Вячеслав Пимурзин: «Офис площадью в 40–50 квадратных метров можно сдать за 80 тысяч в месяц» Вячеслав Пимурзин: «Офис площадью в 40–50 квадратных метров можно сдать за 80 тысяч в месяц» Фото: Сергей Елагин

«Если у вас есть свободные 3–5 миллионов рублей, выгоднее и проще вложиться в коммерческую недвижимость»

— Вячеслав Валерьевич, на примере торгового проекта — «Корзинка» на Мусина — вы ранее показали, как растут в цене коммерческие объекты. Павильон в 10 «квадратов» в 2022 году обошелся инвестору в 2,6 млн рублей — сейчас же аналогичные лоты в среднем уходят за 3,6 миллиона. Можно сказать, что доход с коммерческих площадей сравним с депозитами?

— Доход от качественных коммерческих помещений в Казани существенно выше, чем депозиты и аренда жилья, и вот почему.

Банки сейчас предлагают примерно 22–24% годовых, а наши покупатели офисов в БЦ «Теплоприбор» заработали на перепродаже свыше 85% годовых за 8–10 месяцев.
Вячеслав Пимурзин Учредитель «Доступный офисный фонд»
Вячеслав Пимурзин учредитель «Доступного офисного фонда»

Напомню: продажи в «Теплоприборе» стартовали со стоимостью «квадрата» в 100 тыс. рублей. Цифра перепродажи сегодня доходит до 185 тысяч за квадратный метр. Это почти двукратный рост.

Но главное в другом: депозит — безликая инвестиция. Вы ничего не создаете, ничего не оставляете себе на будущее. При этом несете существенные риски: к сожалению, в Татарстане за последние несколько лет «схлопнулось» несколько крупных банков. И в каждом из этих случаев не было явных предпосылок. А в итоге — нервы и убытки тех людей, которые просто хотели сохранить свои средства.

У недвижимости в этом плане большое преимущество — ее нельзя потерять. Более того, на фоне падения жилого сектора интерес к коммерческим площадям в Казани только растет. Дополнительный импульс роста дал саммит БРИКС, который снова подчеркнул высокий международный статус Казани. Инвесторы со всей страны стали более пристально смотреть на этот рынок, понимая его потенциал.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

— Но если депозит можно забрать в любой момент, то с коммерческой недвижимостью не все так просто…

— Проблемы с реализацией будут только в том случае, если «задирать» ценник. Более того, задачу по продаже всегда можно делегировать: многие клиенты, купившие у нас объект, обращаются с запросом на перепродажу тоже к нам. Мы с удовольствием помогаем им в этом вопросе.

Но бо́льшая часть покупателей в БЦ «Теплоприбор» оставили офисы себе.

Арендная ставка в бизнес-центре «Теплоприбор» выросла в два раза — до 2 тысяч рублей за «квадрат» в месяц. Доход с 40 квадратных метров — 80 тысяч рублей. Не сравнится с доходностью квартир, которые так раньше любили покупать казанцы и иногородние в поиске хорошего пассивного дохода.
Вячеслав Пимурзин Учредитель «Доступный офисный фонд»
Вячеслав Пимурзин учредитель «Доступного офисного фонда»

— Кажется, что квартиры до сих пор остаются более понятным инвестиционным инструментом. Ее можно оставить детям, перепродать или сдавать в аренду…

— Такой стереотип и правда все еще имеет место. Раньше квартира была разменной валютой — можно было купить у застройщика и тут же перепродать с «выхлопом» больше 10%. Сегодня же квартиры в принципе не являются инвестиционным инструментом. Хочешь быстро перепродать — придется дисконтировать… Поэтому многие инвесторы в жилую недвижимость даже не остаются при своих деньгах, а только теряют.

Большинству страшно иметь дело с какими-то там предпринимателями и компаниями. Кажется, что проще с обычным арендатором, а не юридическим лицом. А ведь юрлицо — это про долгосрочные и более стабильные отношения.

Простейшие расчеты показывают: какие бы «квадраты» ни рассматривались, сдача офиса в аренду сегодня выгоднее, чем сдавать квартиру такой же площади, пусть даже в том же доме. Разница начинается от 20% и достигает 50–70%. Как я уже говорил, офис площадью в 40–50 квадратных метров можно сдать за 80 тысяч в месяц, а за квартиру аналогичной площади можно выручить максимум 45 тысяч. Плюс коммерческие объекты не требуют никакого ремонта, покупки техники и других затрат. Что мы получаем? Больший доход при меньших затратах.

Сегодня, если у вас есть свободные 3–5 миллионов рублей, выгоднее и проще вложиться в постоянно растущую коммерческую недвижимость, а не тратиться на первоначальный взнос в дорогую по текущим ставкам ипотеку и покупку квартиры.

«Продажи в „Теплоприборе“ стартовали со стоимостью „квадрата“ в 100 тыс. рублей. Цифра перепродажи сегодня доходит до 185 тысяч за квадратный метр» «Продажи в «Теплоприборе» стартовали со стоимостью «квадрата» в 100 тыс. рублей. Цифра перепродажи сегодня доходит до 185 тысяч за квадратный метр» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Сейчас есть все предпосылки к тому, что коммерческая недвижимость будет только расти в цене?

— Конечно! Вернемся к «Теплоприбору». Улица Кулагина активно развивается: прямо сейчас за «спиной» нашего БЦ один из ведущих девелоперов Татарстана возводит крупный жилой комплекс почти на 1000 квартир. Определенную часть в этом ЖК будут занимать коммерческие площади. Как правило, застройщики ставят достаточно высокий ценник как за продажу, так и за аренду. Это потянет вверх стоимость и в нашем бизнес-центре, и локации в целом.

Еще бы отметил, что сегодняшний рынок чувствует острую потребность именно в современных коммерческих помещениях. Мы недавно разбирали с коллегами этот вопрос и сошлись на том, что в Казани количество ликвидных объектов, подобных «Теплоприбору», не превышает 3%. Только 3% помещений, которые реально хочется купить или взять в аренду!

— А почему так мало?

— Сейчас объясню. Представьте: вы инвестор, который решил прикупить себе какой-нибудь небольшой коммерческий объект. Смотрите объявление и видите, на первый взгляд, классное помещение. Звоните собственнику, приезжаете по адресу и, прежде чем зайти в сам офис, встречаетесь с полным разочарованием — разбитым асфальтом на территории, облезлой штукатуркой в коридорах и старым лифтом.

Для меня абсолютно понятно, почему все эти помещения, выставленные на любом ресурсе, так долго стоят без покупателей. Будущее за комплексной реновацией бизнес-центров целиком.

«Мы недавно разбирали с коллегами этот вопрос и сошлись на том, что в Казани количество ликвидных объектов, подобных „Теплоприбору“, не превышает 3%» «Мы недавно разбирали с коллегами этот вопрос и сошлись на том, что в Казани количество ликвидных объектов, подобных «Теплоприбору», не превышает 3%» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А что требует рынок? Какой коммерческий объект вы бы назвали самым привлекательным для покупателя сегодня?

— Рассмотрим на примере офисного пространства. Бизнес стремится конкурировать за хорошие кадры. Рынок зарплат у специалистов равного уровня примерно одинаков. Чем можно еще привлечь сотрудника? Условиями труда! Согласитесь, есть разница, когда человек проведет 8 рабочих часов в комфортной обстановке либо в условной бетонной коробке.

Извините за такое сравнение, на лошади ведь тоже можно пахать сколько угодно, пока она не упадет. А мы не лошади, мы люди. Во всем мире сегодня идет тренд на создание комфортных условий для сотрудников.
Вячеслав Пимурзин Учредитель «Доступный офисный фонд»
Вячеслав Пимурзин учредитель «Доступного офисного фонда»

Предприниматели понимают: эмоциональное выгорание, стрессы, ежедневное перенапряжение, если их не предупреждать, обойдутся намного дороже, чем создание комфортных условий на работе.


— А что вы назвали бы главным в хорошем офисе?

— Первое для офиса — это правильный дизайн. Рабочее место должно радовать глаз и быть удобным.

Второе — внутренняя среда. Приветствуется все, что делает офис не просто коридором с комнатами «четыре на четыре», — это точки питания, места для отдыха и даже сна, коворкинги и спортзалы. Тенденция пришла к нам после пандемии, потому что многие офисные работники так и не захотели менять комфортные условия дома на свои старые и тесные офисы.

И, наконец, третье — внешняя среда. Сейчас со всех сторон прививается культура умственного труда, которая включает и прогулки на свежем воздухе. Видим, что городские парки постоянно заполнены — люди гуляют утром, в обед и вечером. Это говорит о том, что сотрудник сегодня нуждается в благоустроенных местах для отдыха и прогулок рядом со своей работой.

«Сотрудники УК постоянно находятся на местах, ежедневно, в момент уборки, контролируют состояние помещений и, если что, быстро устраняют недостатки» «Сотрудники УК постоянно находятся на местах, ежедневно в момент уборки контролируют состояние помещений и, если что, быстро устраняют недостатки» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Хочешь сделать хорошо — сделай сам!»

— Сейчас развивается рынок управления жилья — мол, можно за процент спокойно доверить свою квартиру риелтору, а тот уже проследит за ее качественной сдачей. А что насчет коммерческой недвижимости? Возможен ли вариант отдать кому-нибудь свой объект в управление?

— Да. На базе нашей управляющей компании мы реализовали такую возможность. Собственник может просто обратиться к нам, заключить договор и, ни о чем не думая, получать ежемесячно платежи. Все по аналогии работы агентств по недвижимости. Но есть отличие — с нами не придется уходить в многомиллионные ремонты после выхода арендатора, как это часто происходит в жилье. Сотрудники УК постоянно находятся на местах, ежедневно в момент уборки контролируют состояние помещений и, если что, быстро устраняют недостатки.

— Вы упоминали, что «дикий» рынок управляющих компаний вынудил вас открыть свою. В чем вас не устраивает работа других УК?

«Когда для бизнес-центра выбирали УК, пытались найти ту, которая не ворует…»

— Многие бывали в хороших отелях — зданию может быть много лет, но внутри нет следов эксплуатации. Почему? Потому что их постоянно поддерживают. Современные офисные пространства развиваются, и их собственники требуют такого же сервиса, что бывает, признаться, не всегда.

В существующих УК ты, скорее всего, столкнешься с неадекватным тарифом за не самое качественное обслуживание. Также есть много организаций, где, допустим, нет инженерного специалиста. Поэтому еще до открытия своей УК нам приходилось своими силами устранять какие-то проблемы на объектах.

Отсутствие хорошей управляющей компании «убивает» даже свежий офис. Все труды идут насмарку уже через пару лет!
Вячеслав Пимурзин Учредитель «Доступный офисный фонд»
Вячеслав Пимурзин учредитель «Доступного офисного фонда»

— Это стало главной причиной, почему вы решились на открытие своей управляющей компании?

— Сначала я предпринял попытки нанять управляющую компанию. Представить сложно, сколько подводных камней таит в себе этот рынок, поэтому работа была грандиозная. Запрос касался не только адекватной уборки и своевременного обслуживания (к слову, спотыкались и на этом), но и наличия в УК всех необходимых специалистов — инженеров, способных решить любую проблему в сетях, и менеджеров, грамотно работающих с инвесторами и арендаторами на объекте.

Управляющую компанию я в результате нанял всего на год. Из ее команды оставил только бухгалтера, а остальную команду сформировал самостоятельно. Сделал это по одной простой причине — может быть, с инженерной стороной работы все в целом было нормально, но вот клиентоориентированность серьезно хромала.

В какой-то момент я в очередной раз повторил себе: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам!»

— Сколько площадей сегодня находится в управлении вашей УК?

— Около 13 тысяч квадратных метров, а в арендном управлении — порядка 4 тысяч. Признаться, это очень сложный бизнес, поэтому до сих пор полируем работу нашей УК от разного рода огрехов и недоработок. Главное одно — сейчас я могу беспрепятственно внедрять что-то новое и напрямую улучшать работу управляющей компании.

«Найти деньги, купить, сделать ремонт, продать помещения — все занимает до 8 месяцев» «Найти деньги, купить, сделать ремонт, продать помещения — все занимает до 8 месяцев» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Обновляя архитектуру зданий, мы преобразуем внешний вид Казани, сохраняя наследие для будущих поколений»

— Как для вас выгоднее: выкупить объект или работать с тем, что находится в собственности партнера?

— На самом деле нам необязательно брать объект на свой баланс. Представьте: найти деньги, купить, сделать ремонт, продать помещения — все занимает до 8 месяцев. Часто это экономически нецелесообразно.

Бюджет и компетенции моей компании позволяют сразу брать в работу до трех крупных проектов. Что это значит? У инвесторов, которые с нами работают, есть выбор из совершенно разных объектов недвижимости — они отличаются наполнением и локацией.

Кроме того, у «ДОФ» постоянно растут компетенции. Раньше мы специализировались сугубо на офисном рынке, а сейчас имеем большой опыт в области торговых объектов и апартаментов. Нам охота новые стандарты постоянно применять на практике. И это станет просто-напросто невозможно, если мы будем ориентироваться только на покупку тех зданий, с которыми работаем.

«Браться за реконструкцию фасада возможно только в случае, если работаешь со всем зданием в комплексе. Самый яркий пример — это опять же наш любимый «Теплоприбор» «Браться за реконструкцию фасада возможно только в случае, если работаешь со всем зданием в комплексе. Самый яркий пример — это опять же наш любимый «Теплоприбор» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Можете оценить потребность в таких услугах на рынке?

— Сейчас видим, что много наших коллег тоже применяют эту модель бизнеса — делят здания, дают им новую жизнь. Это говорит о том, что потребность, как и конкуренция, все же растет.

Мы все же были новаторами именно в части глубокого подхода к коммерческой недвижимости. И сейчас уже отличаемся от других стандартами своей работы, больше внимания уделяем дизайну и архитектуре, наполнению объектов. Развиваться в этих направлениях для меня гораздо интереснее.

Обновляя архитектуру зданий и их внутреннее наполнение, мы существенно преобразуем внешний вид Казани, сохраняя наследие для будущих поколений.
Вячеслав Пимурзин Учредитель «Доступный офисный фонд»
Вячеслав Пимурзин учредитель «Доступного офисного фонда»

— Это, наверное, можно назвать некоей миссией компании?

— Да, именно так! Кроме глобальной цели — преобразить город, наша работа позволяет бизнесменам получать современные пространства, что, естественно, влияет и на их сотрудников, а значит, напрямую на жителей Казани.

«Кроме глобальной цели — преобразить город — наша работа позволяет бизнесменам получать современные пространства, что, естественно, влияет и на их сотрудников — а значит, напрямую на жителей Казани» «Кроме глобальной цели — преобразить город, наша работа позволяет бизнесменам получать современные пространства, что, естественно, влияет и на их сотрудников, а значит, напрямую на жителей Казани» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Без личного опыта, проб и ошибок свой бизнес построить невозможно»

— Вы поступили в Казанский институт предпринимательства и права и за время своего карьерного пути прошли множество тренингов по бизнес-процессам. Говорят, что научить бизнесу невозможно и никакие курсы не помогут. Вы согласны?

— Абсолютно, потому что все упирается в индивидуальный опыт. Вначале я, как и многие молодые предприниматели, напоролся как раз на эту ошибку. Кто не пытался слепо применять те формулы, которые предлагаются тренерами и разными информпродажниками? Безусловно, бывают качественные обучающие продукты, но фундаментально одно — без личного опыта, проб и ошибок свой бизнес построить невозможно.

Самое основное для меня — это разностороннее развитие. Меня очень сильно увлекли архитектура и дизайн. Кроме того, много времени посвящаю изучению новых технологий. Это для меня такое же хобби на самом деле.
Вячеслав Пимурзин Учредитель «Доступный офисный фонд»
Вячеслав Пимурзин учредитель «Доступного офисного фонда»

— Создается впечатление, что такой фундаментальный подход к работе отбирает максимум вашего свободного времени. Как вы проводите свободное время?

— 16 лет увлекаюсь игрой в русский бильярд. Помимо этого, люблю кататься на гидроциклах, снегоходах. Особое место в моей жизни занимает баня. Отлично помогает расслабиться и «перезагрузить» сознание.

Это помогает мне своевременно внедрять новые технологии в работу команды. Часть функций уже давно автоматизирована.

— Назовите три секрета успеха в бизнесе.

— Первый секрет — действовать. Как только вы остановились, все процессы теряют свою эффективность, и со временем это может привести к негативным последствиям. Второй — уважение традиций. Речь не только про религию или язык, но и про бытовые вещи. В моем понимании любовь к своему дому, городу, республике, стране — один из драйверов. Я патриот, и именно эта любовь дает мне внутренние силы и желание созидать! Третий секрет — постоянное развитие. И тут важно не только наполняться знаниями, но и развиваться духовно и физически.

***

Это вторая часть интервью с владельцем компании «Доступный офисный фонд» Вячеславом Пимурзиным. Ранее он рассказал нашим читателям о том, каким был его карьерный путь, почему судьба привела его к коммерческой недвижимости и как шла работа над реновацией года — зданием бывшего завода «Теплоприбор».