«Основная часть водителей не умеет ездить ночью, не умеет ездить в зимних условиях. Сегодня Алексей Валерьевич [Песошин] ругался, [говорил]: «Отобрать бы у них права!», — говорил раис РТ Рустам Минниханов на заседании кабмина о мерах по повышению безопасности на дорогах. Погибших в ДТП стало больше, и глава МВД Дамир Сатретдинов предлагал, как остановить гибель людей: расширить дороги, разделить полосы. Но в большинстве случаев причина смертельных аварий — человеческий фактор: водители сами выезжают на встречку. О том, как Сатретдинов предложил бороться с самокатами, питбайками и припаркованными на обочинах фурами, а глава РТ учил, как надо выходить из ситуации, когда машину зимой занесло на дороге, — в материале «БИЗНЕС Online».
Погибших в ДТП стало больше, и глава МВД Дамир Сатретдинов предлагал способы, как остановить гибель людей
ДТП стало меньше, но погибших — больше
Несколько лет подряд в Татарстане фиксируют снижение количества погибших в ДТП, но этот год стал исключением. Как рассказал премьер-министр РТ Алексей Песошин, за 11 месяцев в авариях на дорогах республики погибли 288 человек. Год еще не закончился, а эта цифра уже больше, чем за весь 2023-й: тогда в результате ДТП погибли 279 человек. При этом аварий в прошлом году было больше — 3,3 тыс. против 3 тыс. за 11 месяцев этого года. «Недостаточная культура вождения», — назвал одну из причин аварий Песошин. По его словам, основной «вклад» в отрицательную статистику внесли 11 районов республики, где не достигнуты цели нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». «Острый», по словам Песошина, рост числа погибших зафиксирован в Актанышском районе, Бавлинском, Елабужском, Зеленодольском, Мензелинском, Пестречинском районах РТ.
При этом, конечно, если сравнить с 2017-м, когда нацпроект только начал действовать, результат очевиден, отметил премьер-министр: тогда на дорогах Татарстана погибли 426 человек, а сегодня — в 1,5 раза меньше. Какой прогнозный показатель на этот год, спикеры не указали, а вот на следующий — не более 281 погибшего, отметил глава МВД по РТ Дамир Сатретдинов.
Кстати, напомнил Песошин, Татарстан одним из первых применил механизм «общественного контроля» за ситуацией на дорогах — речь о жалобах в «Народный инспектор», за которые с недавнего времени еще и платят 25% от штрафа, выписанного нарушителю. Это, пояснил премьер-министр РТ, сделано для снижения аварийности. «За три месяца действия документа наши народные инспектора помогли сотрудникам ГИБДД вынести более 2,5 тысячи постановлений об административных нарушениях», — поблагодарил Песошин неравнодушных граждан. К слову, на начало декабря «народные инспекторы» получили в сумме 50 тыс. рублей.
По словам Сатретдинова, сейчас камеры, которые стоят на ж/д переездах, не способны фиксировать нарушения ПДД — и водители этим пользуются
Как решить проблему обгонов и ж/д переезда в Дербышках
По словам главы МВД по РТ, на рост аварийности повлияла ситуация на четырех трассах — М7, Казань – Оренбург, М5, Йошкар-Ола – Зеленодольск (тоже М7): тут отмечен «значительный рост числа погибших». По словам Сатретдинова, только на трети длины этих федеральных трасс разделены потоки, а потому основная причина аварий банальна — выезд на встречную полосу. В ДТП на встречке на этих трассах погибли 48 человек. «Ежедневно на двух полосных дорогах в сантиметрах от смерти разъезжаются несколько тысяч водителей!» — заявил Сатретдинов.
Как решать эту проблему? Логично: разделять потоки. В первую очередь надо это сделать на трассе Казань – Буинск – Ульяновск, где за пять лет случилось 36 «встречных» ДТП, указал министр, — погибли 17 человек. «Об этой дороге мы уже говорили в 2022 году. Однако так ничего и не сделано!» — пожурил министр, но кого-то персонально не выделяли.
На дороге от Йошкар-Олы до Зеленодольска за последние пять лет погибших еще больше — 24 человека. «Главная причина: ширина дороги не соответствует высокой интенсивности движения», — констатировал министр. По его словам, на основной части этой дороги длиной в 18 км всего одна полоса движения в каждую сторону. Кроме того, на этой дороге нет мобильной связи, а значит, гаишники не могут даже поставить камеры, чтобы фиксировать нарушения. И строительство станций сотовой связи там не планируется — «нерентабельно». Министр предложил «Волго-Вятскуправтодору» вместе с Росавтодором «проработать вопрос» о расширении дороги.
Не лучше ситуация на региональных дорогах, продолжил министр. Аварийность выросла на дорогах Чистополь – Нижнекамск, Казань – Шемордан, Набережные Челны – Заинск – Альметьевск и Кузайкино – Нурлат. Причина все та же — выезд на встречку. К слову, за последние четыре года до четырех полос расширены только 8 км региональных дорог из 13,5 тыс. километров. «Этого явно недостаточно для исключения риска ДТП», — развел руками Сатретдинов и обратился к министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Фариту Ханифову с предложением до 1 июля установить на этих дорогах делиниаторы (разделители полос движения) там, где сплошная линия разметки и обгон запрещен.
К слову, на участках, где обгон разрешен, в ДТП погибли 59 человек. «Здесь многое зависит от сознания самих водителей», — констатировал Сатретдинов. И тут министерство пытается на это сознание повлиять: по словам главы МВД, надо вешать информационные щиты с лозунгами «Не уверен — не обгоняй», «Обгон — опасный маневр» и т. д. Ну и запретить обгон на 7 участках — каких именно, Сатретдинов не уточнил. Решение по этому вопросу уже принято.
Смертельные аварии происходят и по другим причинам: нарушение правил проезда перекрестков, в том числе ж/д переездов. В этом году два человека погибли на переезде в Дербышках: девушка за рулем Chevrolet Cruze выехала на переезд на запрещающий сигнал светофора. По словам Сатретдинова, сейчас камеры, которые стоят на таких переездах, не способны фиксировать нарушения ПДД — и водители этим пользуются. Министр поручил миндортрансу и владельцам этих переездов подумать, как бы эту проблему решить. Представитель ГЖД, которому позже передали слово, отметил, что движение поездов в этом году стало более интенсивным и бывают случаи, когда поезда вообще перекрывают этот переезд, а в Дербышках он очень популярен у водителей. Сатретдинов предложил два варианта решения проблемы: либо построить мост, либо подземный тоннель. «Другого решения на сегодня просто не существует. Иначе мы так и будем иметь риски и жалобы от местного населения», — констатировал представитель железной дороги.
Еще одна частая причина гибели в ДТП — наезд на пешехода, тем более в темное время суток, отметил Сатретдинов: осветить надо как минимум еще 1,7 тыс. км региональных дорог. Например, на проспекте Ямашева хоть и светло, но пешехода сбили все равно — он переходил дорогу в неположенном месте. «При наличии ограждений этого можно было бы избежать», — указал министр. По его словам, в 2021-м была предусмотрена установка ограждений для пешеходов, но «работы выполнены не полностью».
Рустам Минниханов: «Эти самокаты… Я всегда был против этого»
О самокатах, к которым не готовы города РТ, и «смертельных» питбайках
Водителей самокатов министр тоже отнес к «группе риска». «В этом году впервые за последние три года произошло ДТП с погибшим!» — заявил Сатретдинов. Кроме того, часто в больницы обращаются те, кто падает с самокатов, или пешеходы, на которых наехали самокатчики. Рост количества ДТП со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) объясняется просто: устройств стало больше, следовательно, и аварий — тоже. В первую очередь, по словам министра, этих устройств стало больше за счет прокатных электросамокатов. Причем зачастую ими управляют дети, подчеркнул министр. «Эти ДТП показывают, что сегодня дорожная инфраструктура городов республики не позволяет интегрировать в нее электросамокат. В связи с этим предлагается рассмотреть вопрос по исключению возможности предоставления земельных участков под размещение прокатных электросамокатов. Положительная практика уже имеется в других регионах», — завил министр. Конкретных сроков он не обозначил, но, скорее всего, решаться проблема будет уже этой зимой — до начала следующего прокатного сезона.
«Эти самокаты… Я всегда был против этого, — поддержал его Рустам Минниханов. — Конечно, они должны использоваться только в специальных местах, где есть инфраструктура, отдельные дорожки». По словам главы РТ, самокатчики не только себя подвергают опасности, но и окружающих. «Наверное, каждый из вас чувствует дискомфорт, когда летит самокат на тебя. Что, он пешком ходить не умеет и поехал на самокате?» — соглашался глава РТ с министром. Он поручил к этому вопросу подойти «жестче».
Еще одна головная боль, которая обострилась в этом году, — «излюбленная техника подростков», питбайки и квадроциклы. По словам Сатретдинова, при эксплуатации данного вида техники погибли пятеро несовершеннолетних. «Наличие таких опасных игрушек у детей — это в первую очередь безответственность родителей!» — указал министр. Он привел несколько примеров: в Лаишевском районе в первый же день покупки квадроцикла двое несовершеннолетних попали в аварию, 10-летний водитель погиб, а его 13-летний брат получил травмы. В Лениногорском районе мальчик на питбайке наехал на животное и погиб. По словам Сатретдинова, питбайк родители подарили ему на 15-летие. В сентябре на трассе Казань – Оренбург – Боровое Матюшино тоже погиб ребенок, который управлял квадроциклом.
Решение министр предложил такое: запретить детям до 18 лет продавать топливо на АЗС. Исключение — лица в возрасте старше 16, у которых есть права управления мотоциклом. «Понятно, что только запретом проблему не решишь», — добавил министр. По его словам, смертельные ДТП случаются, когда дети управляют питбайками «бесконтрольно», поэтому надо создать такие условия, чтобы они ездили на байках под присмотром — в каких-то секциях, на специализированных трассах типа картинга. Министр попросил минспорт и минмолодежи подумать над этим вопросом, а минобрнауки — достучаться до родителей.
И тут Минниханов согласился. «Здесь надо наводить порядок, конечно. Родители [ответственны]», — сказал Минниханов, поддержав предложение запретить детям продавать топливо на заправках.
Несмотря на то что перевозки в такси регулируются федеральным законом, агрегаторы, бывает, выдают заказы перевозчикам, у которых нет на это соответствующего разрешения, лицензии
Как бороться с брошенными на обочинах грузовиками и что делать с такси
По словам Сатретдинова, в этом году на 50% выросло число погибших в ДТП с участием грузовых машин. «Это связано с увеличением транзитных перевозок в республике», — констатировал министр. И тут есть одна проблема: больше 60 тыс. единиц грузового транспорта принадлежит физическим лицам (это почти половина от всех грузовиков, которые есть в республике), они «не особо утруждают» себя поиском стоянки для своих машин. «Ставят их где попало, в том числе под запрещающими знаками», — охарактеризовал поведение дальнобойщиков глава МВД по РТ. И вот чем это оборачивается: в стоящие грузовики врезаются машины, гибнут люди — 16 погибших в этом году! Решить эту проблему просто: надо просто эвакуировать такие грузовики, предложил министр. Но есть одна загвоздка. «На сегодня в республике отсутствуют грузовые эвакуаторы», — указал министр.
Причем эти эвакуаторы пригодились бы республике не только для того, чтобы увозить грузовики на штрафстоянку. «Острую необходимость такой специализированной техники показала прошедшая зима, когда в снежном плену оказалось много грузовых автомобилей», — напомнил Сатретдинов. Он обратился к Минниханову с просьбой посодействовать «в решении данной проблематики». Есть, конечно, и другой путь борьбы — выделить для грузовиков место для платной парковки, и главам крупных городов стоит подумать над этой идеей, подчеркнул министр. Минниханов согласился, что нужен эвакуатор, и поручил проработать соответствующий вопрос. К слову, о снежном плену: Сатретдинов напомнил, что в прошлом году из-за снегопада целых 14 раз пришлось перекрывать движение по трассам, в том числе федеральным из-за «недостатков зимнего содержания дорог». «Учитывая опыт прошлой зимы, прошу ориентировать дорожные службы на своевременную очистку проезжей части от снега и обработку противогололедными материалами для безопасного и бесперебойного движения транспорта», — сказал министр.
С легковыми перевозками тоже есть проблемы, указал Сатретдинов. Несмотря на то что перевозки в такси регулируются федеральным законом, агрегаторы, бывает, выдают заказы перевозчикам, у которых нет на это соответствующего разрешения, лицензии. Например, в октябре в Лениногорском районе водитель автомобиля «ВАЗ» опрокинулся в кювет, один человек погиб. При этом водитель «ВАЗа», как оказалось, взял пассажира через приложение такси «Максим», но никаких разрешений у него не было. Буквально через день в Лаишевском района таксист (тоже без разрешений и лицензий), который работал через агрегатор «Яндекс.Такси», наехал на полицейского. По словам Сатретдинова, по всем подобным фактам они направили письма в миндортранс РТ, чтобы министерство приняло меры в отношении агрегаторов. «Однако работа должным образом не организована, — констатировал министр. — Из ответов миндортранса следует, что ни по одному факту ДТП с такси в отношении агрегаторов контрольно-надзорные мероприятия не проводились».
Еще один бич в этой отрасли — водители-«иностранцы», которые работают нелегально и без российских водительских прав. В этом году сотрудники ГАИ во время рейдов выявили больше 60 таких водителей. «Государственный контроль за этой деятельностью возложен на министерство транспорта, — снова обратился Сатретдинов к Ханифову. — Но мы со своей стороны всегда готовы к совместной работе!»
«Такси без разрешения, как попало ездят! — соглашался с ним Минниханов и тоже обращался к Ханифову. — Надо наводить порядок, надо жестко принимать решения. Может быть, создать нам свою какую-то таксомоторную компанию, чтобы какой-то порядок был, система, контроль?»
«Как это — людей перевозить, брать на себя ответственность, [когда] сам ездить не умеешь, еще людей будешь перевозить, — сетовал раис РТ. — Надо пожестче относиться к этому. Здесь не хватает вашей принципиальности!»
Он отметил, что надо следить за профпригодностью водителей такси, да и в принципе любых водителей. «Дороги становятся лучше, машины становятся более скоростными. А люди остались такими же. Основная часть водителей не умеет ездить ночью, не умеет ездить в зимних условиях, — развел руками глава РТ. — Сегодня Алексей Валерьевич [Песошин] ругался, [говорил]: „Отобрать бы у них права!“ Ну на самом деле — он (водитель на дороге — прим. ред.) как летом ехал: знает, где газ, и знает, где тормоз. Больше ничего не знает! Когда машина пошла в юз, надо тормоз отпустить, а он этого не знает, он еще сильнее нажимает на педаль!»
Напомним, что штрафовать за превышение средней скорости начали в 2013-м. Суть была в том, что первая камера фиксировала скорость, через некоторое расстояние — другая, а затем вычисляла среднюю скорость на участке
Татарстан вернет камеры контроля средней скорости?
Ханифову, к которому несколько раз обращался глава МВД, тоже дали слово. Но отвечать на реплики Сатретдинова он не стал, да и вопросов из зала к нему не было. Глава миндортранса лишь отчитался по работам на дорогах, где было зафиксировано больше всего аварий.
Выступил и начальник ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» Илдар Мингазов. Выступал и глава минобрнауки РТ Ильсур Хадиуллин. Слово дали и «проштрафившемуся» главе Мензелинского района, который вошел в число аутсайдеров по погибшим в авариях. Айдар Салахов отчитался: по территории района проходит М7, основное число аварий случается там. А главная причина всех аварий — «человеческий фактор». Два самых резонансных ДТП стали достоянием общественности: в апреле женщина-водитель насмерть сбила троих подростков, которые шли по обочине, а затем — когда в октябре столкнулись два автобуса и погибли два человека. В первом случае приняли решение построить тротуар и установить освещение на дороге. Во втором — установили светофор в месте, где поворачивал один из автобусов и попал в аварию.
Минниханов отметил, что слаженная работа и организация разных мер позволила снизить количество ДТП, но не погибших людей. При этом, по словам главы РТ, в 70% аварий со смертельными исходами виноваты водители, которые превышают скорость, выезжают на встречку и нарушают правила обгона. «Как бы кому-то это ни нравилось, средняя скорость показала себя более эффективно», — сказал Минниханов. Напомним, штрафовать за превышение средней скорости начали в 2013-м. Суть была в том, что первая камера фиксировала скорость, через некоторое расстояние — другая, а затем вычисляла среднюю скорость на участке. В зависимости от того, насколько был превышен лимит, водителя могли оштрафовать на сумму от 500 рублей до 5 тыс. рублей. Технологию активно использовали в Татарстане и Подмосковье, но с 2021 года штрафовать за превышение средней скорости перестали.
«Наверное, есть какие-то свои недочеты», — оценил Минниханов причину отмены штрафов за среднюю скорость. Впрочем, глава РТ не против их вернуть: «Давайте поработаем, [посмотрим] как ввести эту систему».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.