230.jpg
Источники подтверждают существование скрытого конфликта между привыкшими работать без оглядки на власть таифовцами и пытающейся перенастроить в республике экономический механизм командой президента

СЫН ЗА ОТЦА

Сенсационное известие пришло с ОАО «Казаньоргсинтез», где накануне прошло внеочередное собрание акционеров предприятия, избравшее новый состав его совета директоров. Впервые в него не вошли бессменный в течение 10 лет председатель СД, гендиректор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов, а также его правая рука и зам Рустем Сультеев. Полномочия действующего совета директоров, который избран лишь в апреле этого года, были прекращены досрочно.

Вместо богатейших бизнесменов Татарстана (состояние каждого составляет $1,15 млрд., по версии Forbes, благодаря владению по 19,9% акций ТАИФа) в совет «Казаньоргсинтеза» были избраны начальник управления по нефтехимии и нефтепереработке ТАИФа Рушан Шамгунов и замначальника производственно-коммерческого управления ТАИФа Альберт Сультеев. Свои посты в СД сохранили замгендиректора «ТАИФа» Владимир Пресняков, начальник финансово-экономического управления Дмитрий Тесленко, от Татарстана - помощник президента Ринат Сабиров, руководитель секретариата государственного советника Евгений Гришин и первый замгендиректора ОАО «Связьинвестнефтехим» (принадлежит правительству Татарстана) Сергей Алексеев. Кроме того, на основании «золотой акции» в совет входил и входит министр экономики республики Мидхат Шагиахметов. Сам «Казаньоргсинтез» в совете представляет гендиректор Фарид Минигулов, основной поставщик ОАО «Газпром» - замначальника департамента - начальник управления департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов Марат Гараев.

Новым председателем совета директоров «Казаньоргсинтеза» стал замгендиректора ОАО «ТАИФ», сын Альберта Шигабутдинова 37-летний Руслан Шигабутдинов. Гонщик, бизнесмен, гендиректор финансирующего ряд телекоммуникационных и производственных проектов Фонда прямых инвестиций, он известен как сильный, но порой чрезмерно резкий и жесткий менеджер, охотнее выбирающий путь конфликта, чем долгих переговоров и компромисса.

БЕЗ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ

Каких-либо внятных комментариев загадочной и срочной рокировки Шигабутдинов и Сультеев не дали. Телефон пресс-службы ТАИФа, которая ограничилась скупым сообщением на своем сайте о сенсационной рокировке, вчера молчал - в республике был нерабочий день. И это тоже, кстати, наводит на мысли о том, что провернуть задуманную схему основатели ТАИФа хотели без лишнего шума. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», Шигабутдинов заявил акционерам, что сейчас одной из главных задач нового совета директоров «Казаньоргсинтеза» является «кратное увеличение надежного энергоснабжения», обеспечение загрузки существующих мощностей предприятия и его дальнейшее развитие.

Руслан Шигабутдинов на пресс-конференции по итогам собрания акционеров лишь миролюбиво заверил, что «резких движений в сторону» в деятельности «Казаньоргсинтеза» не будет. «Может быть только одна задача - улучшить скорость исполнения. Будем более плотно и жестче работать по этой тематике. Резких изменений допустить мы не должны, преемственность должна соблюдаться», - сказал он. Впрочем, работа предстоит большая. По словам Шигабутдинова-старшего, до 2020 года выручка КОС должна вырасти более чем в 2,5 раза – до 120 - 130 млрд. рублей за счет удвоения мощностей. «Это подразумевает увеличение производственных мощностей», - добавил он, при этом не раскрыв, каких именно. Лишь заметил, что первый этап инвестпрограммы «Казаньоргсинтеза», стоимостью 6 млрд. рублей, уже идет. Во второй этап будет вложено уже 60(!) миллиардов.

сультеев.jpg
Рустем Сультеев

Однако пока в 2013 году КОС намерен сохранить выручку на уровне 2012 года (не менее 45 млрд. рублей по РСБУ). Возможно, предприятию и удастся это сделать – на фоне надвигающейся рецессии в российской экономике «Казаньоргсинтез» демонстрировал пусть незначительный, но все-таки прирост бизнеса и в первом квартале текущего года, и за полугодие. «В настоящее время мы идем с превышением к аналогичному периоду прошлого года на 4-5 процентов. К концу года мы должны удержаться на этом уровне и сделать еще больше - не менее 45 миллиардов рублей», - отметил гендиректор КОСа Минигулов. Впрочем, по его словам, конъюнктура рынка в связи со снижением стоимости полиэтиленов, особенно полиэтиленов низкого давления, в текущем году не самая благоприятная.

СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ

Тем временем по данным источников газеты «БИЗНЕС Online», в сентябре пройдет внеочередное собрание акционеров второго крупнейшего предприятия в структуре «ТАИФа» - ОАО «Нижнекамскнефтехим». Главным вопросом может стать избрание нового совета директоров. Кто именно в него войдет, пока не понятно – список кандидатур будет составлен в августе. Однако Альберта Шигабутдинова в нем, скорее всего, не будет - на должность председателя совета планируется выдвинуть кандидатуру экс-гендиректора НКНХ - заместителя гендиректора ТАИФа по управлению и стратегическому развитию НКНХ Владимира Бусыгина. Напомним, последний неожиданно для широкой публики покинул пост главы нижнекамского химического гиганта в июле. Наши инсайдеры говорят, что такое решение им было принято еще несколько лет назад, основная причина – здоровье и семья. Никакие уговоры первых лиц группы и республики не подействовали, сошлись, видимо, на том, что Бусыгин в СД и во главе его будет курировать стратегию «Нефтехима».

30829.jpg
Владимир Бусыгин возможно займет пост председателя совета директоров ОАО «Нижнекамскнефтехим» вместо Альберта Шигабутдинова

Что все это может значить?

Очевидно, что предугадать перемещения таких персон, как Шигабутдинов и Сультеев, практически невозможно – все решения принимаются на самом высоком уровне в недрах ТАИФа. Однако один пример (одновременно успешной и противоречивой) работы Руслана Шигабутдинова во главе одной из подконтрольных ТАИФу компаний уже есть.

В августе 2010 года он стал гендиректором телекоммуникационного оператора ОАО «ТРК ТВТ», возглавив его в предпродажный период. Напомним, в сентябре 2011 года она была продана федеральному гиганту МТС за $162,87 млн. без учета $17-миллионного долга. Закрыв сделку, о которой по признанию главы ТАИФа в итоге договорились Рустам Минниханов и Владимир Евтушенков, Шигабутдинов-младший покинул ТВТ в октябре 2011 года. На самом же деле продажа ТВТ стала первой ласточкой сложных отношений ТАИФа и казанского Кремля, которые просочились наружу. В качестве аргумента вспомним, что сказал Минниханов в мае 2011 года по поводу продажи ТАИФом ТВТ.

«Как для президента Татарстана, для меня очень важно, чтобы татарстанские компании развивались, - заявил тогда президент. - Если наши компании будут десятыми филиалами пятнадцатого учреждения, это нам неинтересно. Поэтому, я считаю, что компания способна сама развиваться или объединиться с какой-то татарстанской компанией. Она локальная, у них хорошая клиентская база, хорошая перспектива. Но решение принимает собственник. Я высказал свою позицию».

Повторится ли это в случае с «Казаньоргсинтезом», к которому давно присматривается его главный поставщик этана – ОАО «Газпром»? Открыто об этом никто не говорит, хотя упорные слухи о готовящейся продаже КОС ходят на рынке уже несколько лет. Приход на КОС Шигабутдинова–младшего прославившегося продажей одного из республиканских активов, только подливает масла в огонь…

С другой стороны, в ТАИФе имеет место и объективная смена старого поколения менеджеров на молодых управленцев. Об этом говорят и внешние сигналы – например, вхождение внучки первого президента РТ 27-летней Камили Шаймиевой в совет директоров ТАИФа. Младший сын Альберта Шигабутдинова Тимур Шигабутдинов, кстати, тоже работает на «Казаньоргсинтезе» - в должности замгендиректора по коммерции. Но насколько органичен этот процесс? Возможно, что не очень.

Ну, и самое главное, то, что витает в воздухе. Источники газеты «БИЗНЕС Online» подтверждают существование скрытого от лишних глаз внутриэлитного конфликта между привыкшими работать максимально самостоятельно и без оглядки на власть таифовцами (чего греха таить, был период, когда ТАИФ и власть в РТ были синонимами) и пытающейся перенастроить в республике экономический механизм командой президента Татарстана. Последним вестником тлеющего пожара стала нашумевшая история борьбы Генерирующей компании и ТГК-16, в котором стоящие за обеими предприятиями структуры бились, по сути, не скрывая себя.

Собеседники нашего издания (на условиях анонимности) говорят, что старое поколение менеджеров и отцов-основателей ТАИФа (прежде всего – Шигабутдинов, Сультеев) вступать в неизбежно приближающееся в связи с рецессией мировой и российской экономики открытое противостояние с местной властью не хочет. И характер не тот, есть и сложившиеся человеческие отношения… Бороться за активы будет молодежь, верная не только идеалам и бизнесу семьи, но и законам рынка. И уход на второй план таких, безусловно, влиятельнейших бизнесменов говорит о приближении тектонических сдвигов в распределении сил и собственности в Татарстане.

print_407166_324987.jpg

Новым председателем совета директоров «Казаньоргсинтеза» стал замгендиректора ОАО «ТАИФ» 37-летний Руслан Шигабутдинов

«АЛЬБЕРТ КАШАФОВИЧ ПРОСТО ВОСПИТЫВАЕТ СЫНА, ГОТОВИТ…»

Оценить возможные причины кадровой рокировки в «Казаньоргсинтезе», а также инвестпрограмму предприятия газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов.

Шамиль Агеев - председатель Торгово-промышленной палаты РТ:

- В этом ничего нового нет. Вы думаете, что Руслан будет плохо выполнять дело отца? Нормально будет. Надо понять обязанности председателя совета директоров - они нулевые. Альберт Кашафович просто воспитывает сына, готовит.

Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Возможных причин может быть несколько. Безусловно, это может объясняться возрастом. Может действовать фактор усталости из-за длительного периода напряженной работы в непростых условиях российской экономики. Возможно, это связано с какими-то личными причинами, семейными обстоятельствами. Не исключен и вариант с инвестпрограммой, и что ее лучше реализовывать уже новым руководителям компании. Но это все лишь наши предположения, и точную причину его отставки лучше узнавать у самого господина Шигабутдинова.

Реализовывать эти инвестиционные программы, безусловно, необходимо. Ведь среднедушевое потребление многих продуктов химии и нефтехимии в России весьма серьезно отстает от показателей других стран, и нам есть, куда расти. Например, среднедушевое потребление этилена у нас в стране примерно в три раза ниже, чем в Западной Европе. Производство бензола на одного человека в Европе составляет порядка 20 кг, у нас данный показатель не превышает 7 килограммов. Среднедушевое производство полиэтилена, поливинилхлорида, полиэтилентерефталата, полистирола и полипропилена составляет порядка 20 с небольшим килограммов, в то время как в Западной Европе этот показатель составляет почти 80 килограммов. И это лишь малая часть примеров, объясняющих потенциал роста в российской химической индустрии.

Государством принята «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года». Согласно ей, объем производства химической и нефтехимической продукции должен увеличиться в 2015 г. по сравнению с 2005 г. в 1,6 раза. В том числе производство полиэтилена должно вырасти в 1,8 раза, полипропилена - в 2,3 раза, поливинилхлорида - в 1,5 раза, полистирола - 2,7 раза, волокон и нитей химических - в 2,2 раза, шин для грузовых автомобилей - в 1,6 раза, шин для легковых автомобилей - в 1,7 раза, минеральных удобрений - на 26%. И реализация этих инвестпрограмм, как раз и позволит «Казаньоргсинтезу» и «Нижнекамскнефтехиму», наряду с деятельностью других химических предприятий страны, выполнить эти планы, добиться поставленных в программе целей.

«КОГДА ПОСТ ОТЦА ПЕРЕХОДИТ К СЫНУ, НЕЛЬЗЯ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ПЕРВЫЙ НЕ БУДЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ДЕЛАХ КОМПАНИИ»

Олег Абелев - начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-траст»

- С учетом того, какие активы составляет группа «ТАИФ» - крупнейший холдинг в Татарстане - все-таки это достаточно диверсифицированный холдинг, я бы его назвал мини-АФК «Система». В этом плане ТАИФ сопоставим с «Системой», потому что есть пять базовых направлений: фондовый рынок, нефтедобыча и нефтепереработка, телекомы и сфера услуг. Вполне возможно, что решение покинуть КОС принято Шигабутдиновым в силу возраста. В группе «ТАИФ» порядка 40 дочерних независимых компаний, в том числе «Нижнекамскнефтехим», «Новый век», «Интеллектуальные сети» и т.д. Кроме того, два его сына работают тоже на ТАИФе достаточно давно. Поэтому изменения в совете директоров продиктованы с учетом возраста покинувших его участников или, возможно, вопросом передачи компетенций.

Что касается экономических причин, то, я думаю, что они не были главными. Если мы посмотрим на финансовую отчетность, то результаты неплохие. Прибыль выросла существенно – со 180 миллионов рублей до более чем 3 миллиардов рублей, выручка тоже прибавляла в 2012 году, и прибыль на акцию компания нарастила, по-моему, почти 1 рубль 80 копеек на акцию. Внеоборотные активы немного увеличились, общие активы немножко снизились, но тем не менее. Поэтому я не связываю уход с проблемами финансового характера.

Что касается инвестпрограммы, если мы взглянем на основные области реализации продуктов, которые группа «Казаньоргсинтез» производит, это, конечно, реализация на внутреннем рынке преимущественно полиэтилен – занимает почти половину от суммарной выручки. Понятно, пластмасса, органические продукты, фенол – это все копейки. Основное – полиэтилен низкого, высокого давления на внутреннем рынке. С этой точки зрения, как я понимаю, инвестпрограмма была изменена исходя из инвестирования в эти активы.

Инвестпрограмма «Нижнекамскнефтехима» почти в два раза выросла – было 5,3 миллиарда, а стало 11,4 миллиарда. Тут ситуация чуть похуже, прибыль за 2012 год немного снизилась, но не сильно – порядка 15 миллиардов рублей. Активы нарастились.

Что касается «Казаньоргсинтеза», я бы не сказал, что инвестиционная деятельность тут сильно изменилась, даже немного за 2012 год уменьшилась – было 1,2 миллиарда, стало почти 1 миллиард. Я думаю, что параллели проводить не стоит в силу того, что разные и объемы денежных средств, и разные причины этого. Я вижу, что основная статья расходов в инвестпрограмме – это приобретение основных средств, собственно, почти все. Что касается «Казаньоргсинтеза» – то же самое – приобретение основных средств. Видимо, ввод в строй каких-то мощностей, которые планировалось вводить в 2012 году. Я бы не связывал напрямую, если бы расходы инвестиционной деятельности параллельно снижались или росли, то можно было бы какие-то выводы делать.

Анна Кокорева - аналитик компании «Альпари»:

- Вряд ли уход Альберта Шигабутдинова связан с возрастом. Вероятнее всего, бывший председатель планирует сконцентрироваться на другой части своего бизнеса. В случае, когда пост отца переходит к сыну, нельзя на 100 процентов сказать, что первый не будет участвовать в делах компании. Также предприятия ожидают перемены, ответственность за которые будет нести новый председатель.