«Мы говорим сугубо о религиозной традиции. Если сейчас нам начнут регламентировать… Уже пытаются регламентировать, как нам одеваться, как надевать женщинам хиджабы, никабы, платки. Что потом вы будете регламентировать нам?» — заочно обращается ДУМ РФ к критикам фетвы, подготовленной мусульманской организацией. Муфтият Равиля Гайнутдина накануне опубликовал заявление, в котором прописал, при каких условиях российским мусульманам разрешено заключить несколько мусульманских браков — никахов. В сети уже успели раскритиковать ДУМ за разрешение полигамии, но, если разобраться, ничего нового организация не придумала — все уже «разрешено» Кораном. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
Как следует из текста фетвы, который привел в своем канале зампред совета и зампредседателя ДУМ РФ, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, религиозная организация учитывала «злободневность» вопроса о многоженстве в России
Что за фетва?
Духовное управление мусульман РФ накануне вечером, что называется, «ворвалось» в информационную повестку. Новость о том, что религиозное многоженство «возможно», казалось, перебила даже поток сообщений по мотивам прямой линии президента России Владимира Путина. Шуму наделала фетва (богословское заключение) совета улемов ДУМ РФ, которая позволяет мусульманам в России заключать несколько религиозных браков при условии справедливого и равного отношения мужа ко всем женам. Забегая вперед, заметим, что фетва все-таки не разрешает многоженство, а скорее прописывает условия, на которых оно допустимо.
Документ был принят советом улемов ДУМ РФ на расширенном заседании, которое состоялось 17–18 декабря, но резонанс вызвал накануне. Как отмечается в телеграм-канале совета, фетва «Проблематика многоженства в мусульманском сообществе России» была утверждена после «долгого обсуждения», а разрабатывали ее не только богословы, но и юристы. Заключение будет включать в себя «рекомендации для имама, молодоженов, а также форму брачного договора».
А почему вообще ДУМ РФ занялось вопросом? Как следует из текста фетвы, который привел в своем канале зампред совета и зампредседателя ДУМ РФ, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов, религиозная организация учитывала «злободневность» вопроса, связанную с ростом числа мусульманских религиозных браков (никахов) со второй, третьей и четвертой женой. Насколько серьезный рост, в документе не сказано. Фетва подготовлена, чтобы разъяснить религиозные предписания и предостеречь мусульман от «безответственного отношения к полигамным бракам, выражающегося в несоблюдении равноправия в отношении всех жен, состоящих в религиозном браке».
Текст фетвы включает в себя 8 пунктов. Там сказано, что текущее российское законодательство признает только браки, заключенные в органах загса и подтвержденные свидетельством. А вот религиозный мусульманский брак (никах) государство не признает, соответственно, «юридических последствий» он не влечет. «Поэтому права женщины, которая состоит только в религиозном браке, юридически не закреплены», — предупреждает ДУМ РФ.
Текущее российское законодательство признает только браки, заключенные в органах загса и подтвержденные свидетельством. А вот религиозный мусульманский брак (никах) государство не признает, соответственно, «юридических последствий» он не влечет
Управление мусульман РФ называет четыре условия, при которых мужчина в зарегистрированном браке может заключить никах с другими женщинами:
- супруга не способна родить ребенка по состоянию здоровья, из-за окончания репродуктивного возраста или «иных объективных причин»;
- супруга не желает рожать детей;
- мужчина хочет оказывать социальную и материальную поддержку одинокой женщине и ее детям;
- у супругов «сексуальная несовместимость».
Основное условие для многоженства — это «справедливое и равноправное отношение мужа ко всем женам». ДУМ РФ раскрывает это понятие. У всех жен должно быть отдельное жилье и равноценное материальное обеспечение, а муж обязан проводить со всеми женами равное количество времени и встречаться с ними по заранее обговоренной очередности. «Если эти условия не соблюдаются, то мужчине не разрешается вступать в полигамный брак, за исключением тех случаев, когда одна из жен добровольно отказывается от приведенных выше прав», — говорится в фетве.
Совет улемов духовного управления мусульман Российской Федерации (далее — совет улемов ДУМ РФ) в ходе очередного расширенного заседания, состоявшегося 16-го числа месяца Джумадаль-ахыра 1445 года по лунному календарю, что соответствует 17 декабря 2024 года по григорианскому календарю, в культурном центре «Дар» (ул. Ленинская слобода, 9), рассмотрев злободневность вопроса о многоженстве в России, которая обусловлена увеличением количества мусульманских религиозных браков (никах) со второй, третьей и четвертой женой, с целью разъяснения религиозных предписаний по данному вопросу и предостережения мусульман от безответственного отношения к полигамным бракам, выражающегося в несоблюдении равноправия в отношении всех жен, состоящих в религиозном браке, постановил:
1. Современное российское законодательство признает один брак, заключенный в соответствующих государственных органах (органах загса) с выдачей специального свидетельства. Религиозный мусульманский брак не признается государством и не влечет правовых последствий. Поэтому права женщины, которая состоит только в религиозном браке, юридически не закреплены.
2. Совет улемов считает возможным заключение мужчиной, уже состоящим в браке, никаха с другой женщиной. Например, в следующих случаях:
— неспособность супруги к деторождению по состоянию здоровья, в связи с окончанием репродуктивного возраста или по иным объективным причинам;
— нежелание супруги рожать детей;
— желание мужчины оказать социальную и материальную поддержку одинокой женщине и ее детям;
— сексуальная несовместимость супругов.
3. Основным условием допустимости многоженства является справедливое и равноправное отношение мужа ко всем женам, которое проявляется:
— в равноценном материальном обеспечении всех жен;
— в предоставлении отдельного жилья каждой из жен;
— в проведении мужем со всеми своими женами равного времени в установленной по договоренности с ними очередности.
Если эти условия не соблюдаются, то мужчине не разрешается вступать в полигамный брак, за исключением тех случаев, когда одна из жен добровольно отказывается от приведенных выше прав.
4. Мужчине, состоящему в браке, следует оповестить свою жену о заключении им никаха с другой женщиной.
5. Недопустимо скрывать от женщины, с которой мужчина, состоящий в браке, намеревается заключить никах, наличие у него жены. Если она не была поставлена в известность об этом и не готова мириться с этим, то она вправе требовать расторжения своего никаха.
6. Мужчина, состоящий в браке, при заключении никаха с другой женщиной обязан осознавать свою ответственность за то, чтобы такой шаг не привел к распаду ранее заключенного брака.
7. Мужчина обязан юридически оформить отцовство своих детей, рожденных в религиозном браке.
8. Супруги обязаны нотариально оформить завещание, предусматривающее взаимный переход в порядке наследования имущества, принадлежащего каждому из них, с учетом предписаний ислама.
Мужчина, состоящий в браке, при заключении никаха с другой женщиной также обязан осознавать свою ответственность за то, «чтобы такой шаг не привел к распаду ранее заключенного брака», и юридически оформить отцовство своих детей, рожденных в религиозном браке. «Супруги обязаны нотариально оформить завещание, предусматривающее взаимный переход в порядке наследования имущества, принадлежащего каждому из них, с учетом предписаний ислама», — говорится в последнем пункте.
«Принято решение о возможности» мусульманина заключать одновременно второй, третий и «даже четвертый» религиозный брак, пояснил накануне Аляутдинов в беседе с РИА «Новости». Он подчеркнул, что положения фетвы разъясняют права и обязанности супругов, состоящих в религиозном браке, а не подменяют нормы семейного законодательства РФ. Права женщины, которая состоит только в религиозном браке, юридически не закреплены, а богословское заключение «поможет ей совершить необходимые действия для сохранения за собой прав», добавил зампред совета и зампредседателя ДУМ РФ.
Тема многоженства в последние недели широко обсуждалась в социальных сетях в контексте интервью журналистки Саши Сулим с 40-летним Иваном Суховым. В ходе разговора тот рассказал, что является отцом 29 детей (30-й скоро родится), которых родили 12 женщин. Первые 7 детей были рождены, когда Сухову было 16 лет. Сейчас у него три жены. Вместе с 14 детьми они живут в московской трешке. Средства предохранения он «не приветствует», а на приготовление пяти блюд на 19 человек, по его словам, нужно 1,5–2 часа в день. Интервью было опубликовано 4 декабря на YouTube-канале журналистки. По состоянию на сегодняшний день ролик набрал более 3,2 млн просмотров.
После резонанса уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская рассказала, что познакомилась с семьей Сухова около двух лет назад, была у них в квартире. Права детей не нарушаются, они «получают все необходимое, развиваются согласно возрасту, образованы, физически развиты, общительны и их физическому благополучию ничего не угрожает». А вот комментировать морально-этическую сторону поведения Сухова и его жен она не стала, подчеркнув, что это не входит в ее компетенции.
В действующем законодательстве, напоминает политолог Олег Царев, не существует наказания за многоженство
«Это новость дня. В семейном праве вводится шариат»
«После того как у нас узаконили исламский банкинг и ведение бизнеса по тем же религиозным законам, было понятно, что это только начало, — оперативно отреагировал накануне в своем телеграм-канале член совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов. — Теперь мусульманам разрешили многоженство, тем самым продемонстрировав всем нам свою исключительность и верховенство в светской стране (в соответствии с Конституцией РФ) религиозных законов над российским законодательством».
По его словам, после этого решения «искусственно проводится разграничение между мусульманами и всеми остальными». «Я так понимаю, что, согласно логике, следующий шаг — отказ/непризнание российской судебной системы и введение шариатских судов», — негодует Кабанов.
Он также обратил внимание на то, что решение ДУМ РФ озвучило в день прямой линии президента. «А ведь постоянно говорится о многонациональном мире. Извините, получается, что на деле это тот мир, где некоторые в силу веры имеют исключительные права над законами и Конституцией в светском государстве, а остальные что? Должны с недоумением, но молча на это смотреть? События развиваются все быстрее и интереснее. Вот только чем все это закончится?» — резюмирует член СПЧ.
Кабанову в своем канале ответил журналист Максим Шевченко. «Значит, когда кто угодно имеет жену, несколько любовниц и детей от них, а потом разводится, делит имущество, не признает детей, то это нормально и хорошо, это светское государство. Мол, брачный контракт не заключила, когда соглашалась стать любовницей? Дура, сама виновата, теперь мыкайся с генетическими анализами по судам и адвокатам. <…> Когда же верующий человек в мечети, перед Богом, духовным наставником и другими верующими берет обязательство содержать и оберегать с ее согласия женщину и детей, которых она родит от него, не умаляя и не превознося имущественно и социально других женщин, с которыми он состоит в отношениях, когда он априорно признает родившихся в таких отношениях детей своими и они считаются полноправными и законными его потомками и наследниками, когда он обязуется в случае расставания и прекращения этих официальных отношений не оставить женщину без средств к существованию и заботиться о родившихся в их отношениях детях, то это плохо, по мнению Кирилла Кабанова и тех, кто его поддерживает в его публичной исламофобии?» — задался вопросом Шевченко.
«И зачем нам нужны такие „права человека“?» — отметил журналист. Он привел в пример историю футболиста Андрея Аршавина, который «отказывается платить матери своих трех детей, с которой он официально не расписан».
В действующем законодательстве, напоминает политолог Олег Царев, не существует наказания за многоженство. Согласно ст. 14 Семейного кодекса, в брак не может вступать лицо, находящееся в другом браке. Есть и положение Конституции, где закреплена «защита института брака как союза мужчины и женщины». «И заявление муфтия — это окно овертона. Нас приучают к мысли, что полигамия возможна. Но потом рано или поздно встанет вопрос о том, что в таких полигамных религиозных семьях надо каким-то образом защитить права детей, мужей, жен при разводе, наследстве, смерти супруга. И начнут ставить вопрос о том, что государство должно такие семьи защитить, начать регистрировать официально такие браки. И лучше сейчас определиться, как мы к этому относимся», — отмечает он.
«Что-то там (в совете улемов ДУМ РФ — прим. ред.) о законах, видимо, не слышали, хоть и ученые… А ведь если подумать, это новость дня. В семейном праве вводится шариат», — пишет автор канала «Шулика» Кирилл Шулика.
Обозреватель Сергей Мардан в своем авторском канале обращает внимание, что проект фетвы «Проблематика многоженства в мусульманском сообществе России» подготовил магистр Высшего института судейства Исламского университета им. имама Мухаммада бин Сауда (Саудовская Аравия) Юсеф Бибарсов, а с рецензией на нее выступил выпускник факультета исламского права Университета аль-Карауин (Марокко) Руфат Ахметжанов.
«Что такое религиозное многоженство? В глазах закона и государства такого нет и быть не может (во всяком случае по действующему ныне законодательству). Для государства женой гражданина будет только та женщина, с которой зарегистрирован официальный брак. У других никаких прав не будет. Для закона их нет. И в случае „религиозного развода“ они пойдут на все четыре стороны. Но такие тонкости выпускники марокканских исламских университетов не разъяснили», — пишет он.
«Фетва была принята для того, чтобы защитить права женщин и детей, потому что де-факто подобные браки на территории нашей страны имеют место»
А есть ли что-то новое?
Но если разбираться, по сути, практически ничего в жизни рядового российского мусульманина фетва ДУМ РФ не меняет. Один из собеседников «БИЗНЕС Online», не последний человек в отечественной умме, прямо сказал, что не понимает, зачем нужны какие-то дополнения к тому, что уже написано в суре «Ниса» («Женщины») Корана. Там четко указано, что мусульманин может иметь до четырех жен, при этом он должен «относиться одинаково справедливо» ко всем из них, а также иметь возможность их содержать.
Так что нынешнее решение, рожденное в недрах ДУМ РФ, скорее говорит о желании муфтията Равиля Гайнутдина быть в новостной повестке и подтвердить свои лидирующие позиции в российской умме, считает собеседник. Неслучайно многие из экспертов газеты, скажем имеющие отношение к другим мусульманским организациям, вчерашнюю новость комментировать отказались.
«Это больше не фетва, а комментарий к [третьему] аяту [суры „Ниса“], — рассуждает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ мусульманский блогер, автор телеграм-канала „Мулла из-за угла“ Расул Тавдиряков. — Дело в том, что многие люди, многие мусульмане просто ссылаются на этот аят, а на самом деле узаконивают прелюбодеяние, то есть ходят налево-направо. Просто никах почитали формально, говорят, „ну давай формально никах почитаем“, а потом там дети появились. В итоге [законная] жена узнает, в шоке. И чтобы выйти из подобной коллизии, чтобы этот никах был не как узаконенное прелюбодеяние (когда просто захотелось что-то новенькое, возьму и прочитаю никах с какой-нибудь девицей), [и составлен такой документ]».
«Если не получится [жить вместе] — талак (развод в исламе — прим. ред.), и все. Никаких обязательств у мужчины нет. И чем это отличается от сожительства? Никаких гарантий, никаких обязательств, как говорят, поматросил и бросил. Удовольствие получил, и все, а потом, если что могут соскочить, и никто ничего не узнает. Очень много жалоб на эту тему», — подчеркнул Тавдиряков.
«Девушки эмоциональны, часто влюбляются, головой не думают, а последствия не просчитывают. И бросаются. Вроде хороший парень, ну ладно, пусть я буду скрытая жена. Лучше так, чем одной сидеть. Какой-никакой мужчина раз в неделю будет приходить, все равно какую-то копейку подбросит, денежки, что-то еще принесет, уважит, какое-то внимание проявит. Они так думают, а потом это выходит боком, забеременела или еще что-то либо просто надоела. Ушел он, а она остается одна. Поэтому, я думаю, это больше комментарий к этому установлению, которое есть в исламе, которое никто не может отменить или убавить», — отметил собеседник.
Тавдиряков подтверждает, что многоженство расходится с традицией, принятой в российском обществе. «Но вот сейчас я в Марокко нахожусь, и здесь это сплошь и рядом. Например, товарищ, который меня сейчас встречает, тут рядом стоит, кофе готовит, у него три жены. Здесь это норма. А в нашем обществе, естественно, это что-то такое экстраординарное, немножечко шок. Но для мусульман это как бы нормальное явление», — добавил спикер.
ДУМ РФ: «У нас есть свои религиозные традиции, нормы, права. Для кого-то норма обет безбрачия»
«Фетва была принята для того, чтобы защитить права женщин и детей, потому что де-факто подобные браки на территории нашей страны имеют место», — пояснил в беседе с «БИЗНЕС Online» первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов. По его словам, мусульмане и мусульманки, исходя из допустимости нормы многоженства, сейчас заключают подобные браки, «но делается это самым-самым непотребным образом». «Женщину не ставят в курс дела, не говорят о ее правах и о том, какие права может она иметь во время раздела и наследования имущества, на что имеют право претендовать дети от подобных браков», — подчеркнул собеседник.
«Мы фиксировали, что отдельные мусульмане совершают такие манипуляции, прикрываясь текстом Корана, высокопарными словами об исламе, о том, что Бог разрешает многоженство. Фактически происходило узаконивание несправедливости и недобросовестного отношения к женщинам. Поэтому совет улемов актуализировал все то, что уже давным-давно известно со времен Владимира Красное Солнышко, то, что в исламе допустимо многоженство, что у женщин есть свои права. И эти права очень четко регламентируются исламом, что муж обязан оповестить будущую жену о том, что она имеет право потребовать во время заключения никаха, чтобы никаких других браков не было. Очень много было ограничений, и именно в самой оригинальной фетве совета улемов все эти вопросы и были рассмотрены», — указал Мухетдинов.
По словам первого зампреда ДУМ РФ, «недоброжелатели ислама и мусульман» и «даже люди, которые претендуют на звание интеллектуалов Русской православной церкви», исказили текст богословского заключения. И этот искаженный текст «взращивает ненависть к мусульманским традициям и мусульманской культуре».
«В фетве же и сказано, что это в рамках религиозной традиции. Они же не могут разрешить в рамках светского законодательства. Фетва и говорит о том, что речь идет только о религиозном браке. Так же как в рамках религиозной традиции, например, христианские священнослужители считают нормой обет безбрачия. Это же тоже их право. У нас есть свои религиозные традиции, свои религиозные нормы, права. Для кого-то норма обет безбрачия — пожалуйста, это ваш выбор. В исламе такая норма существует, такие права и обязанности», — указал спикер.
«Мы сейчас говорим сугубо о религиозной традиции. Если сейчас нам начнут регламентировать… Уже пытаются регламентировать, как нам одеваться, как надевать женщинам хиджабы, никабы, платки. Что потом вы будете регламентировать нам? — задается вопросом Мухетдинов. — Что чалму или чапан нельзя надевать? Галстук нельзя надевать или, наоборот, нужно? Мы все это проходили уже, слава тебе господи. И все это кануло в лету. И это тоже все пройдет. Спокойно ко всему надо относиться».
Статья 14 Семейного кодекса РФ прямо запрещает заключение союза, если одно из лиц уже состоит в другом зарегистрированном браке, подчеркнула в беседе с «БИЗНЕС Online» уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская. «Семья — это союз одного мужчины и одной женщины, основанный на любви, уважении и взаимной поддержке. Обращений, связанных с нарушением прав женщин и детей из-за многоженства, в наш аппарат не поступало, поскольку такая форма брака не имеет юридической силы в России и остается вопросом личных религиозных убеждений», — отметила омбудсмен.
По мнению Сабурской, «легализация многоженства, даже в виде религиозной фетвы, скорее усугубит проблему, чем защитит права женщин и детей». «На практике многоженство создает больше рисков для прав детей, рожденных вне официального брака. Такие дети могут столкнуться с трудностями в установлении отцовства, получении алиментов, наследства и других юридически значимых прав. Что касается защиты прав женщин, фетва ДУМ РФ носит исключительно религиозный характер и не имеет юридической силы. Она не может гарантировать соблюдение прав женщин и детей, поскольку законодательство России четко регулирует брачные и семейные отношения только в рамках официально зарегистрированных союзов», — указала Сария Харисовна.
Уполномоченный по правам человека в РТ также заметила, что Декларация прав ребенка ООН закрепляет принцип важности стабильной и безопасной семейной среды, где обеспечены любовь и забота родителей для полного и гармоничного развития ребенка. «Многоженство может привести к нарушению этой гармонии, создавая риски для детей, рожденных в таких браках, особенно в вопросах их воспитания и материальной обеспеченности. На мой взгляд, любые формы брака, которые не обеспечены юридическими гарантиями, всегда оставляют женщину и детей в уязвимом положении, поэтому мы должны укреплять традиционные семейные ценности, где права всех членов семьи, особенно детей, защищены законом», — добавила собеседница.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 250
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.