Главным маркером, показывающим связь времен и отношение к нашему общему прошлому, является праздник День Победы «Главным маркером, показывающим связь времен и отношение к нашему общему прошлому, является праздник День Победы» Фото: Сергей Елагин

Маркер, показывающий отношение к общему прошлому

Средняя Азия с большим трудом и неохотой расстается с советским прошлым. Прошло 32 года с момента распада СССР, за сохранение которого на референдуме 1991-го проголосовали от 94 до 98% населения данного региона, но отголоски прошлого все еще раздаются в разных уголках благодатной земли. Где-то тише, где-то громче, но эхо минувших лет все еще слышится. Оно резонирует в архитектуре зданий, памятниках советской эпохи, сильно обгоревших на солнце, но все еще читаемых коммунистических лозунгах, в отношениях между людьми — более открытых и бесхитростных, в общей атмосфере покоя и умиротворенности.

Главным маркером, показывающим связь времен и отношение к нашему общему прошлому, является праздник День Победы. Ни в одной стране региона его не отменили. Он может называться по-разному, в Узбекистане, например, Днем памяти и почестей, но суть остается прежней. Хотя изменения уже чувствуются.

В преддверии 9 Мая в ряде российских СМИ вышли материалы, критикующие наших южных соседей по СНГ. Якобы там запрещают праздновать этот священный для всех нас день. Звучат самые немыслимые обвинения, которые высказываются, как правило, на основе сложившихся стереотипов. На самом деле, там все не так. Не так все просто и однозначно, но в любом случае о полной отмене Дня Победы пока никто не говорит. Это показывает пример двух наиболее близких России стран — Узбекистана и Казахстана.

«Наверное, у этих людей есть паспорта нашей страны?»

После развала Советского Союза в Узбекистане на протяжении 10 лет День Победы официально не отмечался. Его официальное празднование было восстановлено президентом Узбекистана в 1999 году. С того времени и отмечается День памяти и почестей. И это неслучайно: при первом президенте республики Исламе Каримове власти вообще избегали упоминания Великой Отечественной войны. Стоит напомнить, что за год до своей кончины, в 2015-м, он отказался участвовать в Параде Победы по случаю 70-летия Победы над фашизмом во Второй Мировой войне, но посетил Москву за день до этого в качестве участника совещания глав СНГ. Причем в тот год приглашения были направлены лидерам 68 стран, а также руководителям ЮНЕСКО, ООН и Европейского союза. Свои визиты подтвердили главы более 25 стран, однако многие мировые лидеры воздержались или отказались от посещения мероприятий.

Но после смерти Каримова ситуация поменялась. Например, стали реставрировать советские памятники. Действующий президент Шавкат Мирзиёев старается по возможности посещать Москву 9 мая. Несмотря на пандемию, он принимал участие и в юбилейном Параде Победы в июне 2020 года.

Не всем это нравится. Незадолго до праздников к 5 годам лишения свободы приговорили мужчину, оставившего оскорбительный комментарий в адрес президента страны за участие в Параде Победы в мае 2023 года в Москве.

Оставшимся в живых ветеранам Великой Отечественной в Узбекистане уделяют большое внимание: в этом году каждый участник и инвалид войны получил выплату в размере 20 млн сумов (около 145 тыс. рублей).

Пока живо советское поколение в Узбекистане, не стоит ждать демонтажа старых правил и порядков, хотя ситуация меняется. Пока осторожно, но уже звучит критика из уст молодых блогеров. Известный в стране журналист Никита Макаренко разместил на своем канале видео, где молодой узбек, одетый в гимнастерку времен Великой Отечественной, размахивает красным флагом с серпом и молотом. При этом он декламирует текст, явно позаимствованный из сводок Совинформбюро: «Только советский солдат, Советский Союз, советский народ, социализм и коммунизм во главе с товарищем Сталиным и Георгием Константиновичем Жуковым сломал хребет нацизму и фашизму. Слава Советскому Союзу! Ура!»

Далее звучит громогласное «Ур-р-ра!», подхваченное многочисленной публикой, собравшейся вокруг солдата. «Ташкент, 2024 год. Независимость Республики Узбекистан была объявлена 33 года назад. Наверное, у этих людей есть паспорта нашей страны? Кажется, они не очень этому рады», — констатирует Макаренко.

Наверное, можно воспринимать данный случай как своего рода перформанс, сценку на тему 9 Мая, но и в реальной жизни тема Дня Победы остается такой же популярной. Даже поверхностный обзор новостных каналов показывает, что люди празднуют этот день по-настоящему, без ограничений. 9 Мая в Республике Узбекистан проходят концерты, угощения, награждения и другие праздничные мероприятия. Во всех городах люди приходят к памятникам, мемориалам, пантеонам с Вечным огнем.

«Казахстану еще предстоит переосмыслить исторический период нахождения в составе СССР»

Перед праздниками много шума наделала новость о том, что в Казахстане не будут проводить военный парад ко Дню Победы. Позже министерство обороны объяснило причины, которые побудили отказаться от проведения военных парадов в честь Дня Победы и Дня защитника Отечества. В ведомстве мотивировали это экономией бюджета для усиления вооруженных сил страны. Это уже пятый год, когда в стране не проводится военный парад.

Также в этом году власти Казахстана вслед за Россией заявили об отмене шествия «Бессмертного полка» из соображений безопасности. Данная акция проводится в Казахстане в онлайн-формате с 2014-го, в рамках нее жители страны делятся историями своих родственников, воевавших в Великой Отечественной войне. Она также была адаптирована под местные традиции. «Бессмертный полк» переименовали в «Батырларга тагзым» («Поклонимся героям»). Георгиевская ленточка здесь не в моде. Вместо нее начиная с 2018 года рекомендуется использовать аналогичную ленту с национальным колоритом в цветах государственного флага.

Что касается ветеранов войны, то в Казахстане предусмотрены самые щедрые на всем постсоветском пространстве выплаты. В честь Дня Победы бывшие фронтовики получили от 1,5 млн до 2 млн тенге (от 313 тыс. до 418 тыс. рублей).

Тем не менее празднества проходят здесь в обычном порядке. 9 Мая в Казахстане — официальный праздничный и выходной день.

Но в целом здесь отношение к празднованию Дня Победы более настороженное, чем в соседнем Узбекистане. У праздника много противников, их количество заметно увеличилось после начала СВО. Местные видят в праздновании 9 Мая колониальный подтекст и резко критикуют власти за то, что они «идут в фарватере Москвы».

Бывший пресс-секретарь правительства, экс-кандидат в президенты от оппозиции Амиржан Косанов, считает: «Кремлю нужно привыкать к мысли, что Казахстан — это независимое государство». По его мнению, каждая страна должна сама решать свою судьбу, а также то, проводить или нет Парад Победы.

Каждый год на этой почве обязательно возникают конфликты. В праздничные дни спонтанно формируются особые национальные «патрули», которые строго следят «за нарушениями». В прошлом году, например, в День Победы такие группы в парке имени 28 героев-панфиловцев в Алма-Ате провоцировали тех, кто носит георгиевскую ленту, требовали снять ее.

В Казахстане стало уже традицией проводить автопробеги в честь 9 Мая. Люди обклеивают свои авто символикой, посвященной Дню Победы, прикрепляют советские флаги и разъезжают так по городу. И в этом случае не обходится без конфликтов: «патрули» тормозят автомобилистов, срывают флаги, оскорбляют их. В этом году ситуация повторилась один в один.

«День Победы — это исторически сложившийся и укоренившийся праздник в Казахстане, который имеет особенную значимость для поколений, родившихся или выросших в Советском Союзе, — полагает известный казахстанский экономист и аналитик Мурат Кастаев. — Безусловно, с течением времени и по мере взросления поколений казахстанцев, родившихся в независимой стране, значение этого праздника будет снижаться, и это нормальный процесс. Казахстану еще предстоит переосмыслить исторический период нахождения в составе СССР, и со временем отношение к этому времени и всему, что связано с советскими годами, также будет меняться».

В Казахстане стали обсуждать возможность законодательного запрета советской символики, но пока это только слова. На государственном уровне никаких запретов нет.

Если пойти на поводу у недовольной публики, взять и запретить День Победы, — это значит вызвать волну народного недовольства. Для многих людей 9 Мая — священный день. Народы Центральной Азии не готовы расстаться с памятью о своем прошлом и предках. В то же время, чтобы симпатизировать своему электорату, необходимо держать определенную дистанцию и от Москвы, что приводит к созданию различных административных и псевдоправовых барьеров и «переосмыслению» праздника. Таким образом, значение этого дня постепенно нивелируется. Но о полном запрете, к счастью, говорить не приходится.