460-4.jpg
Субарендатору «Булгарии» Светлане Инякиной продлили срок содержания под стражей до 10 февраля 2013 года 

«Я ПРОСТО ЕМУ ПОЗВОНИЛА»

Сегодня Верховный суд РТ рассмотрел вопрос о продлении содержания под стражей фигурантов дела о крушении «Булгарии» - субарендатора судна Светланы Инякиной, эксперта Российского речного регистра Якова Ивашова, а также сотрудников Ространснадзора Ирека Тимергазеева и Владислава Семенова.

Следователь Айдар Галиев, который подал ходатайство о продлении ареста четырех подсудимых аж до 10 февраля, сообщил, что 22 октября срок следствия по делу «Булгарии» был продлен до 10 марта будущего года. Он предоставил график ознакомления подсудимых с материалами уголовного дела. Выяснилось, что Семенов, Ивашов, Инякина и старший помощник капитана затонувшей «Булгарии» Рамиль Хаметов уже практически полностью ознакомились с томами, которых становится все больше. Если месяц назад их было 98, то сейчас насчитывается 99. Тимергазиеву удалось изучить лишь 45 томов. Фактически, именно из-за него дело вновь откладывают в «долгий ящик» – до весны.

Ивашов, заслушав ходатайство следователя о продлении, поинтересовался, каким образом он может получить доступ к важным для следствия документам, если все они уже были изъяты. «Вы до сих пор являетесь сотрудником Росречрегистра, получаете зарплату» – заявил следователь, но, по всей видимости, подсудимого подобный ответ не удовлетворил.

Инякина, убеждая суд в том, что не сможет скрыться в случае, если ее выпустят из под ареста, напомнила, что сама 12 июля прошлого года явилась в СК, получив повестку. Обвиняемая настаивала – она никогда не пыталась скрыться от следствия. Но следователи рассказали суду, что Инякина уже пыталась повлиять на одного из свидетелей, еще будучи на свободе. Как выяснилось, речь идет о Мочкаеве, которого Инякина якобы убеждала дать показания в ее пользу, не зная, что ее телефон уже находится на прослушке.

«Я просто ему позвонила», - коротко объяснилась обвиняемая и добавила, что звонок был сделан еще 10 июля, когда она не была задержана и не находилась под следствием.

В итоге Верховный суд продлил срок ареста всем обвиняемым до 10 февраля 2013 года.

460-3.jpg
 Верховный суд РТ продлил срок ареста старшему эксперту Камского участка ФГУ «Российский речной регистр» Якову Ивашову еще на три месяца

СУД ПРИСЯЖНЫХ БЫЛ БЫ ВЫГОДНЕЕ ВСЕМ СТОРОНАМ

Рассмотрение уголовного дела с участием присяжных возможно, если об этом будут ходатайствовать обвиняемые и если дело поступит на рассмотрение в Верховный суд РТ до 1 января 2013 года. Если же дело поступит после этого срока, то обвиняемые будут лишены такого права и не смогут ходатайствовать о подобном порядке судопроизводства. Поскольку с 1 января 2013 года уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.290-291.1 (взятка), 263, 263.1 и 267 (нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена) УК РФ исключены из подсудности Верховного суда РТ и не подлежат рассмотрению судом с участием присяжных заседателей. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что обвиняемые не смогут воспользоваться правом на рассмотрение их дела присяжными.

По мнению экспертов, опрошенных газетой «БИЗНЕС Online», в силу ряда причин было бы все же предпочтительнее, если бы данное дело рассматривал суд присяжных. 

«Присяжные, это, прежде всего, граждане, а каждый гражданин, исходя из своей меры восприятия, пропускает любое событие через себя и более жизненно подходит к своему решению, - рассказывает известный казанский адвокат Вениамин Чубаренко. – Судья же судит исключительно из материального закона и процессуальных вопросов. Поэтому возникает некая коллизия в принятии решения. Дело неоднозначное, со множеством вопросов. Чтобы в итоге не нашли «стрелочников», я думаю, важны присяжные. Хотя бы даже потому, чтобы судье было проще потом перед народом. Одному судье будет трудно принять решение. В плане процессуальной чистоты, если присяжные что-то делают не так, приговор можно опротестовать, исходя из каких либо своих позиций».

Гуманность суда присяжных зависит исключительно от тяжести преступления, которое рассматривается судом, считает другой адвокат Рафис Хасаншин.

«Ели речь идет, например, о зверском убийстве, то ни о какой мягкости вердикта суда присяжных не может быть и речи. На гуманность не приходится рассчитывать, если преступления выходят далеко за рамки этики и морали. Но, конечно, по делу «Булгарии» обвиняемые могли бы рассчитывать на некое снисхождение с учетом того, что суд установил бы у обвиняемых отсутствие прямого умысла, который повлек за собой столь тяжкие последствия», - сказал Хасаншин.

В СПИСКЕ ПОГИБШИХ – 122 ЧЕЛОВЕКА

Напомним, двухпалубный дизель-электроход «Булгария» затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в трех километрах от берега. На судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, спаслись 79.

Согласно данным следствия, Инякина фрахтовала «Булгарию» в Камском речном пароходстве с 2007 по 2009 год, когда теплоход еще назывался «Украиной». Инякина, не имея лицензии, устраивала круизы на старом, технически неисправном судне, что привело к гибели 122 человек.

Инякина обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ), нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст. 263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст. 143 УК РФ).

Вместе с Инякиной обвиняемыми по делу о крушении проходят старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Ивашов, который разрешил выход в рейс аварийному судну, бывший главный государственный инспектор Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Семенов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта Тимергазиев, а также старший помощник капитана затонувшей «Булгарии» Хаметов.