Кульминацией VII фестиваля современного танца #StagePlatforma стала мировая премьера балета «Тесла», которую на сцене театра им. Джалиля представили худрук форума, танцовщик Олег Ивенко, композитор Эльмир Низамов и хореограф Олег Габышев. О том, как премьер казанской труппы продолжает с упорством первооткрывателя знакомить местную публику с диковинной для нее (в отличие от Москвы, Перми или Екатеринбурга) современной хореографией и почему новый спектакль хотят показать в Сербии, — в материале «БИЗНЕС Online».
Кульминацией VII фестиваля современного танца #StagePlatforma стала мировая премьера балета «Тесла»
«Делать то, что другие не могут, — глобальная цель»
Уже 7-й год фестиваль #StagePlatforma остается главным оплотом современного танца в Казани. Его худрук Олег Ивенко удивляет консервативную публику авангардными премьерами, которых (вопреки мировым трендам) нет в Татарском театре оперы и балета им. Джалиля (ТАГТОиБ). Именно его продюсерский темперамент породил союз Эльмира Низамова и Олега Габышева, открыв новую страницу в истории тандема композитора и хореографа. Сейчас подобные содружества в балете редкость. Из последних в России — это Илья Демуцкий и Юрий Посохов, чьи «Нуреев» и «Герой нашего времени» шли в Большом театре. Низамов и Габышев, выпустившие уже второй спектакль, имеют шансы встать в этот ряд.
«С Олегом работать очень комфортно, — признался „БИЗНЕС Online“ Низамов. — Мы вдохновляем друг друга и лучшие решения находим в диалоге. Габышев дает мне лаконичный сценарий, я его музыкально заполняю, потом к сотворчеству присоединяется Олег Ивенко. Мы все делаем вместе, но и свободы у меня достаточно. Я сам выбираю стилистику музыки, тематизм и состав оркестра. Пожелания ребят в основном касаются формы музыкальных номеров: где-то танец начинается сразу, где-то должно быть небольшое вступление. Все это рабочие моменты. Я очень люблю музыкальный театр, а балет в последние два-три года стал мне особенно дорог».
«Тесла — гений. Почему-то о нем очень мало информации, хотя все знают его открытия», — объясняет интерес к судьбе легендарного изобретателя «БИЗНЕС Online» Олег Ивенко
Правда, отношение самого театра им. Джалиля к достижениям своего лучшего премьера непонятно. Во всяком случае на официальном сайте культурного учреждения нет ни слова о фестивале #StagePlatforma и премьере балета «Тесла», который для Ивенко во многом автобиографичен. Великий изобретатель и казанский артист балета принадлежат к одному психотипу — их роднит страсть к неизведанному и неуемная энергия.
«Тесла — гений. Почему-то о нем очень мало информации, хотя все знают его открытия, — объясняет интерес к судьбе легендарного изобретателя „БИЗНЕС Online“ Ивенко. — Мне кажется несправедливым, что Томас Эдисон присвоил себе заслуги Николы Теслы, и я подумал, что смогу показать этого героя — его ранимость, вдохновение, одержимость, желание сделать что-то невероятное для мира. Я бы хотел назвать себя таким же новатором, но об этом рано говорить — мы сделали только второй спектакль, впереди много работы. Но менять мир к лучшему своими балетами, делать то, что другие не могут, — глобальная цель. Моя задача — вдохновить и удивить самого себя, ведь я самокритичен».
С «Личностями Миллигана», с которых начался фестиваль, казанцы уже знакомы
Возвращение Билли
Правда, на #StagePlatforma из элитарной атмосферы выбивался конферансье Геннадий Янин. Он и в прошлые годы запоминался в этой роли разве что тем, что регулярно путал имена солистов (удивительно, но плохой конферанс — это обычная история для самых разных мероприятий на сцене ТАГТОиБ), а на этот раз в 15-минутном соло не раскрыл ни специфику нового тандема, ни эксклюзивные факты о премьере. Зато рассказал историю поговорки «ни пуха ни пера», назвал себя профессионалом, а самого Ивенко — «талантливым танцовщиком».
Благо с «Личностями Миллигана», с которых начался фестиваль, казанцы уже знакомы. Соединить два балета в одном вечере — еще один любопытный ход от Ивенко. Во-первых, у премьера театра им. Джалиля теперь есть свой бенефис. Его легко возить на гастроли или заснять на камеру для профессиональной визитки. В условиях текущей работы театральных площадок и трупп это незаменимый козырь, хотя и потребовавший от солиста физических затрат. Во-вторых, программа высвечивает специфику дуэта Низамов – Габышев и его эволюцию. За три года они выработали выигрышный метод, который основан на паритете «видимого» и «слышимого»: и «Личности Миллигана» и «Тесла» — эстетские хореодрамы, где музыка и танец самостоятельны, но дополняют друг друга.
«Было сложно, но выполнимо, — признался Ивенко корреспонденту нашей газеты. — Последние недели мы ежедневно репетировали почти до полуночи, у меня было 8–10 партнерш и два разных „отчима“. Плюс нельзя забывать о репертуарных спектаклях — 9 ноября я уже танцую в ТАГТОиБ „Дон Кихота“. Трудности были, но я максимально подготовил свое тело, чтобы выдержать нагрузки: ходил в спортзал, на физиотерапию и плавание».
Что касается триллера-балета, который пересматривает судьбу американского преступника Билли Миллигана (в нем уживались 24 личности), превращая его в жертву семейного насилия, то с каждым показом герою веришь все больше — за три года солисты вжились в эмоциональную пластику Габышева и прибавили в актерской подаче, прежде всего сам Ивенко-Билли — в нервных припадках он эффектно взмывает к рампе и накручивает пируэты, а потом рушит балетные каноны спринтами на скейте.
Антон Полодюк стал страшнее в своей развязной походке и прыжках-ударах, теперь Отчим — одна из лучших партий солиста ТАГТОиБ. Открытием стала гибкая Анастасия Власова: ее Аделана подавляет Билли откровенными позами и точеным рельефом стопы. Драйв создает звезда московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Георги Смилевски – младший (Ален). Но некоторым казанским артистам редкие показы спектакля не идут на пользу. Например, Александре Елагиной, растерявшей хрупкость ребенка-Дейва.
Наука о балете
Что же касается «Теслы», то этот балет повествует о том, как на заре своей карьеры и задолго до знаменитой «войны токов» выдающийся американский ученый и инженер сербского происхождения Никола Тесла (1856–1943) без устали трудится в лаборатории над тем, чтобы передавать электроэнергию на большие расстояния и сделать электричество доступным для человечества. Но найти нужную формулу не удается. А начальника, Томаса Эдисона, волнуют более приземленные вещи — чтобы Тесла починил сломанный генератор, который нужно представить инвесторам в срок, за что обещает ученому щедрое вознаграждение. Герой соглашается, чтобы получить средства на свое изобретение, и решает проблему, но предприниматель не выплачивает ему деньги. Оскорбленный Тесла рвет контакты с Эдисоном и остается в нищете. В этот момент к нему приходит откровение…
В сравнении с кинематографичным «Миллиганом», «Тесла» прославляет чистоту жанра. За биографической драмой лежит вечная балетная матрица. На сцене действуют герой-мечтатель, его великая иллюзия (Электричество) и рок (Эдисон). Эти образы-маски рождаются в неоклассической низамовской партитуре с щемящими фиоритурами рояля, барочными дуэтами скрипок, экстатическими tutti и умеренными вторжениями электроники.
В сравнении с кинематографичным «Миллиганом», «Тесла» прославляет чистоту жанра
«Я стремился к тому, чтобы музыка „Теслы“ была другой, и сделал более строгую, лаконичную партитуру. В „Миллигане“ много стилевых контрастов — танго, романтические мотивы, элементы джаза. „Тесла“ более целостный балет, он спаян лейттемами героя, его изобретения и главным лейтмотивом — магической триадой 3-6-9, которую часто использовал в работе сам Тесла. Эти числа в виде терции, сексты и ноны являются главными интервалами, на которых развивается музыкальный материал балета», — отметил Низамов.
Вслед за композитором Габышев насыщает «Теслу» символами старых балетов. Эксцентричные прыжки героя вырастают из мужских вариаций «Жизели» и «Баядерки», хоть и приправлены вкраплениями танца модерн. Ускользающее Электричество — романтический дух, хоть и носит черный латекс вместо белой туники и белый парик (еще и не гибнет в руках партнера, как тальониевская Сильфида, а бьет его током). Здесь к месту пришлась танцевавшая в первый фестивальный вечер техничная бразильянка Каролина Заборне с ее бисерными проходками на пальцах. За приземленную реальность отвечает семафорная пантомима Полодюка, его злодей концептуально кочует из «Миллигана» в «Теслу».
Продлевает ассоциации лаконичная сценография Елисея Шепелева. Формулы на подвесном стенде намекают на исследовательский подход авторов к работе, сельский пейзаж «списан» с бытовых сцен традиционных балетов, а объемные провода высветляют романтические «танцы под луной».
Так на #StagePlatforma изящно кланяются балетной классике, оставаясь в русле передовых трендов. Грамотный подход следует перенять и театру им. Джалиля, хотя здесь пока не готовы идти за своим прогрессивным премьером. Так что фестиваль Ивенко вновь прошел под фонограмму, хотя еще в прошлом году «Личности Миллигана» обещали исполнить под живой оркестр. А о вхождении в репертуар труппы обоих спектаклей речи не идет. Но, возможно, новинку увидят в Сербии, на исторической родине Теслы — переговоры об этом уже идут.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.