С осени туроператоров и турагентства обязали отправлять все данные о проданных турах в государственную информационную систему «Электронная путевка» С осени туроператоров и турагентства обязали отправлять все данные о проданных турах в государственную информационную систему «Электронная путевка» Фото: © Евгений Биятов, РИА «Новости»

«Автоматизация рабочих мест выходит на общую сумму от 800 тысяч…»

«Отсрочек больше не будет, так что туроператорам надо поторопиться, чтобы остаться в легальном поле», — предупредил еще на прошлой неделе российский союз туриндустрии (РСТ). С осени туроператоров и турагентства обязали отправлять все данные о проданных турах в государственную информационную систему «Электронная путевка». В реестре с 1 сентября необходимо регистрировать стоимость поездки, направление, ее сроки, персональные данные туриста, название перевозчика, отеля и другое. Цель нововведения — «обеление» рынка и обеспечение гарантии безопасности туристов. Невнесение информации грозит исключением из реестра туроператоров. При этом бизнес не спешил выстраиваться в очередь на включение в систему из-за дорогостоящего оборудования и увеличения трудозатрат. По данным на начало октября, к системе подключились всего 1 тыс. туроператоров из 4,3 тыс., зарегистрированных в федеральном реестре, сообщали в минэкономразвития РФ.

Стоит отметить, что система «Электронная путевка» — вещь, придуманная далеко не вчера. Первыми ее протестировали операторы выездного туризма. Реестр заработал полноценно с осени прошлого года, до этого его запуск тоже переносился. По словам президента ассоциации туристических агентств РТ Рамиля Мифтахова, сейчас там числится пять татарстанских туроператоров. Всего в едином федеральном реестре туроператоров находятся 8 организаций из Татарстана, занимающихся выездным туризмом.

В этом году настал черед операторов внутреннего туризма. «Общая стоимость [установки] выходит более 200 тысяч рублей, если обращаться в сторонние компании», — рассказывали «БИЗНЕС Online» участники рынка летом. «Оживление», как заметили в РСТ, наблюдалось в последние недели августа и первые недели сентября, когда ГИС начала работу. Тогда к системе смогли подключиться лишь 10–15% представителей туротрасли и лишь те, у кого были собственные IT-отделы.

На этом «приключения» не закончились. До 1 ноября туроператорам и турагентам нужно привести свои информационные системы и автоматизированные рабочие места (компьютеры и ноутбуки) в соответствие с новыми требованиями безопасности и пройти аттестацию. В противном случае их ждет отключение от ГИС, а значит, запрет на их деятельность.

Что это за требования? Переносить данные в госсистему можно двумя способами: вручную или автоматически через информационную систему. И во втором случае могут возникнуть сложности. Например, чтобы подключиться к ГИС, придется доработать ПО, т. е. потратиться на IT-инфраструктуру. «Необходимо шифрование КС3 и, как следствие, применение физического сервера с аппаратным модулем доверенной загрузки, сертифицированного ФСБ. Это действительно очень серьезная проблема, особенно для многих самых популярных решений. Бо́льшая часть информационных систем — это облачные технологии», — объяснял на одном из вебинаров для туроператоров начальник службы системного администрирования и технической поддержки «Национальных туристических технологий» (НТТ) Константин Кукушкин. Эта компания как раз является оператором «Электронных путевок». Проще говоря, чтобы соответствовать всем требованиям безопасности, теперь нужен физический сервер, облачные ресурсы не подойдут. В самой НТТ рассказали «БИЗНЕС Online», что самая распространенная трудность, с которой сталкиваются игроки сейчас, — отсутствие технических специалистов у малых и средних организаций.

Итак, сколько же сегодня будет стоить проведение аттестации? По расчетам разработчика ИС для туркомпании «Атом-С», аттестация минимум одного рабочего места и одного сервера будет стоить от 400 тыс. рублей, а в целом, по минимальным оценкам, общая стоимость аттестации составит 570 тыс. рублей (средства защиты обойдутся еще в 50–80 тыс. рублей, проектная документация — от 70 тыс. рублей и ежегодное продление лицензии — еще в 50 тыс.). По оценкам другой компании, центра безопасности информационных систем, аттестация ИС будет стоить около 100 тыс. рублей. Можно сэкономить и подключившись к коммерческой CRM. Та же «Атом-С» предлагает за свои услуги 90 тыс. рублей в год плюс 40 тыс. за единовременное подключение и настройку, но еще 50–80 тыс. рублей придется потратить на средства защиты.

Дешевле выйдет, если «скинуться» на одно рабочее место. В Татарстане 30 компаний объединились и создали единое рабочее место для передачи данных в систему Дешевле выйдет, если скинуться на одно рабочее место. В Татарстане 30 компаний объединились и создали единое рабочее место для передачи данных в систему Фото: ru.freepik.com

А что на практике? «Сейчас поменялись условия в технической части, по классу защиты системы, проходит переаттестация, переаккредитация, и для региональных туроператоров это все-таки достаточно накладная история. Мы в процессе переделывания сегодня находимся, начали этот путь заново. Поэтому аккредитация подтормаживается. Автоматизация рабочих мест выходит на общую сумму от 800 тысяч», — говорит директор туроператора «Лидер-Казань» Вячеслав Григорьев. Компания сформировала автоматизированное рабочее место самостоятельно.

Дешевле выйдет, если скинуться на одно рабочее место. В Татарстане 30 компаний объединились и создали единое рабочее место для передачи данных в систему. «Мы сформировали рабочее место для защиты персональных данных, которые включаются в электронную путевку. Есть компании, которые самостоятельно это сделали. Как говорится, цыплят по осени считают. Я думаю, что к концу года станет понятно, сколько у нас реально туроператоров в Татарстане осталось, кто будет заниматься внутренним туризмом», — рассказал «БИЗНЕС Online» президент ассоциации туристических агентств РТ Мифтахов. «Мы сейчас потратили 55 тысяч рублей, образно говоря, разово за формирование системы защиты персональных данных. В принципе, ежегодный платеж от 10 тысяч до 15 тысяч рублей — это не критично. Это смешная сумма, особенно сейчас», — поделился собеседник газеты.

Но если говорить о ручном вводе данных, то вместе с появлением еще одной статьи расходов у туроператоров увеличилась нагрузка и на персонал. «Это трудозатратно для менеджера, прежде всего который сидит на продаже. Потому что, помимо загрузки [в систему] основных путевок, он должен еще загружать контрагента, которому это продано. То есть это несколько таких технологических опций: загрузить агентство, которому продали, все это заполнить несколько раз и потом только перенаправить. Это увеличило, скажем так, время обслуживания путевки», — отмечает директор по развитию туристической компании ООО «Трэвэл-Эндвок», председатель общественного совета при комитете РТ по туризму Оксана Артеменко.

Говорить о том, что рынок внутреннего туризма сильно поредеет после полноценного запуска системы, не приходится, но и полностью охватить туротрасль новая электронная госсистема не сможет Говорить о том, что рынок внутреннего туризма сильно поредеет после полноценного запуска системы, не приходится, но и полностью охватить туротрасль новая электронная госсистема не сможет Фото: «БИЗНЕС Online»

«Все-таки много агентств на сегодня, где могут быть проблемы с документами…»

Что касается обычных туристов, то их изменения навряд ли серьезно затронут. По словам собеседников «БИЗНЕС Online», стоимость путевок с введением нового ресурса сильно не изменится. «Добавится около 1 процента к путевке. Мы платим сейчас единовременный сбор, но каждый год будем оплачивать обслуживание данной системы. Затраты, хоть они небольшие, добавляются», — прогнозирует Артеменко.

Ждать ли «поредения» рынка туроператоров? «Ориентировочно, объем сейчас будет падать, 50 процентов операторов с рынка уйдет, кто занимается внутренним туризмом, с точки зрения туроперейтинга (разработки туристских маршрутов, составления программы обслуживания туристов, организации мероприятий по продвижению и продаже туров,прим. ред.), а не просто оказания услуг по организации экскурсионного обслуживания и так далее. Пока этот процесс еще идет», — считает президент ассоциации туристических агентств РТ.

С появлением «надзорной» системы туроператоры стали внимательнее относиться к турагентам, реализующим их продукты. «Более жесткая проверка агентства проводится, иначе электронную путевку не выпишешь. Все таки много агентств на сегодня, где могут быть проблемы с документами», — говорит Григорьев.

Все-таки говорить о том, что рынок внутреннего туризма сильно поредеет после полноценного запуска системы, не приходится, но и полностью охватить туротрасль новая электронная госсистема не сможет. Дело в том, что множество игроков на рынке реализуют исключительно экскурсионные продукты без перевозки (наличие трансфера — ключевое условие для попадания тура в «Электронную путевку»), поэтому на них требование о передаче данных в ГИС не распространяется. Им дышат в спину агрегаторы, набирающие популярность и завлекающие пользователей кешбэками, промокодами и прочими «плюшками».

Еще один «тренд», который уже давно закрепился, — «самостоятельный» туризм. «У нас, например, в компании сейчас прирост идет порядка 40 процентов в этом году. Тех, кто не по турпакету приезжает, а набор услуг берет. Например, билеты в наш парк „Лес Чудес“. Без проживания в гостинице, без питания, без экскурсии. Люди сами приезжают на машинах, сами себе там ищут по отзывам, по поисковикам точки питания», — рассказала Артеменко.

Ждать ли распространения системы «Электронная путевка» на других участников туротрасли, помимо тех, кто отправляет в полноценные путешествия с трансфером и проживанием? «Вполне возможно. Это конкретная большая база данных путешествий. Думаю, да, она будет дальше [развиваться]», — предположил Григорьев.

«В ближайшие два года станет понятно, как себя ведет эта норма. Потом, вероятно, будут какие-то изменения. Но то, что рынок нуждается в защите тех, кто платит, — это очевидно», — резюмирует председатель общественного совета при комитете РТ по туризму Артеменко.