«Во всех деталях, широте, полноте, масштабах ответственности я не представлял себе, что такое Государственная жилищная инспекция», — признался Александр Тыгин на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Начальник ГЖИ РТ рассказал о первостепенных задачах на новом посту, проблемах в управлении МКД, капитальном ремонте и текущем содержании общедомового имущества.
Александр Тыгин: «Я совершенно искренне говорю, что ЖКХ — это история небезнадежная»
«Законы не всегда стыкуются с реальной жизнью»
— Александр Васильевич, с какой целью вы от спокойной депутатской работы ушли опять в чиновники, да еще в ЖКХ, где умрешь, а ничего не изменишь?
— Первое — зачем нам умирать? Мы люди опытные. Второе — мы же солдаты. И третье — это иллюзия, причем она свойственна абсолютно всем, что депутатский хлеб кажется каким-то облегченным. И у меня было такое мнение.
Когда к чиновнику приходит человек со своей проблемой, он должен поступить по закону. Хотя законы не всегда стыкуются с реальной жизнью. Но чиновник вынужден исполнить закон, иначе закон к нему примет прокурор — либо за превышение полномочий, либо еще за что-то. А теперь представьте, что человек с проблемой приходит к депутату. И оказывается, что ты впервые со времен получения диплома юрфака не можешь сказать, что закон не подходит. Ты же депутат парламента. Не подходит — меняй закон! А вот теперь представьте себе это огромное российское право, в котором этот несчастный маленький депутат должен скорректировать что-то. Причем, оказалось, это интереснейшая история! Для меня парламент республики дал возможность поучаствовать в законотворчестве, за что прямо вот благодарность Всевышнему. Не каждому выпускнику юрфака дается такая возможность.
— Были случаи, что вы инициировали законопроекты и они дошли до решения Госдумы?
— Их был целый пакет. Первый касался аварийного жилья. Мы полностью изменили №185-ФЗ («О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» — прим. ред.). Это был пакет Татарстана, где мы говорили о выкупе аварийного жилья «рубль в рубль», а не «метр в метр». Поправка полностью была принята.
Потом мы приняли весь пакет КРТ — комплексного развития территорий. Законопроект пришел из Питера, наш парламент с ним поработал. И, когда закон был принят на уровне Госдумы, мы приняли республиканский пакет одними из первых. Это важно, когда аварийка не фрагментарно ликвидируется и территория заполняется комплексно, причем не на прежних правилах «метр — в метр». Мы же прошли через это, когда главы районов сделать ничего не могут: вот ты попробуй не по этой цене выкупи аварийную квартиру — тебя посадят просто! А когда ты выкупаешь по законной цене, она не входит в рамки справедливости. Так ты становишься либо преступником, либо аморальным человеком — у тебя выбора же нет.
— «Вы были депутатом Госсовета РТ, могли инициировать законопроекты, полезные населению. Чем должность главжилинспектора эффективнее для пользы дела в этом несчастном ЖКХ?» (Тимофеев П.)
— Вообще не согласен, что ЖКХ — несчастная отрасль! Я совершенно искренне говорю, что ЖКХ — это история небезнадежная. За последние 20 лет смотрю на содержание жалоб населения. В свое время я работал в исполнительной власти, даже не главой района. Однажды прошел в Зеленодольске дождь, и по аварийной системе города было зафиксировано 198 протекающих кровель с пятого по первый этаж. Это был 2007 год. В 2008-м мы начали первый татарстанский пилот в ЖКХ — по крышам. Сейчас протекающая кровля — это нонсенс. Вот глобально, что она дырявая. Безусловно, бывают случаи, когда что-то отошло, лед зашел. Но это не в одном маленьком городе 200 кровель протекают с первого по пятый. Когда просто не знаешь, что делать. Ничего другого у тебя нет, кроме отчаяния. Сегодня количество жалоб становится больше, но их содержание совершенно другое.
«У нас, в республике, живут 4 миллиона жителей. Это почти 2 миллиона лицевых счетов — квартира или ИЖС»
— Мельчают проблемы?
— Не мельчают. Мне повезло, что я поработал в министерстве экономики, а там учат сухому статистическому анализу. У нас, в республике, живут четыре миллиона жителей. Это почти 2 миллиона лицевых счетов — квартира или ИЖС.
Жители 2 миллионов домохозяйств каждое утро открывают кран, спускают воду в унитазе. И вот эти 2 миллиона ежедневных пользователей за прошлый год написали 17 тысяч жалоб по 30 тысячам вопросов.
2 миллиона 365 дней в году неоднократного пользования — и всего 30 тысяч вопросов, о чем это говорит? О том, что система ЖКХ безупречна, но в некоторых местах бывают нюансы. Представьте, что все граждане республики пришли бы в больницу 2 раза в день. Сколько было бы жалоб? Давайте топ-5 социальных проблем возьмем: если бы люди ими пользовались с такой же интенсивностью, как коммунальной средой, вы бы упали в обморок от этой статистики! А отсутствие воды — это нонсенс сегодня. Давайте соизмерим: 30 тысяч — это огромное количество жалоб, но по сравнению с тем, сколько раз наша рука открыла кран, и там была вода, это ведь единицы.
— И все-таки, где работать эффективнее, чтобы что-то решать и изменять к лучшему в ЖКХ — быть депутатом, причем во главе соответствующего комитета, или начальником Госжилинспекции?
— Главе республики виднее. Я без шуток. Меня назначили указом. За долгие годы государственной службы я совершенно точно понял, что когда руководитель смотрит на свой личный состав, на огромное хозяйство, он точно понимает, где тот или иной специалист сегодня в этой конфигурации обстоятельств нужнее. Руководя коллективом, зачастую мы даже не понимаем ситуации, когда руководитель принимает решение, а проходит время — и все говорят: ну все ясно! Начальнику виднее, и, значит, у меня никаких по этому поводу мыслей нет, кроме как «Есть!» — и выполнять.
«За нарушение правил обслуживания газового оборудования в многоквартирных домах через суд накладывается штраф в 2 миллиона рублей»
«Первые 90 дней в ГЖИ работал учителем русского языка»
— «Чем были заполнены первые 100 дней в должности главного жилинспектора РТ? Команду собирали или в тему вникали?» (Альмир)
— Не поверите, 90 дней я работал учителем русского языка. Сейчас уже не работаю. Как думаете, сколько листов должен занимать ответ жилищного инспектора на обращение гражданина? Традиционно он занимал в среднем пять листов. Я без шуток говорю. Считали нужным объяснить гражданину все нормы Жилищного кодекса. Я сам, пока дочитывал, с ума сходил. На самом деле нормальный ответ жильцу — это одна треть листа. Оказывается, когда пишешь коротко, невозможно «завести рака за камень». Ответ же простой: да или нет. Но не всегда наш письменный ответ человеку понятен. А когда мы имеем возможность общаться, я могу донести понятным русским языком.
Я всю свою жизнь так или иначе касался сферы ЖКХ и наивно предполагал, что мне понятна работа жилищной инспекции. Это оказалось не так! И во всех деталях, широте, полноте, масштабах ответственности я не представлял себе, что такое Государственная жилищная инспекция.
— И что же вы открыли для себя?
— Например, знакомая история — человек курит в подъезде или на балконе многоквартирного дома. Как вы думаете, кто привлекает его к административной ответственности? Жилищная инспекция! За это самый минимальный штраф, который мы накладываем. Совсем недавно вышел указ президента о самом большом штрафе: за нарушение правил обслуживания газового оборудования в многоквартирных домах через суд накладывается штраф в два миллиона рублей.
Чтобы понять, что такое жилинспекция, очень хорошо показывает газ. В многоквартирном доме существует три административных субъекта, которые являются для нас объектом надзора: первый — собственник жилья (именно собственник, а не человек, проживающий там), второй — управляющая компания или ТСЖ, третий — специализированная организация по обслуживанию газового оборудования. Для физлица предусмотрена самая маленькая административная санкция — за то, что не пустил в квартиру сотрудника обслуживающей организации, не заключил договор с ней. Ели бы еще привлекали за неоплату коммунальных услуг, было бы вообще хорошо. У нас долгов населения более 9 миллиардов рублей.
Никто не любит говорить, все стесняются, а вообще база ЖКХ основана на обязанностях собственника. Проблемы начинаются в том доме, где собственник не хочет об этом знать либо что-то делать.
И дальше вот этот весь фундамент собирается: если для собственника штраф — десятки тысяч рублей, для субъекта управления — сотни тысяч, для специализированной организации — миллионы рублей.
— За 100 дней работы вы успели создать свою команду в ГЖИ? Какой у вас вообще коллектив?
— Штат инспекторского состава — меньше 100 человек на всю республику. По Татарстану у нас 8 зональных инспекций. В республике 90 миллионов квадратных метров жилья, из них одна треть — в Казани, 16 процентов — в Челнах, и пошло по нисходящей — Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма. Вот в узловых местах жилья находятся наши зональные инспекции.
«За неоплату коммунальных услуг у населения более 9 миллиардов рублей долгов»
— Дефицит кадров у вас есть?
— Одна треть — недокомплект.
— Они разбежались, когда вы пришли? Или их не было там никогда?
— Это комплексный фактор. Часть разбежалась, когда я пришел, а части не было.
Зарплата у жилищного инспектора чуть больше 20 тысяч рублей, со всеми начислениями — средняя зарплата в пределах 40 тысяч. А ведь это государственная служба, инспекторский состав, наделенный административными полномочиями.
Но даже в этих условиях я обязан делать все, чтобы комплектность инспекции была полной.
Да, зарплата очень важная составляющая, но, как показывает социология, это не доминирующий вопрос. У людей есть совершенно разные мотивации в государственной службе. И это исключительно порядочные люди. Нет более удачного места для начала карьеры, как государственная служба. И в этом периоде никто не ожидает колоссальных зарплат, все понимают, что это инвестиция. Когда поработаешь в одном месте, в другом, становится понятно, что осуждаемая всеми нами бюрократия — вот все эти чиновничьи нюансы, механизмы — позволяют решать сложнейшие вопросы. Такого порядка культуры управления, как в чиновничьем мире, не существует ни в одном бизнесе. Там, где люди получают на порядок больше, способны решить намного меньше вопросов. Власть за мизерные зарплаты удерживает ситуацию. Это же правда так.
Поэтому для молодых специалистов госслужба — это супервозможность кадрового роста, накопления профессионализма. Более того, как только в молодом человеке раскрываются способности, его сразу перекупает бизнес, и он с двойной, тройной, четверной зарплатой улетает молниеносно.
— Как вы планируете укомплектовать штат ГЖИ?
— На сегодня это задача номер один. Колоссальное изменение в законодательстве произошло, поэтому первым делом мы сейчас адаптируем свою структуру. И уже под эту структуру, под сегодняшние реалии мы будем комплектоваться персоналиями, которые будут совершенно четко заниматься своими вопросами. А сегодня структура ГЖИ — это на бумаге одно, а по факту другое.
«Допустим, у вас во дворе валяется мусор. Жильцы возмутились и обратились в ГЖИ. Инспекторы вышли на место, убедились и наложили штраф на управляющую компанию»
— Настолько законы поменялись?
— Да, законодательство меняется просто фантастически. В прошлом году заведена централизованная процедура обслуживания газового оборудования в домах. Я вам количество лицевых счетов назвал — порядка 2 миллионов, и в каждую квартиру должен зайти газовик. А если он туда не смог зайти по вине собственника, то этого собственника мы должны привлечь к административной ответственности. На 1 января 2024 года было 5 тысяч квартир, в которые не зашел газовик, и нами велась работа по судебному решению о входе в квартиру.
— Даже дела заводите, через суд заставляете пустить газовика?
— А как вы думаете? Мы же надзор, мы же не институт благородных девиц. Ежедневно кого-то инспекция привлекает к административной ответственности. И штрафы весьма существенные. На субъекта управления — порядка 300 тысяч рублей, на должностное лицо — от 50 тысяч до 100 тысяч. Допустим, у вас во дворе валяется мусор. Жильцы возмутились и обратились в ГЖИ. Инспекторы вышли на место, убедились и наложили штраф на управляющую компанию.
— А начальник этот штраф переложит на жильцов…
— Не надо большого ума забрать деньги с жильцов, оштрафовав юрлицо. Поэтому инспекция в своей практике в основном применяет штрафы только к должностным лицам. Для чего? Он это чувствует быстрее. А юрлицо предназначено для того, чтобы выполнять услуги на деньги жильцов. Более того, если в течение года инспекция 2 раза оштрафует начальника УК, на 3-й раз мы отправим в суд дело о его дисквалификации. Такую практику ГЖИ еще не применяла, но я твердо верю, что в 2024 году инспекция в суд обратится за дисквалификацией в отношении не одного руководителя, а всех, кто хронически игнорирует интересы своих жильцов.
Не знаю, как поддержат нас суды. Один материал мы уже направили, суд рассмотрел и сказал: ну зачем сразу дисквалификация, ведь человек до трех лет не сможет заниматься этим видом деятельности? Но начальник УК уже раскаивается… Дисквалификация — крайняя и очень эффективная мера.
«40 лет скоро настанет, а чувство собственности еще не появилось»
— Вот вы сказали, что все начинается с собственника жилья. Но ведь есть еще общедомовое имущество, за которое далеко не все хотят отвечать так же, как за свою квартиру. Как вы считаете, наши люди на практике уже стали собственниками общедомового имущества?
— На толщину обоев, как говорит Яков Вениаминович Геллер (генеральный директор АО «АГЗРТ» — прим. ред.) Здесь жизнь относит нас к 40 годам Моисея: ощущение такое, что 40 лет скоро настанет, а чувство собственности еще не появилось. Эта проблема совершенно точно есть, весь вопрос, как ее исчерпывающе сформулировать. Но количество и тематика обращений к нам показывает, что люди себя собственниками чувствуют. А вот культура управления всем этим достаточно сложная. Мне кажется, страшнее будет, если мы начнем шарахаться. Мы от советской системы отошли, и не дай бог метнуться нам назад. Все-таки какую-то идеологию законодательство набрало, ее надо просто развивать дальше, возможно, с нюансами.
Но мы тоже понимаем, что управлять домом эффективно не получается, и большого мирового опыта такого нет, чтобы сами собственники управляли домом. Раньше многие жили в доходных домах, у которых был владелец, хозяин. Сегодня мы слышим очень часто, что муниципалитет должен вернуться в управление МКД. Считаю, вот эта ниша для муниципалитета идеальна. Управление самим хозяйством, тем более в новых домах, где высокий уровень оснащенности. Жильцы даже не осознают, что там за начинка! А Жилищный кодекс РФ говорит, что собственник должен осознавать. Но как он может управлять, если не понимает что-то?
— Вы сказали, что раньше у доходного дома был хозяин, который и заботился о нем. А кто сегодня должен быть хозяином дома?
— По закону — жильцы, собственники квартир. Но надо делать шаг вперед, докручивать эту историю. Есть хорошая формулировка о так называемом четвертом способе управления МКД. Когда только-только начиналась частная собственность, мы сталкивались с тем, что в здании 10 помещений, и все они зарегистрированы на одного человека, а само здание совершенно на другого. И все проходило, регистрационные палаты считали это законным. А вот логика для МКД почему-то не вписывается. Хотя на самом деле дом цельный. Поэтому я считаю, что жизнь дальше пойдет. И вот эта цельность дома вправе появиться. И такие мысли уже ходят.
Я сторонник того, чтобы муниципалитеты вернулись в той или иной форме в управление домами. Но в какой части? Здесь четко надо понимать. У нас есть сверхуспешные коммерческие структуры, которые шикарно управляют домами, и люди говорят, что им ничего другого не надо. Есть удачные ТСЖ. Но есть дома, где просто ничего не получается, все мучаются.
Вот мы сейчас наблюдаем за городами, где есть муниципальное присутствие в управлении — Челны и Елабуга. И это присутствие муниципалитета в управлении формирует на рынке колоссальное напряжение. То есть люди в любую секунду могут сказать: коммерсанты нам надоели, мы уходим к МУПу. Собрали собрание и ушли к МУПу. Почему? МУП — это мэр. Понятно, кто управляет домом, то есть не просто приходишь на прием к власти, а приходишь к управляющей, по сути, организации. И вот эта альтернативна форма управления — муниципалитетом — создает правильное напряжение на рынке. Рынок всегда должен иметь напряжение, чтобы регулировалась цена услуги. Это идеальна рыночная конкуренция.
— «В СССР существовала организационная система в ЖКХ, построенная на вертикали: районные ПТЖХ и в его ведении несколько ЖЭУ. ПТЖХ являлся и заказчиком и исполнителем по содержанию, обслуживанию и ремонту жилого фонда. ПТЖХ были в оперативном ведении, и его деятельность находилась под контролем председателя районного исполкома. Таким образом, жители МКД могли быть „защищены“ от произвола и не профессионализма жилищников. Не было лишних проволочек и бюрократии при разрешении жилищных проблем. ПТЖХ обладал достаточной производственной, материальной базой и кадровым потенциалом. Есть ли политическая воля вернуться к этой системе?» (Ляйля Борисовна)
— Ну я жил в Советском Союзе. У меня вообще нет никаких восторгов от системы ЖЭКов!
У меня нет ни малейшего желания возвращаться к тому, чтобы весь жилой фонд тотально передать в муниципалитет. Это было бы совершенно неправильно. Но как альтернативная, четвертая, форма управления муниципалитет может быть.
Рынку надо чему-то учиться. Не надо впадать в крайности, оптимальность всегда посередине.
Вот в Москве как удачно работают с жилым фондом: заказчик — муниципальный, государственный, а подрядчики — абсолютно все коммерческие структуры. Но это же правда, что коммерсант работает лучше государственной структуры. Почему мы не можем в одной вертикали обслуживания использовать две эффективные модели? Социальность и ответственность — это государство, но только у бизнеса получается эффективная работа, это же факт. Модель-то собирается легко!
— Когда в Жилищном кодексе появится четвертый способ управления домом?
— В ближайшее время это появится.
— А когда вы были депутатом Госсовета РТ, не инициировали такой законопроект?
— Мы вносили как инициативу. Она, согласно законодательным процедурам, отправлена на экспертизу правительства, федерального министерства. Перед тем как принимать закон в Госдуме, законопроект проходит через парламенты всех регионов страны, чтобы получить отзыв. Дума не может принять закон, если нет 2/3 голосов региональных парламентов. И это мнение территорий имеет огромное значение. Ситуация по регионам совершенно разной может быть. Мы же со своей колокольни смотрим. Например, объем капитального ремонта в Татарстане и в Марий Эл: там даже миллиарда нет, а у нас только в Казани 3,5 миллиарда рублей. Нам кажется, что все в стране живут, как в Татарстане. Но это не так. Вот мы вносили инициативу по жидким бытовым отходам. Я выступал в двух профильных комитетах Госдумы — экологии и ЖКХ. И там говорят, что ЖБО (жидкие бытовые отходы — прим. ред.) — да, но надо через запятую поставить «иное». Почему? Потому что в Якутии понятие ЖБО вообще неактуально, а вот отходы каменного угля, которыми они топят печи в школах, — это актуально. Мы с вами могли бы об этом подумать? А у них нет другого топлива.
Дума должна принять решение, которое будет одинаково эффективно от Калининграда до Владивостока. И иногда приходишь со своей инициативой, которая нам кажется вообще гениальной и очень нужной, а их глазами посмотришь и думаешь: как урегулировать-то этот вопрос?! Хотя нашу инициативу по жидким отходам все профильные министерства в работу приняли, и я уверен, что это решение появится.
— Что еще назрело поменять в Жилищном кодексе?
— Очень интересный был бы вопрос 100 дней назад, когда я был депутатом. Для депутата закон — это то, с чем он работает. А для чиновника закон — это мантра, которую он не обсуждает, а исполняет. В силу закона, мы не вправе даже комментировать законы РФ. Это и есть разделение власти, и в Конституции так написано.
«Озеленение, вывоз снега, установка домофона — 100 процентов этих вещей прописано в правилах и нормах, есть огромный объем нормативной базы»
«Все забывают, что управляющая компания и собственник — это две стороны договора»
— «Надеюсь, вы будете не только расчищать авгиевы конюшни, но и выходить с законотворческими инициативами для решения проблем собственников жилья. Для этого вам нужно чаще встречаться с населением». (Хайрутдинов Ришат Равильевич)
— Что касается законотворческой инициативы, то такая возможность у меня в жизни была, и я ее реализовал. Касательно встреч с населением — мы стали применять практику приглашать управляющую компанию или ТСЖ на встречу с жителем, чтобы у них наконец-то была возможность пообщаться. Иногда я с большим интересом наблюдаю театрализованное действие на самых высоких тонах, и, как правило, они находят решение.
Тут есть два принципиальных момента. Почему-то абсолютно все забывают, что управляющая компания и собственник — это две стороны договора. А договор для «лица» — это икона. Если есть договор на управление жилым фондом, в споре двух сторон участвует суд. Но, к сожалению, вот эти 30 тысяч вопросов, пришедшие в 2023 году, а в 2024-м уже почти 10 тысяч, пришли не в управляющую компанию, а сразу в органы власти: они мне не объяснили, они не сделали, я не согласен — что угодно, но они в УК даже не обращались. Значит, и сами управляющие компании не шибко доступны, и жильцы уже привыкли, что лучше сразу жаловаться дальше.
У договора две стороны: одна сторона обязана оплатить услуги (я сразу вспоминаю почти 10 миллиардов рублей долгов), а другая за эти деньги обязана отработать. Если мы это не забываем, все встает на свои места: обязан оплатить — оплатил, обязан отработать — отработал. Вот когда они садятся друг напротив друга, как правило, приходят к решению. Если уж не приходят, мы вмешиваемся. Кстати, нам приходится вмешиваться всего лишь в одном из 10 случаев. Они проговорили вопрос, мы фиксируем, что разъяснено на месте, они расписываются и счастливые уходят.
— «Был у вас на приеме по нескольким вопросам и на все получил ответ «Нет». Для чего государство создало ГЖИ РТ? Я полагал, для помощи людям. Теперь у меня большие сомнения в этом». (Хайрутдинов Ришат Равильевич) Кстати, один из вопросов в этом обращении — оказание помощи в проведении общего собрания собственников МКД с целью проверки состояния общедомовой собственности. А разве это ваша функция — помогать провести собрание?
— Нет, конечно. Мы это разъяснили, но, как видите, заявитель не согласен. По Жилищному кодексу РФ, только собственник может инициировать проведение собрания. И даже процедура пошаговая прописана, малейшее отклонение от нее — и решение собрания будет не действительным. И никто третий в этот процесс инициирования вмешаться не может.
— Надо быть юристом, чтобы все это соблюсти?
— Ничего подобного. В ГИС «ЖКХ» уже все сделано. Там некоторые вопросы упрощены до невозможности. Более того, сама-то УК, как правило, до конфликта не доводит, люди приходят — вопросы решаются.
Проблема в другом. Муниципалитет сегодня — это «страховая компания» в ЖКХ. Муниципалитет в Жилищном кодексе фигурирует в двух «страховых случаях»: первый — дом не выбрал форму управления, и муниципалитет объявляет конкурс, второй — дом не утвердил тариф на жилищные услуги. Все, больше муниципалитета нет! Вот объясните мне, почему почти во всех домах республики муниципальный тариф? Почему почти ни одно собрание не утвердило свой тариф? Почему страховой случай стал стопроцентной нормой?
— Потому что не хотят или не могут собрать собрание, наверное.
— Когда мы начинаем вникать, то вырисовывается интереснейшая картина. Озеленение, вывоз снега, установка домофона — 100 процентов этих вещей прописано в правилах и нормах, есть огромный объем нормативной базы. И есть только один документ, который говорит о минимальном наборе жилищных услуг. Вот по этому минимальному набору, чтобы дом просто не упал, хоть как-то обслуживался, муниципалитеты принимают тарифы. Они от 30 до 40 рублей с разбегом по республике. Даже не тарифы, а просто на всякий случай, если что.
Мы прямо с выходом на место смотрим, сколько в разных жилых комплексах составляют реальные тарифы — там и 50, и 60, и 70 рублей есть тариф. Действительно, и траву во дворе косят, и все остальное выполняют. Но вот муниципальные тарифы теперь стали нормой, а там нет многих жилищных услуг. А в этих 30 тысячах жалобах люди спрашивают, почему нет этих услуг. Вот это же не укладывается в голове!
«Полномочия между собственниками квартир дома и членами ТСЖ регулируются очень тонко в уставе, а каждый устав индивидуален»
«ТСЖ и УК регулируются Жилищным кодексом РФ совершенно по-разному»
— Но это же мы возвращаемся к началу разговора: люди не считают себя хозяевами в доме и дворе, не считают себя собственниками вне стен своей квартиры.
— Это упрощенно. Почему? Знаете, сколько стоит в этом году вывоз снега на один квадратный метр? Он дал удорожание экономики в среднем 10 рублей за квадратный метр жилья. То есть принципиально ни в одну квитанцию не может быть поставлена сумма 100 рублей, 500 рублей. Может быть только поставлено, условно, 0,38 рубля с метра. Квитанция формируется только с жилой площади. И любые суммы, которые управляющая компания выставляет, рассчитываются на весь год с одного квадратного метра. Не может быть квитанции — с вас 500 рублей за вывоз снега. Так это работает в случае с управляющей компанией.
Но если мы говорим о ТСЖ, то это просто замкнутый круг Гарри Поттера: там может быть все! Это просто загадка, это вот прямо тысяча домов в режиме загадки. В уставе там может быть что угодно: они могут провести в уставе и через полгода выставить счет, если они это решили на общих собраниях. Причем этот пирог двуслойный: там может быть общее собрание членов ТСЖ, и у него свои полномочия; и в этом же доме может быть общее собрание собственников. Полномочия между собственниками квартир дома и членами ТСЖ регулируются очень тонко в уставе, а каждый устав индивидуален.
Если жителям ТСЖ повезло и у них классный председатель, то они в раю. А если их рулетка не выстрелила, то к ним подойти невозможно. ТСЖ вообще не субъект надзора для нас. Госжилинспекция даже проверку провести не имеет права.
— «Вы обрушились с критикой в адрес ТСЖ и одновременно с этим стали открыто лоббировать интересы управляющих компаний. Однако именно на УК большинство жалоб у простого населения. ТСЖ в этом отношении выглядят гораздо лучше, чем управляющие компании, предпочитающие больше заниматься отписками, чем выполнять свои функции по содержанию домов. Зачем вы выступаете в качестве лоббиста интересов крупных управляющих компаний? Означает ли это, что на новом посту вы будете всячески способствовать ликвидации ТСЖ?» (Айнур Каримов)
— Мы не нападаем, ребят, просто вы живете в заповеднике, в который инспектор лесного хозяйства не имеет права входа. Если в ваших джунглях что-то происходит — это ваш выбор. Но они же ругаются на нас: зачем нам такая инспекция?! Ну как зачем? За забором наблюдать, мы же за заповедником смотрим. А что еще? Кто-то должен обобщать статистику в сфере ТСЖ.
Самое интересное — это аналитика. Читатель ваш говорит, что на УК все жалуются? Мы разделили лицевые счета: 1,6 тысячи домов управляется ТСЖ, а 16 тысяч домов — УК. Огромная разница! На УК поступило 29 тысяч жалоб, на ТСЖ — 1 тысяча. А когда смотрим пропорционально разбивке на лицевые счета, оказывается, что на ТСЖ поступило жалоб в 3 раза больше.
«Самое интересное, ТСЖ, какое бы оно решение ни приняло, это юрлицо. У нас некоторые спрашивают: какая зарплата у директора нашего ТСЖ? Это юрлицо, бизнес, бухгалтерию никто не может проверить»
— На ТСЖ больше жалоб?
— В 3 раза, если считать на одну квартиру. Но все УК заштрафованы и законтролированы, а ТСЖ вне нашего контроля. Здесь принципиально что? Касаемо управляющей компании, 14-й раздел Административного кодекса «Нарушение условий лицензирования», и размер штрафа 10 тысяч рублей. А относительно ТСЖ — 7-й раздел Административного кодекса «Нарушение обслуживания жилого фонда», штраф — 100 рублей. Получается, тяжесть совершенно разная за одинаковые девятиэтажки. Вот в чем дело!
И, самое интересное, ТСЖ, какое бы оно решение не приняло, это юрлицо. У нас некоторые спрашивают: какая зарплата у директора нашего ТСЖ? Это юрлицо, бизнес, бухгалтерию никто не может проверить. Вот как он подметает — да, подлежит оценке, а сколько он зарплату платит — у вас есть тариф на управление. Если ему на подметание хватает, то размер зарплаты точно не наш вопрос. Законодатель запретил влезать в финансовые дела. Проверяйте метёлки, сказали нам!
— «Вот вы хотите, чтобы председатели ТСЖ сдавали вам экзамены на знания ЖК РФ, а сами вы кому экзамены сдавали на знания ЖК РФ? Скажу вам секрет, как я отменил приказ (в части) прежнего начальника ГЖИ РТ: так он сам, оказывается, не знал ЖК РФ и подписал этот нормативно-правовой акт, который прошел проверку и прокуратуры РТ, и минюста РТ, однако суды его отменили». (Рамиль)
— Я экзамен сдавал. Я вообще против того, чтобы все регулировалось по-разному. Вот, например, в автобус заходим — и всем билет по одной цене. Когда по разной, то это неправильно. Меня глобально смущают две истории: ТСЖ и УК регулируются Жилищным кодексом РФ совершенно по-разному, хотя управляют похожими девятиэтажками. На мой взгляд, это несправедливо, мы формируем какую-то неравность подходов: УК лицензируются, и руководители аттестуются, а ТСЖ никаких лицензий не выдается, и руководит там, кого Бог пошлёт. Как люди выберут.
Берем спецсчета на капремонт: куда руководитель ТСЖ считает нужным, туда и тратит деньги. Миллиард найти не можем! И деньги регоператора на капремонт МКД: 1 копейка, не дай бог, пропадет — сразу заходит прокурор. Вот как так может быть, что одни и те же деньги, предназначенные на капремонт, один поток вообще не интересует никого, а второй поток законтролирован до невозможности. Ну это же неправильно, это всё деньги подобных девятиэтажек. Или вот поставим рядом две девятиэтажки: в одной — ТСЖ, и мы не знаем, где эти деньги; в другой — УК, и деньги у регоператора. Вот одновременно в двух этих домах встали лифты: где ТСЖ, так и будут стоять, а где УК, лифты отремонтировали. И это все по одному закону! Это разумно?
— Ваше видение, как должно быть?
— Одинаковая система руководства, правила должны быть одинаковые. Потому что жилой фонд один.
— Это же не значит, что ТСЖ нельзя создавать?
— Конечно, не значит. Создавайте, что хотите, но руководствуйтесь одними нормами.
— Так же лицензирование, так же экзамены?
— Неважно. Одинаково для всех. Это же правильная логика!
— Где эту логику вы излагали и кто вас поддерживает?
— Я уверен, что мы достучимся. Как говорил Ленин, эта идея уже овладела массами. Я надеюсь, что на моих глазах она из экспертного мнения превратится в норму закона, потому что история с ТСЖ уже выходит за рамки любых разумных ожиданий. Видимо, это было ожидание законодателя, что люди сами будут эффективно управлять. Такие примеры есть. Но ТСЖ — это рулетка: или это будет класс, или это будет мучение, где люди по 10 лет не могут председателя поменять.
«Даже мусор — это же эпидобстановка. Это только кажется, что ничего не угрожает. Ничего подобного, в доме человеку может быть угрозой абсолютно все»
«В доме все связано с угрозой жизни и здоровью человека»
— Как ваша инспекция проверяет УК — планово или только по жалобам?
— И планово, и по жалобам. По закону, плановые идут по согласованию с органами прокуратуры. Основные проверки, безусловно, внеплановые, по заявлениям граждан, в случае угрозы их жизни и здоровья.
— А если жизни и здоровью не угрожает? ГЖИ и делать нечего будет!
— Ну как ничего? В доме все связано с угрозой жизни и здоровью человека: вентиляция, отопление, вода. Отсутствие канализации — это жизнь и здоровье это эпидобстановка. У нас в доме нет ничего, что не связано со здоровьем человека. Даже мусор — это же эпидобстановка. Это только кажется, что ничего не угрожает. Ничего подобного, в доме человеку может быть угрозой абсолютно все.
— Обращение через газету, как было в советское время, сегодня не котируется?
— Нет, требуется обращение к нам, только оно является основанием для проверки.
— Какое заявление должно быть, чтобы вы начали проверку?
— Самый оптимальный вариант — через госуслуги РТ и РФ, через «Народный контроль». Главное, чтобы было указано, кто обращается, на кого и почему жалуется, контактный телефон обратившегося. Мы вышли с проверкой: виноват — наказали, не виноват — объясним заявителю почему. Напомню, за прошлый год поступило 17 тысяч обращений, в них содержалось 30 тысяч вопросов.
— И вы все их отработали, вышли с проверкой, дали ответ?
— Это для меня лично самый интересный вызов на сегодня. По 30 тысячам вопросам, пришедшим в 2023 году, составлено только 400 протоколов. Вот этот весь массив содержал в себе информацию всего о 400 действиях, которые нуждались в административном наказании. А все остальное — это, как правило, «я не согласен», «почему в моем дворе лежит это, а не должно лежать...» Примерно такие же вопросы, которые пришли мне через «БИЗНЕС Online» на интернет-конференцию.
«Кормить голубей во дворах не надо»
— И не один вопрос читателей не тянет на административный протокол?
— Парочка есть таких вопросов. И протоколы однозначно будут составлены.
— «В нашем доме при проведении капитального ремонта в 2022 году была проведена замена кровли с оборудованием вентилируемых зазоров, в результате чего в чердачное помещение в большом количестве стали проникать голуби, что привело к загрязнению голубиным пометом помещения чердака. Просим вас помочь в решении вопроса — об оорудовании вентзазоров защитной сеткой». (Наиля, ул. Юлиуса Фучика, 12)
— По этому вопросу уже выписано предостережение управляющей компании. Закон к этому подходит намного суровее, чем отвечает управляющая компания — была или не была предусмотрена сетка. Закон говорит: или отверстие, или бестолковый руководитель. С таким подходом дисквалификация для него неизбежна. Все же просто: лицензионные требования. Должны быть голуби на чердаке? Нет, конечно, это же опасно. А ему, понимаешь, проект мешает.
Голуби на чердаке — эта история очень чреватая, потому что большое количество заболеваний у этих птиц. Кстати, и кормить голубей во дворах не надо. Данной управляющей компании дается предостережение: в разумные сроки, допустим 20 дней, это все хозяйство привести в порядок. У управляющей компании два варианта: первый — все быстренько сделать, второй — начать с нами состязаться в знании законодательства.
— «УК нанимает подрядные организации типа ЖЭУ, а также подрядчиков на уборку дворов и подъездов, возможно, еще на какие-то работы. А собственники квартир МКД не могут найти ответственного — все ссылаются друг на друга. Отключили свет или воду — звонишь в ЖЭУ, а там отвечают: «Не наш вопрос, звоните в горсвет, в водоканал». Но если ЖЭУ — это подрядчик УК, то, мне кажется, они должны отвечать на все вопросы. А в УК никогда не дозвонишься. Может, пора кончать с этим бардаком?» (Миляуша) Когда УК создают подрядные организации, они делегируют им свои полномочия?
— Я этот вопрос задавал муниципальным конторам, работу которых мы анализировали. Мы же не можем к частнику прийти и поинтересоваться — не имеем права. А к компаниям, где муниципалитет — собственник или имеет долю в АО, мы через районную администрацию получили доступ для анализа, что же там происходит. Там действительно есть огромный жилой фонд, например 15 тысяч лицевых счетов. Это примерно 600–700 тысяч квадратных метров, порядка 200 домов в 9 этажей. Много. Спрашиваю: подрядчики есть? Да, есть. Какие? Дворники — отдельный подрядчик, лифтовые — отдельный. А зачем? Отвечают: «Вот мы головная организация, у нас договор с каждым жильцом. Мы только информационные ресурсы размещаем, учет ведем, выставляем лицевые счета, у нас аварийно-диспетчерская служба». По закону она должна быть в субъекте управления. Случись что, они немедленно должны как минимум перекрыть стояк. Огромное количество законодательных требований к УК! Если сделать все это своим штатом в 200 человек, заплатить со всего этого НДС, налог на прибыль, то у вас ценник будет не 40 рублей за метр.
Вот эта конфигурация в целом может быть как оптимальной и эффективной, так и вредной, как и все в жизни. Поэтому всегда надо смотреть отдельно, заглядывая в детали. Но для надзора вообще не имеет значения вот эта вся «елочка», как они ее выстроили. Мы смотрим: собственник и договор управления. Если что-то будет не так, то директор УК получит штраф. Кто выполнял у него то или иное — это не имеет никакого значения для административной ответственности.
Мы даже вникать в это не будем. Стопроцентная ответственность лежит на управляющей компании. Один протокол, второй — дисквалификация. Просто, понятно и, на мой взгляд, очень эффективно.
«Люди говорят, что много платят. Посчитайте — и все встанет на свои места!»
«Зачем вообще мучиться? Надо деньги на капремонт отдать регоператору»
— Многие сетуют на то, что за капремонт платят ежемесячно немалые деньги, а капремонта можно и не дождаться.
— Немалые деньги — это сколько?
— Например, я плачу около 500 рублей.
— В среднем ремонт девятиэтажки стоит 45 миллионов рублей. Давайте посчитаем, сколько лет требуется, чтобы ваш дом собрал достаточную сумму на капремонт. Все платят из расчета 7,7 рубля за квадратный метр жилья. Умножаем 7,7 рубля на площадь квартиры (допустим, в среднем 64 «квадрата») и на количество квартир в доме. Сколько у вас в доме квартир?
— Всего 41.
— Умножаем на 41 и на 12 месяцев — столько ваш дом собирает за год на капремонт (около 243 тысяч рублей). А теперь 45 миллионов рублей делим на 243 тысячи. Получается, что вам потребуется 185 лет.
— А зачем тогда мы этой ерундой занимаемся?
— Потому что бюджет вам доплачивает за капремонт.
— Как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок?
— Не с паршивой овцы, а с собственника. Люди говорят, что много платят. Посчитайте — и все встанет на свои места! Могу назвать кучу регионов, где с бюджета ни копейки на капремонт не дают.
— Читатели прислали несколько вопросов по поводу денег на капремонт, например, такие: «ТСЖ не перечисляет на спецсчет денежные средства на капремонт, порядка 15 миллионов ушло со счета ТСЖ. Объяснение — долги, но долги жителей всего лишь 4 миллиона. Вы везде говорите, что капремонт должен быть на спецсчете, помогите нам вернуть наши деньги». (Роза); «Как продвигается вопрос с исчезнувшими деньгами на капремонт дома 12 на улице Минской? Что ожидает жильцов?» (Роберт)
— Мы же сегодня с этого начали, что неправильно регулировать один поток разными способами. Жилищный кодекс РФ ввел термин «Фонды капитального накопления». Это обязательство. Жилищная инспекция обязана контролировать, как идет процесс накопления этих фондов. Все жильцы обязаны платить по минимальной стоимости, которую определяет кабинет министров. Можем платить больше? Может. Закон говорит, что фонды могут копиться либо на счете созданных органами власти региональных операторов, то есть где власть все контролирует и за все отвечает, либо на спецсчете.
Что такое специальный счет? Это открытый расчетный счет всего в 12 банках, установленных Национальным банком страны. Кстати, ни одного татарстанского банка в этом списке нет.
Только общее собрание собственников может определить, где копить деньги — у регионального оператора или на спецсчете, в каком банке конкретно открыть. И сколько платить. Вот 7,7 рубля — это минимум. Допустим, дом проголосовал за 10 рублей, и по 10 рублей с «квадрата» будут собирать. Такие случаи есть, но они минимальные.
Допустим, по решению собрания собственников спецсчет открыли в Сбере. Начался процесс накопления. Ко мне приходят жильцы с улицы Минская, 12 и говорят: «Организация „ЖЭУ Сервис“ должна была накопить 16 миллионов рублей на спецсчете. Но они их потратили на текущее содержание дома». Не украли! Но осталось 9 или 10 миллионов.
— При этом они знали, что это деньги на капитальный ремонт, но тратили на текущее содержание?
— Этого не знает никто!
У нас 900 домов в республике собирают деньги на специальных счетах. Они собрали 2,5 миллиарда рублей. А сегодня на счетах по выпискам из банков, которые мы обязаны собирать, 1,5 миллиарда в наличии. Где находится еще миллиард, известно только руководителям этих ТСЖ, управляющих компаний.
— Если законом спецсчета допускаются, что нужно сделать жителям, чтобы деньги с них не исчезали? Как они должны обезопасить себя от того, что УК или ТСЖ начнет не по назначению тратить?
— Контролировать управляющую компанию и ТСЖ.
— Каким образом?
— Там, где есть желание, никаких проблем нет. Эти 1,5 миллиарда в наличии, огромное количество ТСЖ и УК ни копейки оттуда не взяли, к ним вопросов нет. Более того, если, допустим, подошел срок ремонта лифтов, а у них все деньги в наличии, 45 компаний пришли к региональному оператору, свои деньги принесли и сказали: меняйте нам лифты. Их принимают и включают в программу. Там, где жильцы контролируют, никто не потратит! Потому что любые расходы утверждаются собранием. Если у вас со спецсчета идут деньги на зарплату дворникам, жильцы об этом прекрасно знают.
Мы отправили в МВД больше 60 материалов, там посмотрели и сказали: у жильцов нет вопросов, не украли эти деньги. Должно быть в наличии 2,5 миллиарда, 1 миллиарда нет, но его никто не украл, я не могу никого упрекнуть.
«Капремонт среднего пятиэтажного дома стоит 20 миллионов, девятиэтажного — 40 миллионов рублей»
«Знание законов позволяет превратить жизнь соседей в ад»
— Каким образом собственники должны контролировать, если УК или ТСЖ расходует без их ведома?
— Мы запрашиваем финансовые данные об остатках на счетах и использовании. Но дать правовую оценку жилищная инспекция не вправе, это деньги собственников.
Я думаю, мы достаточно активно начнем практику обращения в суд о признании этих сделок законными или незаконными, о восстановлении. Это только суд может оценить. Мы эту практику начнем, потому что отсутствие этого миллиарда меня очень сильно смущает. Потому что эти все дома неизбежно придут к властям, когда подойдет срок капремонта. Своих денег им не хватит.
Я вам цену назвал: капремонт среднего пятиэтажного дома стоит 20 миллионов, девятиэтажного — 40 миллионов рублей. Накопить больше 10–15 миллионов не в состоянии ни при каких раскладах, поэтому они все равно придут к власти и скажут: лифт стоит — делай! Встанут с транспарантом. Но куда делись их деньги? Никто не украл, я не могу обвинить их в этом. Но мы же видим эти платежи: пополнение пенсионного фонда, оплата юридических услуг, выплата зарплат дворникам, покупка краски. Но капитальный ремонт — это совершенно другое, он проводится только по программе, утвержденной правительством.
— И все-таки, каким образом собственники должны контролировать?
— Через общее собрание, другого варианта нет.
— Собственники собирают собрание и приглашают руководителя УК или ТСЖ с отчетом, так?
— Не только с отчетом, они сначала на год утверждают программу, допустим, текущего ремонта.
— И так действительно бывает — приходят и отчитываются? Ни разу ни один отчет не слышала…
— По-разному везде: где-то собираются, где-то не собираются, где-то знать об этом не знают. Но что является принципиальным? По всем материалам, которые мы отправляли в МВД, они опрашивают людей, и те говорят, что у них нет вопросов, что деньги не украли, а потратили на ремонт подъезда. Да, не должны были, но этот подъезд-то их!.. Конечно, мы не знаем, сколько там краски и прочего было куплено.
В случае с бюджетом все понятно: проект — госэкспертиза, исполнение работ — экспертиза. И даже в этом случае есть куча вопросов на каждом доме! Мы проверяем объемы, штрафуем. С таким объемом контроля! А в ТСЖ не факт, что человек вообще понимает, какой вид работы нужно делать, какой объем, кого он нанял, в конце концов. Нет же специального образования.
Реестр собственников — это как реестр акционеров. Голосующие акции — сколько у вас в собственности метров квартиры. Когда к нам приходит протокол, по любому вопросу, мы считаем метры как голоса. Это принципиально. За этим — право разрешить антенну на крышу, назначить руководителя УК.
— Вы хотите сказать, что решение общего собрания вот так вот принимается?
— Только так! Мы только письменные бюллетени считаем либо голосование в ГИСе.
Мы на хранение принимаем все протоколы в республике на три года. Огромный пакет документов по каждому собранию приносят. И огромное количество споров: одна «могучая кучка» в доме предлагает одно, другая «кучка» хочет другое. У нас одновременно может прийти два протокола с разницей в один день. А споры решаются только в суде. Знание законов позволяет превратить жизнь соседей в ад.
«Каждый год 800 домов ремонтируют»
— «Любая УК должна отчитываться перед жителями о собранных и потраченных денежных средствах. Я еще ни разу не видел и не слышал об этих отчетах. Где-нибудь в интернете можно с этими отчетами ознакомиться, есть у УК обязанность размещать эти отчеты в интернете?» (Рустам)
— Все субъекты управления — и УК, и ТСЖ — должны размещать отчет в ГИС «ЖКХ». Если не размещена информация, то это административный состав.
— «ТСН „Адоратского“ за все время существования не провело ни одного ОСС с предоставлением отчетов, согласования расходов и так далее. На обращение о проведении собрания — отписка. Каждый собственник может провести собрание по своей инициативе, вместе с тем реестр членов и собственников не размещен на сайте ГИС «ЖКХ» и не предоставляется правлением, что делать?» (Снежана)
— У меня просьба — пусть ваш читатель обратится с заявлением в ГЖИ. Если нет обращения гражданина, то не может быть надзорного действия. Если в ГИС «ЖКХ» представлена не вся информация — это нарушение.
— Если со спецсчета капремонта деньги ушли на другие нужды, то люди, которые уже заплатили за капремонт, должны заплатить еще?
— Такой правовой практики пока нет, но я надеюсь, что мы ее сформируем и дадим оценку вот этим расходам посредством судебных решений. И все-таки заставим восстанавливать эти деньги. Вот даже в простейшей истории Минской, 12: откуда эта ситуация жильцам стала известна? Они стали менять форму управления. Они сказали, дескать, нам такое УК не надо, мы выберем другую. И с 1 мая у них другая управляющая компания. И как только начали передавать документы, обнаружилось, что денег на спецсчетах частично нет. Они стали задавать вопросы: а где они? Если будет судебное решение о восстановлении, откуда деньги возьмут? Жильцы заплатят? Или УК восстановит, будучи банкротом?
Самое главное, деньги где? И ведь их действительно даже не украли, а по подъездам размазали. Но Жилищный кодекс четко пишет: это деньги капитального ремонта. Не текущего, не зарплаты дворников. Капитального! Это ваше будущее, потому что дом неизбежно придет к моменту, когда надо будет его лечить.
— А пока денег собственников не будет, бюджет не может добавить на капитальный ремонт этого дома?
— Если бы все было так принципиально. Это не регламентировано законом, и если этот дом придет без своих денег к оператору, то это вопрос законом не регламентирован в деталях, оговаривается только, что пробел будет восполнен судебной практикой. Я надеюсь, что со 100-процентными накоплениями.
— В отчетах ТСЖ и УК есть отдельная строчка по накоплению на капремонт?
— Зачем вообще мучиться? Надо деньги на капремонт отдать регоператору. Вы не проконтролируете их эффективно и дотошно. Вот эти 2,5 миллиарда рублей лежали в 12 первоклассных банках Российской Федерации. Даже, может быть, какой-то процент капал, если их разместили на депозит. А если бы эти деньги, 2,5 миллиарда, пришли к региональному оператору, они каждый год были бы инвестированы в ремонт других домов. Региональный оператор — это же пенсионный фонд, он каждый год получает 4 миллиарда рублей накоплений. Он их собирает и вкладывает в капремонт по программе порядка 800 домов. Каждый год все до копейки! Что собрал — все вложил. На следующий год, что собрал — все вложил, у него нет остатков.
Услышьте главное: ваши деньги работают на соседний дом, ваш сосед начинает жить лучше. В банках 900 счетов, а здесь 900 счетов — в общей кассе, они только на капитальный ремонт.
— Некоторые читатели пишут, что в банке идут проценты и сумма увеличивается, а у регоператора такого нет.
— Хорошо, если хватило ума на депозит положить, но ведь многие на депозит-то не кладут. Держат на расчетном счете, ни копейки не начисляется. Это же надо, чтобы люди сообразили. На счетах 2,5 миллиарда накопили, а миллиарда там уже нет! Если бы они лежали на депозите, они лежали бы.
Еще раз: на эти деньги регоператор каждый год ремонтирует, условно, соседний дом. Дом отремонтировали, но он же все равно продолжает платить за капремонт. За счет его денег ремонтируют другие дома. Я надеюсь, меня ваши читатели услышали, это принципиальная история.
— Но люди могут и так рассуждать: какое мне дело до соседнего дома, почему его ремонтируют за мои деньги?
— Закон для чего придуман? Чтобы любое рассуждение было уравнено. Что такое город? Это подчиненность каким-то общим правилам.
Если вы рассчитываете, что к вам будут применены общие эффективные правила и нормы — то почему сегодня свои 7,7 рубля вы отдали банку, а не на капремонт соседнего дома? Ну это же правильный вопрос. Отдайте их соседу! Чем лучше живет сосед, тем тебе лучше — у него дом не упадет. Это же касса взаимопомощи, по сути. Смотрите, какая сама по себе гениальная финансовая мысль: все собираемся, все ремонтируемся. Каждый год 800 домов ремонтируют.
— А сколько к собранной сумме добавляет бюджет?
— В этом году к 6 миллиардам, собранных с населения, бюджет добавил 2 миллиарда рублей.
«За прошлый год 35 миллионов рублей было возвращено людям в результате перерасчета»
«За прошлый год 35 миллионов рублей было возвращено людям в результате перерасчета»
— «В нашем ЖК „Магеллан“ есть несколько ресторанов, кафе, магазины и учреждения. Должна ли УК „Сервис индустрия“ отчитываться перед собственниками за денежные средства, получаемые и расходуемые от этих арендаторов? А также другие арендаторы: антенны на крышах, телекоммуникации». (Рамиль)
— Эти средства должны идти в кассу дома. Причем только общее собрание собственников дает право управляющей компании подписывать такой договор. Если у Рамиля возник вопрос по поводу получаемых средств, он обращается к ГИС «ЖКХ» и эти данные там изучает. Если этих данных там нет, это административное правонарушение. Он пишет в жилищную инспекцию письмо, дескать, я обратился к ГИС «ЖКХ», а там этих данных нет. И мы накажем.
Но сначала обратитесь к ГИС «ЖКХ». Закон так написан. У нас сегодня примерно 1,2 тысячи обращений граждан в работе находятся. И в течение 30 дней мы каждое должны рассмотреть.
— Срок реальный?
— В зависимости от того, какая ситуация. Какие-то вопросы требуют длительного контроля. Например, зима, а там идет отслаивание цоколя. Безусловно, ремонт не сделают зимой, поэтому мы ставим контрольный срок, допустим, 30 мая, и 30 мая выходим с контролем. Не сделано — штраф за невыполнение требований инспекции. Сначала идет требование, а потом наказание, если не выполнено. Причем размеры штрафов очень впечатляют. Вы как директор по 50 тысяч согласны платить каждый раз? Желающих не очень-то много общаться с нашими инспекторами.
— «На примере моего дома (Серова, 41) возможно ли вашим специалистам поручить провести анализ по суммам начислений платежей собственников за 2023 год, сопоставив их с фактическими расходами за этот же период на его содержание и ремонты?» (Ляйля Борисовна)
— Это незаконно, мы такие вещи делать не можем. По закону мы вправе проверять квитанцию конкретного лица. Но если в одном доме кого-то системно обманывают, то в вашей квитанции это тоже проявится. Мы ее проанализируем и увидим нарушение. И такие нарушения действительно встречаются. За прошлый год 35 миллионов рублей было возвращено людям в результате перерасчета. Но самое интересное, за прошлый год таких обращений почти четыре тысячи было, из которых подтвердились единицы. В основном: я дорого плачу. А показали расчет — все понятно. Эмоциональность почти везде.
— У этого вопроса есть продолжение: «Судя по годовому отчету за 2023 год, размешенному в ГИС „ЖКХ“, например, все начисления за уборку придомовой территории нашего МКД полностью направлены на эту статью расхода. В отчете указано, что производилась ежедневная уборка придомовой территории. А если проанализировать обращения граждан на отсутствие уборки двора в „Открытую Казань“, достоверность годового отчета УК „Московского района“ вызывает, мягко говоря, недоумение». (Ляйля Борисовна)
— Загрязненный двор — это железный административный состав. Это обращение мы в работу берем стопроцентно. Но мы смотрим, соблюдены ли лицензионные требования, убран ли двор. А процедура начисления — через лицевой счет, через конкретную квартиру. Анализ платежей всего дома называется «тотальная проверка», она законом не предусмотрена.
«Если на 9-м этаже давление холодной воды не нормативное, то платеж уменьшается. Если ваша горячая вода не в диапазоне 60 — 75 градусов, то платеж уменьшается»
«Энергоэффективностью инспекция заниматься точно будет»
— «Как ГЖИ РТ работает с теми УК, которые не представляют информацию по энергосбережению? Почему в некоторых МКД отсутствуют узлы погодного регулирования, практически во всех МКД с ИТП по ГВС (два компонента) не установлены ОДПУ на ГВС? Почему МКД застройщиком сдаются без введенных в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии? Не для пользы ли своей карманной УК, которая заходит на дом по поддельному протоколу ОСС? Прошу предоставить ответы без литья воды». (Хабибуллин Рустем)
— На мой взгляд, это одна из самых наших слабых тем. Законодатель требует ежегодно, чтобы управляющая компания на общее собрание выносила предложение по энергоэффективности. Прямо вот требование такое. И мало статистики, сколько домов внесено в реестр энергоэффективности. Непочатое поле работы.
Если дома новые, введенные за последние 10 лет, понятно, что они энергоэффективны. Если это дома нашего прошлого, панельки, то меры по энергоэффективности будут колоссальны по расходам. Поэтому здесь совершенно точно есть где поработать. Мы для себя отдельное направление выделили, и этот анализ проведем. Энергоэффективностью инспекция заниматься точно будет. И субъекты управления мы к этой теме очень активно начнем подталкивать. Оцифровывая итоги, именно оцифровывая, не в виде расчетов, а в виде, сколько калорий потрачено за зиму дома за последние 10 лет. Вот это анализ. Сколько воды — анализ. Это же важно. Логика управления жилым фондом должна быть такая, что ресурсы должны экономиться. Мы же все научились в квартирах экономить, как только поставили прибор учёта на воду.
— «Работу по проверке расчетов начислений за ЖКУ начать не хотите?» (Рустем). Такую же плановую, как по энергоэффективности?
— Именно как финансовый результат — это незаконно, через квитанцию — да. А вот логику дома в целом по результатам измерительных приборов — конечно. Приборы учета дома — это наша работа по энергоэффективности. А переводить его тотально в рубли для всего дома — нет. Возникло у человека подозрение на завышенное начисление — он пришел к нам со счетом. Мы по документам ситуацию видим. И если начисление неверно, мы пересчитываем, выносится административное решение.
Здесь вопрос принципиальный. Я думаю, газета должна его вычленить и донести. Если перерыв в предоставлении коммунального ресурса больше установленного времени, например, больше четырех часов нет у вас воды, значит, за каждый час идет пропорциональное уменьшение платежа на 0,15 процента. Если на 9-м этаже давление холодной воды не нормативное, то платеж уменьшается. Если ваша горячая вода не в диапазоне 60–75 градусов, то платеж уменьшается. Каждый градус имеет значение. Это надо актировать. Совет дома, собственник, управляющая компания померили, какая температура на стене. Если там не 22 градуса, а, условно, 16, то платеж уменьшается. Мы получаем жалобы от тех, где температура в комнате 28 градусов, и платеж уменьшается, потому что он выше предела, предусмотренного СанПиН. Норма — 18–22 градуса, зависит от того, угловая или не угловая комната. Даже 24 градуса — это незаконно.
— Куда обращаться, если слишком жарко в квартире?
— Сначала в управляющую компанию. Вообще это исключительный случай, когда УК не среагировала. Как правило, к нам приходят, когда УК что-то сделала не так. Но таких случаев лишь доля. Мы же накажем УК за это. Не только пересчитаем, а еще и привлечем к ответственности.
«Все же законы написаны кровью, особенно правила эксплуатации газовых установок»
«Те, у кого газ ушел, даже не почувствуют, а там, наверху, хлопок — и нет дома!»
— А если человек поставил дополнительную батарею, и температура стала выше нормы?
— Дополнительная батарея — это перепланировка, она незаконна, потому что нарушается гидравлика дома: кому-то тепла точно не хватит. Расчет делали целые научные институты. Какое давление надо давать на входе в дом и на выходе, чтобы теплоносители протащить через весь дом. Одинаковую температуру надо дать в 100 квартир. Попробуйте решить эту техническую задачу! И тут в каждой квартире один умник гигиенический душ, другой батарею добавил, полотенцесушитель, и половина дома остались не понятно с чем. А вход и выход воды в дом нормативный.
Переустройство сетей в квартире — это административно наказуемо, мы вам штраф выпишем.
У нас все пострадавшие от угарных газов — это где была нарушена система вентилирования. В домах советских времен естественные щели были в рамах. А сегодня люди поставили пластиковые рамы без клапанов, и получился термос. Например, в Менделеевске от такого случая пятеро детей пострадало. Правда, там переустройство газового оборудования сделали.
Газ и вентиляция — это две параллельных истории, связанные технически. Если при плановом осмотре специалист увидел у вас риск обратной тяги, то, значит, у вас угарный газ смог остаться в квартире.
Все же законы написаны кровью, особенно правила эксплуатации газовых установок. Все пострадавшие — только из-за неправильной вентиляции. Это либо ее отсутствие, либо обратная тяга. Причем обратная тяга может затянуть не ваш газ. Откуда она подтянула, вы не знаете и спокойно ночью спите, как эта семья в Менделеевске. Кто-то пошел мыться ночью и включил газовую колонку, вентиляция насосала вам угарки, и вы не проснулись.
— Ввели наказание за то, что не впустили в квартиру газовиков для проверки оборудования. Я впустила. Проверяющая сказала, что у нас в туалете и ванной нет вентиляции — и так во всем доме. И все, на этом проверка закончилась!
— Акт составили?
— Нет.
— Плохо! Все можете отложить, но тяга — это самая важная история. Недавно в ГЖИ пришла девушка с точно такой же историей. Дом новый, в нем вентиляционные каналы разбиты: два этажа тут, три этажа там. Она пришла и говорит, что постоянно пахнет едой от соседа. Она говорит одно, а у нас-то волосы дыбом встают! Она не понимает, что сидит на пороховой бочке, что не сегодня, так завтра они просто все умрут. Наши ребята поехали, разбирались.
По этим вентиляционным шахтам и документации-то толком нет. Не может с одной квартиры тянуть запах в другую, если все правильно сделано. Вовремя не обслужили — все, ее квартира начала тянуть. Ладно, только запахи с другой кухни, а если газ забыли закрыть, и с этой кухни он ушел к соседям? Те, у кого газ ушел, даже не почувствуют, а там, наверху, хлопок — и нет дома!
Мы два взрыва пережили в Зеленодольске. Я вам скажу, ничего страшнее нет. Объемный взрыв — это ужас, просто ужас. Там вот просто господь Бог раскладывает на всех карты: кому суждено погибнуть, а кому нет.
Один случай приведу, который на улице Сайдашева был в Зеленодольске. Человек сигарету в рот засунул, взялся за ручку, чтобы выйти из квартиры. Потом вспомнил, что спички забыл — развернулся, зашел в ванную, и тут бахнуло. Его входная дверь, за которую он держался минуту назад, улетела в кухню, и фасад здания, три этажа, вырвало. А он как стоял в ванной, так и молиться начал. Он мог со своего 8-го этажа фрагментами тела улететь, а даже не пострадал. Причем на всех этажах во всем доме входные двери как фольгу смяло и засунуло внутрь квартиры. На четырех этажах вырваны двери лифтов, остальные стоят, как будто их даже пальцем не трогали. Оказалось, один чудик открыл газовую конфорку — решил суициднуть. Не погиб, его через два дня из больницы выписали. А мы дом полгода восстанавливали.
— На каком расстоянии от дома может быть площадки ТБО? Этот вопрос в вашем ведении или СЭС?
— Расстояние — вопрос СЭС, а сама площадка — наш. Площадка должна размещаться не ближе 20 и не дальше 100 метров от дома. Кстати, «не дальше 100» упускают все.
Задача жилищного надзора — баланс, никому не дать схулиганить. С одной стороны недовольные и с другой стороны недовольные, а надзор счастлив: все в порядке! Вот почему для всех я плохиш. Если я хорошо работаю, у меня становится с каждым днем все меньше друзей. Простой секрет измерения эффективности.
«Инспектор может только позвонить и сказать: «Разрешите войти?» Если разрешат, войдет»
— А люди пишут вам с надеждой, чтобы вы оставили их довольными…
— Никогда никто доволен не будет. Но если дом не взорвался, значит, он шикарно эксплуатируется, и мне большего счастья нет. Мне не нужно, чтобы меня любили, состояния дома мне достаточно.
Люди жалуются, но проверить каждую квартиру невозможно. Квартира — это неприкосновенность, только через суд можно проверить. Инспектор может только позвонить и сказать: «Разрешите войти?» Если разрешат, войдет. Это жилье, конституционное право. А что он у себя там с батареей наделал — один шайтан знает. Ладно, еще батарея, бог с ней, а с газом? Вот газ меня очень беспокоит. Батарея тоже беспокоит, потому что очень кривыми руками делают. А газ и вентиляция — это вопрос жизни.
Но на самом деле все остальные коммуникации тоже должны быть специалистам доступны, это принципиально. Если рванет горячая вода на 9-м этаже, вы до первого этажа потеряете все квартиры — они сварятся, у вас сползут все обои, все потолки. Вот мы все говорим, что это моя квартира. Да, твоя, но труба-то не твоя, она стояковая, как правило.
— «Нашим МКД (Казань, Бондаренко, 33) уже 9 лет управляет УК, которая нам досталась по конкурсу. Договор между УК и собственниками не подписан. Законно ли это?» (Станислав Д.)
— Если дом сам не определился с УК, то муниципалитет проводит конкурс. Но договор на публичные торги действует всего три года. Если прошло 9 лет, то у нас есть вопросы. Станиславу надо обратиться в ГЖИ, чтобы у нас было основание разбираться. Не может быть такого, что в рамках одного конкурса УК работала 9 лет.
— «Неоднократно обращалась через Госуслуги в ГЖИ с тем, что хочу присутствовать при проверке. Ни разу о дате проверки не известили. При выезде в дом жильцы не извещаются, а приглашается только УК. И очень «нравятся» ответы Казанской жилищной инспекции: переписываются ответы УК. Почему ГЖИ заведомо занимает позицию одной из сторон — позицию УК, а не собственников МКД?» (Елена)
— Извещать жильцов при проведении проверки — такой обязанности у инспектора нет, график не всегда совпадает. Потом, как правило, понятия о работе инспекции у людей и у инспектора не всегда сходятся.
— «Было подано обращение в ООО „УК ЖКХ Московского района“, о том что стена одной из комнат квартиры (Батыршина, 37-155) промерзает, так как является угловой. В результате чего от стены отошли обои, в зимнее время от стены в квартиру идет холод. Из полученного ответа можно сделать вывод, что это обычный шаблон ответа. ООО „УК ЖКХ Московского района“ вообще не вникает в суть проблемы. 6 марта 2024 года обратились в ГЖИ РТ. До сегодняшнего дня ответа нет». (Рустем)
— Требуется выход на место и актирование. Таких обращений много, мы на них очень быстро реагируем. Делается замер наружной температуры. Но случай с промерзанием — это вопрос не столько замера, сколько утепления фасада. А раз фасад, требуется проект, поэтому решение вопроса требует времени. Случается такое, что при измерении тепловизором весь дом нормально, а одно пятно выявляется. Это может быть бракованная плита или кирпич неправильно положили. Понятно, что надо утеплять.
«Представляете, сколько стоит прогрев подъезда? Это вопрос не к жилищной инспекции, а к соседям»
— А почему ответ не дали?
— Если ответа нет, это не значит, что работа не идет. Все жалобы на контроле.
— «Директор ООО „УК „Лето“, пользуясь доверием жильцов, „захватил“ себе ТСЖ, ликвидировал его и создал свой „семейный карман“. Можно ли жильцам отказаться от услуг хотя бы одним подъездом дома от обслуживания этой компании, чтобы самим управлять и переизбрать состав данной УК?» (Василий)
— Здесь в одном тексте зашито противоречие — УК и ТСЖ в одном месте быть не могут. Надо разбираться.
— Видимо, ликвидировал ТСЖ и создал УК.
— Это мы с вами уже домысливаем. Пообщаемся с человеком и более точную информацию получим.
— «Дом 1978 года постройки. На лестничном марше зимой температура от 6 до 16 градусов ниже нуля (норматив в подъезде не менее плюс 14 градусов). В ванной, туалете и кухне нашей квартиры, которые являются смежными с лестничным маршем, температура плюс 16 градусов, высокая влажность, плесень. Это следствие низкой температуры на лестничном марше, тонкой холодной стены между ними. На лестничном марше нет радиаторов и оборудования системы ЦО. Прошу вас помочь в утеплении лестничного марша с помощью системы ЦО». (Галявиев Ильфат Рашатович)
— Установить батареи центрального отопления в подъезде можно через решение общего собрания собственников. Но будет солидный ценник за отопление, за содержание общедомового имущества.
Представляете, сколько стоит прогрев подъезда? Это вопрос не к жилищной инспекции, а к соседям. Если собрание решит, что в подъезде должно быть тепло, УК составит смету работ и вынесет на общее собрание: сколько будет стоить работа и услуга по отоплению. Платить жильцы будут в соответствии с метражом своей квартиры. Но вот еще вопрос: а сети отопления потянут эти дополнительные батареи? Если носитель зайдет через подъезд, он охолодит квартиры.
«Если на общем собрании собственников чат прописан как система уведомлений, то за это исключение будет привлечение к ответственности»
«Я же адекватный человек: конечно, читаю «БИЗНЕС Online»
— «Наша УК исключила несколько семей из общедомового чата за обоснованную критику. Теперь мы не получаем информации об отключения воды и собраниях, УК включать нас в группу отказывается, мотивируя тем, что не обязаны. Правомерно ли действует УК?» (Татьяна)
— Если это чат общения, то жилинспекции тут делать нечего. Если на общем собрании собственников чат прописан как система уведомлений, то за это исключение будет привлечение к ответственности. Пусть к нам обращение направят.
— «Наш дом (улица Жуковского, 12) 1959 года постройки и с тех пор ни разу капитально не ремонтировался. Трубы канализации, отопления и электрика в ветхом состоянии. Дверь в подъезд сломана. Почему большинство домов за последние 10–15 лет уже отремонтированы, а наш — нет? По какому принципу выбираются дома для капремонта?» (Алексей)
— Программу формируют муниципалитеты, общая программа утверждается кабинетом министров. Критерии все в законе прописаны, в том числе и срок жизни дома, и техническое состояние. Мы уточним по этому адресу. Скорее всего, просто не информирован гражданин. Дому более 60 лет, поэтому маловероятно, что его ни разу не ремонтировали. Либо он признан аварийным домом и снят с капремонта, а человек даже не знает об этом.
— Вы «БИЗНЕС Online» читаете, бывает время на это?
— Я же адекватный человек, конечно, читаю.
— А к критике вы как относитесь?
— Сказать, что «БИЗНЕС Online» ко мне относится лояльно, невозможно даже. Вы по мне вдоль и поперек ходили. И продолжите так же критиковать. Но это никак не повлияло: вы позвали, и я здесь. Потому что качество газеты не отнять. Вот критикуют или нет, но качество-то фактуры нормальное. Вас никак не заподозришь в отсутствии гениальности.
— Пожелание газете есть?
— Это же факт, что через СМИ идет переформатирование сознания. До проблемы сетей власть докумекала же — начали заниматься. Системой управления МКД тоже начинают заниматься. У нас самая тяжелая часть — это все-таки сознание собственников. Есть дома, где просто никому ничего не интересно, но есть, где интересно. Вот это надо масштабировать.
— Александр Васильевич, спасибо за очень полезный и эмоциональный разговор. Успехов вам на новом месте работы.
Тыгин Александр Васильевич родился 18 мая 1973 года в Набережных Челнах. Окончил Уральский институт народного хозяйства по специальности «финансы и кредит», квалификация «экономист» (1994), Казанский государственный университет по специальности «юриспруденция», квалификация «юрист» (2004).
1995–2005 — служба в органах МВД РТ.
В 2005 году — заместитель главы администрации по экономике, промышленности и финансовому анализу Зеленодольского района и Зеленодольска.
В 2006 году — заместитель руководителя по экономике и промышленности исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района.
2006–2007 — председатель МУ «Контрольно-счетная палата Зеленодольского муниципального района».
В 2007 году — заместитель руководителя по экономике и промышленности, первый заместитель руководителя по экономике и промышленности — начальник управления экономики, и. о. руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района.
2007–2009 — руководитель исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района.
2009–2010 — заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ.
2010–2011 — заместитель министра экономики РТ.
2011–2012 — заместитель генерального директора по внутреннему контролю и аудиту ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“».
2012–2013 — руководитель исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района.
2013–2019 — глава Зеленодольского муниципального района РТ, мэр Зеленодольска.
2019–2024 — депутат Государственного совета РТ VI созыва, председатель комитета ГС РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию.
С 27 января 2024 года — начальник Государственной жилищной инспекции РТ — главный Государственный жилищный инспектор РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.