Камиль Самигуллин неделю назад, 30 марта, сразу же после республиканского ифтара, ушел на итикаф. Так называют круглосуточное пребывание в мечети, которое совершается в последнюю декаду Рамадана. В чтение книг, размышления о бытии, совершение намазов он погрузился в казанском доме Аллаха — Зәңгәр мәчет (Голубой мечети), где является имам-хатыбом. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в гостях у лидера татарстанской уммы и узнал, почему благочестивое уединение, которое Камиль хазрат практиковал с момента избрания на пост муфтия, было прервано в предыдущие годы и в чем главное отличие прошлых итикафов от нынешнего.
Камиль Самигуллин неделю назад ушел на итикаф
«Главное условие — человек не покидает место без важной потребности»
Казанская мечеть, которую выбрал для благочестивого уединения глава ДУМ РТ Камиль Самигуллин, в этом году отмечает сразу несколько круглых дат. Она была построена 205 лет назад на средства местного купца Ахмета Аитова-Заманова. А 160 лет назад, в 1864-м, другой купец, Габдельманнан Мустакимов, пожертвовав собственным земельным участком, расширил мечеть на три окна по фасаду и соорудил вокруг нее ограду. Советская власть культовое учреждение закрыла, разместив здесь одеяльный цех швейной фабрики, но в начале 1990-х дом Аллаха вернули верующим. Кстати, первым после 60-летнего перерыва в Голубой мечети начал служить нынешний имам-хатыб Аль-Марджани Мансур Джалялетдин, который параллельно с духовной практикой занимался и реставрацией культового объекта. И ровно 15 лет назад был восстановлен минарет Зәңгәр мәчет, разобранный большевиками.
Ремонтные работы продолжаются по сей день, так, осенью на территории мечети был сооружена тахаратхана — комната для ритуального омовения, ее перенесли из здания в соответствии с существующими рекомендациями. А когда корреспондент «БИЗНЕС Online» пришел навестить муфтия РТ, рабочие готовили здесь к открытию молельную комнату для женщин.
Камиль хазрат встретил нас в своем кабинете. Кроме того что Самигуллин является главой ДУМ РТ, он также занимает пост имам-хатыба Зәңгәр мәчет. Полки в комнате заняты книгами, преимущественно богословской литературой. По словам нашего собеседника, значительную часть его благочестивого уединения занимает чтение и размышления на его основе.
Казанская мечеть была построена 205 лет назад на средства местного купца Ахмета Аитова-Заманова
Словарь арабского языка поясняет, что слово «итикаф» переводится как «пребывание», «уединение». «Итикаф на самом деле — это пребывание в мечети. Не всегда уединение — женщины делают итикаф дома, в том месте, где совершают молитву, — поясняет Самигуллин. — Главное условие — человек не покидает место без важной потребности. Можно это делать, если внутри мечети нет туалета или, например, нужно решить вопрос с ифтаром (занести в здание еду), в общем, какие-то обязательные потребности. Разрешается покидать помещение, если в этой мечети не читается джума (пятничный намаз), скажем, она очень маленькая, а рядом есть соседняя мечеть, она побольше, там джума читается».
Вообще, как говорит муфтий Татарстана, итикафом называют даже минимальное пребывание в мечети, например, человек пришел на закатную молитву и остался до ночной — это считается добровольным уединением. Но пребывание в одном месте в последние 10 дней Рамадана является сунной, т. е. традицией, которую выполнял сам пророк Мухаммед. А каждый верующий должен, естественно по мере своих возможностей, стремиться совершать деяния так, как это делал посланник Аллаха.
Как говорит муфтий Татарстана, итикафом называют даже минимальное пребывание в мечети, например, человек пришел на закатную молитву и остался до ночной — это считается добровольным уединением
«Оживлять забытую сунну — за это будет большая награда»
«В последние дни Рамадана пророк делал итикаф всегда, — продолжает Самигуллин. — Если посмотреть хадисы от Айши, там говорится, что пророк всегда соблюдал итикаф в последние 10 дней Рамадана. Тому, кто находится на итикафе, прощаются грехи, они заменяются добрыми делами, как будто он их на самом деле совершил».
Камиль хазрат ввел практику благочестивого уединения еще в 2013 году, вступив в должность муфтия, тогда он являлся имам-хатыбом мечети «Тынычлык» и проводил итикаф в доме Аллаха поселка Мирного. В последние годы был перерыв из-за того, что именно в крайние 10 дней уразы организовывался республиканский ифтар, а участие в нем нарушало бы условия уединения. В Рамадан-2024 массовый авыз ачу пришелся на 19-й день месяца, поэтому провести третью декаду в столь благом поклонении, хвала Аллаху, удалось.
Кстати, Камиль хазрат не единственный из мулл, кто уходит на итикаф. Среди известных, скажем, имам-хатыб «Ярдэм» Илдар Баязитов, который делает это в своей мечети. Многие предприниматели также стараются возродить данную традицию. «Оживлять забытую сунну — за это будет большая награда», — говорит муфтий РТ. Камиль хазрат указывает, что еще 10 лет назад с удивлением воспринимали то, что группа мусульман уединяется в мечетях республики, но сейчас это уже становится нормой.
«Ты выходишь с итикафа в праздничный день с другим настроением»
Естественно, главе духовного управления мусульман Татарстана приходится исполнять и прямые обязанности. Для подобного есть телефон, также в Зәңгәр мәчет приходят сотрудники муфтията, чтобы подписать у шефа документы или провести совещание. Это не портит итикаф, ведь человек не покидает обитель и тут же совершает коллективные намазы.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» пришел в мечеть за полчаса до закатной молитвы, после нее Камиль хазрат вместе со всеми разговлялся водой и финиками. Народу на ахшам-намазе было не так много, все-таки рядом с Зәңгәр мәчет находятся еще как минимум 5–6 домов Аллаха, да и коллективные ифтары здесь не проходят. Хоть Самигуллин и является имам-хатыбом мечети, но намаз провел имам Хусаин Зуферов.
В прошлые годы муфтий во время итикафа уходил в отпуск и полностью отрешался от мирских дел, даже брал с собой группу учеников, давал им уроки, но в текущем году из-за производственных вопросов сделать это не удалось, но все, кто приходил к Камилю хазрату с вопросами, получали ответы. После авыз ачу и намаза мы спустились на первый этаж для трапезы, в Голубой мечети нет своей кухни, но сейчас не имеется проблем с заказом и доставкой халяльной еды.
Муфтий пояснил, как меняется состояние души человека, который провел последнюю декаду Рамадана в благочестивом уединении. «После итикафа с другого ракурса смотришь на самого себя, свою работу, человек по-другому смотрит на свою жизнь, переоценивает многие вещи, — уверен Самигуллин. — В этом есть огромная-огромная мудрость, ты выходишь с итикафа в праздничный день с другим настроением, ощущения совершенно иные. Ты чувствуешь, как принимаются дуа, ты это ощущаешь по своему внутреннему состоянию, по спокойствию в сердце. А иногда спокойствие в сердце не купишь ни за какие деньги — это очень ценный ресурс нашей эпохи».
В наш прагматичный век люди ждут конкретных чудес, поэтому есть те, кто думает, что можно пойти на итикаф и попросить у Аллаха что-нибудь для себя. Камиль хазрат улыбаясь объясняет суть заблуждения. «Просить нужно у Аллаха, но для каких-то явлений надо создавать причины, то есть полный таваккуль — полагание на Аллаха — заключается в том, что ты, к примеру, посадил картошку, прополол, все сделал и теперь полагаешься на Всевышнего, чтобы он помог получить хороший урожай, — поясняет наш собеседник. — А не так, что просто сел, ничего не сделал, но говоришь, что полагаешься. У дуа есть свои правила, самое сильное дуа — это дуа делом. Человек работает, также делает дуа, чтобы не было каких-то проблем, платит закят, чтобы защитить свое имущество, дает садака, чтобы сохранить и приумножить свое имущество. Дуа — очень сильный ресурс, иногда люди его недооценивают, но они должны быть объединены — поступки и дуа».
Самое ценное в итикафе именно в последнюю декаду Рамадана — на него приходится Ляйлятуль-кадр (Кадер кичәсе), или ночь Могущества (ночь Предопределения), когда поклонение Господу и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев. Мудрость Всевышнего в том, что он не указал, когда Кадер кичәсе наступает. Предположительно, такая Ночь приходится на нечетный день последней декады священного месяца, по некоторым данным, возможно, на 27-е число Рамадана, в текущем году это как раз ночь с 5 на 6 апреля. Значит, человек, ушедший на благочестивое уединение, возможно, застанет Кадер кичәсе, ведь он целых 10 дней совершает поклонение. Напомним, что Ураза-байрам, праздник разговения, мусульмане будут отмечать 10 апреля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.