«Ребят, а для чего превышения? Мы должны не дать необоснованно расти тарифам на ЖКХ, а монополиям диктовать цены!» — так на прошлой неделе в Казани обсуждали проблемы отрасли антимонопольщики, коммунальщики и чиновники, включая представителей 7 регионов. Дискуссия о том, как сделать прозрачными финансы коммунальных монополистов и облегчить планирование региональных программ реновации инфраструктуры, а также не пора ли снизить платежи для бедных, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Яков Геллер: «За пять лет в России меняется все, за 200 лет — ничего. За последние 30 лет в ЖКХ ничего не изменилось»
Не пора ли сделать в России «тарифы для бедных»?
Поиск средств для изношенных сетей и контроль за расходами обсуждали в Казани в рамках всероссийского семинара, посвященного проблемам ЖКХ и особенностям тарифного регулирования. Под эгидой Федеральной антимонопольной службы, госкомитета РТ по тарифам и «Татэнергосбыта» в столице республики собрались федеральные и региональные коммунальщики, чиновники, ученые.
Одной из тем ожидаемо стал вопрос ветшания сетей — сейчас самое время его решать, заявил и. о. директора департамента развития ЖКХ минстроя России Александр Федяков. Он напомнил, что глава государства Владимир Путин в недавнем майском указе поручил добиться к 2030 году улучшения качества коммунальных услуг для 20 млн россиян. Предстоит построить и модернизировать 2 тыс. объектов ЖКХ. На это все будет выделено не менее 4,5 трлн рублей из федерального бюджета. Т. е. ежегодный объем финансирования отрасли увеличат примерно вдвое. И минстрой верстает соответствующие программы, которые должны утвердить в 2024-м.
Какова ситуация сейчас? Из-за многолетнего недофинансирования средний износ сетей в РФ — 42%, а всего по стране, как говорил ранее министр строительства Ирек Файзуллин, 1 млрд км коммунальных трубопроводов. Но по регионам картинка очень разная. К примеру, если в Москве, по данным Росстата на 2022 год, износ тепловых сетей составляет всего 1%, то в Севастополе — свыше 90%. В Казани износ теплосетей — 55%. Темпы замены сетей по стране недостаточны, так что тренд на провалы инфраструктуры сохраняется. Его важно переломить. На это будет направлено 46 тыс. мероприятий, сформированных в регионах.
Однако, по словам Федякова, бюджетные средства ограничены, поэтому нужен баланс между государственными и частными инвестициями. Последние «зашиты» и в квитанциях за услуги ЖКХ, которую ежемесячно получает любой гражданин, — в виде инвестнадбавок к тарифам.
Что касается предельного индекса платы граждан (по состоянию на 1 июля 2024 года это 9,8%), который позволяет сдерживать необоснованный рост тарифов за ЖКХ, он распространяется на все категории граждан. Однако представитель минстроя предложил перейти к адресности в этом вопросе — дифференцировать тарифы по категориям граждан. По мысли, озвученной спикером, бедные должны платить меньше, богатые — больше. Еще один «костыль» сферы ЖКХ — «оприборивание» всех сетей. Там, где нет счетчиков, действуют нормативы, но они не соответствуют фактическому потреблению, в отрасли накапливается убыток, который на сегодня равен 30 миллиардам. И тут важна инициатива регионов.
Из-за многолетнего недофинансирования средний износ сетей в РФ — 42%
«Когда сверху говорят: в этом году вы должны освоить столько-то средств, начинается обморочное проектирование»
В этом с выступающим согласилась Елена Довлатова, исполнительный директор российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. Бюджетное финансирование по национальному проекту «Чистая вода» — 216 млрд рублей, программа рассчитана на модернизацию или постройку 1 683 объектов. Хорошо это или плохо? Смотря как планировать!
Беда в том, что 90% ресурсных компаний не имеют инвестпрограмм, говорил в феврале Файзуллин в Совете Федерации. «Отсутствует положительная динамика по уровню исполнения инвестиционных программ», — оценивал он «успехи» оставшихся 10%. А без таких программ планировать ремонты нереально.
«Когда сверху говорят, что: завтра будут деньги, в этом году вы должны освоить столько-то средств, начинается обморочное проектирование, — заявила Довлатова. — Потому что на местах не очень-то готовы к этому». Заранее защитить проекты в минстрое не получится, если неясны источники финансирования. «Вы не можете пройти госэкспертизу, если у вас нет подтверждения того, на какие деньги будете строить», — констатировала она. А экспертиза занимает много времени и требует затрат. В итоге региону проще реализовывать не те проекты, которые остро нужны, а те, в которых уже есть динамика.
Потому надо упрощать данные процедуры и дать регионам больше свободы в согласовании программ, считает исполнительный директор российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. Ведь пока получается так, что сначала региону приходится изворачиваться, чтобы получить финансирование. Когда же это удается, на федеральном уровне региону начинают диктовать, как и на что тратить средства. Мнение последнего учитывается при этом постольку поскольку. Муниципалитетам же приходится бесправно такое реализовывать. А водоканалы вынуждены безропотно работать с предложенным сверху подрядчиком, категорично описала процесс Довлатова.
Другая важная проблема — водоканалы не могут объективно оценить пользу, которые их мероприятия приносят людям. По словам выступающей, ассоциации водоснабжения и водоотведения не знают, что именно привело к тому, что вода стала чище. Никакой статистики на этот счет не ведется, оттого и неэффективность.
«Мы должны не дать необоснованно расти тарифам на ЖКХ, а монополиям диктовать цены!»
«Держать руки в меду и не облизывать — противно нашему менталитету»
В защиту потребителя на семинаре выступил замначальника управления ФАС в сфере ЖКХ Сурен Оганисян. Он от лица Федеральной антимонопольной службы предостерег компании от легкого пути: нахождения денег за счет средств граждан. «Ребят, а для чего превышения? — негодовал спикер. — Мы должны не дать необоснованно расти тарифам на ЖКХ, а монополиям диктовать цены!»
Вопрос контроля затронул и гендиректор агентства по госзаказу РТ Яков Геллер. Начал он с философского высказывания Салтыкова-Щедрина. «За пять лет в России меняется все, за 200 лет — ничего. За последние 30 лет в ЖКХ ничего не изменилось», — отметил Геллер, до 2002 года работавший начальником управления по эксплуатации жилья горжилуправления Набережных Челнов. «Я ушел из большого секса под названием „ЖКХ“ 22 года назад», — как всегда, с юмором поделился выступающий с публикой деталями своей биографии.
По мнению гендиректора агентства по госзаказу, сейчас контролирующим органам тяжело отследить фактические расходы коммунальных монополистов — иными словами, то, куда внутри предприятий тратятся деньги из бюджета или кармана плательщика. «Я своими глазами видел акт о „закате вручную солнца над Казанью“», — юморил он. Прокуратуре сложно контролировать все передвижения денег — приходится сверять потраченное с рыночными ценами, устраивать проверки и т. д. Сравнил он такой устаревший способ с инспектором ГИБДД, сидящим в кустах.
Беспроигрышное, по мнению Геллера, решение — это замена инспектора Госавтоинспекции «лежачим полицейским», а применительно к ЖКХ — системой учета платежей, разработанной специалистами агентства по госзаказу. Яков Вениминович в очередной раз презентовал систему «Четыре расхода», показанную еще в 2013 году. Она позволяет контролировать финансовые потоки в режиме онлайн. Важное уточнение: это смогут видеть все. Программу Геллер готов установить бесплатно, обучить сотрудников — тоже.
«Коллеги из тарифного комитета обратились к передовым предприятиям Татарстана. Давайте — „Татэнерго“, „Водоканал“, „Таткоммункомплект“ — на добровольной основе внедрим эту систему! Мы провели занятия финансовым директорам. Потом они пришли ко мне и сказали: „Нам это не надо!„ Конечно, не надо, — с сарказмом добавляет Геллер. — Держать руки в меду и не облизывать — противно нашему менталитету».
В общем, желающих такой тотальной прозрачности, похоже, до сих пор не нашлось.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.