DSCN4247.jpg
Сергей Когогин и Сергей Чемезов

ЧЕМЕЗОВ И ДИВИДЕНДЫ

Перед собранием акционеров представители совета директоров ОАО «КАМАЗ» ознакомились с так называемой «фабрикой процессов» – центром практического обучения, аналогичного действующему в компании Daimler в Мангейме. Как отмечают в автогиганте, работы по оборудованию фабрики были начаты осенью прошлого года на законсервированных на тот момент площадях АБК-308 завода двигателей. Суть «Фабрики процессов» в том, что при моделировании сборки агрегата менеджмент компании учится эффективному управлению всеми процессами, отрабатывает навыки их постоянных улучшений и контроля над ними. Тренинги проводятся для всего управленческого состава ОАО «КАМАЗ» – от топ-менеджеров до начальников цехов.

Как признался корреспонденту «БИЗНЕС Online» впечатленный «фабрикой» глава ГК «Ростех» Сергей Чемезов, несмотря на то что с виду «это какие-то игры, но, по сути, улучшается значительно производительность труда: от нескольких минут до секунд в рамках всего производства – это очень много». Кроме того, Чемезов заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что подобные «фабрики» будут внедрять и на других предприятиях корпорации «Ростех»: «Обязательно!»

Тем временем на самом собрании акционеров почти сразу же выяснился любопытный факт: инициатором поднятия вопроса о первой в новейшей истории КАМАЗа выплате дивидендов на совете директоров стал сам… Сергей Чемезов – председатель СД. «Впервые я вынес на рассмотрение совета директоров вопрос о выплате дивидендов. Предлагаем собранию акционеров подтвердить и утвердить данное решение», – обратился он сегодня к акционерам компании.

СПАСИБО СУПРУГЕ

Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, в свою очередь, в рамках своего доклада рассказал об изменениях на автомобильном рынке. В частности, по его словам, неблагоприятная ситуация в Европе повлекла за собой увеличение интереса к российскому рынку автомобилей, что сказалось на уровне конкуренции. Усугубил положение и массовый ввоз автомобилей Китая и Кореи, «не соответствующих российским стандартам и запрещенных российским законодательством». Ценовое давление и недобросовестная конкуренция, по словам Когогина, затруднили работу дилерской сети ОАО «КАМАЗ».

- Из-за вступления России в ВТО на наш рынок могли хлынуть подержанные автомобили. Однако меры правительства РФ помогли предохранить российский автопром от возможных потерь, – заметил Когогин, фактически адресуя слова благодарности и своей супруге Альфие, которая, напомним, занимается в Госдуме лоббированием интересов российского автопрома. – Несмотря на давление внешней среды, КАМАЗ удерживает лидирующие позиции на российском рынке, в 2012 году наша доля составила 33 процента!

Чтобы конкурировать на рынке, автогигант разработал программу повышения эффективности бизнеса, расходы на которую должны составить за два года 16 млрд. рублей. КАМАЗ, отметил Когогин, также продолжает снижать цены на материалы, развивает базы поставщиков, повышает эффективность продаж и сокращает управленческие расходы. По словам рулевого автогиганта, программа уже дала серьезный эффект. Рентабельность и чистая прибыль приблизились к средним значениям мировых лидеров автопрома.

DSCN4269.jpg

ТРУДНОСТИ РОСТА

По словам Когогина, уже в четвертом квартале этого года КАМАЗ отправит на рынок новое семейство автомобилей.

- Сегодня рынок требует все более качественной продукции, и у нас в компании реализуется серьезная программа повышения качества, – заявил глава КАМАЗа. – Так или иначе, целевые ориентиры на 2013 год: объем продаж в 45 тысяч автомобилей, 121 миллиард рублей выручки, чистая прибыль в размере 4,4 миллиарда. Менять эти ориентиры мы пока не намерены.

Впрочем, они сформированы в пессимистичном духе. Рост на 2013 год компания не закладывает, намереваясь реализовать 45 тыс. автомобилей – это уровень 2012 года, когда продажи автогиганта возросли в два раза. Главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ» Андрей Максимов уточнил финансовые показатели компании за 2012 год. Валюта баланса КАМАЗа составила 84 млрд. рублей. Размер запасов вырос на 5 млрд. рублей. Затраты на незавершенную продукцию составили 1 млрд. рублей. Объем заемных средств снизился на 4 млрд. рублей. Чистые активы компании увеличились на 4,9 млрд. рублей и составили 47,7 млрд. рублей. Прибыль от продажи товаров – 8 млрд. рублей. Уровень рентабельности – 7,4%. Чистая прибыль по РСБУ составила 4,8 млрд. рублей.

Когогин также рассказал о планируемом осенью этого года выводе новых моделей на рынок. «Традиционный КАМАЗ глубоко модернизировали, оставалась проблемной кабина. Но с 1 октября в кооперации с Daimler мы выводим на рынок новый грузовик на узлах, которые используются и на Mercedes. Активно идет инвестирование по этому проекту на ПРЗ и автомобильном заводе», – прокомментировал планы гендиректор компании.

Когогин также раскрыл обороты головной компании и компаний-«дочек» КАМАЗа. Как оказалось, оборот автогиганта – 117 млрд. рублей. А нексонсолидированный доход совместных предприятий (там, где доля КАМАЗа не меньше 50%) – 40 млрд. рублей. Но он объяснил, что когда автогигант консолидирует свою численность, то параллельно создает то же число мест и на дочерних предприятиях.

DSCN4243.jpg

МИНОРИТАРНЫЕ АППЕТИТЫ

Самым спорным на собрании акционеров стал третий вопрос повестки – вопрос распределения прибыли. Не новость, что совет директоров рекомендовал собранию отправить на дивиденды 10% прибыли. По предложенному проекту решению на резервный фонд направят 5% (244 млн. рублей), на погашение убытков прошлых лет – 616 млн. рублей. На дивиденды – 487 млн. рублей. На финансирование инвестпрограммы – 3,5 млрд. рублей.

- Давайте проводить голосование… – предложил Когогин, не надеясь, впрочем, что миноритарии, в прошлые годы регулярно устраивавшие скандалы по поводу отсутствия дивидендов, оставят вопрос «без комментариев».

Слова попросил акционер Олег Украев. Он заявил, что его не устраивают действия руководства ОАО.

- Чисто и красиво все рисует нам гендиректор Сергей Анатольевич! – В реальности нет такого подтверждения. Я бы хотел предложение сделать, можно? («Можно, пожалуйста! – устало ответил Когогин). Формулировка третьего вопроса – законом не оговаривается процентное отношение чистой прибыли на дивиденды, так? Я предлагаю все 100 процентов прибыли отправить на дивиденды. КАМАЗ если и направляет чистую прибыль на какое-то там развитие, но разве что на развитие «Тройки» Рубену Варданяну (с 2012 года Варданян не возглавляет «Тройку Диалог», а занимает должность соруководителя Sberbank CIB, при этом входит в совет директоров автогиганта – авт.)! Если не на дивиденды, то давайте отдадим 20 процентов чистой прибыли отдельным категориям акционеров, раз мы социальное предприятие.

Предложение приняли к рассмотрению. Но, очевидно, владельцы крупных пакетов акций (49,9% – у «Ростеха», 24,5% – у «Автоинвест Лимитед», 11% – у Daimler) за это предложение голосовать не собирались. К трибуне уже было вышла финансовый директор компании Елена Милинова, объявив, что у КАМАЗа 86 тыс. акционеров, налоги с резидентов – 9%, с нерезидентов – 15%. Физическим лицам деньги отправят почтовым переводом, юридическим – банковским. А работникам КАМАЗа перечислят дивиденды 25 августа вместе с зарплатой. По 69 копеек за акцию…

Однако ее речь, как и доклад Когогина, прервали выкрики ряда возмущенных миноритариев. Милинова, не выдержав, попросила соблюдать порядок. А невозмутимый Когогин попросил Милинову продолжать. Она продолжила и сообщила разгоряченной публике, что членам совета директоров выплатят вознаграждение – за исключением тех, кому законодательство РФ о госслужбе запрещает его выплачивать (скажем, Ильдару Халиковуавт.). Речь зашла и о размере компенсаций «расходов членов СД». Милинова благоразумно о размере вознаграждения и компенсации не сообщила.

- Какая сумма вознаграждения? Огласите, пожалуйста!

Ни Милинова, ни Когогин не ответили. Зато та же Милинова «огласила» сумму вознаграждения членам ревизионной комиссии – по 60 тыс. рублей каждому.

Миноритарии поинтересовались у Когогина: «Стыдно ему за такой размер дивидендов и вознаграждение членам совета директоров или не стыдно?»

- С точки зрения стыдно или нет я могу сказать одно: 100 процентов направить на выплату дивидендов – это полностью остановит работу КАМАЗа. 9 миллиардов – инвестбюджет. КАМАЗ впервые в истории платит столько, сколько мы можем позволить. Много или мало, я обсуждать не вправе, – охладил пыл миноритариев Когогин. – У вас есть пакет акций – не согласны, проголосуйте против. Ручка у вас, в рамках пакета акций вы можете голосовать. КАМАЗ никогда не платил дивидендов, мы платим их впервые!

И все же в результате собрание акционеров проголосовало за выплату дивидендов исходя из предложенного расчета – 10% прибыли, 69 копеек на одну акцию будут перечислены 86 тыс. акционеров предприятия не позднее 27 августа текущего года.

Разобравшись с повесткой дня, Когогин озвучил свой прогноз развития КАМАЗа. По его словам, какие-либо перспективы с точки зрения состояния рынка гарантировать невозможно. «С каждым месяцем становится все сложнее. Все покупатели урезают инвестиционный бюджет и работают на старых машинах», – пожаловался он. Впрочем, заверил, что дилерская сеть пока что с плановыми показателями справляется, поэтому пересматривать и без того не радужный прогноз КАМАЗ не станет.

DSCN4239.jpg

У КАМАЗА – НОВЫЙ АУДИТОР И ЧЛЕН СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ

К главным новостям собрания акционеров, пожалуй, относится изменение состава совета директоров: вместо немца Губертуса Троски из Daimler пришел другой немец (как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Когогин) – финансовый директор того же Daimler Грюнберг. Интересно также, что автогигант впервые за много лет поменяет аудитора. Долгое время, напомним, аудиторские услуги предоставляла компания «Аудэкс». Однако после мартовского конкурса этого года аудитором КАМАЗа стала компания BDO – она занимает пятое место в мире среди компаний, занимающихя аудитом и консалтингом, сразу же после «Большой четверки».

НАСЛЕДИЕ НАВРАТИЛА: МИНУС 30 ПРОЦЕНТОВ «БЕЛЫХ ВОРОТНИЧКОВ»

Наконец, в финале собрания акционеров «к доске» отвечать на вопросы аудитории вышел сам Когогин. Он заявил, в частности, что с каждым месяцем работать КАМАЗу становится все сложнее. Покупатели-клиенты компании начинают урезать инвестиционный бюджет и вместо закупки новых работают на старых грузовиках. Пока, впрочем, уверил гендиректор, дилерская сеть справляется. Ежемесячно автогигант продает 2000 - 2200 автомобилей, около 1000 экспортирует. Несмотря на кризисные тенденции (подробнее надвигающийся кризис корреспонденту «БИЗНЕС Online» прокомментировали Чемезов и Когогин, см. ниже), пересматривать параметры бизнес-плана – 45 тыс. грузовиков в год – в компании не намерены.

На пресс-конференции по завершении собрания акционеров Когогин еще раз подчеркнул негативные тенденции на рынке. «Ситуация – падение. Серьезное. По результатам трех месяцев 28 процентов – падение рынка. КАМАЗ упал на 11,3 процента. Потери компенсировали экспортом», – заявил гендиректор автогиганта.

Прокомментировал Когогин и работу на предприятии чешского специалиста по оптимизации рабочего времени Томаша Навратила, которая чуть было не спровоцировала социальный взрыв на КАМАЗе. «Численность сотрудников сократилась на 3 тысячи человек. Что касается офисных работников, то их численность снизилась на 30 процентов. Это Томаш Навратил», – заявил Когогин.

По его словам, КАМАЗ, сокращая персонал, «поступает лояльно». «Мы пока не соответствуем по числу автомобилей на одного работающего. Но когда мы производим оптимизацию – предлагаем другие рабочие места. Фонд зарплаты не упал», – добавил Когогин.

DSCN4231.jpg

«ОДИН ЧЕЛОВЕК – ЭТО 450 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ В ГОД ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Чемезов в ответе на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о ситуации в экономике подтвердил самые мрачные прогнозы экспертов. «Мы чувствуем, что идет рецессия в экономике. Идет падение продаж легковых автомобилей. Рынок сразу реагирует на любые экономические колебания, потому как-то автомобили эконом-класса приобретают простые люди – и как только проблемы в экономике, они начинают придерживать деньги. На КАМАЗе это тоже чувствуется. Падение рынка есть», – сказал Чемезов.

- В целом рост нашей доли на рынке говорит о приближении кризиса. Рецепт однозначный. Рост 2,5 процента ВВП предельный для сохранения спроса на грузовики. Сегодня это 4 процента. Если будет меньше, инвестиционная активность падает, и грузовики покупать не хотят, – добавил Когогин, отвечая на наш вопрос. – Что будем делать? Бороться за увеличение доли на рынке. С 33 до 44 процентов выросли, значит, место отвоевываем. Как сэкономить мы знаем. Когда мы говорим о численности персонала, говорим о человеке. Один человек – это 450 тысяч рублей в год для предприятия. Это с тем, что мы везем его на работу, субсидируем его питание. И когда у нас уменьшается численность, мы сокращаем сопутствующие расходы, включая налоговую нагрузку. Не будет ни у одной российской компании возможностей существования, пока не будут производительность труда и качество на уровне среднеотраслевых показателей.