«Дар убеждения — одно из главных качеств для архитектора. Часто специалистов моей сферы не слышат… В результате получается некая «штамповка» проектов, которые пагубно влияют и на доход инвестора, и на репутацию автора», — рассуждает известный казанский архитектор, основатель одноименного архитектурно-консалтингового бюро Тимур Нугаев. За 15 лет на его счету накопилось более 350 проектов как на территории Татарстана и России, так и за ее пределами. Интересы расширяются — открытие представительств бюро NUGAEV в странах БРИКС. О том, как Нугаев пришел в архитектуру, о сохранении идентичности архитектуры Казани, профессиональных мероприятиях ARDA — в нашем материале.
Тимур Нугаев: «В столице республики приняты четкие принципы формирования новой застройки, поэтому здесь сохраняется идентичность архитектурных подходов»
Как казанский архитектор работает с историческим кодом в других странах
— Тимур Рашидович, последнее время для Казани все большее значение принимает международный обмен. Недавний форум стран БРИКС — подтверждение этой тенденции. Как сотрудничество с иностранными специалистами может отразиться на архитектуре Казани?
— В Казани взяли курс на правильную интеграцию международного опыта. У нас в архитектуре невозможно прямое включение мировых тенденций без учета культурного кода и особенностей истории и территории города. По-другому говоря, нельзя в центре Казани поставить 100-метровую башню, как это делают в других странах.
Мировая практика показывает, что иностранные инвесторы часто не комплексно подходят к строительству в подобных Казани исторических поселениях, не учитывая сложившегося уклада города. В результате получается некий межсистемный подход к застройке: одно — снесли, другое — сохранили. В столице республики приняты четкие принципы формирования новой застройки, поэтому здесь сохраняется идентичность архитектурных подходов.
Многие мировые города теряют свое лицо, потому что приходит много иностранных инвестиций, которые не учитывают историю и потенциал будущей застройки.
— Получается, что иностранные инвесторы, так скажем, вредят Казани?
— Нет, они, наоборот, стимулируют экономику и развивают статус города как такового. Иностранные инвесторы часто вынуждены принимать правила игры, поэтому положительной практики больше. Но мысль о необходимости сохранения исторического наследия все же должны донести до них местные власти, местные архитекторы. Часто инвесторы видят только цифры, оценивают инвестиционную привлекательность, но есть и малая часть: международные архитекторы и директора инвестиционных компаний, которые, перед тем как заходить к нам, изучают историю города, гуляют по казанским улочкам и кушают чак-чак.
А проектирование в историческом центре Казани предполагает кропотливую работу с архивами. Архитекторы здесь должны буквально проживать историю того или иного участка.
Тимур Нугаев — директор и учредитель архитектурно-консалтингового бюро NUGAEV, организатор и учредитель ежегодных мероприятий ARDA, член экспертного совета по жилищному строительству и инфраструктурному развитию Госсовета РТ, член правления союза архитекторов РТ, член союза архитекторов России, член совета ВООПиК, член экспертного совета при ПАО «Татнефть», член жюри Urban Awards, член союза «Торгово-промышленная палата РТ», доцент кафедры градостроительства и планировки сельских мест КГАСУ.
Под руководством Нугаева было разработано около 350 проектов в Казани, Республике Татарстан, России, Грузии, Турции, Узбекистане, Черногории и других странах. Среди самых знаковых реализованных проектов — площадь у центрального вокзала Казани, застройка территории ЖК Art City, технопарк «Навигатор Кампус», центральный офис Татсоцбанка, гостиница «Москва» и множество других.
«Международный конкурс на концепцию реновации старого здания под коворкинг и мультимедийное пространство, Черногория»
— Архитектурному бюро NUGAEV исполняется 15 лет. На счету компании уже более 350 разработанных проектов как на территории Татарстана и России, так и за ее пределами. Какие проекты разрабатывали в других странах?
— Один из самых крупных — мастер-план территории для нового жилого квартала в 160 гектаров на берегу Черного моря. Это уникальный проект — район для жизни и автономной работы IT-специалистов.
В Турции мы работали над проектом блокированной малоэтажной застройки и лично участвовали в техническом авторском надзоре строительства.
Последний проект мы завершили буквально несколько недель назад — это уникальный международный конкурс на концепцию реновации старого здания под коворкинг и мультимедийное пространство для столицы Черногории — Подгорицы.
— Вы говорили про бережный подход к застройке Казани. Относитесь ли вы так же к среде города в другой стране?
— Конечно! Каждый проект — это непосредственная работа на месте. Неважно, где планируется застройка — в 15 минутах от моего дома или за пределами страны. К примеру, в Подгорицу мы приезжали лично, для того чтобы полностью погрузиться в среду, пообщаться с жителями и узнать уникальные истории места, известные только людям. Могу сказать, что вмешательство в культурный и исторический код города — это всегда архитектурная игра с обществом.
— Планируете ли вы сотрудничество со странами БРИКС?
— Мы планируем открыть там представительства. Хотелось бы напрямую обмениваться опытом с коллегами из стран БРИКС и транслировать принципы Казанской архитектурной школы — она одна из лучших в России.
«Проектирование в историческом центре Казани предполагает кропотливую работу с архивами. Архитекторы здесь должны буквально проживать историю того или иного участка»
«Я открыл компанию через три дня после получения диплома»
— Еще в студенчестве вы работали маляром-высотником. Получается, что ваша профессиональная деятельность с самого начала была посвящена строительству и архитектуре?
Мой профессиональный путь начался с идеи о том, что архитектор может не только работать карандашом, но и своими руками участвовать в процессе строительства.
Этот принцип, кстати, прослеживается и в моей дальнейшей карьере. Я работал маляром-высотником, далее — поднялся до начальника бригады. Из интересного — в середине 2000-х шла реставрация Петропавловского собора в Казани. Я там занимался покраской верхней части здания — восьмигранника.
— А как начиналась ваша карьера в роли архитектора?
— С третьего курса университета я начал работать в архитектурных бюро — от небольших мастерских до крупных проектных институтов. Брался за все что можно — от обмерочных чертежей до небольших самостоятельных проектов.
На регистрацию своей компании я подал документы через три дня после получения диплома — в 2009 году. Наверное, решение было необычное для столь раннего возраста, но большую роль сыграли амбиции и желание самореализоваться в профессии. На тот момент я был уверен, что свободное плавание — лучший способ добиться желаемого.
— А почему считаете, что открытие своего дела — это необычный шаг?
— Знаете, архитекторов не учат основам бухгалтерии и правилам заключения договоров. Мне в вузе дали понимание истории, красоты, объемно-пространственное видение, техническую базу, но никак не навыки ведения бизнеса. Думаю, для архитектора стать предпринимателем — это тяжело.
Приходилось на собственном опыте, так скажем, набивать шишки. Компания развивалась постепенно — вначале мы брались и за совсем небольшие проекты. Заявить о себе получилось после международного конкурса на концепцию развития правого берега Казанки в 2010 году — наш проект занял первое место и стал катализатором для дальнейшего роста компании.
«Мне в вузе дали понимание истории, красоты, объемно-пространственное видение, техническую базу, но никак не навыки ведения бизнеса. Думаю, для архитектора стать предпринимателем — это тяжело»
— Получилось ли реализовать идею, которая появилась у вас еще в университете, — совместить строительство и архитектуру в единое целое?
— Да, с опытом пришло понимание необходимости участия архитектора во всех этапах жизни нового объекта — зарождения идеи, работы над проектом, сопровождения строительства. Через несколько лет мы с партнерами объединились в небольшую группу компаний IVAR — идеальное воплощение архитектурных решений. Холдинг совместил в себе и строительную, проектную организации, и службу заказчика — каждая команда отвечала за свою часть работы.
— Сейчас, по моему мнению, все чаще крупные строительные компании открывают собственные архитектурные бюро…
— Это обратная тенденция. Застройщики развивают архитектурное направление своей работы для того, чтобы оптимизировать расходную часть строительства. Мы преследовали иную цель — обеспечить качество реализации архитектурных решений.
Слышали про вечный спор — кто должен пожинать лавры после появления нового здания: архитектор или строитель? Строители чаще всего несут гарантию на свои работы в течение пяти лет после сдачи объекта. А архитекторы — пожизненно.
Наше сотрудничество минимализировало риски, систематизировало работу между участниками процесса, позволяло реализовывать самые смелые идеи. Уверен, что такой комплексный подход в то время был единственным в своем роде.
— Получается, что холдинг позволял полностью контролировать процесс строительства — от проекта до реализации. Но, насколько мне известно, в 2020 году группа компаний распалась. Архитектурно-консалтинговое бюро вернуло название NUGAEV.
— Группа компаний росла. В определенный момент пришло понимание, что большой штат и вопросы, связанные с ведением довольно крупного бизнеса, крадут время у творческого процесса. Качественные принципы, которые изначально были заложены в концепцию IVAR, терялись за всякого рода организационными моментами и, так скажем, бытовой работой любого предпринимателя — это, допустим, операционные моменты, зарплаты и управление командой.
Каждый из нас сконцентрировался на своем — это было лучшее решение на тот момент.
«Комплексный подход к строительству — это основа качества. Важно, чтобы все процессы были синхронными и каждый участник строительства усиливал результат по своему направлению»
«Основное для архитектора — это дар убеждения»
— Инвестор преследует цель — заработать, а архитектор — реализовать идею. Где найти баланс?
— Это хороший вопрос, потому что дар убеждения — одно из главных качеств для архитектора. Часто специалистов моей сферы не слышат, потому что творческие люди не всегда могут грамотно объяснить задачу и донести свое мнение. В результате получается некая «штамповка» проектов, которые пагубно влияют и на доход инвестора, и на репутацию автора.
Умение объяснить свою точку зрения развивается исключительно с опытом. Сейчас мне часто даже не приходится ничего доказывать, потому что моему профессиональному видению доверяют.
«Наше бюро сотрудничает с крупными федеральными компаниями, поэтому территория развивается комплексно»
— Получается, все должны работать в некоем симбиозе. Без инвестора и людей, принимающих решения на уровне города, архитектор не сможет реализовать свои идеи.
— Точно! Комплексный подход к строительству — это основа качества. Важно, чтобы все процессы были синхронными и каждый участник строительства усиливал результат по своему направлению.
Самый крутой результат получается в том случае, когда инвестор, город и архитектор работают в команде как сбалансированный треугольник.
Причем взаимодействие должно быть и между собственниками разных участков. К сожалению, пока, бывает, и сталкиваюсь с ситуацией, когда тот или иной инвестор базируется только на личных интересах, на краткосрочной перспективе. Поэтому случается следующее — один строит красивое здание, развивает среду, а его сосед закрывается профлистом и ставит неприметные бетонные коробки. К слову, наше бюро сотрудничает с крупными федеральными компаниями, поэтому территория развивается комплексно, что предотвращает такие ситуации.
— Как с этим обстоят дела в Казани?
— Думаю, Казань в этих вопросах на передовой. Вспомните, как шла работа к тысячелетию Казани, Универсиаде, недавнему саммиту стран БРИКС. Каждый раз происходит некая строительная мобилизация, когда все смотрят в одну сторону — на результат.
К нам приезжают специалисты из других городов и удивляются масштабам и красоте новых объектов. Помню, спрашивали: «И это у вас всего за три месяца построили?»
«С самого запуска архитектурных встреч ARDA — в 2019 году — я приветствовал формат диалога, а не лекций»
— Вы являетесь организатором архитектурных диалогов ARDA в Казани. Главная цель мероприятий — прямой обмен опытом и мнениями между всеми участниками строительства. Как считаете, эти мероприятия влияют на формирование командной работы?
— С самого запуска архитектурных встреч ARDA — в 2019 году — я приветствовал формат диалога, а не лекций. На наших мероприятиях архитекторы, застройщики и инвесторы садятся за один стол, а не слушают одного с трибуны. По сей день я считаю, что только в разговоре можно решить абсолютно любой вопрос.
Результатом выступает качественная среда, а ARDA изначально была направлена на повышение этой планки для города и республики.
«Считаю, что даже в какой-нибудь отдаленной деревне Южной Америки можно увидеть много нового и применить, например, у нас — в Казани»
«Главное увлечение для любого архитектора — это путешествия»
— Чем вы занимаетесь в свободное время?
— Считаю, что главным увлечением для архитектора должны оставаться путешествия. Визуальная система образов, мне кажется, рождается исключительно в путешествиях, когда ты вживую видишь конкретные объемы. Поэтому своих сотрудников я часто отправляю в путешествия в качестве поощрения за их вклад в развитие компании. Последний раз вместе с командой посещали столицу Черногории, а до этого Нидерланды. Считаю, что даже в какой-нибудь отдаленной деревне Южной Америки можно увидеть много нового и применить, например, у нас — в Казани. Я побывал уже в 23 странах. Недавно ездил в Стамбул на концерт Дэвида Гетта.
К слову, сейчас активно увлекаюсь диджеингом, потому что, помимо художественной школы, я ходил и в музыкальную — учился играть на флейте.
Мне интересно со всех сторон рассмотреть свою профессию. Не только со стороны красивых работ и объектов, но и организации мероприятий для архитекторов, усовершенствования законодательной базы, преподавания и научной деятельности.
Кроме того, бо́льшую часть моей жизни занимает обучение. Сейчас я пишу диссертацию, а в ноябре получаю степень MBA.
— Назовите три секрета успешного бизнеса.
— Не бояться ошибаться, быстро ориентироваться в меняющемся мире и постоянно работать над собой.
Когда ты с любовью относишься к своей работе и она приносит тебе деньги — это уже успех.
Визитная карточка компании
Архитектурно-консалтинговое бюро NUGAEV
- Год основания — 2009.
- Основные направления работы — архитектура, градостроительство, консалтинг строительства.
Проекты в РТ (одни из самых запоминающихся) — площадь с подземным паркингом у центрального вокзала (Казань, 2013), застройка территории ЖК Art City (Казань, 2015), технопарк «Навигатор Кампус» (Казань, 2014), торговый комплекс Casrotama (Казань, 2017), центральный офис Татсоцбанка (Казань, 2012), гостиница «Москва» (Казань, 2012), проектирование автосалонов «КАН АВТО Эксперт» в Казани, ЖК «Зеленая долина» (Зеленодольск, 2022), офисное здание на ул. Пушкина (Казань, 2012), ЖК «Аристократ» (Казань, 2024) и многие другие.
Визитная карточка руководителя
Нугаев Тимур Рашидович — директор и учредитель архитектурно-консалтингового бюро NUGAEV
Образование:
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет, специальность «архитектура» — 2009.
- MBA, «Стратегический менеджмент в условиях кризиса» — 2024.
- Казанский государственный архитектурно-строительный университет, аспирантура — в процессе обучения.
Карьера:
- 2004–2005 — маляр-высотник.
- 2004–2009 — помощник архитектора, Творческая мастерская Аксеновой.
- 2007–2008 — архитектор, ООО «СЛК-проект».
- С 2009 года — директор и учредитель, архитектурно-консалтинговое бюро NUGAEV (до 2020 года — Группа Компаний IVAR).
- 2009–2012 — старший преподаватель, КФУ.
- 2014–2016 — доцент, ИЭУП.
- С 2015 года — член совета ВООПИиК.
- 2017–2020 — заместитель директора, Технический заказчик «ИВАР».
- С 2017-го — член правления, союз архитекторов Республики Татарстан.
- С 2017 года — член союза, союз архитекторов России.
- 2018–2021 — член совета, Градостроительный совет Казани.
- 2019–2020 — главный архитектор проекта (ГАП), «ОСП строй».
- С 2019-го — директор и учредитель, ARDA community.
- С 2021 года — доцент кафедры градостроительства и планировки сельских мест КГАСУ.
- С 2022-го — член экспертного совета при ПАО «Татнефть».
- С 2022 года — член экспертного совета по жилищному строительству и инфраструктурному развитию Государственного совета Республики Татарстан.
- С 2022-го — член жюри Urban Awards.
- С 2024 года — член союза «Торгово-промышленная палата Республики Татарстан».
Семейное положение — женат, двое детей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.