Одним из важнейших событий культурной жизни Татарстана этого лета стала новость о том, что раис РТ принял принципиальное решение — в нынешнем здании театра им. Камала должен разместиться новый музыкальный театр. Официально это пока не объявлено, но источники «БИЗНЕС Online» говорят о том, что прямо сейчас министерство культуры республики работает над концепцией данного театрального учреждения. Таким образом, столица Татарстана получит второй музыкальный театр, как чаще всего и бывает в российских городах-миллионниках. Наша редакция вместе с экспертами решила поразмышлять о том, какой должна стать новая важнейшая культурная институция в Казани, ответив на ряд вопросов. Призываем читателей также делиться своими соображениями в комментариях.
Министерство культуры РТ представило раису Татарстана концепцию создания национального культурного центра на базе здания нынешнего театра им. Камала
1. Окончательно ли решен вопрос о создании музыкального театра?
Судя по всему, об этом можно говорить как о деле практически решенном. По информации «БИЗНЕС Online», министерство культуры РТ представило раису Татарстана концепцию создания на базе здания нынешнего театра им. Камала национального культурного центра. Однако у Рустама Минниханова были к ней вопросы. И он предложил вернуться к идее музыкального театра. Причем в республиканском минкульте в целом с главой РТ согласны. Само пространство диктует, чтобы его занимала одна организация, а не множество структур делили «коммунальную квартиру». Так что креативные «младотатары» из мира культуры и искусства, видимо, получат возможность реализовывать свои проекты уже в новом театре им. Камала, благо масштабы будущей «ледяной глыбы» позволяют. А пока в минкульте Татарстана занялись концепцией музыкального театра, которой, по данным источников, еще нет.
Напомним, что впервые конкретика вокруг многолетней дискуссии о создании в Казани нового музыкального театра появилась в августе 2023 года. Тогда в беседе с журналистами министр культуры РТ Ирада Аюпова рассказала о том, что этот вопрос на встрече с Миннихановым в Москве поставили татарстанские студенты ГИТИСа. «Рустам Нургалиевич согласился, что нам нужен музыкальный театр и сейчас накоплено достаточно материала, чтобы его транслировать на профессиональной сцене, — сообщила тогда Аюпова. — Он (Минниханов — прим. ред.) сказал: „Обсудите с общественностью, жителями республики и экспертами перспективу создания музыкального драматического театра на площадке нынешнего здания театра Галиаскара Камала“. Я очень надеюсь, что нас поддержат».
Впрочем, в самом минкульте Татарстана пока воздерживаются от какой-то конкретики. «Министерство культуры РТ исходит из того принципа, что здание служит развитию национальной культуры и его перспективы определяются данным контекстом. В настоящий момент идет обсуждение этого крайне важного вопроса, формируется концепция дальнейшего развития здания», — так пресс-служба ведомства ответила на запрос «БИЗНЕС Online» о будущем здания-«паруса».
Элементы музыкального театра можно встретить практически в любом драматическом спектакле
2. Что такое музыкальный театр?
Понятно, что театр — синтетическое искусство, включающее в себя различные направления творческой деятельности. Поэтому, строго говоря, элементы музыкального театра можно встретить практически в любом драматическом спектакле. Здесь присутствует работа композитора, артисты поют, хореограф придумывает танцевальные сцены…
Но в музыкальном театре эти элементы становятся главными в общей концепции. И можно дать следующее определение: музыкальный театр — один из популярных жанров искусства, который сочетает в себе музыку, хореографию и драматическое искусство.
Современный музыкальный театр, который особенно ярко стал развиваться в XIX веке, включает в себя целый ряд жанров, каждый из которых имеет собственные особенности и используется для выражения определенных идей и эмоций. Опера — жанр, где музыка становится главным элементом, такие спектакли обычно сопровождаются оркестром и хором, опера бывает классической и современной. Балет — жанр, объединяющий музыку и танец. Балетные постановки обычно имеют сюжет и используются для выражения идей и эмоций через движения и позы танцоров. Мюзикл чаще всего развлекательный жанр, где одинаково важную роль играют музыка и слова. Оперетта еще один развлекательный комедийный жанр, который сочетает в себе элементы оперы и мюзикла. Из менее распространенных жанров выделяют, например, популярные в позднем Советском Союзе рок-оперы — это жанр, который возник в 1970-х, здесь спектакли обычно имеют сюжет, основанный на музыке и текстах песен.
Театр редко дает больше 10 представлений в месяц в зале на 1 тыс. человек. При этом у ТГАТОиБ даже нет второй сцены
3. Нужен ли Казани второй музыкальный театр?
Ответ на этот вопрос очевиден. Почти 1,5-миллионная столица РТ имеет всего один подобный театр — ТГАТОиБ им. Джалиля. И Казанская опера пользуется своим положением монополиста сполна. Театр редко дает больше 10 представлений в месяц в зале на 1 тыс. человек. При этом у ТГАТОиБ даже нет второй сцены (малой, экспериментальной), которые имеются в большинстве уважающих себя региональных театров оперы и балета, не говоря уже о столичных. Как результат — во многом искусственно созданные ажиотаж и аншлаги. Одновременно театр им. Джалиля в год собирает аудитории меньше, чем те же драматические театр им. Камала и театр им. Качалова. Еще до пандемии расклад по цифрам выглядел примерно так: театр им. Камала — 140 тыс. зрителей (в год), театр им. Качалова — 120 тыс., театр им. Джалиля — 100 тысяч. У минкульта республики в последнее время есть трудности с публикацией этой статистики, но вряд ли расклад радикально поменялся.
То, что казанцы обделены музыкальными театрами, показывает нехитрый подсчет. Как оказалось, в первой семерке городов России по численности населения только в столице РТ одно подобное культурное государственное учреждение. В сопоставимых с Казанью по количеству жителей Новосибирске, Екатеринбурге или Красноярске таковых минимум два, не говоря уже о Москве — городе – мировом рекордсмене по количеству оперных театров.
«Создание музыкального спектакля связано с солистами, хором и оркестром, так что создание полноценного репертуара — дело не одного года»
4. Когда может открыться новый театр?
Один из наших экспертов уверенно сказал, что в минкульте Татарстана опоздали с постановкой такой задачи на пять лет — именно столько необходимо, чтобы выстроить новый театр для того, чтобы он функционировал не для галочки, а стал действительно серьезным местом культурного притяжения.
Но очевидно, что такого количества времени у организаторов нет. Одновременно понятно: даже если театр им. Камала полноценно переедет в новое здание уже осенью 2024 года, это не означает, что на старом месте тут же полноценно заработает иное театральное пространство. Максимум, на что можно рассчитывать в сезоне 2024/25, — концертные программы как предтеча будущих полноценных постановок.
Свое видение временного расклада в разговоре с «БИЗНЕС Online» дал известный театральный критик, советник министра культуры РТ Нияз Игламов. «Если завтра открыть любой театр, представьте, сколько понадобится времени, чтобы наполнить его репертуаром. Есть традиционная российская модель репертуарного театра — это стабильная труппа, некий худрук, приходящий на время, — напоминает наш собеседник. — Возможна следующая модель развития — коллектив выпустит первый спектакль, сыграет его 10–20 раз, на время приостановит работу и будет готовить следующую премьеру. Сразу пять спектаклей поставить невозможно, а опыт разных музыкальных театров показывает, что афише нужно не меньше 10 названий, в идеале 20–22. В театре имени Джалиля подготовка одной премьеры занимает около полугода. Если говорить о драматических труппах, то в театре имени Камала это три-четыре месяца (два, если приглашенный режиссер), а подготовка событийного спектакля в условном драмтеатре может занять полтора-два сезона. Создание музыкального спектакля связано с солистами, хором и оркестром, так что создание полноценного репертуара — дело не одного года».
Игламов уверен, что открытие музыкального театра в следующем сезоне невозможно и что, помимо всего прочего, «в здании нужно будет все переоборудовать, проверить зал с точки зрения акустики, разобраться с аппаратурой». «Если придет идеальный руководитель, возможно, театр откроется в сезоне 2025/26, подготовит что-то яркое, праздничное, волнующее казанского зрителя, — прогнозирует эксперт газеты. — А дальше постепенно будет наращиваться репертуарный фонд. Даже если делать переносы, для них должны быть солисты, хор, свой или приглашенный оркестр. Главное, чтобы это не было сборной солянкой, когда сегодня одно, завтра другое, то есть разношерстный, разностилевой репертуар, выпущенный под общим руководством. Подобного я больше всего боюсь».
По мнению московского музыкального критика Елены Черемных, все зависит от эффективности работы авторов проекта, которые смогут найти ключ к зрителю, «если это будет современный, продвинутый, культурно аргументированный и регионально востребованный продукт». «Очевидно, понадобится вместе с региональным союзом театральных деятелей и министерством культуры Татарстана пошагово формулировать концепцию театра — что это будет за коллектив, какое количество спектаклей он будет делать, кому адресованы эти спектакли, как распределять целевую аудиторию по возрастным группам в соответствии с предлагаемыми темами спектаклей, кто будет фокус-группой, — продолжает Черемных. — Все это довольно демократичные и в то же время продуктивные схемы современной работы». Собеседник газеты считает, что первые качественные результаты могут появиться и за один год работы, а могут не возникнуть и за пять лет.
Эксперт «БИЗНЕС Online» обращает внимание на еще одну проблему театральной Казани, без решения которой развивать новый музыкальный театр будет сложно. Речь идет о практически отсутствии серьезного взаимодействия и коллабораций между соответствующими институциями. «Насчет единства театральной среды в Казани у меня наблюдения, наверное, поверхностные, но они есть, — говорит Черемных. — Знаете, меня изумляет ситуация, что театры практически не используют возможности сотрудничества. Скажем, из Камаловского можно было бы приглашать режиссеров/драматургов в оперный, но в Татарстане так не принято».
«Следует учитывать, что библиотека татарских опер, музыкальных комедий и музыкальных драм немногочисленна. Жизнеспособных произведений среди них еще меньше» (на фото: сцена из оперы «Кара пулат»)
5. Должен ли быть новый театр исключительно татарским?
Интересно, но практически все собеседники «БИЗНЕС Online» сошлись на том, что новый театр не должен ограничиваться исключительно татарским репертуаром. И это притом что нынешнее здание театра им. Камала пропитано национальным духом. Но основная проблема вполне себе очевидная — татарских музыкальных произведений просто не хватит, чтобы составить полноценную афишу. «Следует учитывать, что библиотека татарских опер, музыкальных комедий и музыкальных драм немногочисленна. Жизнеспособных произведений среди них еще меньше. Театр татарской оперы, скорее всего, не получится», — констатирует ректор Казанской консерватории (КГК) Вадим Дулат-Алеев.
«Музыкальный театр в понимании татар — это Салих Сайдашев, — уверен художественный руководитель камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов. — Но если брать драматический спектакль с его музыкой, то тот же „Наемщик“ или еще что-то — это уже не музыкальный театр, а драматический театр с музыкой. А такое может позволить себе поставить любой драматический театр. У Камаловского театра есть свой оркестр, они прекрасно поставят любой драматический спектакль с музыкой Сайдашева. И у них это раньше было. Или станем в который раз ставить „Зәнгәр шәл“? Но это везде будет „Зәнгәр шәл“». Из татарской классики, которая легко бы «встала» на сцене нового театра, народная артистка России завкафедрой вокального искусства КГК Зиля Сунгатуллина также вспомнила оперу «Алтынчеч» Назиба Жиганова.
Абязов же довольно суров в своих выводах: «Опять будут жалобы: „Ой, нет ничего татарского!“ А что должно быть татарского? Не одно поколение должно пройти, чтобы люди поняли, что у нас ничего нет. Говорить можно все что угодно: „У нас есть Сайдашев, есть Жиганов!“ И что? Они были, что дальше? Разве сейчас Жиганова можно исполнить в том виде, в каком писал он сам? Слушать никто не станет».
«В репертуаре музыкально-драматического театра должно быть 75 процентов татарских сочинений. Но их нет!» — признает музыковед, бывший музыкальный редактор ГТРК «Татарстан» Сирина Латыпова. «Если действительно принято решение, что это будет многонациональный театр, я вижу так: 20 процентов — это мировая классика, 40 процентов — русская и татарская классика, 40 процентов — новые работы от современных авторов», — дает свой расклад замруководителя исполкома Казани по социальным вопросам, создатель творческого объединения «Калеб» Гузель Сагитова.
При этом она называет целый пул современных произведений и авторов, которые могли бы оказаться в афише музыкального театра. «Уже сейчас у нас есть спектакли, которые могли бы закрепиться за этой сценой, — оперы Эльмира Низамова „Алтын Казан“, „Кара пулат“, опера Миляуши Хайруллиной „Кави – Сарвар“, Зульфии Рауповой „Ак бүре“, — перечисляет Сагитова. — И были интересные работы композиторов Елены Анисимовой, Анастасии Костюковой, Ильяса Камала, Ляйсан Абдуллиной, Ильдара Камалова. Если будет театральная институция, то у композиторов, поэтов и писателей появится толчок писать, создавать, со временем вырасти до больших мастеров».
6. Каким должен быть репертуар нового музыкального театра?
Это едва ли не самый важный вопрос, который и определит лицо нового театрального учреждения. Должен ли он напрямую конкурировать с ТГАТОиБ им. Джалиля? Скорее нет. Музыкальные театры в других российских городах, чаще всего выросшие из театров музкомедии или оперетты, обычно дополняют культурную палитру, а не пытаются повторять афишу оперно-балетных коллег. «Думаю, новый театр не должен конкурировать с ТАГТОиБ имени Джалиля. В современном обществе театры между собой не конкурируют, ведь если где-то идут плохие спектакли, то это бросает тень на все искусство, на все театральные постановки. Так что зачем создавать второй оперный театр?» — считает Игламов. Так что оперных блокбастеров вроде «Аиды» Верди или «Турандот» Пуччини в здании на берегу Кабана ждать не стоит.
При этом в комментариях экспертов чаще всего звучат слова «мюзикл», «оперетта» и «музыкальная комедия». «Что здесь можно ставить? Музыкальные комедии и драмы наших татарских композиторов, русские произведения, мюзиклы, классические оперетты, камерные оперы. Например, „Евгений Онегин“ Чайковского или „Снегурочку“ Римского-Корсакова, оперы-буффа. Комедии и драмы Салиха Сайдашева, национальные оперы нынешних молодых композиторов, — перечисляет Сунгатуллина. — Оперетты Имре Кальмана — „Принцесса цирка“, „Фиалка Монмартра“».
«Для нового театра следует продумать национальный репертуар, хорошо бы создать лабораторию, где студенты-композиторы смогут создавать экспериментальные работы и выносить их на большую сцену, — говорит председатель правления союза композиторов РФ и глава союза композиторов РТ Рашид Калимуллин. — Кроме того, можно будет ставить музыкальные комедии (этот жанр всегда был близок нашему народу), музыкальные драмы, другие синтезированные спектакли, например мюзиклы». «Думаю, в Казани реальнее всего создать коллектив, который можно бы назвать Татарским театром мюзикла, — считает Черемных. — Там могли бы ставиться мюзиклы и на татарскую тему, потому что в республике есть хорошая композиторская школа и уже продвинутый в направлении мюзикла Эльмир Низамов».
А вот Дулат-Алеев уверен, что новый театр должен быть мультижанровым: «Важно, чтобы на сцене нового музыкального театра органично смотрелись не только оперы и музыкальные комедии, оперетты и мюзиклы, но и современные видео-музыкально-литературные формы, спектакли в экспериментальных стилях и техниках (как звуковых, так и визуальных и коммуникативных), малые составы, моноспектакли и концерты, — констатирует ректор КГК. — Мне кажется, что это должен быть проектный театр, многофункциональный центр культурной жизни».
Латыпова также считает, что новый театр не должен забывать и о своей социальной функции. «Нам нужен музыкальный театр комедии и драмы, об этом давно говорят. Кстати, театр должен быть очень мобильным, потому что во всех районах РТ есть хорошие дома культуры, куда труппа могла бы выезжать и свои спектакли показывать. Раньше даже оперы в сокращенном варианте, концертом, вывозили на заводы, фабрики, где во время перерыва рабочим показывали. Так народ втягивали в искусство», — напоминает собеседник «БИЗНЕС Online».
Салават Фатхетдинов, который тоже в теории мог бы возглавить такую институцию, на здание театра им. Камала, как оказалось, вовсе не претендует
7. Почему не театр татарской эстрады?
Перед новым театром, несомненно, возникнет проблема привлечения зрителя и собственного заработка. «Создание музыкального театра — это не шутки. Одно дело — придумать какие-то конфигурации, другое — воплотить их. Плюс сделать так, чтобы эти колеса еще и крутились. К тому же ауру камаловского здания преодолеть какой-то инородной структуре будет очень сложно. Данное место ассоциируется с театром имени Камала. И эту инерцию с большим трудом придется преодолевать», — говорит доцент КФУ Милеуша Хабутдинова. Она соглашается, что есть современные постановки, вызывающие ажиотаж, но чаще всего это ограничивается разовыми показами: «Я не вижу, чтобы была выработана рабочая модель, которая вывела театр на самоокупаемость».
В этой связи на повестке дня был вопрос создания условного театра татарской эстрады, где выступали бы популярные артисты, способные легко собирать зал на 800 с лишним человек. О примерно такой модели размышлял на «БИЗНЕС Online» директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов, предлагая создать на этом месте Дом татарской музыки.
Среди наших экспертов, правда, эта идея особого резонанса не вызвала. Кстати, Салават Фатхетдинов, который тоже в теории мог бы возглавить такую институцию, на здание театра им. Камала, как оказалось, вовсе не претендует. «Верите, что будет музыкальный театр? Музыкальный театр — это же и есть концерт. Ерунда, просто ерунда. Это будет пародия на оперный театр. Отдайте здание Государственному ансамблю песни и танца РТ, который без дома, без сцены», — сказал нашему корреспонденту главный певец национальной эстрады.
8. Кто будет петь?
«Полагаю, что нужно формировать свою актерскую труппу, — считает Дулат-Алеев. — Каким бы обширным ни был рынок гастролирующих артистов, возделывать свой огород надо. Но это должна быть труппа с учетом многожанровости спектаклей».
Причем, пожалуй, это самая легкорешаемая проблема потенциального нового театра. КГК им. Жиганова, КазГИК и музыкальный колледж им. Аухадеева ежегодного выпускают качественных вокалистов, перспективы трудоустройства которых довольно туманны. Более того, сложился целый пул артистов, регулярно выступающих на правительственных концертах и приемах, которые так любят проводить власти Татарстана. И первые лица республики, постоянно наблюдая за этими певцами и радуясь их талантам, возможно, и не в курсе, что вне данных мероприятий у них, по сути, нет полноценной карьеры.
Сагитова приводит огромный список вокалистов, которые могли бы фактически составить полноценную труппу музыкального театра. «Основу музыкального театра могли бы составить такие вокалисты, как Эльмира Калимуллина, Алина Шарипжанова, Артур Исламов, Илюса Хузина, Ильгиз Мухутдинов, Эльза Исламова, Игнат Изотов, Евгений Шорников, Сюмбел Киямова, Айгуль Гардисламова, Айрат Ганеев, Айсылу Нуруллина, Руслан Закиров, Алмас Хусаинов, Руслан Габбасов, Алсу Идрисова, Дмитрий Косов, Динар Шарафетдинов, Элина Сафина, Алсу Файзуллина, Муса Камалов, и многие другие молодые артисты, — перечисляет наш эксперт. — Они уже зарекомендовали себя в ярких музыкальных проектах, но в то же время эти ребята не полностью реализованы в профессии на сегодняшний день. Их потенциал гораздо больше. Многих из них приглашали даже в зарубежные театры, но они выбрали Казань, потому что здесь их семья, родная культура». Сюда можно добавить и звезду татарской эстрады Филюса Кагирова, не забывающего о своих консерваторских корнях, и недавних первых лауреатов республиканской премии им. Шаляпина Айдара Сулейманова и Ирека Фаттахова, и звезду «Yзгәреш җиле» Ильнара Миранова, и поющих артистов драматических театров.
Основатель «Калеб», а ныне ответственный сотрудник исполкома Казани также напоминает, что многие талантливые вокалисты вынуждены уезжать из Татарстана, поскольку не видят здесь возможности для своей реализации. Ситуацию можно проиллюстрировать на одном частном примере. Одной из звезд нового музыкального театра может стать Эльза Исламова, завкафедрой вокального искусства Казанского музколледжа им. Аухадеева. Оперное сопрано, выпускница КГК им. Жиганова, лауреат многочисленных конкурсов в России и за рубежом, одна из самых ярких артисток проекта «Yзгәреш җиле». В этом году авторам «БИЗНЕС Online» удалось увидеть и услышать Исламову на концерте камерной музыки на Шаляпинском фестивале, а также в одной из главных партий оперы «Кави – Сарвар». И каждый раз это была встреча с настоящей серьезной артисткой, которая могла бы себя найти в большинстве оперных театров на просторах России. Но только не в Казани, театру им. Джалиля с его куцым репертуаром и небольшим числом спектаклей певица просто не нужна.
Наверняка при должном менеджерском подходе можно зазвать в новый театр и прочих оперных звезд из Татарстана, которых не замечает театр им. Джалиля, живущий какой-то своей жизнью, порой далекой от актуального оперного процесса. В Казани мы не слышим ни Альбину Шагимуратову, ни Аиду Гарифуллину, ни Венеру Гимадиеву, ни Рузиля Гатина. Почему бы новой театральной институции не заняться решением и этого вопроса?
9. Кто будет ставить спектакли?
Еще один важнейший вопрос, который придется решать будущему менеджменту театра. Причем речь идет как о режиссерах-постановщиках, так и о дирижерах-постановщиках. Вообще, было бы неплохо открыть театр с полноценной сценической премьеры нашумевшей оперы Миляуши Хайруллиной «Кави – Сарвар», которая пока существует только в полуконцертной версии. И в целом авторы этого проекта могут стать костяком музыкального театра — композитор Хайруллина, режиссер Ильгиз Зайниев, дирижер Айрат Кашаев, группа солистов во главе с Артуром и Эльзой Исламовыми.
Конечно, профессиональных режиссеров музыкального театра в Татарстане нет, хотя увидеть в этом формате работы Айдара Заббарова или Туфана Имамутдинова было бы крайне интересно. А представьте себе, какой бы был ажиотаж, если бы за постановку современной татарской оперы взялся Фарид Бикчантаев? Можно вспомнить и о других режиссерах драмтеатра с татарстанскими корнями, например главреже Александринки Никите Кобелеве из Набережных Челнов или активно ставящем сегодня в московских театрах казанце Павле Пархоменко.
Это не отменяет возможности приглашения в Казань и маститых режиссеров музыкального театра. Буквально на днях в театре им. Камала был Алексей Франдетти, самый востребованный сегодня постановщик мюзиклов в России. Он положительно оценил перспективы создания здесь музыкального театра. Можно вспомнить даже Юрия Александрова, ветерана оперной режиссуры из Санкт-Петербурга, который ставит в театре им. Джалиля по спектаклю в год. Причем лучшей работой его в столице РТ являются не «-надцатые» «Тоски» и «Паяцы», которые он ставит повсеместно, а штучная «Сююмбике» по опере Резеды Ахияровой.
А вот вопрос с дирижерами выглядит острее. «Никого не вижу, потому что мы не обеспечиваем республику кадрами. Тот, кто работает в академическом жанре, в такой музыкальный театр не подойдет», — считает Латыпова.
Из более-менее очевидных имен можно выделить разве что ныне москвича Кашаева, числящегося в Большом театре, ставшего дирижером-постановщиком «Кави – Сарвар», а также замеченного в паре проектов театра им. Джалиля. «Кашаев? Есть доля скепсиса, — говорит главный дирижер оркестра La Primavera. — То, что он работает в Большом, на слух звучит почетно, но числиться можно где угодно, вопрос: чего он добился и что он может? Можно пригласить дирижера со стороны. Сладковского приняли? Приняли. Что, Салаватов (Ренат Салаватов — главный дирижер театра им. Джалиля — прим. ред.) не пришлый разве? Да, сначала гость наведет шороху, будет много скандалов, слез, обид и тому подобное, но в конце концов что-то заиграет». Одновременно Абязов считает, что главные дирижеры оркестров Камаловского и Тинчуринского театров Данияр Соколов и Ильяс Камал (он также и перспективный композитор) должны еще профессионально развиваться, чтобы быть по-настоящему готовыми к такой серьезной работе.
«Кто мог бы дирижировать? — задается вопросом Сунгатуллина. — Евгений Афанасьев в оперной студии консерватории (дирижировал там недавно „Евгением Онегиным“). Анна Гулишамбарова создала прекрасный коллектив Казанского музыкального колледжа имени Аухадеева, который блистает в Москве».
10. Нужен ли собственный оркестр?
Из предыдущего вопроса проистекает и следующий: нужен ли музыкальному театру свой стационарный оркестр? Или же он будет работать по принципу проектов, на каждый из которых можно приглашать разные коллективы? Благо в Казани немало разных качественных оркестров. Этот вопрос, безусловно, должны решить профессионалы, одним мнением чиновников здесь не обойдешься.
«Что за музыкальный театр без штатного оркестра? — недоумевает Абязов. — Других вариантов я тут не вижу. Работать с приглашенными оркестрами будет не то что странно, это просто невозможно. Если у театра есть труппа, она должна репетировать со своим постоянным оркестром, человек на 70. Нужен полноценный симфонический оркестр на уровне оперного театра (речь не о театре имени Джалиля, а в целом). Если обходиться без оркестра, значит, придется ставить спектакли под фонограмму». По мнению шефа La Primavera, при хорошей зарплате можно даже переманить часть музыкантов у ГАСО РТ.
«В идеале должно быть несколько оркестров. И классический, и эстрадный бенд», — считает Сагитова. В этом же русле рассуждает и Дулат-Алеев: «Спектакли могли бы идти не только под симфонический оркестр, но и под инструментальные ансамбли разных составов, под этнические и электронные инструменты, под саундтреки наконец».
«Если речь идет о музыкальном театре, оркестр, безусловно, нужен, — уверена Черемных. — Я знаю, что эксперты национальной театральной премии „Золотая маска“ смотрят только те мюзиклы, где музыка исполняется вживую, а не под фонограмму, потому что в настоящем театре музыку важно играть, а не воспроизводить, как в караоке-клубах или на эстрадных шоу». А уже состав оркестра стоит обсуждать с будущим руководством театра и с композиторами, которых решено привлекать к сотрудничеству. «Зачем туда сажать, допустим, тубистов или валторнистов, если медные духовые инструменты будут не нужны? — задает профессиональные вопросы эксперт „БИЗНЕС Online“. — А вот сколько скрипок там станет сидеть, какой марки окажутся синтезаторы и сколько их понадобится (если на одних инструментах будет использоваться клавишная функция, а на других — ритм-секция), это все должно быть решено путем профессионального коллегиального обсуждения».
11. Кто должен возглавить музыкальный театр?
Кому же доверят руководство новым театром? На этот вопрос пока ответа нет, как и понимания, будет ли стоять во главе нового учреждения худрук (творческий руководитель) или директор.
«Имя лидера театра сказать не могу, потому что это не один человек, — сказала нашему корреспонденту народная артистка РТ Эльмира Калимуллина, которая тоже должна стать лицом нового театра. — Это должна быть команда профессионалов, идейных, инициативных, с сильным лидером. Люди, которые в первую очередь любят музыку и будут защищать интересы музыкантов, артистов, потому что специфику нашей работы знают единицы. Люди, которые в курсе повестки дня и не боятся нового».
Некоторые имена собеседники «БИЗНЕС Online» все же называют. Так, по слухам, либреттист «всея» Татарстана, поэт Ренат Харис, вхожий в высокие кабинеты, активно лоббирует кандидатуру своего постоянного соавтора, композитора Эльмира Низамова, чьи «Кара пулат» и «Алтын Казан» просятся в репертуар нового музыкального театра. Конечно, у Низамова нет специфического административного опыта, однако он известен в музыкальном мире России, кроме того, что тоже важно, он свой человек и в ТГАТОиБ им. Джалиля, и среди гуру татарстанского экспериментального театра.
Если говорить о кандидатурах из числа менеджеров, то, в частности, называют имя замглавы исполкома Казани Сагитовой. В ее пользу говорит и успешный опыт руководства театром — Татарским ТЮЗом им. Кариева, а также прекрасное знание современного состояния татарской культуры и вовлеченность в процесс. Призывают наши собеседники не забывать и об экс-шефе «Барс-Медиа» Дине Гараевой, работающей сейчас в минкульте РТ, к ней явно благоволит Аюпова. Из оригинальных предложений — соучредитель фонда «Живой город» Диана Сафарова: наверняка появление во главе театра дочери главы АП РТ Асгата Сафарова точно бы означало отсутствие финансовых проблем у организации. Кроме того, в послужном списке Сафаровой-режиссера есть мюзиклы.
Называют и другие имена. «Возможно, мог бы возглавить новый музыкальный театр заслуженный артист России Рамиль Тухватуллин, который не прошел в депутаты Госсовета (неудачно выступил на праймериз „Единой России“ — прим. ред.), — считает Хабутдинова. — У него есть опыт киношный, он и в культурном плане человек, который может объединить разнокалиберные жанры».
«Оптимальный вариант руководителя — творческий человек с организаторскими способностями, способный собирать творческий коллектив с нуля и адекватно оценивать художественные результаты, — считает Дулат-Алеев. — Например, Миляуша Таминдарова (худрук камерного хора РТ — прим. ред.). Но выбор руководителя, безусловно, будет зависеть от выбора концепции, а у нас очень взвешенно выбираются и концепции, и руководители, поэтому, думаю, можно не беспокоиться».
Остается надеяться, что власти республики подкрепят делом слова нашего эксперта. Выбор за раисом и министерством культуры Татарстана. «БИЗНЕС Online» в свою очередь продолжит следить за новостями о музыкальном театре и готов предоставить свою площадку для дальнейшей дискуссии заинтересованных лиц о том, каким он должен быть.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 110
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.