Язгуль Хаева: «В ряде регионов по итогам мониторинга закупок за 2024 год сообщается об уменьшении количества жалоб, рассмотренных УФАС. Связывают данное явление с введением универсальной предквалификации» Язгуль Хаева: «В ряде регионов по итогам мониторинга закупок за 2024 год сообщается об уменьшении количества жалоб, рассмотренных УФАС. Связывают данное явление с введением универсальной предквалификации» Фото: Сергей Елагин

Желают избежать ответственности, перекладывая ее на исполнителей

Язгуль Илдаровна, объем госзакупок растет. Можно ли сказать, что случаев нарушения прав и интересов участников госзакупок тоже стало больше?

— Безусловно, увеличение числа закупок влияет на количество нарушений. Объем госзакупок в России по сравнению с 2023 годом увеличился в уходящем году на 37 процентов и составил 816,2 миллиарда рублей. Каждый месяц в едином реестре участников госзакупок прибавляется свыше 9 тысяч компаний. Причины нарушений в госзакупках — динамичность законодательства, слабый ведомственный контроль за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и низкая дисциплина участников.

Тем не менее в ряде регионов по итогам мониторинга закупок за 2024 год сообщается об уменьшении количества жалоб, рассмотренных УФАС. Связывают данное явление с введением универсальной предквалификации. В целом в последние годы число обращений с жалобами на нарушение прав поставщиков росло. Но после недавнего увеличения госпошлины есть вероятность, что количество жалоб снизится. Особенно в связи с сокращением «профессиональных жалобщиков».

— Какие встречаются претензии к исполнителям?

— В основном заказчики предъявляют к подрядчикам, поставщикам претензии о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по контракту. В это достаточно обширное обоснование включается и нарушение обязательств по объему и сроку выполнения работ, отсутствие потребительской ценности результата работ, некачественное выполнение работ.

Не всегда эти претензии объективны. Иногда они возникают из-за неясностей в условиях контракта, когда каждая из сторон интерпретирует их по-своему, из-за недостаточной квалификации сотрудников заказчика, ошибок при планировании, желания избежать ответственности путем перекладывания ее на исполнителей. Все это может привести к предъявлению несправедливых требований со стороны заказчика.

— Какие последствия могут быть для участника?

— Основное последствие — долгое разбирательство и восстановление нарушенных прав с тратой времени и денег. Если заказчик в ходе исполнения подрядчиком обязанностей по договору в одностороннем порядке отказывается от исполнения контракта, то подрядчик вынужден в судебном порядке добиваться получения оплаты за выполненные работы, оказанные услуги. Помимо этого, если дело получит широкую огласку в СМИ, то может быть задета деловая репутация подрядчика, даже если претензии заказчика были необоснованны. Поэтому для минимизации рисков и возможных последствий следует вовремя обращаться к юристам.

«В случае предъявления подрядчику необоснованных требований или нарушения условий контракта со стороны заказчика, подрядчик всегда имеет право обратиться за защитой своих прав и интересов в суд или административные органы» «В случае предъявления подрядчику необоснованных требований или нарушения условий контракта со стороны заказчика подрядчик всегда имеет право обратиться за защитой своих прав и интересов в суд или административные органы» Фото: ru.freepik.com

Фиксируйте все этапы, чтобы потом было на что опереться в споре

— В бизнесе принято считать, что «клиент всегда прав». Распространяется ли это на заказчиков в госзакупках?

— В контексте госзакупок подрядчики могут оказываться в положении «слабой стороны» в отношении заказчика, обладающего административной властью. Исполнители не могут изменять условия контракта при его заключении, поэтому вынуждены принимать их. Тем не менее в госзакупках не применяется правило «клиент всегда прав», поскольку действия заказчика (как правило, госоргана) по проведению закупок, подписанию контракта, исполнению обязательств строго регламентированы федеральным законодательством.

В случае предъявления подрядчику необоснованных требований или нарушения условий контракта со стороны заказчика подрядчик всегда имеет право обратиться за защитой своих прав и интересов в суд или административные органы (УФАС, прокуратуру, например). Поэтому так важно фиксировать все этапы, вести официальную переписку, составлять акты, чтобы впоследствии было на что опереться в обоснование своей позиции.

— Как распознать неправомерное поведение заказчика?

— Злоупотреблением со стороны заказчика могут стать требования, которые направлены на незаконное получение выгоды. Недобросовестным может быть признано установление увеличенной ответственности для подрядчика по сравнению с мерой ответственности, установленной законом, что подтверждается и судебной практикой. Частым проявлением злоупотребления правами служит ограничение конкуренции в закупках путем составления лотов под определенного участника.

— Есть мнение, что с государством (а точнее, с чиновниками) лучше не спорить. Какие права есть у участника госзакупки и насколько реально их отстоять?

— Надо всегда помнить, что участники обладают правом на обжалование действий заказчика и обращение в контролирующие органы. А также правами на получение достоверной информации, на участие в закупках при условии соответствия выставленным требованиям, на получение обоснования отказа, соблюдение условий контракта, на компенсацию убытков и т. д.

Кто бы ни был на стороне заказчика, если права и интересы участника действительно нарушены, имеются доказательства в подтверждение позиции, возможно и нужно отстоять их защиту и восстановление. Да, процесс, как правило, довольно сложный, требует грамотных действий. Но в случае успеха можно добиться не только восстановления прав, но и компенсации убытков.

«Мы ожидаем, что в 2025 году будет унифицирован порядок проведения малых закупок, когда закупки проходят в электронной форме у единственного поставщика и их сумма не превышает 600 тысяч рублей» «Мы ожидаем, что в 2025 году будет унифицирован порядок проведения малых закупок, когда закупки проходят в электронной форме у единственного поставщика и их сумма не превышает 600 тысяч рублей» Фото: Сергей Елагин

Гарантировал завершение работ, как только изменится погода

Расскажете о последних делах, касающихся исполнителей госзаказа, из практики юридической компании Yahatin?

— Одно из дел — взыскание стоимости фактически выполненных работ по госконтракту. Наш доверитель исполнил бо́льшую часть контракта надлежащим образом. Однако заказчик, несмотря на многочисленные официальные просьбы, не дал доступ к сервису, без которого нельзя перейти к следующему этапу работ. Впоследствии наступили непреодолимые обстоятельства — погода ухудшилась, подрядчик не успел вовремя приступить к выполнению следующего этапа и уложиться в сроки. Однако подрядчик, будучи добросовестным участником, гарантировал заказчику завершение работ, как только погода изменится. Тем не менее заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта и не оплатил фактически выполненные работы. Разбирательство продолжается.

Почему юридическая компания Yahatin уделяет этой сфере такое внимание?

— Законодательство в сфере госзакупок довольно сложное, постоянно меняющееся, и участники госзакупок нуждаются в комплексном правовом сопровождении, которое мы оказываем, минимизируя их риски. У нашей команды накоплен значительный опыт в защите и восстановлении нарушенных прав участников госзакупок. Мы помогли нашим клиентам избежать убытков на сумму более 700 миллионов рублей. Кроме того, компании доверителей были спасены от включения в реестр недобросовестных поставщиков, что на сегодняшний день позволяет им участвовать в закупках.

— Где чаще решаются такие дела — в суде или в досудебном порядке?

— Как правило, сначала участники обращаются в контролирующие органы, в УФАС. Если решение антимонопольного органа не устраивает одну из сторон, то разбирательство дела переходит к судебному порядку. На стадии претензии редко стороны добиваются исполнения своих требований.

— Что можете посоветовать участнику закупки для недопущения нарушений и защиты его прав?

— Очень важно внимательно читать условия контракта, если есть возможность — дополнительно изучить достоверность информации, своевременно фиксировать все ваши действия путем фотографий или видеозаписей, составления актов, вести только официальную переписку. Не следует выполнять указания заказчика, если они не оформлены соответствующим образом. Впоследствии, если это приведет к нарушению прав участника, будет затруднительно доказать его правоту.

Какие тенденции в практике ФАС России 2024 года стали наиболее заметными для участников закупок?

— Это проверка участников закупки, обратившихся с жалобой, на наличие необходимых документов для участия в определенных закупках. Если таких документов не имеется, то и жалоба возвращается за неимением прав, подлежащих защите.

— Ждете ли вы нововведений в законодательстве о госзакупках?

— Мы ожидаем, что в 2025 году будет унифицирован порядок проведения малых закупок, когда закупки проходят в электронной форме у единственного поставщика и их сумма не превышает 600 тысяч рублей. Это позволит малому бизнесу участвовать в госзакупках с меньшими временными и ресурсными затратами, оперативно удовлетворять отдельные неотложные потребности заказчика.