Энгель Фаттахов: «За последние два года в развитие системы образования Татарстана из федерального и республиканского бюджетов было выделено более 11 миллиардов рублей» |
«ЕЖЕГОДНО НА КАПРЕМОНТ ШКОЛ ВЫДЕЛЯЕТСЯ 2,5 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ»
- Энгель Навапович, наш разговор хочу начать вот с такого тревожного звонка читателей в нашу редакцию: «В Сарманово во время отпуска учителей заставили выйти на работу на косметический ремонт школы. Они все почистили и покрасили. Но якобы приехал министр образования и науки Фаттахов и сказал, что на ремонт школы было выделено 17 миллионов рублей, и он не видит этих денег в ремонте. Сейчас школу «разбомбили» – срочно начали делать капремонт, но к 1 сентября доделать точно не успеют. Действительно ли министр там был? Получается, что кто-то хотел украсть деньги, выделенные на ремонт? Знают ли об этом правоохранительные органы?» Как вообще обстоят дела с ремонтом в школах?
- Ремонт школ – это совместный вопрос министерства образования и науки и муниципалитетов. Мы должны курировать этот вопрос. Благодаря президенту и правительству республики, в Татарстане второй год реализуется уникальная пятилетняя программа капитального ремонта школ. В этот список попали около 800 школ, возраст которых свыше 30 лет. Ежегодно на эти цели выделяется около 2,5 миллиардов рублей.
В прошлом году по республике отремонтировано всего 170 учреждений, в том числе 165 общеобразовательных и пять коррекционных школ, в 2013 году – 167 (160 общеобразовательных и 7 коррекционных). Республика выделяет средства на ремонтные работы по 8 позициям. Они предусматривают ремонт и замену кровли, инженерных сетей (система отопления, водоснабжения, канализация и сети электроснабжения), санузлов, окон и внутренних дверей, отмостков и фасадов, входных групп. Муниципальные образования принимают решения по выделению средств по другим актуальным позициям для каждой конкретной школы.
- А пожарная сигнализация?
- Это однозначно! Без этого лицензия не дается, поэтому это вопрос номер один. Считаю, если уж делать капремонт, то максимально качественно. Именно в связи с этим мы обратились к руководителям муниципальных образований, чтобы они тоже подключились к решению данного вопроса. Кроме того, в республике проводится акция «Помоги своей школе!»
«КАК МИНИСТР ЗАЯВЛЯЮ: Я ПРОТИВ ПОБОРОВ С РОДИТЕЛЕЙ!»
- Удается привлекать спонсорские средства?
- На сегодняшний день на эти цели мы привлекли порядка 131 миллиона рублей от 1 995 предприятий, организаций и частных лиц. Список благотворителей ведется, и по итогам акции мы проведем церемонию, чтобы как-то их отметить. Думаю, эта акция будет постоянной. И в дальнейшем с нашими спонсорами мы будем контактировать.
Как министр заявляю: я против поборов с родителей! За их счет невозможно содержать наши образовательные учреждения. Мы с этим боремся и будем бороться вместе с правоохранительными органами. А вот подобные акции, как «Помоги своей школе!», мы поддерживаем, потому что это добровольно.
Мы также впервые объявили конкурс по готовности школ к новому учебному году. В этом году капремонт проходит в 169 школах, а всего их у нас 1 513. Остальных тоже надо готовить к учебному году. Мы создали 7 комиссий и выборочно визуально изучили готовность трех школ в каждом муниципалитете. Пригласили начальников отделов и управлений образования, директоров школ, чтобы они тоже посмотрели готовность соседей – не протекает ли крыша, каков внешний вид, каково состояние приусадебного участка, его цветочного оформления, состояние пожарной сигнализации.
И во время августовского совещания в Арске мы подвели итоги конкурса – наградили глав четырех районов за хорошую подготовку к учебному году. Наградили и директоров отдельных школ – за первое место вручили 1 миллион рублей на школьное оборудование, за второе – 800 тысяч рублей, за третье – 500 тысяч рублей. У нас в республике 54 коррекционные школы, за первое место им выделили автомобиль.
Конечно, это работа не одного года, самое главное – мы хотим стимулировать на будущее. Если не будем проводить текущий ремонт, тогда через пять лет обязательно потребуется капитальный ремонт. Думаю, на следующий год реакция будет лучше. Когда я работал главой района, я всегда директорам школ дарил машины за хорошую подготовку к учебному году. И в последние годы проблем с готовностью у нас уже не было.
Мы проводим еще одну акцию – конкурс по качеству капитального ремонта школ. Ведь на это выделяются огромные средства, и если мы не будем производить качественный ремонт – грош нам цена. Конечно, это прерогатива минстроя, но объекты-то наши, мы не можем стоять в стороне! Во второй половине сентября визуально проверим все 169 школ, в которых в этом году проводили капремонт. Качество ремонта зависит от главы муниципального образования, от подрядчика и от директора школы. Считаю, директор обязательно должен беспокоиться за качество ремонта.
- А в Сарманово вы все-таки были или нет?
- Конечно, есть у нас и лидеры, и аутсайдеры. Определился ряд районов, где с ремонтом школ отстают. Поэтому я и мои заместители лично осмотрели эти объекты. Действительно, в Сарманово я был, посмотрел три школы. Качеством их ремонта я был доволен не до конца, поэтому попросил переделать. Но к новому учебному году они успевают, никаких срывов допустить не должны. Во всех школах республики занятия в этом году начнутся вовремя - 2 сентября.
«В ЭТОМ ГОДУ ВВОДИТСЯ 8 НОВЫХ ШКОЛ И ЧЕТЫРЕ ДЕТСКИХ САДА»
- В этом году новые школы вводятся?
- В этом году вводится 8 новых школ и четыре детских сада. Самая крупная школа будет сдана в Альметьевске – на 1 224 места. Можно сказать, по своим условиям - это школа будущего: два бассейна, два спортзала. В ее строительстве помогла "Татнефть", инвестировав более 500 миллионов рублей. Также новая школа построена в Казани в микрорайоне "Солнечный город". Планируем сдать лицей-интернат с углубленным изучением химии для одаренных детей в поселке Ореховка Зеленодольского района - совместно с КНИТУ-КХТИ. Новые школы вводятся и в Азнакаевском, Елабужском, Кукморском, Тюлячинском, Сабинском районах. Некоторые школы совмещены с детским садом.
- Как вы относитесь к тому, что до сих пор в школах Казани существует такой пережиток прошлого, как вторая смена? В частности, школа №33 Авиастроительного района (Савельева Ольга). Две смены – это от нехватки школ?
- В целом по республике около 9 процентов детей обучаются во вторую смену. Самая большая напряженность - в Чистопольском районе, где во вторую смену обучаются 20 процентов детей, на втором месте - Арск, на третьем - Казань. В Казани 13 -14 процентов детей учатся во вторую смену.
В последние годы ситуация несколько стабилизировалась. Но в связи с увеличением рождаемости, а также активного строительства новых микрорайонов эти вопросы вновь появились. Если в 2005 году у нас рождаемость была на уровне 36 - 37 тысяч детей, то в этом году ожидается более 56 тысяч. Потребуется строительство и новых детских садов, и школ. В частности, школа №33 Авиастроительного района Казани находится в центре вновь застроенного микрорайона. Квартиры в домах заселены молодыми семьями с детьми, участвующими в программе молодежного и социального ипотечного кредитования. Отсюда и большая востребованность в школьных местах.
В 22 районах республики занятия в школах проводятся в одну смену. 9 процентов обучения во второй смене – это в пределах допустимого. Есть российские регионы, где обучаются в три смены… Но мы будем работать над постепенным снижением данного показателя.
«Средняя зарплата учителей по сравнению с прошлогодней выросла примерно на 60 процентов и сегодня составляет около 30 тысяч рублей, зарплата воспитателей детских садов – 20 тысяч рублей» |
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ В КАЖДОМ НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ»
- Количество школ будет расти или уменьшаться? Ведь еще есть сельские малокомплектные школы. Процесс оптимизации школ в районах продолжается?
- Мы ставим такую задачу: средних школ не может быть много, должны быть базовые школы. Сегодня в республике функционирует 499 базовых школ, в них подвозится более 19 тысяч учащихся по 711 автобусным маршрутам. Например, в Актанышском районе было 23 средние школы, мы оставили 9, можно сократить еще две. Но должны быть базовые школы. Во-первых, мы не можем все средние школы оснастить так, как того требует нынешнее время. Но самое главное – мы не можем обеспечить их хорошими кадрами.
Каждое муниципальное образование должно на перспективу запланировать развитие своей системы образования. Исходя из демографической ситуации, они должны определить, где в районе будут располагаться базовые школы. Причем они должны быть разного профиля – технологического, естественнонаучного, гуманитарного. У родителей и детей должен быть выбор. Исходя из дислокации базовых школ, надо планировать маршруты школьных автобусов, обеспечить качественные дороги.
Но, считаю, начальная школа должна быть в каждом населенном пункте, даже если там обучается всего два ребенка. Есть у нас и так называемая основная школа – 9-летка. Если контингент позволяет, пусть будет; если детей мало, пусть существует как начальная. Но 10 - 11-й класс надо проходить в базовой школе, которая обеспечит требуемое сегодня качество образования.
За последние два года в развитие системы образования Татарстана из федерального и республиканского бюджетов было выделено более 11 миллиардов рублей. Средняя зарплата учителей по сравнению с прошлогодней выросла примерно на 60 процентов и сегодня составляет около 30 тысяч рублей, зарплата воспитателей детских садов – 20 тысяч рублей. Два-три года назад мы об этом только мечтали! На образование выделяются огромные средства, но и спрос должен быть! Эффективно ли мы используем эти средства? Мы впервые составили рейтинг «100 лучших школ РТ». Родители должны знать, где и как поставлены учебный процесс и воспитательная работа.
- Сколько сейчас в республике школьных автобусов?
- Сегодня работает 636 автобусов, все они обеспечены ГЛОНАССом и контролируются. В этом году по конкурсу покупаем еще 105 автобусов по принципу софинансирования из федерального и республиканского бюджетов.
- Автобусы какой вместимости?
- Максимум 18 мест. Если будем возить более 20 детей в одну школу, это нереально, поскольку у всех разное расписание.
«НАШИМ ДЕТЯМ НЕ ХВАТАЕТ КРЕАТИВНОГО И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
- Вы сказали, что деньги в образование вкладываются огромные, и должна быть соответствующая отдача. Каково качество обучения в Татарстане, что показывают ЕГЭ в динамике?
- В этом году мы второй раз сделали рейтинг муниципальных образований по качеству образования, чтобы более объективно подойти к этим вопросам. Один из критериев – сколько средств тратится на одного ученика в год. Разброс большой. Второй критерий – эффективность вложенных средств, то есть качество полученных знаний. Брались во внимание средние показатели ЕГЭ по математике и русскому языку, доля тех, кто набрал свыше 80 баллов, и тех, кто не смог сдать ЕГЭ, то есть остался без аттестата. Также учитывалась доля победителей и призеров регионального этапа российских предметных олимпиад.
По всем показателям второй год лидирует Бугульминский район. Второе и третье место занимают Приволжский-Вахитовский и Авиастроительный - Ново-Савиновский районы Казани. Из 100 лучших школ республики казанских - 31.
- А как Татарстан сдал ЕГЭ?
- Конечно, результаты ЕГЭ в этом году выше по всем предметам, кроме географии. За последние пять лет средние баллы по ЕГЭ стали гораздо выше. Хотя по этому вопросу было много споров – по поводу и без повода. Но пока ЕГЭ – это главный показатель качества образования наших детей. К 2015 году планируется учитывать и средний балл аттестата.
- По поводу ЕГЭ пришло несколько вопросов – и о добровольной сдаче ЕГЭ, и о возможности сдачи на татарском языке. Приведу один из них: «10 лет ребенка обучают отвечать у доски, писать контрольные по старинке, а в конце - ЕГЭ в виде тестов. Не кажется ли вам, что к этому надо готовить все 10 лет? (Ильнур)
- Тема нынешнего августовского совещания в Арске звучала так – «Современные технологии в образовательной практике Республики Татарстан». Все страны стремятся сегодня вкладывать в свою систему образования, потому что всем понятно, что будущее страны будет зависеть от потенциала подрастающего поколения. Наша страна и республика в этом плане – не исключение.
В международном рейтинге качества академического образования наша страна не уступает сегодняшним лидерам – Китаю, Сингапуру, Корее, Финляндии. У нас большое количество побед в олимпиадах всероссийского и международного уровней по математике, химии и экологии. Но мы отстаем по практикоориентированности обучения наших учащихся. Нашим детям не хватает лидерских качеств, креативного и критического мышления, навыков работы в группе, они не умеют проявлять себя в конкретных жизненных ситуациях.
Этих качеств пока не дает наша система образования. Поэтому мы ставим задачу в некотором плане поменять технологию и методику преподавания. С этой целью мы подписали договор с сингапурской компанией Educare, согласно которому за три года должны обучить новым технологиям 30 тысяч наших учителей.
Бесспорно, у нас были и есть передовые учителя, современные технологии преподавания, но мы их как-то до ума не довели. Конечно, речь не идет о простом переносе шаблона сингапурской технологии в наши школы. Мы будем работать совместно. Для этого планируем повысить роль нашего Института развития образования (ИРО), где сменился руководитель и меняется структура. Методическое сопровождение будет за ИРО и соответствующими структурными подразделениями в муниципальных образованиях. Сингапурские технологии будут адаптированы к нашим условиям, и будет использован положительный опыт наших передовых учителей. Главное – довести проект до конца и получить положительный эффект.
«В АРСКЕ ОТКРЫВАЕМ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ»
- По изучению татарского языка пришло несколько вопросов. Начну с этого: «Обучение родному языку в период нахождения ребенка в садике никогда не стоял на повестке дня, и зря. А ведь в садике можно восполнить тот объем знаний и умений по родному языку, что недобирается ребенком дома. Что планируется в этом направлении?» (Илдус)
- С 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании РФ», исходя из которого дошкольное образование – это неотъемлемая часть общего образования. С 2016 года нам необходимо всех детей старше трехлетнего возраста 100-процентно обеспечить дошкольным образованием. На этот счет у нас есть трехлетняя федерально-республиканская программа, согласно которой мы будем создавать новые дошкольные места. В этом году мы создаем 5,2 тысячи новых мест, в 2014 году планируем ввести 12 тысяч, в 2015 – 11 тысяч новых мест.
Мы гарантируем, что с 2016 года все дети старше трех лет будут охвачены дошкольным образованием. Впервые будет принят федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Татарстан будет участвовать в его пилотной апробации. Задача – психологически подготовить детей к общему образованию. Кроме того, мы ставим задачу изучения двух государственных языков на дошкольном уровне.
Мы проводим конкурс и среди дошкольных учреждений, и победители получили на развитие по одному миллиону рублей. И оцениваем их работу мы не по бумагам, а с выездом на место. Смотрели работу детсадов при непосредственном контакте с детьми, оценивали уровень подготовленности воспитателей.
В помощь работе всем детсадам мы вручили новые УМК – учебно-методические комплекты. Второй важный вопрос – подготовка квалифицированных кадров, третий – обеспечение мультимедийным оборудованием. В этом плане президент РТ нас поддержал – все детсады мы будем обеспечивать ноутбуками и проекционной техникой.
Вопрос подготовки кадров – непростой вопрос. Надо подготовить воспитателей, которые будут работать чисто с татарскими детьми, и воспитателей для работы с русскоговорящими детьми. С этой целью в Арске мы открываем центр подготовки национальных кадров.
- Как будет построено изучение языков в татарских группах? И зачем вообще это деление по национальности?
- Язык обучения детей выбирают родители уже при устройстве их в детский сад. В соответствии с запросами родителей в детском саду формируются группы: с русским языком обучения, с татарским языком обучения, чувашским, удмуртским и др. В данных группах обучение и воспитание детей ведется на родном языке ребенка, а также осуществляется обучение обоим государственным языкам республики.
- Центр подготовки национальных кадров будет только в Арске?
- В Арске будут готовить кадры для севера республики, а мы еще хотим открыть подобный центр в Мензелинске. У нас есть педагогические колледжи в Казани, Нижнекамске, Челнах, и там планируется начать подготовку кадров для работы с русскоязычными детьми.
УЧЕБНИКИ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ – С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
- Наши читатели пишут о том, что русскоязычным детям сложно усваивать татарский язык, нет эффективных методик обучения. Что будет предприниматься в этом плане?
- Этот вопрос мы обсуждали и с учителями, и с родителями учащихся, пытаемся учесть все пожелания. Созданы новые учебно-методические комплекты для обучения русскоязычных детей, издана хрестоматия для 2 - 3 - 4-х классов. Мы хотим, чтобы и детям, и их родителям было интересно изучать татарский язык. Конечно, пока нельзя сказать, что мы уже все сделали для этого.
Я лично несколько раз встречался с учителями и воспитателями, выслушивал их претензии и пожелания. У нас есть экспертная комиссия по созданию учебников. Раньше жаловались, что нет учебников. В этом году уже к 15 августа все школы по их заявкам были полностью обеспечены всеми учебниками, а не только по татарскому языку. В этом году претензий к нам быть не должно.
- Сколько и чьих денег потрачено на приобретение учебников?
- Всего 264 миллиона рублей, включая федеральные и республиканские средства. Причем учебники по татарскому языку для детей 1 - 2 - 3-х классов будут обеспечены мультимедийным сопровождением. Мы будем продолжать работу над совершенствованием наших учебников и пособий.
- Еще наши читатели пишут о том, что количество часов на татарский язык и литературу увеличивают за счет других предметов. Это так?
- Однозначно заявляю – это не так! Мы выполняем федеральный стандарт. Часы на изучение татарского языка и литературы реализуются за счет инвариативной части учебного плана. Учебное время на изучение других предметов сохраняется полностью и обеспечивается мобильность учащихся в образовательном пространстве России. Часы компонента образовательного учреждения (во 2 - 4 классах - по одному часу, в 5 классе - три часа, в 6 и 9 классе - по два часа в неделю) распределяются и используются по усмотрению школы в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, в том числе на русский язык и литературу.
Практика показывает, что не менее 75 процентов этого времени школами отводится на изучение именно русского языка и литературы. Для национальных республик в учебных планах предусмотрена возможность изучения не только двух государственных языков, но и родных языков народов, проживающих на этой территории, например, чувашского, марийского, удмуртского и т.д.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ ПО ЯЗЫКУ – НА ЗАЯВИТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ
- В своем выступлении в Арске президент РТ обозначил возможность в общеобразовательных школах республики получать дополнительные уроки по родному языку и/или иностранному. Какова заявительная процедура за дополнительными уроками со стороны учащихся (родителей), обязанности и права МОУ по реализации такой возможности? (Максим)
- В настоящее время министерством проводится работа в данном направлении. Муниципальные органы управления образованием прорабатывают вопрос потребности в дополнительном изучении русского и татарского языков в разрезе каждого образовательного учреждения с учетом мнения руководителей школ, председателей методических объединений, учителей-предметников, учащихся и их родителей. Окончательная потребность будет сформирована в конце сентября 2013 года. Родители с заявлением должны обратиться в свою школу.
- В прежнем федеральном законе от 1992 года было указано: «Вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик». В нынешней редакции ФЗ «Об образовании в РФ», которая была принята в декабре 2012 года, эта норма исключена и заменена следующей: «Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность». В связи с этим минобрнауки РФ информирует, что родители (законные представители) обучающихся могут использовать право выбора учебных планов. Смогут ли наши дети в этом учебном году изучать русский язык в полном объеме? (Эдвард Носов).
- Это неправильная трактовка закона. Новый федеральный закон сохранил прежние позиции. Что касается новых федеральных государственных стандартов общего образования, то, действительно, расширены права образовательных учреждений в формировании учебных планов с соответствующей ответственностью за результат. Совместный выбор школы и родителей отдельных предметов предусмотрен в вариативной части учебного плана. В то же время, есть четкие требования к инвариативной (обязательной) части. В ней предусмотрено изучение как русского, так и татарского языков в равных объемах.
- А родители могут высказать свои пожелания?
- В вариативной части – да. В 10 и 11 классах возможность выбора предметов значительно расширится. Также родители и учащиеся должны будут выбрать уровень изучения того или иного предмета – базовое или повышенное.
А вообще, я считаю, что вопросы изучения русского и татарского языков зря так муссируются. Если человек хочет – он их изучит. А мы, однозначно, создадим для этого все условия.
- Вы знаете, очень многое зависит от учителя…
- Это самое главное! Подготовка кадров для работы с детьми в дошкольных учреждениях и начальных классах - в центре нашего внимания. С этой категорией специалистов мы будем работать особенно внимательно и целенаправленно.
«НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
- А как вообще наша школа обеспечена кадрами? По каким предметам есть вакансии?
- Как я уже сказал, учителям повышается зарплата. Помимо этого, у нас много грантов: «Наш новый учитель», «Наш лучший учитель». Сегодня руководством страны и республики ставится задача подготовки специалистов для промышленности. Поэтому мы должны усилить изучение точных наук. Мы не зря будущий год объявили годом математики. Я считаю, это царица всех предметов. С четвертого класса будем проводить республиканские олимпиады по математике.
Мы в два раза – со 150 до 300 – увеличили количество грантов «Наш новый учитель», предназначенный для молодых специалистов. Увеличили размер гранта для учителей математики, физики, химии, биологии, информатики и технологии. Они получат ежемесячную надбавку в размере 10 тысяч рублей, остальные - в размере 7,5 тысяч рублей.
- И получится, что трудовики (технологи) будут получать на 10 тысяч рублей больше, чем учителя русского языка?
- Учителям русского языка будет доплачиваться 7,5 тысяч рублей. Мы отдаем приоритет тем специалистам, которых сегодня не хватает в школе. У нас есть вакансии по точным предметам - физике, математике. А по некоторым предметам у нас даже избыток кадров, поэтому мы хотим отрегулировать ситуацию.
Развитие технического творчества – это новое направление. В рамках проекта «Школа после уроков» за последние два года руководством республики на оборудование было выделено 260 миллионов рублей. Планируем проводить фестиваль технического творчества детей. На совещании в Арске мы уже презентовали плоды творчества «продвинутых» в этом плане учащихся. Пока не все районы участвуют в этом, но мы будем культивировать и развивать это направление.
- Три года назад в школы закупили очень много компьютеров. Но эта техника быстро устаревает. Программа продолжается или это была одноразовая акция?
- За три года реализации проекта «Электронная школа» были выделены огромные средства – порядка 3 миллиардов рублей. В образовательные учреждения было поставлено более 16 тысяч компьютеров, 36 процентов предметных кабинетов оснащены новым проекционным оборудованием или интерактивными досками, каждый учитель получил персональный ноутбук. Внедрена информационная система «Электронное образование в Республике Татарстан», в которой зарегистрировано более 700 тысяч пользователей. Все школы имеют доступ к ресурсам интернет, привычным для учителей стало использование беспроводной связи Wi-Fi.
В будущем работа по данному направлению будет продолжена. До конца 2013 года мы планируем дальнейшее обновление компьютерного парка, создание резерва ноутбуков для учителей, увеличение количества школ, подключенных к интернету по высокоскоростным волоконно оптическим линиям связи, организацию доступа к цифровым образовательным ресурсам. Для этого из республиканского бюджета выделено более 110 миллионов рублей, а из федерального бюджета – 81 миллиона рублей.
«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – ЭТО ОГРОМНЫЙ ФРОНТ РАБОТЫ»
- Знаем, вы лично большое внимание стали уделять коррекционным школам и детским домам. В каком они состоянии?
- Я считаю, что для больных детей мы должны создать самые хорошие условия обучения. Мы обязаны подготовить их к жизни, дать профессию. В республике 54 коррекционные школы. У нас, оказывается, некоторые из них расположены в зданиях XIX века, начала XX века.
В прошлом году мы отремонтировали пять школ, в этом - 7, на следующий год планируем отремонтировать 10, через год еще 10. Так мы приведем в порядок все наши коррекционные образовательные учреждения. Кроме того, мы поддерживаем их материально: объявили конкурс и выделили не три приза, а 6. Первое место заняла мензелинская коррекционная школа, ей мы вручили автомобиль. Особое внимание мы уделяем комплектованию школ технологическим оборудованием.
- Как обеспечены эти школы кадрами?
- В кадрах недостатка нет. И работают там опытные педагоги, которые очень любят детей.
- В требованиях к школьной форме, утвержденных кабинетом министров РТ, прописана светскость формы одежды учащихся. Будут ли отстранять от занятий школьниц, нарушающих требования кабинета министров РТ в части светскости, если придут в школу в хиджабе? (Ленар)
- Требования к школьной форме подробно изложены в постановлении кабинета министров РТ «Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 29.07.2013 №527. Документ вступает в силу с 1 сентября 2013 года. И постановлением определен светский характер образования в учебных заведениях.
- То есть надо соответствующую работу проводить с родителями?
- Надо с родителями разговаривать, но очень деликатно. Данный вопрос должен быть совместно решен всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, детьми.
- А вы лично как считаете?
- В хиджабах, однозначно, в школу ходить нельзя. А если речь идет о платочке на голове девочки, то, думаю, разрешить можно. Покрывать голову платком – это народная традиция татар, особенно в сельской местности. Думаю, муссировать этот вопрос не стоит.
- После прекращения деятельности пионерской организации в деле патриотического, социализирующего и развивающего воспитания детей и подростков оказался большой пробел. Возможно ли возродить пионерскую организацию как патриотическую детскую организацию и вдохнуть в нее новый смысл под новым именем? (Ришат)
- Воспитательный процесс в школе – это огромный фронт работы для нас. Понимая это, мы предприняли ряд шагов. Во-первых, изменили структуру управления – ввели должность заместителя министра образования и заместителя начальников управлений образованием муниципалитетов, отвечающего за воспитательную работу. Раньше этого не было.
Конечно, некий прототип пионерской и комсомольской организаций сегодня в школе существует. Детские общественные организации работают и дают свои плоды. Но эту работу нам надо сделать более системной. Теме воспитания учащихся мы планируем посвятить очередное заседание коллегии нашего министерства, чтобы все четко расписать: какие цели мы ставим в воспитательном процессе, какова структура, программа и т.д.
С 1 АВГУСТА УЧРЕЖДЕНИЯ СПО ПОДЧИНЕНЫ МИНОБРНАУКИ РТ
- Все специалисты отмечают, что у нас переизбыток экономистов и юристов, но складывается такое впечатление, что выпускников школ никак не удается перенаправить на нужные рынку труда специальности. Что-то все-таки изменится? Что предпринимается министерством?
- В соответствии с решением кабинета министров Республики Татарстан с 1 августа 2013 года все учреждения профессионального образования, ранее подведомственные министерству труда и министерству сельского хозяйства, перешли в ведение министерства образования и науки РТ. Мы считаем, что учебный процесс должен быть преемственным на всех его уровнях, и именно минобрнауки должен курировать его организационное, методическое и воспитательное обеспечение на всех этапах. Такой реформой мы смогли также разделить функции заказчика и исполнителя в системе профобразования. Заказчиком на подготовку специалистов выступает министерство труда, а исполнителем – министерство образования.
У нас действительно наблюдается дисбаланс в подготовке – не хватает рабочих специалистов по рабочим профессиям, и президент республики ставит перед нами задачу ликвидировать его. В то же время все понимают, что если сам работодатель не будет заниматься подготовкой для себя профессиональных кадров, хороших результатов у нас не будет. Положительные примеры в республике есть: "Татнефть", Казанский вертолетный завод, некоторые другие предприятия, которые нехватку кадров воспринимают так же остро, как отсутствие станков или сырья.
Например, у нас есть три средних профессиональных образовательных учреждения - в Лениногорске, Альметьевске и Бугульме, с которыми "Татнефть" плотно работает и в которые делает серьезные инвестиции. Эти учреждения оснащены современным оборудованием, условия приближены к практике, ведущие специалисты предприятия сами ведут занятия, а студенты часто бывают на производстве. Компания полностью обеспечивает себя кадрами.
Президент РТ поставил перед руководителями предприятий задачу – заниматься подготовкой своих кадров. Мы считаем, что наши учреждения СПО должны быть ориентированы на конкретные предприятия. Их учащиеся должны знать, где они будут работать и сколько получать. Только так можно заинтересовать наших детей в получении рабочих профессий. И в этом направлении движутся все развитые европейские страны, опыт которых мы изучали.
В ведении нашего министерства находятся педагогические колледжи, которых в республике 10. Одно время педагогических кадров действительно у нас не хватало, и колледжи были востребованы, а сейчас наблюдается их переизбыток по некоторым предметам. Поэтому часть педколледжей мы вместе с руководством муниципальных образований будем реорганизовывать, чтобы они отвечали требованиям рынка труда. Как я уже сказал, в Арске будет открыт центр по подготовке кадров для начальных классов и воспитателей детских садов. Если выпускник центра захочет продолжить свое образование в вузе, в течение трех лет он сможет это сделать на очной или заочной основе. Для этого мы совместно с вузами создаем сквозные программы обучения.
- Сможет получить высшее образование бесплатно?
- Да, конечно. Мы считаем, что преподаватели начальных классов и воспитатели детсадов обязательно должны проходить через педагогические колледжи. Их программы обучения в большей степени приближены к практике, там меньше теории, и директора школ даже лучше принимают выпускников педколледжей, чем выпускников вузов. На этот уровень подготовки кадров мы будем обращать самое пристальное внимание.
Федеральные вузы – это прерогатива Москвы, и она, вы знаете, в последнее время активно занимается оценкой их эффективности. В текущем году планируется в оценку работы вуза ввести еще один критерий – процент выпускников, зарегистрированных на бирже труда.
- Какая работа проделывается в направлении трудоустройства выпускников вузов, восстановления прежней системы распределения и резервирования первого рабочего места с выплатной достойной заработной платы? (Ришат)
- Планировалось внести эту норму в республиканский закон об образовании, но в демократическом обществе принудительное распределение на работу не допускается. Распределение может касаться только «целевиков» - тех, кого на договорной основе в вуз направляет предприятие. Я знаю, что в Государственной думе России обсуждался ряд законопроектов о квотировании рабочих мест для молодых специалистов, но конкретных решений до настоящего времени принято не было.
«ФИЛИАЛЫ ВУЗОВ ПОСТАРАЕМСЯ СОКРАТИТЬ МАКСИМАЛЬНО»
- На нынешнем августовском совещании президент РТ очень жестко высказался о филиалах вузов…
- Мы боремся с филиалами. Помните, у нас еще были представительства вузов? Мы их все закрыли. Сейчас в филиалах обучается 26 процентов студентов.
- А какие основные претензии к филиалам?
- Там нет базы и соответствующих квалифицированных преподавателей. С одной стороны, филиал вуза – это престиж района. Но, с другой стороны, какая уж там база для высшего образования, научных исследований? Поэтому мы будем постепенно сокращать количество филиалов вузов.
- Каким путем?
- Мы обратились к министру образования и науки РФ Дмитрию Викторовичу Ливанову с соответствующим письмом за подписью президента республики. И со стороны федерального министерства в этом вопросе есть поддержка. Эффективность филиалов тоже оценивали, исходя из чего в этом году мы уже закрыли несколько филиалов.
- А сколько всего в республике сегодня действует филиалов вузов?
- В республике сегодня действует 54 филиала вузов - 28 государственных и 26 негосударственных вузов. В государственных база все-таки есть, есть возможность выезжать в головные подразделения на последних курсах для написания дипломного проекта, а вот в частных база практически отсутствует.
- И сколько из них вы считаете лишними?
- Постараемся сократить максимально. Считаю, что не должно быть филиалов с контингентом менее 500 человек. И мы боремся не только с неэффективными филиалами, но определяемся и с вузами республиканского подчинения, которые показывают признаки неэффективности. Например, мы закрываем Альметьевский государственный институт муниципальной службы, который готовил экономистов и менеджеров. Институт будет реорганизован в учреждение СПО, где будут готовить специалистов по сервису и прочим востребованным сегодня специальностям.
Или, например, в Нижнекамском муниципальном институте обучаются примерно 600 студентов, из которых 70 процентов - заочники. Они тоже готовят экономистов и менеджеров. Я обратился к главе Нижнекамска с предложением о реорганизации этого института. С подобным предложением я обратился и к руководству АСО, ИСГЗ, ТИСБИ, Института экономики и управления, которые имеют филиалы во многих райцентрах.
«РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ»
- Филиалы вузов будут сокращаться, и здесь возникают два вопроса: первый – куда пойдут работающие там люди, второй – куда пойдут выпускники школ? Вы уже определили им альтернативу?
- Трудоустройство высвободившихся кадров – вопрос щепетильный. Моя позиция такая: никто не должен остаться на улице. Совместно с главами муниципальных образований мы должны решить вопрос их трудоустройства. Я имею в виду учреждения СПО. В настоящее время мы разрабатываем программу модернизации профтехобразования. Планируем принять участие в аналогичном федеральном проекте, который рассчитан на 10 регионов. И в этой программе мы предусматриваем все: дальнейшую перспективу развития профтехобразования, обеспечение учреждений СПО кадрами и технической базой и т.д.
- Когда эта программа будет готова?
- Думаю, к концу осени. В начале будущего года Москва будет проводить конкурс на участие в федеральной программе модернизации профтехобразования. Мы планируем в нее обязательно попасть и получить федеральное софинансирование.
- А куда все-таки пойдут выпускники школ, если количество филиалов вузов будет сокращаться? У вас есть видение на этот счет?
- Хочу отметить, что сокращение количества филиалов вузов не приведет к сокращению числа бюджетных мест. Число бюджетных мест фиксировано и зависит от численности возрастной когорты молодых людей. Просто повысится конкурс в существующие вузы. Сейчас емкость наших вузов полностью обеспечивает спрос на высшее образование. У нас выпускников 11-х классов – 20 тысяч, бюджетных мест в вузах – 15 тысяч, а всего прием в вузы, совместно с коммерческими, примерно 40 тысяч мест. Конкурса практически нет. Таким образом, в республике выпускникам школ гарантирована возможность получения высшего образования.
При этом я считаю, что татарстанские вузы должны дорожить репутацией и отбирать абитуриентов, а не просто зарабатывать деньги. Те, кто не пройдет в вузы, пойдут в учреждения профтехобразования. И наша задача – повысить престиж среднего профессионального образования. Должна быть достойная зарплата и условия труда у квалифицированных рабочих. Ведь не секрет, что сегодня многие выпускники вузов не могут найти себе работу, поэтому вынуждены идти обучаться в учреждения СПО, чтобы получить рабочую профессию. Я могу привести массу подобных примеров. По результатам недавних исследований в России 40 процентов молодых выпускников вузов работают по профессиям, которые не требуют высшего образования.
- У вас уже есть подсчеты: сколько нам требуется специалистов с высшим образованием и сколько со средним профессиональным, чтобы все сферы экономики были полностью обеспечены кадрами?
- Подобный прогноз есть. Его составляют и ежегодно корректируют министерство экономики и министерство труда республики. Мы же, как министерство образования, выполняем их заказ на подготовку кадров. На основании их прогноза министерство и выстраивает свою политику. Наша задача – разработать образовательные программы и качественно подготовить специалистов.
- Есть еще одна проблема – многие вузы готовят специалистов по непрофильным для себя направлениям. С ними какая-то работа ведется?
- Это прерогатива федерального министерства. Но свое видение мы изложили в письме министру Ливанову. Кроме того, мы видим, что ряд федеральных вузов уже начинает работу по избавлению от непрофильных специальностей, Эта работа ведется в КАИ и КНИТУ-КХТИ, эту работу начинает федеральный университет. Вузы осознают, что с большим числом непрофильных специальностей они никогда не смогут достичь высоких показателей эффективности, войти в мировые рейтинги.
Кроме того, мы считаем, что необходимо сократить объем заочного приема. В этом русле движется работа и федерального министерства образования, ведь многие меры достаточно очевидны. У нас есть ведущие вузы – КФУ, КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ, медицинский, архитектурно-строительный, аграрный университеты и другие вузы. И мы вместе с Москвой должны поддерживать их, сотрудничать с ними. Мы, например, совместно с КФУ поддерживаем на высоком уровне работу IT-лицея, университет открывает лицей им. Лобачевского.
«Я ВЫРОС СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ»
- В октябре исполняется год, как вы работаете в должности министра образования и науки Татарстана. А вообще ваше назначение было неожиданным для многих. Вот и сегодня есть вопрос от нашего читателя: «Не планирует ли уважаемый министр образования получить высшее педагогическое образование?» (Станислав Эдуардович)
- Я почти 15 лет работал главой района, и мне приходилось решать многие вопросы, в том числе системы образования. Я считаю, если глава хочет развивать район, он по всем отраслям должен быть профессионалом. Иначе результата не будет.
А сам я из учительской семьи. Мой отец 46 лет был директором начальной школы и учил детей в нашей деревне. Три мои родные сестры – учителя. Я вырос среди учителей, поэтому все проблемы образования знаю изнутри (смеется).
Я так считаю: дети везде рождаются одинаково, и всем без исключения мы должны предоставить равные условия для образования. Будучи главой Актанышского района, я всегда обращал на это особое внимание. В районе были созданы условия для занятий и спортом, и искусством, и наукой. Все школы мы оснастили всем необходимым оборудованием, практически не осталось старых школ.
- Кстати, есть такой вопрос: «Рассказывая о вашей деятельности в Актанышском районе, часто упоминают про гимназию для одаренных детей. В чем ее уникальность? Есть ли какие-то успехи у этой гимназии, чего она добилась? Появились ли там дети, которыми республика может гордиться?» (Михаил С.)
- В Актанышском районе 98 процентов населения составляют татары, поэтому в целях сохранения татарского языка, истории и культуры мы вышли с предложением открыть у нас гуманитарную гимназию-интернат для одаренных детей, и в 2011 году она была открыта. На сегодняшний день в ней обучаются 183 школьника, из них 63 проживают в интернате. Здесь учатся дети из Азнакаевского, Мензелинского, Муслимовского, Заинского и Актанышского районов, из Казани.
В гимназии также обучаются школьники, прошедшие конкурсный отбор из регионов России: Оренбургской области, Башкирии и Удмуртии, Магнитогорска, Ульяновска, Самары. Есть ученики из ближнего и дальнего зарубежья - Казахстана, Таджикистана и Арабских Эмиратов.
- А достижения у них уже есть?
- В прошлом учебном году ученик 9 класса Айдар Шайхин занял первое место в Международной олимпиаде по татарскому языку и литературе. Он же стал победителем республиканского тура Всероссийской олимпиады по истории. Среди учащихся гимназии есть призеры по татарскому языку и литературе, по английскому языку.
Сама гимназия является победителем ряда республиканских конкурсов: «50 инновационных идей для РТ» в номинации «Инновации в образовании» (проект «Мирасыбыз»), «Школа после уроков - 2012» (проект школьной газеты GYMNASIUM), «Школа после уроков - 2013» (Проект «Внедрение новейших IT-технологий 3D моделирования в сельской школе»).
- Какую задачу перед вами поставил президент РТ, назначая на должность министра образования?
- Если страна хочет развиваться, система образования должна быть на самом высшем уровне. Наши дети должны отвечать всем требованиям нынешней эпохи. Это касается не только академических знаний, но и таких качеств, как креативность, лидерство, умение быстро ориентироваться в различных жизненных ситуациях. У выпускников должна быть работа и достойная заработная плата. Вот такие задачи стоят перед министерством образования совместно с министерством труда.
- Газету «БИЗНЕС Online» читаете? Какие предложения есть к редакции?
- «БИЗНЕС Online» читаю ежедневно. А предложение одно – давайте вместе работать над решением проблем, которых в системе образования, к сожалению, пока хватает.
- Энгель Навапович, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.