«Огромное количество ситуаций, когда камеры стоят не там, где есть необходимость снизить аварийность, а там, где есть необходимость заработать деньги», — говорят эксперты «БИЗНЕС Online». С 1 сентября в РТ стали незаконными около 100 камер, которые фиксируют нарушения ПДД на дорогах. Причина этому — изменения в закон, подписанные еще 1,5 года назад, которые четко говорят, где и как должны стоять стационарные и мобильные системы фиксации нарушений. На их переподключение понадобятся время и деньги, а до тех пор штрафы с таких камер незаконны. Подробности — в материале издания.
Изменения коснутся всех камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД — как стационарных, так и мобильных
Где теперь по закону можно ставить камеры
У властей регионов было почти 1,5 года, чтобы подготовиться к нововведениям: изменения в закон, где указаны новые требования к камерам фото- и видеофиксации нарушений ПДД, были приняты и подписаны еще в конце мая 2023 года. Изменения не вводят какие-либо поправки в КоАП или в правила дорожного движения, а лишь уточняют требования к размещению камер. Причем изменения коснутся всех камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД — как стационарных, так и мобильных (кроме камер в патрульных машинах ГИБДД).
В чем суть нововведений? Во-первых, теперь каждая камера должна быть утверждена как «средство измерения»: для этого у нее должен иметься сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке. Получается, что если таких документов на камеру нет, то она незаконна.
Во-вторых, в законе теперь прописаны требования к местам установки мобильных и стационарных камер. Их смогут устанавливать только на следующих локациях:
- На дорогах с выделенной полосой для движения маршрутного транспорта — нарушения должны фиксироваться именно на конкретной полосе.
- На «аварийно-опасных участках дорог». Это официальный термин, под которым понимают участок дороги (менее 1 км вне населенного пункта или 200 м в населенном пункте) либо перекресток, где в течение года произошло три и более однотипных ДТП или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.
- На перекрестках, где в течение года произошло четыре и больше ДТП с материальным ущербом или два однотипных ДТП, или четыре ДТП (необязательно однотипных), в результате которых были погибшие или пострадавшие.
- На автоматических пунктах весового и габаритного контроля.
- В местах, где строятся или ремонтируются дороги.
- На пешеходных переходах.
- В местах, где запрещена остановка или стоянка машин.
- На перекрестках.
- На объектах государственного или муниципального контроля — например, на ж/д переездах и т. д.
Места установки камер должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками. По закону зона контроля камеры должна начинаться не менее чем через 150–300 м после этого знака. Если камера установлена в населенном пункте, то зона ее контроля должна начинаться не менее чем через 100 м от знака, который обозначает начало населенного пункта. Расстояние между стационарными камерами, которые отслеживают скорость машин, должно быть не менее 1 км, а вне населенных пунктов — не менее 5 километров.
В документе отмечается, что передвижные камеры устанавливаются на время «до прекращения обстоятельств, послуживших причиной для их использования». Так, например, после того как завершатся дорожные работы, камеры подлежат демонтажу.
Решение о том, где устанавливать камеру, будут принимать власти региона и владелец дороги. После этого им предстоит согласовать его еще и с ГИБДД — за автоинспекцией будет последнее слово. Они же (власти, владелец дороги или ГИБДД) решат, отключать или демонтировать камеру: первые двое должны согласовать решение между собой, а ГИБДД просто будет достаточно уведомить власти или владельца дороги в течение пяти дней. На местные власти, согласно закону, ложится обязанность финансировать все расходы, связанные с содержанием камер, из регионального бюджета, куда и поступают штрафы за нарушения ПДД с камер. Всю информацию с камер местные власти должны будут передавать в ГИБДД, как и схему их расположения, а на ГИБДД, в свою очередь, возложат обязанности размещать в открытом доступе информацию о том, где эти камеры установлены.
Татарстан стал одним из первых регионов, где появились камеры на дорогах. Тогда, в 2008 году, таких систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД было всего 66
Сколько камер в Татарстане не подошло под закон
В Татарстане ГБУ «БДД» провело аудит камер и выявило, что 95 из них, а это 11% от числа всех камер в республике, установлено с разными нарушениями, передает «Коммерсантъ». Это значит, что с 1 сентября их показания не будут использоваться для вынесения штрафов. Места установки незаконных камер не уточняются. В самом учреждении на вопросы «БИЗНЕС Online» не ответили, переадресовав их в ГИБДД. В Госавтоинспекции вопросы нашего издания также оставили без ответа. Следовательно, какие конкретно камеры нарушают закон и где они расположены, остается загадкой.
По данным «Ъ», в Московской области выявили 87 камер, которые не соответствуют новым требованиям (это всего 4% от общего числа). Основная проблема в том, что камеры установлены вне очага аварийности, как предписывает закон, или, например, камера установлена над пешеходным переходом, но сама пешеходка в зону ее видимости не попадает. «Устройства сейчас находятся в процессе демонтажа, их разместят на новом месте», — сообщили в минтрансе региона.
В Свердловской области камеры на 28 участках дорог переведут в режим фиксации движения, без вынесения штрафов. В Омской области скорректируют работу 23 камер (10% от всего парка), в Бурятии из 214 комплексов только 7 оказались не соответствующими новым требованиям. В то же время в Иркутской области таких камер было 53 — это четверть от всего парка систем. Минтранс Башкортостана планирует переместить 31 камеру, а в Воронежской области, например, все камеры оказались установлены по новым требованиям.
Власти регионов, где были выявлены камеры, установленные вразрез с требованиями, принимают разные меры: переводят в режим фиксации потоков машин без вынесения штрафов или перемещают камеры на новые места.
Татарстан стал одним из первых регионов, где появились камеры на дорогах. Тогда, в 2008 году, таких систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД было всего 66. Летом 2022-го их было 856, рассказывал руководитель ГБУ «БДД» Рифкат Минниханов: 670 стационарных, 166 передвижных и 20 мобильных. При этом их количество корректируется, и не всегда в сторону увеличения. Например, в 2021-м в Татарстане за нарушениями на дорогах следило почти 1,2 тыс. камер — без малого три сотни из них «сократили»: они устарели и не интегрировались в федеральную систему «Паутина».
При этом не секрет, что камеры фиксируют бо́льшую часть нарушений ПДД в республике. Например, в 2021 году было возбуждено 9 млн дел о нарушении ПДД, из них 8 млн — на основании данных фотовидеофиксации.
«Процесс передислокации стационарных комплексов с финансовой и технической точек зрения простым и быстрым не будет. Финансовые ресурсы на 2024 год под это не закладывались. Муниципалитеты и компании-подрядчики своими средствами не располагают», — сказал Минниханов в комментарии «Ъ». Кроме того, отметил он, в процессе дислокации потребуется скорректировать техзадания на подключение электричества, телекоммуникаций и т. д. «Без малого сотня комплексов [в Татарстане] будет на долгое время выключена из процесса контроля соблюдения скоростного режима», — констатировал Рифкат Нургалиевич.
При этом собеседники издания оценивают стоимость переподключения одной камеры, что называется, под ключ в сумму до 500 тыс. рублей.
Штрафы с материалов незаконных камер фото- и видеофиксации стоит обжаловать, говорит автоюрист Сергей Радько
Эксперты: «Большинство камер у нас только собирает деньги!»
Новые требования к камерам напрашивались очень давно, и они справедливы, говорит председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. «Мы говорили о том, что просто размещать камеры для того, чтобы собирать деньги, — это неправильно», — сказал эксперт в комментарии «БИЗНЕС Online».
А таких ситуаций, когда камеры направлены именно на «заработок», в России много, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. «Камеры часто стоят не там, где нужно. Огромное количество ситуаций, когда камеры стоят не там, где есть необходимость снизить аварийность, а там, где есть необходимость заработать денег», — сказал эксперт в беседе с корреспондентом нашего издания. «Большинство камер у нас только собирают деньги, — соглашается с ним вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. — Кто ездил аккуратно, тот так и будет ездить. Водители ведь в основном у нас ездят так, чтобы не было ДТП. А все остальное — это придирки просто!»
При этом камеры, которые с 1 сентября оказались незаконными, можно даже и не демонтировать, считают собеседники издания. «Даже если камера является муляжом или просто не работает, она все равно стимулирует водителя соблюдать правила дорожного движения на определенном этапе. И говорить о том, что, мол, давайте мы здесь эту камеру демонтируем и у нас все изменится… Ради бога, пусть она в качестве муляжа и стоит, ее не надо трогать. Даже если она просто предупредит водителя о том, что контроль на данном этапе ведется, ничего страшного в этом нет. Она не фиксирует нарушения, но дисциплинирует водителей. И, может, нужно оставить там муляжи и перенести эти камеры [на участки], которые определены автоинспекцией как аварийные или опасные. Тут ничего не изменится, только состояние безопасности дорожного движения улучшится», — полагает Солдунов.
При этом Моржаретто полагает, что на состояние аварийности отключение почти 100 камер в Татарстане не повлияет. «Ничего не изменится, это вопрос чисто технический и касается не водителей, а тех служб, которые обслуживают эти камеры. Я думаю, что тут еще есть элемент материальной заинтересованности, кроме того, что камеры — это фактор безопасности. Поэтому организация, которая отвечает за эти камеры, попытается максимально быстро их куда-то передислоцировать, перепрограммировать или каким-то образом все-таки вписать по закону в нынешнюю новую систему. Что касается автомобилистов, то я думаю, что мы этого пока никак не заметим. Ну разве что реже будет кричать навигатор: „Впереди камера на полосу“» — говорит эксперт.
По мнению Можаретто, камеры «свою функцию выполнили». «Считается, что большое снижение аварийности в последние годы было благодаря как раз работе камер. Но сейчас такого явного снижения нет. То есть камеры некую стабилизирующую роль играют, но увеличение числа камер уже не работает [на снижение аварийности]. Хотя некоторые чиновники, я не только Татарстан имею в виду, а Россию в целом, считают, что чем больше камер, тем лучше. Но я думаю, что нет. Хватит», — оценивает наш собеседник.
В то же время, по мнению Солдунова, альтернативы камерам в борьбе с нарушениями ПДД нет. «Но самое важное не просто поставить камеру. Главное, неотвратимость наказания. Если водитель неоднократно нарушает правила дорожного движения и получает за это штраф, то я уверен, что нормальный водитель, получив 2–3 раза штраф, в следующий раз такого нарушения не допустит», — говорит эксперт.
Штрафы с незаконных камер фото- и видеофиксации стоит обжаловать, говорит автоюрист Сергей Радько. «Если камера установлена с нарушением требований закона, то она не может использоваться для фиксации нарушений и назначения штрафа. Но, как с этим разбираться, пока не знает никто. Все, что остается, — это каждый раз при обжаловании этого постановления требовать документы, которые подтверждают ее (камеры — прим. ред.) соответствие новым требованиям», — констатирует автоюрист. Затем все доказательства нужно отправить в ГИБДД или районный суд по месту нарушения. Поскольку единого реестра камер не существует, придется по каждой камере разбираться отдельно, утверждает Радько.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.