Живопись, скульптуры из синтетической керамики, оживающие картины на лентикулярных панелях — экспонаты на выставке «Ты тоже это видишь?» в галерее «БИЗОN» по-разному обыгрывают тему визуальных чудес и обмана зрения. Художницы Ольга Тобрелутс и Ирина Дрозд знакомы ценителям искусства не только в России — в прошлом году их выставки тепло приняли в Париже, Хьюстоне, Абу-Даби… Куратор выставки рассказывает, как Тобрелутс удалось «зашить» в традиционную живопись цифровой код, объясняет, почему монстры Дрозд выглядят не устрашающе, а беззащитно, и рассказывает, как лентикуляры, привезенные в Казань, были признаны лучшими в мире на конкурсе в Дюссельдорфе, что разозлило американских спонсоров смотра.
1. Увидеть серию картин с Венецианской биеннале и узнать, чем художница может покорить Ленни Кравица
На выставке в галерее «БИЗON» можно увидеть работу «Идеальный шторм» из серии «Транскодированные структуры». Впервые эту серию пионер российского медиаарта Ольга Тобрелутс презентовала в 2019 году на Венецианской биеннале в павильоне Северной Македонии.
Выставочная география художницы говорит сама за себя: в 1998 году она представила персональную выставку «Священные фигуры» в лондонской галерее Tate, затем подготовила личный проект Mixed Media для Русского музея, провела масштабную ретроспективу своих работ «Новая мифология» для ММОМА. Ее работы находятся в коллекциях многих музеев мира, в том числе Третьяковской галереи, Пушкинского музея, музея Людвига, Московского музея современного искусства и нью-йоркского МОМА.
Ирина Дрозд стояла у истоков известного петербургского объединения «Непокоренные 17», которое в 2007-м основал ее супруг Иван Плющ (его выставка «После иллюзий» проходила в галерее «БИЗON» в прошлом году). Любопытно, что произведения Дрозд, Плюща и Тобрелутс часто вступают в художественный диалог на выставочных площадках по всему миру. Так, в минувшем декабре они презентовали совместный проект En Devenir в парижской Nickel Gallery.
Персональные выставки Дрозд проходили в галереях и музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Будапешта, Флоренции, Цюриха. Работы находятся в коллекциях Русского музея, Музея современного искусства, ГЦСИ, собрании музыканта Ленни Кравица.
Творческий маршрут Тобрелутс и Дрозд теперь проходит и через Казань, и у зрителей «БИЗONа» есть уникальная возможность узнать, чем же покорили художницы мировое арт-сообщество.
Камера вашего телефона, скорее всего, распознает картину Тобрелутс «Идеальный шторм» как цифровое изображение, придав ей дополнительный объем, хотя это традиционные холст и масло — впервые эта серия была показана на Венецианской биеннале
2. Обмануть ваш телефон — его камера считает живопись как цифровое искусство
Уникальность серии «Транскодированные структуры» в том, что Тобрелутс путем экспериментов миксует цифровое искусство с традиционным. Сначала на компьютере она выстраивает трехмерные фигуры, а затем переносит их на холст по классической схеме: сперва делает набросок карандашом, потом создает подмалевок, наносит живопись.
«Я обратила внимание — когда цифровая камера начинает снимать эти картины, она придает им дополнительный объем, — рассказывает Тобрелутс. — То есть она узнает в ней код, считывает, что изображение построено в матрице и сразу воспринимает как цифровое изображение, придает дополнительный 3D-объем, хотя все это традиционная студийная живопись. Если человек стоит близко на фоне этих картин, то камера не воспринимает его как созданного в „цифре“ и делает двухмерным. В серии „Транскодированные структуры“ я как бы предсказала развитие искусственного интеллекта, который в итоге будет совместим с человеческим сознанием».
При этом картина «Идеальный шторм» призвана передать движение волн в море. Когда волна спадает, происходит некое хаотичное на первый взгляд движение водяных частиц, которые смешиваются, но потом выстраиваются уже в новую волну, и она снова делает накат. Тобрелутс не только демонстрирует уникальный технологический эксперимент, но также в точности фиксирует на живописном полотне силу природной стихии — момент, когда волна обрушивается и происходит смешение водных потоков.
У зрителей выставки «Ты тоже это видишь?» есть уникальная возможность увидеть последнюю картину из серии «Транскодированные структуры» — все остальные полотна из этой серии уже находятся в музеях и частных собраниях.
«Изобразительное искусство изменилась, когда Ян ван Эйк придумал масляную живопись, — рассуждает художница. — Каждое новое открытие всегда трансформировало традиционную живопись. И мне кажется, компьютерная эпоха тоже изменила представление о традиционной живописи, и постепенно-постепенно она начинает демонстрировать свои новые возможности».
Один из монстров читает труды Владимира Ленина
3. Обнаружить своего внутреннего ребенка за обеденным столом с монстрами
Дрозд любит экспонировать свои работы со специфическим театральным подходом. Живописные полотна в выставочных залах она дополняет масштабными инсталляциями и скульптурами: «Мне важно, чтобы человек сразу почувствовал атмосферу некой загадки, сказочности».
Выставка в галерее «БИЗON» не стала исключением — здесь представлен обеденный стол, сервированный блюдами с монстрами. Образы диковинных существ изначально появились в живописных полотнах Дрозд, а затем она начала создавать их из синтетической керамики. Точный способ изготовления, благодаря которому монстры выглядят как живые, Ирина держит в секрете. «Образы маленьких монстриков, которые находятся на тарелках, отсылают нас к теме жертвенности, — объясняет художница. — Это даже не еда, но аллегория еды, образ того, что мы способны съесть, скажем так, внутри себя. Своим искусством я призываю зрителей не терять маленького ребенка внутри каждого, не подавлять его. Когда говорю „ребенок“, имею в виду не возраст, а скорее чувства: наивность, доброту, особую эмпатию, способность плакать, не стыдясь своих слез. Это огромная палитра чувств, которая присуща детям и с которыми почему-то борются взрослые. Про такого человека часто говорят: фу, он инфантилен, как ребенок. Я считаю, что это не плохо и не хорошо, а нормально. Это в нашей природе заложено!»
Когда будете на застолье с монстрами Дрозд, обратите особое внимание на остроумные детали. Например, один из них, колоритный кальмар, сидя на унитазе, читает труды Владимира Ленина. «Он эдакий старичок, который еще немного рефлексирует по поводу Ильича и считает его, видимо, хорошим вождем. Воспринимайте это как юмористические записки», — поясняет Дрозд.
Дрозд ярче других художников современного искусства умеет высказываться о тревогах и надеждах нежного возраста
4. Вспомнить, каково быть мятежным тинейджером
Искусствоведы отмечают, что Дрозд ярче других художников современного искусства умеет высказываться о тревогах и надеждах нежного возраста.
«Я очень люблю тинейджеров, это самый романтичный период, — говорит она. — Человек еще не оперился, но уже живет вполне взрослой жизнью. На двух фронтах: беззаботного детства с плюшевыми медвежатами и взрослых соблазнов. С особой теплотой вспоминаю переходный возраст, трудный и прекрасный, первое ощущение надкусывания запретного плода».
Впервые с этой темой Дрозд начала работать еще в начале 2010-х. Тогда она представила в галерее FINEART проект «Конкурс красоты». Он был посвящен девочкам, которых родители насильно отдают в модную индустрию. «Через эти работы я хотела показать, что не стоит свои несостоявшиеся амбиции пытаться реализовать насильно в собственных детях. Я перечитала очень много статей, литературы по данному поводу, узнала, с какими проблемами сталкиваются подросшие девочки-модели, — это невероятная травма для психики!» — объясняет художница.
Еще один ключевой проект Дрозд на тему тинейджеров назывался «Я знаю, что вы делали в 13 лет» и был презентован в петербургской галерее Anna Nova. Он был посвящен сложным подросткам, которые вступают в бой с обществом, не хотят подчиняться правилам взрослого мира. Получилась своеобразная предтеча атмосферы сериала «Слово пацана».
Тобрелутс написала чувственный портрет своего друга, легендарного искусствоведа и куратора Аркадия Ипполитова, после его смерти в ноябре прошлого года
5. Увидеть чувственный портрет легендарного искусствоведа, показавшего российское искусство в Ватикане
В Казани представлен портрет легендарного искусствоведа Аркадия Ипполитова — картину Тобрелутс написала через несколько месяцев после его смерти, минувшей зимой. Художница отмечает, что Ипполитов был необыкновенным профессионалом. К примеру, стал куратором, которому Ватикан доверил масштабную выставку «Русский путь», затем он курировал самую полную выставку работ Врубеля в Новой Третьяковке.
«Иногда он работал с современными художниками, но довольно редко и на свой выбор, — вспоминает об Ипполитове Тобрелутс. — Обращались к нему многие, потому что сделать проект вместе с Аркадием — нечто замечательное в истории развития художника, но чаще он сам выбирал темы и художников, которые интересовали лично его. Ипполитов написал такие выдающиеся книги, как „Рим“, „Просто Венеция“, книгу о Милане. Когда он умер в ноябре, у меня случилась большая трагедия. Пыталась как-то себя успокоить и начала перечитывать те тексты, которые он писал для моих проектов. Обнаружила, что в них он рассуждал больше о себе. И мое представление о нем стало больше, глубже. Захотелось найти другие его тексты — собрала их, получилась уникальная подборка. Решила, что нужно сделать книгу и выставку. И мы это осуществили весной в день его рождения, назвав проект в честь любимой картины Аркадия — полотно Дюрера „Меланхолия“ висело в его рабочем кабинете».
В Казань Тобрелутс привезла сборник «Меланхолия» с текстами Ипполитова — в галерее «БИЗОN» книга была выкуплена в первые же дни работы выставки, осталось всего несколько экземпляров.
«Аркадий был человек сложный, интересный, — рассказывает Тобрелутс, говоря о портрете искусствоведа. — Мы с ним проводили много времени в Крыму. Однажды я его вот таким запомнила — лежащим на дастархане после обеда в тени кипарисов, под солнцем, на фоне южной крымской неги. После его смерти захотелось запечатлеть его в этой картине именно таким прекрасным — летящим куда-то, задумавшимся о новом проекте. В экспозиции галереи „БИЗON“ портрет Ипполитова окружен транскодерами, потому что его жизнь была одинокой, он был очень несчастен. Но в то же время никогда не жаловался, был независимым, смелым, последним денди Петербурга, настоящим эстетом, аскетом и гениальным писателем».
На картине «Зеленка» мальчик разбил колено и ждет, когда взрослые будут его лечить, но помощь приходит из потусторонних миров…
6. Расшифровать диалоги между детьми и диковинными пришельцами из потусторонних миров
Изучая сюжеты живописных полотен Дрозд, важно обращать внимание на детали. К примеру, в работе «Трудности перевода» происходит зрительный контакт между мальчиком и монстром, напоминающим кальмара. Не все замечают, что внизу на стуле лежит вилка.
«Кальмар словно говорит мальчику, что не нужно меня есть, давай просто поболтаем, — объясняет художница. — Но поговорить они вряд ли смогут, потому что иногда человеку трудно понять другого, даже если они общаются на одном языке. О чем уж говорить, когда мы сталкиваемся с чем-то потусторонним, инаковым! Здесь меня интересует вопрос: можем ли мы услышать нашего собеседника, если он более маленький, хрупкий, незащищенный? Мой призыв — нужно прислушиваться к людям, даже если они не от мира сего, напоминают нам этого уязвимого монстра-кальмара. Компромисс и диалог должны состояться вне зависимости от статуса, размера, социального бэкграунда».
На другом полотне, которое называется «Зеленка», мальчик разбил колено и ждет, когда взрослые будут его лечить. Но помощь приходит из потусторонних миров — с целебным раствором к нему летит фантастический мотылек. В этой работе складывается дружба человека и природы, никто никого не собирается убивать и прихлопывать.
В советских переливающихся открытках было заложено всего три ракурса, а в лентикулярных панелях Тобрелутс — больше 300 ракурсов, построенных в 3D!
7. Ходить туда-сюда, открывая новые грани лентикуляров, признанных лучшими во всем мире
На выставке «Ты тоже это видишь?» представлена не только живопись Тобрелутс, но и лентикулярные панели, выполненные в технике «стерео-варио». Проще говоря, изображение оживает и двигается, получает дополнительный объем в зависимости от того, под каким углом на него смотрит зритель. Ольга с гордостью отмечает, что ее работы в этой технике были признаны лучшими в мире на ежегодной полиграфической выставке-ярмарке в Дюссельдорфе. Второе место на конкурсе заняли американцы, китайцы — третье. Американцы были в таком бешенстве (выставка организуется на их деньги), что следующие два года конкурс они не проводили. Программное обеспечение для печати лентикуляров, вызвавших мировой фурор, Тобрелутс написал москвич Егор Коротков.
«Это очень кропотливая работа, она дает эффект свечения, движения. И конечно, в каждой работе есть смысл. Например, Гермес здесь летит над музеем Гугенхайма в Абу-Даби. На работе Oil котировки нефти то падают, то взлетают…» — рассказала Тобрелутс на открытии выставки.
У кого-то может сложиться впечатление, что лентикулярные панели — это масштабированные стереооткрытки, которые были у многих в детстве, но техника производства лентикуляров Тобрелутс гораздо сложнее. В тех советских переливающихся открытках было заложено всего три ракурса, а в лентикулярных панелях Ольги — больше 300 ракурсов, построенных в 3D! Убедиться в том, что между переливающимися открытками из детства и произведениями Тобрелутс есть большая разница, лучше вживую, побывав на выставке «Ты тоже это видишь?».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.