очень много, у каждого свой клиент. Сервис отзывов Zoon по запросу «баня» выдает 185 заведений в Казани, причем выборка включает и общественные парные, и различные сауны с бильярдами. По оценкам Васильева, бань в Казани и рядом под сотню штук. Дорошенко полагает, что бань типа all inclusive в столице РТ наберется не больше 15 — и большинство из них как раз открылись в последние годы.
Андрей Васильев: «Люди начинают понимать ценность бани, то, что после ее посещения появляются силы, уходит накопленный негатив»
Из чего состоит банный рынок
В советские годы банная отрасль выживала предположительно за счет дотаций государства — если посмотреть на цены в муниципальных общественных банях, понятно, что на эти деньги невозможно не то что зарабатывать на них, но и содержать в принципе, полагает Васильев. Возрождение банных традиций началось относительно недавно. «Помню, как 11 лет назад начал ездить по банным фестивалям, узнавая забытые традиции и внедряя их у нас, — говорит основатель „Деревеньки“. — В тот момент мы рассказывали про парения, про то, что в баню можно ходить с пользой, и людям стало нравиться».
Сейчас, как говорят эксперты нашего издания, банный рынок Казани условно можно поделить на несколько сегментов.
- Сауны низкого ценового сегмента, оставшиеся с 1990-х, главной целью посещения которых было «дешево выпить» и встретиться с женщинами, оказывающими различные услуги.
- Общественные, или городские, бани без сервиса — тоже «остаток» с 90-х и также с низкими ценами.
- Общественные бани с сервисом, где можно и поесть, и попариться одновременно, и даже заказать помывку с массажем, и все это при достаточно комфортной цене. К данной категории наши эксперты относят, например, «Распарье», «Кощаковские бани» и «Деревеньку», которая по праву считается старожилом рынка.
- Бани типа «аренда плюс процедуры». Сюда эксперты относят банный комплекс «Татар Мунчасы» в «Туган Авылым», «Банька на дровах» в Залесном и т. д.
- Бани премиум-сегмента all inclusive с достаточно высокой ценой — «индивидуальные» бани с парильщиками, в которые идут, как правило, за здоровьем и атмосферой. Родоначальником этого популярного формата в Казани называют ныне покойного Веснянкина — за ним тренд подхватили банные комплексы, которые сейчас в фаворитах.
Еще один сегмент, который одни из наших экспертов включают в условный «банный рынок», — спа-комплексы с высокой проходимостью, а также термы, об открытии которых в Казани только и говорят последний год. Однако участники рынка считают, что, например, конкуренции между термами и частными банями премиум-сегмента не случится. «Это абсолютно разные форматы, разные цели походов в них, — оценивает Дорошенко. — Это как сравнивать отдых в Турции с походом с рюкзаком и палатками. И то и то отдых, но абсолютно разный».
Настоящим «рассадником» бань в будущем может стать берег Среднего Кабана. На пересечении Оренбургского тракта и Фермского шоссе появится термально-оздоровительный комплекс Дмитрия Сорокина — владельца сабинской компании ООО «Дельта-Транс-Агро» (ДТА). По данным нашего издания, в аквапроект вложат не менее 1 млрд рублей, им занимается испанская компания. Общая площадь терм составляет почти 7 тыс. кв. м, они будут включать в себя бани, сауны, уличные и закрытые бассейны. Неподалеку, на выезде из Казани, на месте закрывшегося гипермаркета «Карусель» на Оренбургском тракте, уже идет стройка еще одних терм: с 10 видами бань, саун и большим фуд-кортом. Открытие намечено на весну 2024-го.
В копилку будущего облика Старо-Татарской слободы могут попасть «Плетеневские бани» на улице Габдуллы Тукая, которые бывший мэр Казани Камиль Исхаков в середине декабря продал экс-гендиректору АО «ТАИФ» Руслану Шигабутдинову. Объект перешел в собственность казанского АО «Трас», оформленного на старшего сына Альберта Шигабутдинова. Возможно, он восстановит водный комплекс. «Плетеневские бани» — исторический объект 1930-х годов, построенный братьями Крестовниковыми. Под ОАО «Комбытсервис» Исхакова раньше здесь работала городская баня №4. Комплекс не функционирует уже давно и больше похож на «заброшку».
По соседству, на той же улице Габдуллы Тукая, «Эдельвейс групп» семьи Хайруллиных откроет бани на территории бывшего пивоваренного завода Петцольда. В реконструкцию памятника вкладывают 5 млрд рублей. Кроме того, на Среднем Кабане, на улице Хади Такташа, создадут аналог комплекса «Пир и Пар» с ресторанами, а в ТЦ «МЕГА» на смену IKEA и OBI идет «мегабаня». Берег Казанки вдоль Кировской дамбы тоже потенциальное место для терм. По поручению президента РТ Рустама Минниханова там проектируется водный комплекс.
Также не стоит сравнивать общественные бани с премиум-сегментом, говорят эксперты. «Если оценивать по количеству, то, наверное, в общественные бани ходит больше народа: за день туда может прийти столько людей, сколько баня премиум-сегмента за год обслуживает. Но частная баня может за день заработать больше, чем общественная за год», — утрированно говорит собеседник издания на условиях анонимности.
Не стоит сравнивать общественные бани с премиум-сегментом, говорят эксперты
О ценниках и оборотах рынка
Несмотря на то что рынок достаточно узкий, мнения экспертов издания разделились. Так, например, основатель бани «Деревенька» говорит, что за год цены выросли чуть ли не на четверть. «Ценник поменялся примерно на 15–25 процентов в зависимости от повышения входных условий, которые мы получили в виде увеличения цен на продукты, „коммуналку“ и зарплаты», — рассказал Васильев. Санкции и СВО повлияли на рост стоимости оборудования, стройматериалов так, что возводить новый комплекс стало достаточно дорого.
А вот Дорошенко отмечает, что повышения цен не ощутил. «Сейчас банная культура, в принципе, развивается масштабно в России, потому что баню в стране любят. И любое банное оборудование, причем топовое, которое на голову выше некоторых европейских производителей, делают у нас: производство есть в Питере, Уфе, Воронеже, Москве», — перечисляет сооснователь FoRest. Помимо развития своего банного комплекса, он консультирует по строительству бань, отмечая, что заказов меньше не стало.
По его оценкам, и средний ценник на посещение бань премиум-сегмента не сильно изменился, так и оставшись в диапазоне от 12 тыс. до 20 тыс. на человека (при походе компанией из нескольких гостей). Основатель бани «Медовая» говорит о стоимости в 15–25 тыс. рублей. «Нельзя сказать, насколько именно поменялась цена: например, год назад вы могли прийти за 15 тысяч и сегодня можете за эти же деньги получить уже новый набор услуг», — объясняет Салахов.
Сейчас в ценовой диапазон от 20 тыс. на человека попадает порядка пяти бань, пару-тройку лет назад это было три бани, говорит Фатхуллин.
По словам другого собеседника, ценник в 10–12 тыс. рублей на человека — это «немаржинально» для бани премиум-сегмента. Логика расчетов проста: по 2–3 тыс. рублей еда и сервис на одного человека, порядка 3–4 тыс. рублей с гостя идет парильщику. Плюс дрова, газ, обслуживание — откачка воды, электричество, отопление…
Опытные парильщики — это нынче «новые айтишники», говорит Фатхуллин. По оценкам Дорошенко, их заработок начинается от 100 тыс. рублей в месяц. По мнению Салахова, для хорошего квалифицированного пар-мастера заработать 10 тыс. рублей в день — это норма.
Сколько сейчас стоит открыть баню? Зависит от многих факторов — формата бани, печки, материала отделки, площади и т. д. Потолка здесь нет, соглашаются наши эксперты: все упирается только в собственные представления. Например, подсчитывает Салахов, хороший земельный участок обойдется в 10–15 млн рублей. Чтобы возвести на нем здание, придется выложить аналогичную сумму, еще порядка 10 млн уйдет на отделку. Итого, грубо говоря, за 40 млн можно открыть банный комплекс, который будет обслуживать одновременно до четырех компаний, полагает основатель бани «Медовая».
Впрочем, легких денег в этой сфере нет. «Не думаю, что банный бизнес такой же прибыльный, как, например, кофейный», — приводит сравнение один из собеседников. Фатхуллин полагает, что маржинальность банных проектов — в пределах 20–30%, но мало кто берет в расчет, что VIP-сегмент подразумевает особый подход к сервису, профессионализм сотрудников и качественное сырье. Следовательно, много от доходов идет в реинвестиции и сохранение конкурентного преимущества. Также не стоит забывать о сезонности. С момента покупки «Веснянкинских бань», по словам Фатхуллина, он вложился в обновление комплекса и вместе с известным парильщиком Фанисом Давлетшиным собирал новую команду. У каждой бани свой гость, свой стиль и свой подход к работе, поэтому считать среднюю маржинальность было бы некорректно, констатирует Фатхуллин.
С момента покупки «Веснянкинских бань», по словам Ильфата Фатхуллина, (справа) он вложился в обновление комплекса и вместе с известным парильщиком Фанисом Давлетшиным (слева) собирал новую команду
Баня выросла в своем понимании и форматах, и сейчас это уже довольно сложный бизнес, который нужно изучать, который требует обучения, поэтому халявным его назвать неразумно, говорит Дорошенко. «Баня — это не просто какая-то горячая комната, это целая система, которую нужно курировать, подбирать персонал, и так далее, — рассказывает он. — Это в чем-то, наверное, даже более сложный бизнес, потому что здесь задействованы еще и человеческие эмоции». Кстати, показательный пример: баня Sir, которую отмечали наши собеседники и за которой стоял один из самых опытных парильщиков Казани Булат Сиразиев, закрылась.
Совокупный объем рынка бань премиум-сегмента в Казани наши эксперты оценивают от 500 млн до 1 млрд рублей
Как конкурируют
Совокупный объем рынка бань премиум-сегмента в Казани наши эксперты оценивают от 500 млн до 1 млрд рублей. Почему такой разбег? Несмотря на то что на рынке говорят о среднем ценнике, итоговый чек может отличаться в зависимости от набора услуг, количества гостей (чем меньше, тем дороже). Более того, на рынке есть сезонность: если в летние месяцы загрузка бань проседает, то в зимние они забиты до отказа. Если брать средние показатели по больнице, то одна казанская частная баня формата all inclusive в год с учетом сезонности при среднем ценнике и с постоянным трафиком может выручить 30–50 млн рублей.
Кто контролирует этот денежный оборот? Местные игроки. По оценкам экспертов «БИЗНЕС Online», в формате небольших частных бань премиум-сегмента в Казани не было и нет (пока) каких-то федеральных игроков, которые бы планировали «захватить» этот рынок. Нет и бань, работающих по франшизе.
Кроме того, утверждают источники нашего издания, инвесторы, которые могут скрываться за истинными владельцами, исключительно местные. «Трафик общественных или частных бань в Казани не особо высокий, чтобы можно было делать высокие выручки и прибыль, управление очень сложное, так как есть и общепит, в котором нужно „жить“, чтобы он был рентабельным, и банная часть, которую необходимо держать на особом постоянном контроле», — объясняет внутреннюю кухню один из экспертов на условиях анонимности.
Отсюда выходит еще одна особенность: на внутреннем рынке мягкая, здоровая конкуренция, говорит Салахов. «Рынок очень большой. Главное, делать качественный сервис и конкурировать добросовестно. Сами владельцы бизнеса воспринимают это так, и это очень круто для Казани», — рассказывает он.
«Смысл конкурировать, когда у нас 1,5-миллионный город и всего каких-то 15 бань, когда те же мастера друг с другом работают. У нас есть банное сообщество, где владельцы бань и пар-мастера общаются между собой, проходят чемпионаты, банные фестивали. И все эти люди встречаются вместе не с целью поругаться, а с целью пообщаться, обняться, обсудить что-то, придумать что-то новое», — говорит об игроках рынка совладелец бани FoRest Дорошенко.
Более того, отмечают эксперты, и самим клиентам зачастую нравится походить в разные бани, выбрать свою атмосферу. «Одни и те же гости ходят по кругу: сегодня захотели поехать за город, в лес, завтра захотят с партнерами снять пиджаки, погреться быстренько — поедут в черте города в баню. Гости курсируют», — говорит Дорошенко. А иногда просто нет выбора — идут туда, где свободно: загрузка топ-бань, особенно перед Новым годом, на очень высоком уровне. Стоит отметить банный туризм, говорит владелец «Веснянкинских бань»: по словам Фатхуллина, к ним регулярно прилетают попариться гости из других городов и даже стран.
«БИЗНЕС Online» попытался найти конечных владельцев популярных в Казани банных комплексов и оценить их обороты. Однако это оказалось крайне непросто: большинство из них работают в форме ИП, которые не отображают движение денежных средств. Почему выбрана именно такая форма собственности? Секрет прост: посетители бани чаще всего расплачиваются наличкой, с которой проще работать в статусе ИП.
Еще одна сложность заключалась в том, что зачастую истинные владельцы комплексов скрываются за управляющими — опытными банщиками, которые давно «крутятся» в сообществе. А потому доказать причастность той или иной влиятельной фигуры к какой-нибудь бане официально невозможно. «От управляющего тоже многое зависит, и зачастую им доверяет управление инвестор, который не хочет быть в поле зрения. Сегодня у инвестора все хорошо, например, а баня — это запасной аэродром. Рискам одного бизнеса не хочет подвергать другой», — объясняет один из анонимных источников.
Кто стоит за VIP-банями?
Наши эксперты, в том числе пожелавшие остаться анонимными, назвали самые заметные банные проекты на рынке Казани. Большинство из них — бани премиум-сегмента, но есть и общественные бани, которые пользуются в городе популярностью. Мы не стали их ранжировать в топ-формате: как уже выше было сказано, оценить, кто собирает больше выручки, невозможно. Потому мы рассказываем о банях, которые упоминали наши эксперты и называли самыми престижными и популярными в своем секторе. Расположены они в абсолютно случайном порядке. Средний ценник посчитан с учетом предложений на сайте — аренда бани (домика на 3–4 часа для компании из четырех человек) плюс стандартная услуга парения и еды с напитками. Для бань формата all inclusive арифметика получилась еще проще: еда и парение уже включены в общий ценник.
Например, баня «Деревенька»: несмотря на то что баня общественная, банщики там были всегда, указывают эксперты. Это прародитель, авторитет для такого формата в Казани. «По образу „Деревеньки“ открывались городские и общественные бани, — говорит Дорошенко. — Все, кто заходит именно в этот формат, „тянутся“ к ней». Кроме общественной бани, у «Деревеньки» есть и гостевые домики. Основатель бани — Васильев, один из первопроходцев на банном рынке Казани, интересовавшийся парением, в итоге открывший первую баню подобного формата. Первых банщиков «Деревеньки» обучал титулованный пар-мастер Давлетшин. Работает баня под ИП.
Еще из бань подобного формата эксперты выделяют «Распарье». Ее открытие в конце 2021 года эксперты называют подтверждением гипотезы о том, что рынок общественных бань пока еще пуст и можно занять свою нишу. По нашим данным, основатель «Распарья» Искандер Галеев (работает в форме ИП) недавно открыл еще один банный комплекс в пределах Казани — «Тургаевские бани». Кроме того, он же владелец «Кощаковских бань». Это банный комплекс в Пестречинском районе. По данным на сайте агентства инвестиционного развития РТ, реконструировали бани по концессионному соглашению: с одной стороны выступил район, с другой — ООО «ИнТех».
Говоря о «Банях у Дани», наши собеседники вспоминают, что основатель Даниил Алгин начинал свой путь с передвижных бань, которые ставил у Голубого озера, — тогда позволяла профессия: он по долгу работы следил за этой территорией, работал в лесной теме. Потом якобы нашелся инвестор, который вложился в проект бань, теперь же поток клиентов не иссякает. Собеседники отмечают нюанс, наверняка важный внутри рынка: скорее всего, землю у реки Солонки, где стоят домики, владельцы бани арендуют.
«Пар» («родной брат» ресторана «Пир») наши эксперты называют в хорошем смысле одной из древних и самых весомых бань, оказавших влияние на банную культуру в Казани. По ее образу, в частности, открывались бани премиум-сегмента в столице РТ. У нее максимально удачное расположение — на берегу Кабана. Настоящим владельцем комплекса считают одного из известных в Казани авторитетных бизнесменов, который, впрочем, официально в этом бизнесе не светится. Формально же владеет и управляет бизнесом ООО «Банная усадьба», которому принадлежит часть земель под развлекательным комплексом «Пир и Пар», Альберт Юлдашев.
Баню Soloma называют чисто казанским проектом: основатель Тимур Крылов был подмастерьем у известного парильщика Давлетшина. Семья Крылова занималась строительством бань, и он сам постепенно втянулся в это дело. Бизнес работает под ИП. «Насколько известно, у них были инвесторы», — говорит источник нашего издания, не раскрывая имени. В бане работает известный казанский парильщик, очень авторитетный в банном сообществе, — Айдар Хайризямонов.
Владельцы банного комплекса «Столбы» неизвестны — для публикации они захотели остаться инкогнито. Бизнес зарегистрирован на управляющего баней Альфреда Шамсутдинова — у него есть ИП и ООО «Бани», которому принадлежит товарный знак «Столбы». Банный клуб, по слухам, связывают с инвесторами из крупной республиканской энергетической компании.
«Курбановские бани» казанский бизнесмен Айдар Халиуллин (кстати, что редкость, не парильщик) назвал в честь своего деда. Формат бани больше семейный, поэтому здесь не предлагается алкоголь. Банный комплекс наши эксперты называют в числе топовых в Казани. Это одна из немногих бань, которая работает под ООО — ТК «Ареола», предположительно, зарегистрированной на супругу.
Один из «локомотивов» банного дела в Татарстане Виталий Дорошенко вместе с партнером, казанским предпринимателем Ниязом Гарифуллиным, в прошлом году открыл банный комплекс FoRest. Бизнес они ведут через ИП, а помимо непосредственно парения, зарабатывают и обучением новых парильщиков.
«Веснянкинские бани» эксперты относят к числу прародителей формата премиум-бань. Умершего в прошлом году основателя Веснянкина они называют душой бани. Однако новый владелец Фатхуллин, указывают они, вдохнул в комплекс новую жизнь — баня еще возьмет свое. Его бизнес-партнером и ведущим консультантом стал Давлетшин. Фатхуллин также остается управляющим казанским аэродинамическим комплексом NeoFly. Работает он как ИП.
«Татар Мунчасы» — одна из старейших бань, которую наши эксперты называют одним из столпов банного бизнеса. Она привлекательна еще и с точки зрения локации — баня находится в центре города, в комплексе «Туган Авылым», который принадлежит Bulatov Group Радика Абдрахманова и Айдара Булатова. По нашим данным, банный комплекс на территории национальной деревни арендует Марат Нуртдинов, легендарный основатель сообщества «Татар Мунчасы».
Баня «Медовая» — одно из недавних открытий этого года, уже завоевавшее «звездочки качества» от самих игроков рынка, как и «Шале». Оба проекта принадлежат казанским предпринимателям, для которых это фактически первая связь с банным рынком. По данным сервиса «Контур.Фокус», у предпринимателей, предположительно, есть другие бизнесы, не связанные с оказанием услуг.
Баня «Иная» — проект казанских предпринимателей Тимура Хабибуллина и Артема Трубина. Хабибуллин до банного бизнеса развивал другие направления. Так, последний его проект был связан с масштабированием франчайзинговых сетей.
Тренды и тенденции
Эксперты прогнозируют, что бани премиум-сегмента продолжат открываться и дальше. «Сейчас конец декабря. Попытайтесь забронировать баню на завтра на вечер — все будет занято», — объясняет на простом примере Дорошенко, указывая, что нынешнее количество бань такого формата — это мало и можно еще «спокойно открывать». Кстати, отмечает он, бани открываются даже в глэмпингах. Например, в Urman Camp к чану «добавили» баню с услугами парения. «Потому что есть спрос», — объясняет сооснователь FoRest. Вместе с тенденцией на открытие новых комплексов банная индустрия испытывает дефицит опытных пар-мастеров. «Хороших специалистов нужно будет еще воспитывать. Я был бы счастлив, если бы сейчас в Казани появилось человек 15–20 опытных, хороших, правильных банных мастеров», — говорит Дорошенко.
Рынок движется в сторону улучшения сервиса, считает Васильев: появляются новые игроки как в индивидуальных форматах с банщиками, так и в категории общественных бань и терм. В развитие последних Васильев верит больше: «Банная сфера многим нравится, но, когда начинают считать инвестиции, степень необходимого погружения и экономику, многим становится неинтересно».
Эксперты при этом полагают: прямо сейчас рынок испытывает некоторый голод идей.
«Мы следим за банными трендами и инновациями и стараемся их внедрять. Если гости требуют парения в четыре руки, увидев его в другой бане, — сделаем. Или „второе дыхание“ — в вашей бане его нет, а если гостям хочется, тоже подстроимся, — Фатхуллин приводит в пример обливание минералкой в процессе сеанса парения: — Одна из бань адаптировала эту идею под себя и заменила минералку квасом. Сладкий, липкий — это на любителя».
С тенденцией на открытие новых комплексов банная индустрия испытывает дефицит опытных пар-мастеров
«Сейчас на рынке идет трансформация, открываются новые бани и приходят новые люди», — говорит Фатхуллин, полагая, что дальше банный рынок будет двигаться в сторону оздоровления. Например, массаж станет уже не просто косметическим, а оздоровительным. Гости со временем будут более разборчивыми в парении (а потому банщики должны стать профессиональнее) и уже на входе опишут проблемы, с которыми приходят, и объяснят, какая влажность и температура им подходит, как парить, какой минералкой обливать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.