Георгий Казакевич: «В Казани сейчас работает 31 фонтан, из которых только два построены не нами» Георгий Казакевич: «В Казани сейчас работает 31 фонтан, из которых только два построены не нами» Фото: Сергей Елагин

«Фонтаны тоже надо обслуживать, проводить диагностику»

— Георгий Александрович, в Казани завершается сезон работы фонтанов, началась их консервация. Как в целом прошел сезон? Сколько новых объектов появилось за год?

— Сезон прошел отлично. В этом году в саду Рыбака мы полностью реконструировали фонтан по старым фотографиям и архивам. Его очень долго согласовывали с местными жителями. Получился очень красивый фонтан, точь-в-точь как старый. Кроме того, отреставрировали фонтан на Булаке, которому больше 11 лет. Изначально там было 22 фонтана с «распушенными» струями, а сейчас наша компания установила 56 водных столбов, поднимающихся на высоту до 12 метров и располагающихся на плавающих платформах в виде кувшинок. Настроили там подсветку: если раньше она была цветная и постоянная, то сейчас мы установили мощный, динамический белый цвет, чтобы он сочетался с подсветкой деревьев.

«В этом году в Саду Рыбака мы полностью реконструировали фонтан по старым фотографиям и архивам» «В этом году в саду Рыбака мы полностью реконструировали фонтан по старым фотографиям и архивам» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

Также запустили пешеходный комбинированный фонтан в новом детском парке «Елмай», который открылся в День республики. Дополнительно там же установили детские водные развивающие аттракционы, как на набережной Кабана.

— А сколько фонтанов в столице Татарстана построила ваша компания?

— В Казани сейчас работает 31 фонтан, из которых только два построены не нами. Это фонтан в сквере Карима Тинчурина и Лядском саду. Но обслуживаем все 31. У нас целый отдел занимается только обслуживанием казанских фонтанов, который каждый день объезжает объекты по графику. Он формируется в зависимости от посещаемости фонтана, его загрязнения. Основная задача у ребят — проверка оборудования, чистка, уборка мусора, настройка фонтанных насадок (из них бьют струи). Иногда дети лезут в фонтан и сбивают насадки, либо еще что-то.

Это как техосмотр у машины, которую надо обслуживать, менять масло, фильтры, проводить диагностику. С фонтанами так же, у них выходят из строя детали за сроком годности, насосы надо диагностировать, разбирать, чистить, проверять, светильники и насадки — очищать от кальция и грязи. Кальций — наш главный враг, так как в городе очень жесткая вода, и в некоторых фонтанах светильники и оборудование обрастают буквально за месяц. Приходится таким фонтанам уделять больше времени и сил.

«Отреставрировали фонтан на Булаке, которому больше 11 лет» «Отреставрировали фонтан на Булаке, которому больше 11 лет» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

— В Казани, в Татарстане, кроме вас, есть компании, которые строят фонтаны?

— Есть пара компаний, но у них несколько иная специфика. Они делают упор на создание архитектурных форм из композитного материала. Одну из компаний мы привлекали в качестве партнеров для создания скульптурной чаши фонтана в саду Рыбака. Мы, кстати, сейчас тоже начали выпускать быстровозводимые чаши для фонтанов из такого материала, которые монтируются буквально за пару дней. Есть, конечно, и российский рынок фонтаностроения, мы входим в топ-3 лучших. Это достаточно узкая ниша, крайне сложная. Построить простой фонтанчик вопросов нет, таких компаний довольно много в России, а вот сложный…

«На Булаке наша компания установила 56 водных столба, поднимающихся на высоту до 12 метров, и располагающихся на плавающих платформах в виде кувшинок» «На Булаке наша компания установила 56 водных столбов, поднимающихся на высоту до 12 метров и располагающихся на плавающих платформах в виде кувшинок» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

— Что такое «простой фонтанчик» и «сложный»?

— Простой — это небольшая чаша (не более 3 метров), из которой бьют струи. Построить светомузыкальный фонтан или динамический намного сложнее. К нам обратились недавно, мол, нужен фонтан с простым переливом воды. Мы знаем, как его сделать, но у нас завал по крупным объектам, а тут цена вопроса — 500 тысяч рублей максимум. Себестоимость его по времени и занятости наших специалистов выйдет в 300 тысяч рублей. Спрашиваю: «Вы готовы столько заплатить сверху?» Ответ: «Нет, не готовы». Пришлось отказать, мы их просто проконсультировали, что и как лучше сделать.

Архитекторы, дизайнеры рисуют картинку, мол, я художник, я так вижу. А потом мы начинаем адаптировать их идеи под существующие технические возможности. Конечно, стараемся сохранить идею автора, когда это возможно, но зачастую он не учитывает фактор отрицательных температур в нашей климатической зоне, вандалов или стоимость материалов, из которых будет будущий фонтан. А есть бюджет, и под него надо подстраиваться, но так, чтобы все работало долго и надежно.

— 31 фонтан для такого крупного города, как Казань, — это неплохо или можно больше? Где, например, их не хватает?

— Сколько бы фонтанов ни было в городе, мне, как фонтанщику, будет их всегда мало (смеется). Казань растет, обновляется, это современный город с парками, скверами и площадями. Климат у нас вроде как теплее с каждым годом, летом — жара. Люди тянутся к воде, детей не оттащишь от фонтанов, туристы приезжают фотографироваться, в общем, фонтаны — это места притяжения и жителей, и гостей города. И чем таких мест больше, тем лучше и тем больше у города появится туристических маршрутов.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

— Что сейчас с проектом плавающего фонтана на Кабане? Нам недавно стали известны подробности о нем, что это будет супершоу, а не просто фонтан. Проект все еще на рассмотрении в управлении госэкспертизы РТ?

— Скажу так: нам поставили задачу сделать проект нового фонтана в прошлом году. Он готов, но есть нюансы по согласованию. По поводу самого проекта. То, что было, и то, что, возможно, появится, — это небо и земля. «БИЗНЕС Online» писал, что Элина Сафарова и ее архитектурное агентство Bespoke предложили концепцию моста «Сокровище нации» через Кабан. Исходя из этого, мы подготовили новый крутой мультимедийный проект. Но это пока только концепт. Очень надеюсь, мы сможем согласовать его на уровне города, республики.

— Сколько инвестиций потребует строительство такого суперфонтана?

— Пока рано об этом говорить, сначала надо провести множество исследований, согласований, включая охрану культурного наследия, экологов и прочее. Проектирование может выявить дополнительные решения, а это траты. Тем более, из-за того что многие поставщики уходят с рынка России из-за санкций, пока до проектирования дойдет дело, может поменяться и оборудование, и цена фонтана.

«На втором месте по дороговизне среди наших объектов фонтан „Четыре угла“ в Пскове — 85 миллионов рублей» «На втором месте по дороговизне среди наших объектов фонтан «Четыре угла» в Пскове — 85 миллионов рублей» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

— Какой самый дорогой фонтан в Казани, который вы построили?

На Булаке. Информация о сумме есть в общем доступе. На втором месте по дороговизне среди наших объектов фонтан «Четыре угла» в Пскове — 85 миллионов рублей, кажется. Есть проекты дороже, но ждем подписания договоров. Это не в Татарстане, пока не буду говорить где. Запроектировать фонтан — очень серьезная и большая работа. На это нужно от двух месяцев до года, в зависимости от сложности и размеров сооружения.

— В скольких городах России вы построили фонтаны?

— По-моему, в 50 городах. Построили с нуля больше 150 фонтанов, а если посчитать с теми, которые реконструировали, — больше 200.

«Оборудование, которое есть на нашем рынке, нас не всегда устраивает в плане качества, скорости срабатывания механизмов, но в первую очередь в цене, а нам ведь надо оставаться конкурентоспособными» «Оборудование, которое есть на нашем рынке, нас не всегда устраивает в плане качества, скорости срабатывания механизмов, но в первую очередь в цене, а нам ведь надо оставаться конкурентоспособными» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

«Китайцы не добились качества, у них нет четкой производительности всего модельного ряда»

— Как санкции повлияли на вашу отрасль? Сложно найти запчасти для фонтанов?

— Да, подобрать, адаптировать запчасти, найти производителей в России, которые сделают минимальную партию, чтобы мы могли посмотреть, как это работает, крайне сложно. Я сейчас говорю о роботах-форсунках, отсекателях струй и так далее. Оборудование, которое есть на нашем рынке, нас не всегда устраивает в плане качества, скорости срабатывания механизмов, но в первую очередь в цене, а нам ведь надо оставаться конкурентоспособными.

У нас есть пул партнеров на аутсорсинге, производящих детали и запчасти. Например, те же насадки для струй или плавающие понтоны. Часть пластика, железо, резиновые уплотнители и прочие изделия делаются теперь в России. Проблемы с поставками из Европы привели к тому, что мы начали собственное мелкосерийное производство. Поначалу, при маленьком объеме, получается даже дороже, чем закупить и привезти из той же Европы. Но впоследствии, когда мы все собрали, испытали, то поняли, где и что нужно доделать, где улучшить, удешевить. Получается отличный конкурентоспособный продукт.

— Что за мелкосерийное производство, что вы производите сами?

— Нержавеющие компоненты, такие как фильтры для насосов, кольца фонтанов, подводные светильники, шкафы управления, отсекатели струй, ну и разные штуки, которые требуются при строительстве фонтанов.

— Электроника, микроэлектроника тоже остаются проблемной отраслью для российского рынка. Для своих фонтанов где вы ее берете, в Китае?

— Часть электроники берем из Китая. Светильники делаем на местных платах и диодах, в Подмосковье есть завод, заказываем у них. Корпуса для светильников штампуем тоже в России, закаленное стекло берем у других производителей, окончательная сборка делается в Казани.

«Благодаря колоссальному опыту обслуживания казанских фонтанов (и не только), мы уже на стадии проектирования закладываем качественное оборудование, и продумываем нюансы будущего содержания и обслуживания, чтоб это было максимально просто и удобно заказчику» «Благодаря колоссальному опыту обслуживания казанских фонтанов (и не только) мы уже на стадии проектирования закладываем качественное оборудование и продумываем нюансы будущего содержания и обслуживания, чтобы это было максимально просто и удобно заказчику» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

— В России нет качественного насосного оборудования. Раньше местные компании работали с японскими и немецкими насосами, но из-за санкций их нет. Так что, если насосы ломаются, выходят из строя, заменить, починить их почти невозможно. Как вы решаете этот вопрос?

— Это вообще боль! Мы лет 8 работали с итальянской маркой Pedrollo (очень надежные и качественные насосы). Что сейчас? Можно купить недорогие насосы в России, поставить и не париться. Проблемы начнутся потом. Наша компания дает пять лет гарантии на производство и два года на оборудование. Но даже после этих сроков все равно к нам будут обращаться. А чем больше объектов, тем больше выездов и расходов. Соответственно, вместо того чтобы сотрудники строили новый объект и на этом зарабатывали, начинается «головняк» и обратная негативная связь от заказчиков предыдущих проектов. Не будем показывать пальцем, но есть производители фонтанов, которым лишь бы объект эти два года проработал, а потом не расти трава. Мы так не работаем. С самого начала у нас упор на качество и репутацию! Фактически все наши фонтаны работают без нареканий много лет.

Благодаря колоссальному опыту обслуживания казанских фонтанов (и не только) мы уже на стадии проектирования закладываем качественное оборудование и продумываем нюансы будущего содержания и обслуживания, чтобы это было максимально просто и удобно заказчику. Повторю, фонтан содержать несложно на первый взгляд. Построил его в городке на 12 тысяч населения, а кто будет ухаживать за ним? В каждом регионе власти действуют по-разному. Некоторые находят ответственного человека, который ходит и следит за фонтаном, мы таких всегда проконсультируем, поможем. Пусть звонят, это всегда приветствуем! Тогда фонтан живет, работает и 10 лет, и больше.

А бывает так, что построили фонтан в начале сезона, он лето проработал, наши ребята выезжают на первую консервацию и видят, что к нему даже не подходили местные службы. Фонтан весь грязный, струи сбиты. Достаточно было просто его почистить и поправить насадки. Но даже это не делается.

Так вот, вернемся к насосам. В свое время мы перебрали, наверное, десяток китайских компаний, производящих насосы, и не смогли ничего подобрать. Помимо того что они перестают работать, если их вовремя не чистить и обслуживать, они с самого начала работают вразнобой. Объясню разницу. Если мы берем итальянские насосы или немецкие, запускаем их в 10 рядов, все 10 будут «фонтанировать» на одной высоте — четко, ровно. Китайские будут работать вразнобой, хотя все 10 струй на одной частоте, у них одинаковые насадки, но получается вот так. Увы, китайцы не добились качества, нет четкой производительности всего модельного ряда. Например, на Булаке итальянские насосы, хотя привезти их было очень сложно. Мы с Pedrollo работали лет 8, и впервые у нас сдвинулись сроки сдачи проекта. На три с половиной недели позже привезли партию из-за санкций. Слава богу, был небольшой запас по времени, и то пришлось работать сутками, чтобы нагнать время. Седины добавилось, конечно, на голове после этого.

— Может, и насосы начнете делать или это какая-то магическая технология?

Нет, насосы нет. Слушайте, в России их производят. У насоса две основные характеристики — производительность, которая измеряется в кубах (например, 100 кубов в час), и мощность (напор водяного столба). Если возьмем три насоса — российский, китайский и итальянский, при одинаковых характеристиках и производительности, например, 100 кубов в час, при одинаковой силе напора в 10 метров у российского насоса потребление электричества будет 10 кВт, у китайского — 6 кВт, у итальянского — 4–4,5 кВт. Разница более чем в 2 раза! А если фонтан большой, то у него 30–40 насосов. Путем простой математики можно посчитать, какая экономия по итогу получается только на электричестве. Это еще и при условии надежности работы оборудования.

— Почему в России не получается сделать насосы с таким же объемом потребления электроэнергии?

Мы сейчас на политические темы начнем разговаривать. Думаю, что не стоит. Развалили станкостроение и смежные отрасли. Это очень печально. Надеюсь, санкции простимулируют возрождение отраслей, которыми мы когда-то гордились.

— Восстановление отрасли идет?

— Насколько я знаю, нет.

«Раньше первое, что у нас спрашивали заказчики это: «А фонтан антивандальный?» «Раньше первое, что у нас спрашивали заказчики, — это: «А фонтан антивандальный?» Фото: Сергей Елагин

«Если вы отпускаете ребенка в фонтан, то несете за него полностью ответственность»

— Безопасность фонтанов тоже немаловажный вопрос. В Татарстане все-таки были случаи и гибели, и травм детей в фонтанах.

Безопасность фонтанов — это самое важное в нашей работе! Если вы о несчастье с мальчиком в 2022 году в парке Горького, то могу прояснить ситуацию. Табличка, предупреждающая о том, что по фонтану можно ходить только в обуви, висела там всегда. Сейчас даже поставили два больших информационных щита с предупреждением, запускается голосовое оповещение с этой информацией. Если вы отпускаете ребенка в фонтан, то несете за него полностью ответственность, надо рассказать ему, как вести себя в таком месте. Юридически к нам вопросов не было, по сути. 90 процентов построенных нами фонтанов — пешеходные, их более сотни по всей России. Представляете, сколько пробежало детей по ним? Случай в Казани у нас был первый и, дай бог, единственный. Но мальчика жалко, конечно. Со своей стороны мы оказали максимальную поддержку семье.

— А случаи, когда детей, взрослых било током в фонтане? Почему это случается?

— Постараюсь детально объяснить. Сейчас для подсветки фонтанов используются светодиодные светильники 12 вольт либо 24 вольта — это безопасный стандарт. В 1990-е и вплоть до 2008–2010 годов использовали ламповые светильники с трансформаторами. Их, кстати, до сих пор в некоторых бассейнах применяют. На трансформатор запускается ток в 220 вольт, который переделывается в 12 вольт, и светильник светит. Но дело в том, что далеко трансформатор не поставишь, максимум 10 метров. Вспомни случай гибели мальчика в Челнах. Трансформаторы там стояли прямо в большой чаше фонтана в защитных шкафчиках, которые, оказалось, были не закрыты. То есть на воду шло 220 вольт, притом что УЗО (устройство защитного отключения тока) было отключено. Ток постоянно поступал в воду с того момента, как подлили уровень воды до уровня шкафов. В этот момент мальчики пришли на фонтан играть. Произошла трагедия.

Как должно быть и как строим мы? Слабый ток в 12–24 вольта — это, по сути, первая защита. Только светодиодные светильники без трансформаторов. УЗО — вторая. Все оборудование должно иметь заземление, и, если вдруг происходит утечка, эта штука сама вырубает все поступающее электричество на оборудовании. Внутри фонтана мы иногда используем погруженные насосы, внутри них стоит дополнительная система защиты от утечки тока. Опять же, если вдруг что-то происходит, насос автоматом выключается. По факту у нас тройная система защиты, и, если не сработает одна, сработает друга. В этом плане я спокоен.

— Значит, есть стандарты безопасности для работы фонтанов?

— Нет стандартов в фонтаностроении. Только в том, что касается электрики. Нужны они? Я считаю, что да. К нам обращались с тем, чтобы наша компания разработала стандарты. Но тогда мне придется на два года закрыть всю контору и заниматься только этим. Если заплатят очень хорошие деньги, наверное, займемся.

Но в этом и проблема: специалистов, способных разработать эти стандарты, на рынке нет. А с теми, кто уже работает с фонтанами, есть нюанс: сотрудник компании, которая строит и проектирует фонтаны, не перейдет к конкуренту. Это как в свое время «кока-кольщик» бы не пошел работать в Pepsi.

— Почему так, чтобы секреты не выдать конкуренту?

— Возможно, из-за моральных принципов или из-за того, что в каждой такой компании подписывается договор об ответственности за распространение технологических процессов.

— Случаев вандализма по отношению к фонтанам в Казани, Татарстане, да и в целом в России сейчас, кажется, все меньше.

— Я бы даже сказал, что сейчас такое почти не встречается. В 2013−2014 годах было иначе. Да даже в 2017-м. Фонтан в Набережных Челнах на площади Азатлык реконструировали в 2017-м, а всего через год его разбили, плюс обслуживающая компания вовремя не слила воду, и трубы разорвало. Мы потом ездили и заново реставрировали.

Раньше первое, что у нас спрашивали заказчики, — это: «А фонтан антивандальный?» То есть насколько он устойчив к тому, что будут хулиганить, ломать его или еще что-то. В регионах на это очень четко обращают внимание. Но, повторю, чем более благоустроен город, чем больше фонтанов, скверов, детских площадок и мест, где можно провести досуг, тем меньше вандализма.

Фонтан в парке Горького Фонтан в парке им. Горького Фото предоставлено Георгием Казакевичем

«Помню наш небольшой спор с Ильсуром Раисовичем из-за фонтана в парке Горького»

— Какие фонтаны самые модные сейчас?

— «Пешеходники». Технически и визуально они сильно меняются. Такой фонтан не сломать, он привлекает детей и взрослых. Если не углубляться в детали, пешеходный фонтан можно построить несколькими способами. Я имею в виду сам принцип: с решеткой, без решетки, с гранитом, чашей или техническими помещениями.

Вы знаете, что «Аква Бренд» — одни из тех, кто запустил этот тренд в России? Расскажу историю, связанную с парком Горького, где впервые в Казани, но не в Татарстане, появился пешеходный фонтан. Этот проект стал для нас судьбоносным! Тогда концепцию пространства разрабатывала Дарья Толовенкова, сейчас она работает в Институте пространственного планирования РТ. Мы проработали проект, показываем мэру, мол, давайте его еще и музыкальным сделаем. Ответ: нет! Прямо помню наш небольшой спор с Ильсуром Раисовичем три совещания подряд. В итоге я предложил сделать управление музыкой на фонтане за свой счет: мы покупаем колонки, прописываем музыку, свет под музыку, ставим специальный модуль и запускаем фонтан. «Если не понравится после запуска, мы просто все забираем и не просим у города дополнительных средств. Но, пожалуйста, дайте показать, что это такое и как это может быть», — настаивал я тогда. Ильсур Раисович согласился, за что я ему благодарен.

Что по итогу? В парк Горького возят экскурсии, архитекторов со всей России, которые приезжают посмотреть, как благоустроена Казань. А ведь в 2013-м пешеходные фонтаны были лишь в Европе. Тренд только-только начинался. В России построили первый «пешеходник» в 2014 году, называется «Музеон», на Крымской набережной в Москве, но по другой технологии. Все, пошел тренд. Собственно, с городом мы плотно работаем как раз с 2013–2014 годов.

«Мы первые, кто реализовал 2D-насадки на „пешеходниках“. Очень крутая штука» «Мы первые, кто реализовал 2D-насадки на «пешеходниках». Очень крутая штука» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

— Вы сказали, что пешеходные фонтаны меняются технически и визуально. Что технически интересного появляется у них?

— Вариаций множество, и мы знаем, как все сделать. Мы первые, кто реализовал 2D-насадки на «пешеходниках». Очень крутая штука! Струи воды в прямом смысле слова танцуют не только вертикально, но и во все стороны. В Пскове, кстати, мы поставили такое оборудование в прошлом году. Там фонтан около 20 метров, лазеры, водные экраны, проекции. Абсолютно уникальный объект. В Казани пока даже близко похожих нет. Сейчас пешеходные фонтаны — это шоу с элементами фаер-шоу, театрализованными представлениями, музыкой. Под каждый такой фонтан даже музыка пишется индивидуально.


— Ого, у вас есть диджей, композитор, который пишет музыку к фонтану?

Это лайтмастер. Он пишет семплы отдельно для водных картин и отдельно для света. Их пишется очень много, потом составляется музыкальная библиотека, и из нее делаются целые композиции танца фонтана под музыку.

— Почему же таких крутых фонтанов нет в Казани?

— Возможно, из-за финансирования, деньги нужны на другие направления. Нужен крупный спонсор, который бы финансировал строительство таких фонтанов. Сбер последние лет пять этим занимается — строит крупные мультимедийные пешеходные фонтаны в разных городах России. В Пскове как раз их заказ. Но в Татарстане есть другие значимые объекты — Булак, парк Горького.

— Получается, мода на скульптурные фонтаны прошла? Теперь все с музыкой и подсветкой?

— Мне безумно нравятся скульптурные фонтаны. На ВДНХ в Москве фонтаны шикарные, видели? Но вы представляете, сколько, к примеру, стоит «Дружба народов»? Например, захотят копию с нуля построить в Казани, сколько это может стоить?

Фонтан «Дружба народов» Фонтан «Дружба народов» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

— Честно говоря, не представляю. Пусть миллиард рублей.

— 3,3 миллиарда рублей было потрачено только на реконструкцию в 2018–2020 годах! А в переводе на нынешние цены, думаю, 5 миллиардов вышло бы. Когда строили «Дружбу народов», был другой строй в стране. Не считались с деньгами, максимально помпезно строили. Сейчас деньги считают.

Плюс в нашем климате нельзя строить фонтаны из мрамора, как знаменитый «Треви» в Риме. Почему? Потому что фонтан из мрамора проживет три-четыре года максимум. Мрамор очень пористый материал, имеет большое влагонасыщение. Эти красивые итальянские фонтаны для юга, где морозов нет. Мрамор у нас используют, но при условии, что все-таки он не контактирует с водой. Из гранита тоже не делают, а если делают, то нечасто, так как он слишком плотный. Теперь понимаете, почему у нас нет такой красоты? Очень дорого! Кстати, есть ценители, которые делают фонтаны из бронзы, например.

Понимаете, проблема архитектурно-скульптурных фонтанов в том, что их очень трудно защитить по смете. Если фонтан делает какой-то известный скульптор типа Даши Намдакова, который через союз художников, архитекторов защитит любой проект, то еще можно его согласовать, утвердить. А неизвестному автору это практически невозможно. На самом деле в Татарстане очень сложно работать. Сложнее, чем в остальных регионах страны. Здесь строгая защита, учитывается каждая копеечка, что хорошо — чувствуется, что везде есть хозяин. Система, которую здесь выстроили, конечно, крутая, но строителям в этом плане очень тяжело, жестко нужно соблюдать все нормы и правила.

— Под «защитить» фонтан вы имеете в виду «продать»?

Нет. Расценок на фонтан нет, идет стандартизация, массовая. Представьте борт фонтана. Его можно облицевать плиткой, мозаикой, гранитом, можно сделать высокий борт, а может быть, барельеф. Но заплатят тебе как за то, что ты облицевал гранитом, то есть за стандарт. За барельеф не заплатят. Откуда брать деньги на него? Пример — третий год не можем защитить смету. Пока защищаем, цены растут. Защитили, утвердили, нам говорят: «Идите, работайте». Отвечаем: «Ребят, не можем, проект стоит уже на 3 миллиона рублей дороже».

«В 2006 году, когда решили, что будем строить и фонтаны, слово „бассейны“ исключили и придумали название „Аква Бренд“» «В 2006 году, когда решили, что будем строить и фонтаны, слово «бассейны» исключили и придумали название «Аква Бренд» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

«Мой партнер решил уйти в самое тяжелое время и забрал от вложенных в компанию денег в 12 раз больше»

— С какого года «Аква Бренд» на «фонтанном» рынке?

— Если по порядку, я начал заниматься бизнесом в 2002-м. Тогда у меня была компания «Чистые бассейны», поставляющая химию для бассейнов в Казани. Нас было всего двое. Затем к нам обратились с просьбой построить частный бассейн. «Сделаем», — решили мы. Построили первый, уйдя в минус. Это сейчас есть транспортные компания, тогда мы поехали на «газели», все закупили, а насос забыли привезти (смеется). В Казани насосов не было, пришлось в Москву заново отправлять «газель» за насосом. Первый блин комом вышел в общем.

Зато со второго, третьего раза очень хорошо получилось. Я понял, что строить бассейны классно и здорово. Мой партнер решил уйти в самое тяжелое время и забрал от вложенных в компанию денег в 12 раз больше, а я забрал компанию. Когда остался один, совершенно по-другому начал на все смотреть, перестроил отношение ко всему и буквально через пару месяцев взял в работу сразу пять бассейнов. А это совсем другие деньги были. К 2006-му у меня была полноценно работающая компания. В том же году мы построили первый фонтан. Без производственных косяков, но с косяками для нас в финансовом плане. Зато приобрели богатый опыт. Собственно, пошло-поехало. За плечами почти 20-летний опыт строительства фонтанов. В 2006 году, когда решили, что будем строить и фонтаны, слово «бассейны» исключили и придумали название «Аква Бренд».

В Вятских Полянах, откуда мои корни, в том же 2006-м нам заказали бассейны. Я попросил друга детства Андрея Бушкова помочь со строительством. У него это так здорово получилось, что я предложил ему работать вместе, как партнеры. Пожалуй, это было одно из самых правильных моих решений. Мы партнеры и друзья до сих пор, слава богу. Андрей сейчас финансовый директор, я генеральный. Стратегические моменты, некоторые переговоры и маркетинг — на мне, а финансы, выстраивание инфраструктуры и команды — на Андрее. Главное ведь выстроить работу и не перекусаться из-за денег.

— Вы с Андреем не ругались из-за денег за все эти годы?

— Мы дружим с детства и изначально договорились, что это основной для нас фактор и мы не хотим потерять дружбу из-за денег. Если что-то не устраивает, надо сразу об этом разговаривать и не затягивать. Тогда, тьфу-тьфу, все будет хорошо. В немалой степени, конечно, помогает поддержка семьи, супруги. У меня замечательная жена Алия, сын, дочь, которые меня вдохновляют. В любом становлении, когда ты чувствуешь, что за тобой сила, это семья в первую очередь, это важнее всего.

— Сколько сотрудников работает в «Аква Бренде»?

— Штатных 50. Это руководители отделов, кураторы, монтажники, проектанты, сметчики, дизайнеры, бухгалтеры, отдел обслуживания фонтанов и так далее. Есть подрядчики, строительные бригады на аутсорсе. Проблема с кадрами в России огромная, подбирать и набирать персонал сейчас крайне сложно. За все время существования «Аква Бренда» по собственному желанию ушли всего четыре человека.

Зарплаты у нас чуть выше рынка. Можно хоть сколько платить, если начальник не очень адекватен, а в коллективе нездоровая атмосфера — сотрудника не удержишь никакими зарплатами. Мы всегда отмечаем и поздравляем с днем рождения наших ребят, делаем 2 раза в год корпоративы с выездом на природу, радуемся и поздравляем, когда у наших рождаются дети, и сочувствуем и помогаем, когда уходит кто-то из близких. Мы как одна большая семья.

— Сколько сейчас в год строит фонтанов «Аква Бренд» по всей России?

По-разному, но с каждым годом нам все проще. Во-первых, после того как мы вышли на новый уровень и начали работать на юге страны, сезонности не стало. Летом там никакие работы не ведутся, все начинается с октября, а в апреле должно закончиться, запуститься. У нас, в Центральной России, наоборот. Поэтому раньше зимой мы уходили в проектирование. Зима была у нас для творчества и разработок. Сейчас у нас более 30 собственных разработок.

Во-вторых, мы строим быстро потому, что работаем по системе, у нас есть кураторы, монтажники, бригадиры, параллельно можем строить до 10–12 объектов. Например, фонтан в Пскове построили за рекордные четыре месяца от момента проектирования до запуска.

Куратор на стадии проекта знает, каким будет фонтан, следит за объектом от момента первого взмаха лопаты на участке до того, как привезли технику. Бывает, что на кураторе висит два-три фонтана, если они расположены недалеко друг от друга. Например, как на проектах в Дмитрове и Москве, между ними всего 70 километров.

«У меня есть параллельная жизнь — это Web3, блокчейн» «У меня есть параллельная жизнь — это Web3, блокчейн» Фото: Сергей Елагин

«У меня есть параллельная жизнь — это Web3, блокчейн. Это не «крипта», как любят говорить»

— Расскажите о себе. Вы сказали, что у вас корни из Вятских Полян?

— У меня интересная история. Родился в городе Балаково Саратовской области, где, кстати, в этом августе мы открыли фонтан. Жил до 7 лет в Душанбе, но там начались этнические беспорядки и мы срочно уехали в деревню в Кировскую область. 10–11-е классы отучился в Вятских Полянах, а потом переехал в Казань. В 2002 году я еще учился в КХТИ, параллельно вел бизнес. В 2006-м окончил вуз (факультет энергонасыщенных материалов и изделий). Это то, что сейчас максимально востребовано в нашей стране. Мои одногруппники на очень высоких постах сейчас работают, но в закрытых городах.

— Чем увлекаетесь в свободное время?

— С семьей катаемся на великах, сапах, ходим в походы, играю на гитаре. Я стараюсь в свободное от работы время чаще быть с семьей. По моему мнению, философскому, наверное, мы все-таки ради семьи работаем. Поначалу, по молодости, ради целей, ради эго, а становишься старше, ценности меняются. Семья — это номер один для меня. И конечно, друзья. По поводу хобби. У меня есть параллельная жизнь — это Web3, блокчейн. Это не «крипта», как любят говорить. Например, СМИ опубликовало статью, а потом позвонили главному редактору и сказали ее удалить. Давайте признаем, такое бывает. С блокчейном вы не сможете так сделать, не сможете поменять ни одной буквы в тексте, никогда. Потому что Web2 — это один «сервак», где вы храните [статью], а Web3 — это когда текст одномоментно рассылается по кусочкам на тысячи серверов. Забили информацию, она раскидалась как минимум по паре сотен компьютеров по всему миру, и вы даже не знаете, где она находится. И только с помощью ключа она может собраться воедино, когда бы вы ни применили этот ключ. Блокчейн — это невозможность изменения. И это только один из факторов данной новейшей технологии, за которой будущее.

— Это для души у вас?

Да, мне всегда интересно что-то создавать, реализовывать. Я понял в какой-то момент, что блокчейн — классная история, она не имеет границ абсолютно. Есть множество направлений, где технологию можно реализовать, — начиная от честных выборов, заканчивая обычными сетевыми играми. Хотя до выборов, думаю, ближайшие лет 50 как минимум точно не допустят ее. Выборы невозможно будет подтасовать, изменить, обыграть благодаря данной технологии. Это такая же технология в данный момент, как интернет в 1990 году. Она помаленьку войдет в нашу жизнь. По большому счету через эту технологию идет неизменяемая оцифровка нас, общества и всего, что происходит. Мы придем к тому, что будем полностью оцифрованы.

— Блокчейн, Web3 вам приносят доход?

Пока еще нет. Мы запустили проект, набираем аудиторию. В общем, у нас есть стратегия, по которой тихонько двигаемся.

— Во что это должно вылиться?

Во что-то доброе, полезное.

Фонтан «Монстера» в ЖК «Арт-Сити» Фонтан «Монстера» в ЖК «Арт-Сити» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

«Рядом с великими художниками появлялись люди, которые говорили: «Дорогой, твори, не думай о деньгах»

— Какие у компании планы на будущее? Вам, как компании, создающей красивые объекты, хочется свою «Сикстинскую капеллу» создать? Такой фонтан, чтобы в историю города войти?

— Совершенно верно, хочется масштабный проект, как, например, на Кабане. Это будут абсолютно новые высоты развития и компании, и города. Понимаете, если взять да Винчи или Заху Хадид, рядом с ними всегда появлялись люди, которые говорили: «Дорогой, твори, не думай о деньгах вообще». Колоссальные, сохранившиеся до наших времен шедевры построены таким образом. Человек начинает с малого, но идет к великому. Когда не думаешь о деньгах, можешь создать шедевр. Нам же пока приходится оборачиваться. У нас есть крутейшие идеи, но опять же как мы их защитим? Можно создавать волшебные вещи, но за них никто не заплатит, потому что у нас система.

— А если говорить о менее масштабных планах?

— Знаете, мы долгое время отказывались от строительства небольших фонтанов, частных в том числе. По итогу пересмотрели лет пять назад свою политику, начали производство быстровозводимых модульных фонтанов. По сути, это коллаборация из статуй, выполненных из нержавеющей стали, и агломерата, из которого собираешь фонтан. Пример — «Монстера» в ЖК «Арт-Сити».

Агломерат — это гранитная крошка, перемешанная с полиэфирными смолами, которая напоминает искусственный гранит внешне. Столешницы, например, из него делают. Технология его производства улучшилась, и внешне ты никогда не скажешь, что это композит из полиэфирных смол. Из него сейчас очень много чего делают, включая самолеты. А мы делаем фонтаны-чаши, это востребовано на рынке. Сейчас есть чаши только из бетона, которые смотрятся ужасно. Кстати, из агломерата — скульптура фонтана в саду Рыбака.

«Мы делаем фонтаны-чаши, это востребовано на рынке» «Мы делаем фонтаны-чаши, это востребовано на рынке» Фото предоставлено Георгием Казакевичем

— Можно открыть каталог на сайте «Аква Бренда», выбрать готовый фонтан и купить?

— Да, линейка так и называется — «Модульные фонтаны». Это небольшие фонтанчики стоимостью от полумиллиона рублей, установить можно за несколько дней. Очень прибыльное направление оказалось.

— На данный момент какой фонтан «Аква Бренда» ваш любимый?

— Фонтан в Горкинско-Ометьевском лесу в Казани. Там шары сверху висят, перемигиваются, плюс пешеходный фонтан внизу. Конечно, и наш первенец, который дал нам путь наверх, — фонтан в парке Горького. Я там недалеко живу, часто прихожу, смотрю, как люди просто радуются. И фонтан в Мамадыше. Да, он простенький, небольшой, всего 8 метров, но в него столько души вложено. До сих пор он продолжает исправно работать, там очень круто прописаны треки.

Фонтан в Горкинско-Ометьевском лесу в Казани Фонтан в Горкинско-Ометьевском лесу в Казани Фото предоставлено Георгием Казакевичем

— А если не ваши, какие-нибудь мировые?

— «Ананас» в США, в Южной Каролине. Также очень нравятся фонтаны, которые делает компания Wet Design, например «Белладжио» в Лас-Вегасе. Его многие наверняка видели в американских фильмах. Он уникальный и больше не повторится. Построен по очень дорогой технологии пневмо, на гидроклапанах вместо электрических. Построить сейчас такой… Даже не представляю, сколько это будет стоить. В свое время «Белладжио» обошелся в 120 миллионов долларов, фонтан у Бурдж-Халифа в Дубае — в 271 миллион. Понимаете, почему у нас нет таких фонтанов? (Смеется.)

— И традиционный вопрос в конце: ваши три секрета успешного бизнеса?

— Удача, упорство и дипломатичность. Это все разные категории успеха. Удача — это что-то такое эфемерное, она как бы есть и как бы нет. Но она любит упорных. Упорство — черта характера. Когда добиваешься своего, даже если тяжело и никто не верит. Ну дипломатичность, умение договориться, какой-то консенсус — это наработанная история, которая приходит с опытом. И конечно, связи — они решают все.