«С помощью специалистов удалось установить, что документ из семейного архива — фамильное древо известного казанского мецената Исхака Юнусова. Я подумала: неужели мы с ним родственники?» — говорит жительница Казани Алсу Абдрахманова. В интервью нашему изданию она рассказала, как благодаря центру изучения семейной истории «Семь поколений» сумела найти информацию о своих предках, которую не знали даже родственники, что могло объединять ее прадеда и известного казанского благотворителя и почему самостоятельные попытки найти данные о прошлом своих прадедов и прабабушек не принесли результата.
Алсу Абдрахманова: «Однажды в одной из соцсетей я увидела пост основателя компании «Семь поколений» Рамиля Гаптрахимова. Мы пообщались, и я поняла, что эта организация сможет мне помочь»
«Нашла в своих семейных архивах древо Исхака Юнусова и подумала: неужели мы родственники?»
— Алсу, как и когда вам пришла идея создать фамильное древо?
— Желание во мне проснулось достаточно давно: у нашей семьи сохранился внушительный архив из документов, фотографий, альбомов, книг и даже визиток прошлых столетий. Но активно этим вопросом я начала заниматься примерно в 2019 году, когда начала перебирать семейные архивы. Меня всегда привлекало генеалогическое древо, нарисованное от руки и хранящееся среди рукописей прадеда. Каждый раз, разглядывая его, я думала, что, возможно, это прадед его составил и вписал туда наших предков. Сложность заключалась в том, что оно написано на старотатарском языке и очень неразборчиво.
С помощью специалистов удалось установить, что этот документ из семейного архива — фамильное древо известного казанского купца, благотворителя Исхака Юнусова. Я подумала: неужели мы с ним родственники?
Эта информация дала мне дополнительный импульс к самостоятельному изучению, захотелось тоже составить свое древо и найти предков по линии мамы и папы. Я начала обращаться в архивы, запрашивать данные, опрашивала родственников, советовалась с историками. Но полноценного результата добиться не получилось. В поисках предков мне либо попадались люди с такой же датой рождения, либо однофамильцы. Со временем я поняла, что безрезультатно скитаюсь по архивам, и решила обратиться к профессионалам. Но и здесь все оказалось непросто…
«Я поняла, что безрезультатно скитаюсь по архивам, и решила обратиться к профессионалам»
— С какими сложностями столкнулись?
— Главная сложность заключалась в том, что в основном мне предлагали просто составить фамильное древо, исходя из той информации, что у меня уже была собрана. А меня интересовала не «картинка дерева», а более подробная история моей семьи с указанием источников и дополнительной информации. Моя цель — узнать как можно больше о моих предках. Ведь это бесценная информация.
Однажды в одной из соцсетей я увидела пост основателя компании «Семь поколений» Рамиля Гаптрахимова. Мы пообщались, и я поняла, что эта организация сможет мне помочь.
— У вас в личном архиве много рукописных документов. Это как-то подчеркивает статус ваших родственников?
— В основном это документы, книги и рукописи семьи прадеда по маме — Абдуллы Файзрахманова. Он был очень начитанным, владел богатой библиотекой книг, среди которых были произведения на старотатарском, арабском, персидском языках. Конечно же, и он, и прабабушка были грамотными людьми. Где именно прадед учился, пока не узнали. Возможно, получил базу знаний в одном из медресе Заказанья или Казани.
«Сейчас у меня на руках красиво оформленная книга с полной историей семьи моей прабабушки до 8-го колена»
Как среди родственников оказался… дизайнер!
— Какую задачу вы поставили команде специалистов «Семь поколений» и как быстро они с ней справились?
— Я заказала родословную по линии маминой бабушки. К моему удивлению, ребята уложились за 4–5 месяцев. Сейчас у меня на руках красиво оформленная книга с полной историей семьи моей прабабушки до 8-го колена.
Причем благодаря исследователям мы узнали много интересных фактов. Например, было установлено, что у моего прапрадеда Мухаметгарифа было два брака: оказывается, после смерти первой супруги он спустя время снова женился и у моей прабабушки были сводные братья и сестры гораздо старше ее. Также удалось установить имена этих сводных родных и факты из их жизни.
Помимо этого, нашли документы, устанавливающие места службы ее братьев и некоторых другие детали. Также с помощью изучения различных архивных документов я наконец-то поняла, почему прадеда не было на многих совместных семейных фотографиях — он в это время находился в городе Рубцовске Алтайского края. Пока мы не знаем, был ли это трудовой лагерь или ссылка.
Узнали многое о семье прабабушки — кто когда женился, когда и по какой причине умер, в какие села выдавали дочерей замуж, имена тех, кто изображен на фотографиях, кто сколько заплатил махра при заключении брака. И главное, все подтверждено документально!
«Узнали многое о семье прабабушки — кто когда женился, когда и по какой причине умер, в какие села выдавали дочерей замуж, имена тех, кто изображен на фотографиях, кто сколько заплатил махра при заключении брака»
— А родственную связь с Юнусовым установили?
— Пока нет. Однако думаю, что, несмотря на то что он тоже выходец из Заказанья, мы, скорее всего, не являемся родственниками. Возможно, его генеалогическое древо попало к прадеду случайно. Может, он решил изучить или переписать его. Но этот факт еще предстоит проверить. Первое исследование было заказано по линии прабабушки, а древо по линии прадеда пока на стадии изучения.
У меня нет стремления приписаться к какому-то известному роду. И тут у нас с Рамилем Гаптрахимовым одна позиция — каждый предок достоин того, чтобы его помнили и уважали. Среди предков не всегда бывают люди достойные, может оказаться, что кто-то вел не совсем «правильный» образ жизни. Это не повод не изучать свой род. Кем бы ни были мои предки, я чту их память, я тоже частичка этой истории рода.
Но пока исследовали мамину линию, совершенно неожиданно для меня нашелся другой родственник — дизайнер-верстальщик из компании «Семь поколений».
Так сложилось, что дизайнер из нашей команды попросил дать ему возможность поработать с родословной клиента: он давно в нашей команде, умеет читать на старотатарском, знает, как работать с архивами, и свою родословную собирал сам. В момент изучения древа Алсу выяснилось, что они с ней дальние родственники.
Для меня эта информация стала полной неожиданностью. Но это не единственное интересное открытие исследований. Команде «Семь поколений» удалось найти по маминой линии связь до 8-го колена, до 1620 года! Также исследователи нашли родовую тамгу, хотя я про ее существование даже не знала.
Как и не знала про налоги, которые платили мои предки в XIII веке, а они зафиксированы в ревизских сказках — документах, отражающих результаты проведения переписей (ревизий) податного населения Российской империи в начале XVIII – 2-й половине XIX века. Они хранятся в Москве. С их помощью иногда можно также установить, кто и каким объемом землей владел и сколько отдавал за это государству.
Например, один из моих родственников, живших в то время, платил полторы чети ясака. На один ясак полагалось около шести десятин земли и 10 десятин сенокоса. Соответственно, в то время у него было 5 гектаров земли для посева и порядка 9 гектаров для покоса где-то в Татарстане.
Помимо этого, Рамиль помог собрать информацию о том, кто и как из родственников участвовал в Первой мировой и Великой Отечественной войнах.
«Узнать историю родни до 8-го колена по маминой линии мне обошлось дешевле нового айфона — 120 тысяч рублей. Более того, компания «Семь поколений» пошла нам с родственниками навстречу и предоставила беспроцентную рассрочку»
«Узнать историю родни до 8-го колена мне обошлось в два раза дешевле нового айфона»
— Все ли ваши предки, о которых удалось собрать информацию, родом из Татарстана?
— Удивительно, но да… Прабабушка и прадедушка по маминой линии были из соседних деревень — Верхней (Большой) Серды и Кушлауч (кстати, родины поэта Габдуллы Тукая). Позже оказалось, что и все папины предки родом из Заказанья.
Совсем недавно команда «Семь поколений» установила, что дед по папиной линии родом из Атнинского района, хотя я всегда думала, что они из Арска. Для меня это было очень неожиданно, так как я никогда даже не слышала об этом.
Когда я это узнала, сразу вспомнила события десятилетней давности: я регулярно с детства езжу в родную деревню дедушки — в село Новый Кинер через Арск. Тогда вдруг решила сменить маршрут и начала ездить по атнинской дороге — она пролегает через село Мокша. Там я всегда обращала внимание на красивую старинную деревянную мечеть. И каждый раз, проезжая мимо, останавливалась возле нее, чтобы сфотографироваться. Потом больше — я стала прогуливаться по деревне, возле мечети, по улочкам села — меня прям тянуло к этому месту. Недавно я поделилась этими воспоминаниями со своим односельчанином, на что он мне ответил: «А что удивительного, предки твоего папы из этой деревни. Я сам оттуда родом, а мы с тобой даже дальние родственники по папиной линии!» Даже не верится, насколько тесен наш мир и насколько душа тянет нас в родные края. У татар есть пословица «Җан тартмаса — кан тарта» (перевод «Даже если душа не тянет — тянет кровь»).
«На мой взгляд, знания об истории своей семьи помогают стать увереннее, понять, кто ты, шире взглянуть на родственные связи, любить свою родную землю, быть патриотом своей Родины»
— Дорого ли обошлась вам работа исследователей?
— Узнать историю родни до 8-го колена по маминой линии мне обошлось дешевле нового айфона — 120 тысяч рублей. Более того, компания «Семь поколений» пошла нам с родственниками навстречу и предоставила беспроцентную рассрочку: в течение 6 месяцев мы вносили сумму в 21,6 тысячи рублей.
На мой взгляд, это недорого за такую сложную работу и качество оформления. Если бы я сама не пыталась найти информацию, вряд ли бы понимала, насколько это непростой и кропотливый труд. Но он стоит того.
Рассрочка у нас есть двух видов: от нас и от банка. Если кредитная организация отказала нашему клиенту в рассрочке — даем от себя. Если банк одобрил — платим за клиента проценты, чтобы для него не было переплаты.
А еще я была удивлена тому, как выстроена работа с Рамилем и его коллегами: все всегда на связи, очень доброжелательно общаются, чувствуется, что эти люди любят свою работу и полностью ей преданы.
— По линии прабабушки родословная готова. Будете ли заказывать родословную по прадеду?
— Уже заказали! Посоветовались с родственниками и попросили у Рамиля рассрочку. Исследование уже идет полным ходом, а я уже получила предварительный отчет: узнали, как звали маму прадеда, его братьев и сестер, даты рождения и смерти.
Сейчас ищем информацию по месту захоронения прапрадеда. Единственное, что я знаю об этом, — он погребен на Ново-татарском кладбище недалеко от могилы Габдуллы Тукая, как и завещал сам, потому что был его земляком. Но нужно больше информации, чтобы отыскать захоронение и почтить его память.
Желающих узнать историю своей семьи все больше — это новый тренд. Люди хотят лучше узнать себя и свою историю через свое прошлое. К тому же это укрепляет семейные связи, люди начинают общаться с родственниками.
На мой взгляд, знания об истории своей семьи помогают стать увереннее, понять, кто ты, шире взглянуть на родственные связи, любить свою родную землю, быть патриотом своей Родины. К сожалению, в современном мире очень многое зациклено на финансовом благе. Я убеждена: ни один гаджет или вещь не может принести вам столько внутреннего богатства, сколько история о происхождении и влиянии вашего рода на историю. Каждый человек важен в этой непрерывной цепочке человеческих судеб.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.