Тимур Нагуманов – уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:
– Официальная реабилитация осужденных в любом случае должна производиться. И совсем отстранять их от работы ни в коем случае нельзя. Это только лишний повод, чтобы человек вернулся к каким-либо противоправным действиям. Затем ведь они даже на работу не смогут устроиться.
К сожалению, рынок такси у нас далеко не совершенен. И мы видим, что есть достаточно четкие структурированные правила в деятельности таксомоторных компаний. И даже элементарные вещи, связанные с цветом автомобиля, с наличием на его борту рекламы, с наличием счетчика, обязательного медицинского освидетельствования при приеме на работу и так далее не соблюдаются. Мы до сих пор наблюдаем, что есть достаточно большое количество людей, которые промышляют частным извозом без лицензии. Так и таксомоторные компании привлекают водителей просто по контракту, людей с частным автомобилем, которые не соответствуют всем требованиям закона и, конечно, есть подозрения по поводу правильности всех процедур, по которым они реализуются. Вот этот вопрос на самом деле очень серьезный. Здесь, с одной стороны, вроде потребитель должен выбирать, что он пользуется услугами компаний, которым он доверяет, которые соответствуют всем нормам. И знаете, не очень здоровая конкуренция получается на этом рынке из-за этого.
Потому что кто-то экономит, пренебрегает определенными правилами и отсюда и получаются такие истории. Это, конечно, вообще из ряда вон выходящее, когда водитель оказывается рецидивистом и совершает столь зверское преступление. Ведь были еще истории, когда водители такси приезжали на вызов в пьяном виде и так далее. Это все, я повторюсь, несовершенство компаний, которые пренебрегают правилами, а потребители, к сожалению, на это закрывают глаза, не пытаются искать что-то лучшее, не верят в качественное предоставление услуг. Это серьезная проблема.
У меня отношение к такси не изменилось, но я считаю, что в этом вопросе надо наводить порядок, чтобы была здоровая конкуренция, чтобы все максимально соблюдали правила. И чтобы потребители не просто безучастно стояли в стороне, а голосовали, что называется, рублем, не просто за то, что их дешевле подвезут или быстрее подадут машину, а именно, чтобы они видели, что это качественно предоставленные услуги, отвечающие всем требованиям.
Если такая культура будет формироваться, то, соответственно, таксомоторные компании будут действовать более правильно и заботиться о своей репутации. Хотя никакие меры, которые описывают деятельность таксомоторных компаний, конечно, не страхуют нас с вами от того, что в автомобиле не окажется кто-то неадекватный или человек с подобным прошлым и с подобными намерениями. К сожалению, гарантий здесь дать никто не может.
Рафаэль Хакимов – вице-президент академии наук РТ, директор института истории АН РТ:
– Я сам очень редко езжу в такси. Тем не менее среди моих знакомых произошедшее вызвало определенное напряжение. Появились вопросы. С одной стороны, нужно ли брать на работу в такси, где водитель один на один с пассажиром, бывших осужденных? С другой, – необходимо учесть мировой опыт в этой части. Существует вопрос не только безопасности пассажира, бывает, что и таксисты страдают. Например, в Нью-Йорке довольно жестко таксист отделен от пассажира бронированным стеклом, и на переднее сидение ни при каких обстоятельствах, даже днем, клиентов не сажают. Думаю, нужно учесть этот опыт. Город у нас становится все оживленнее, ночная жизнь стала активнее. А в развитых городах в ночное время активная жизнь становится нормой.
Чтобы такси стало безопасным, для начала необходимо учесть опыт иных стран, дабы не придумывать самим. Я, может быть, и умный, придумаю какую-то идею, но на практике это может оказаться неэффективным. Для начала можно попробовать не брать на такую работу рецидивиста, пусть работают где-то на самосвале. К тому же нужно учесть безопасность обеих сторон – и пассажира, и водителя.
Дмитрий Сыворотка – адвокат коллегии адвокатов «Камского юридического центра», Набережные Челны:
– В Челнах однажды был случай, когда человек зарезал другого только потому, что тот сделал ему замечание. Так что говорить о том, что безопасность зависит от какой-то должности или сферы деятельности – это неверно, это не играет никакой роли. Все зависит от характера. Сам факт того, что человек уже несколько раз пребывал в местах лишения свободы, говорит о том, что он был склонен к таким действиям. Для некоторых организаций они вполне приемлемые работники, и брать их на работу не является проблемой. Бывают люди, которые после отсидки, становятся нормальными людьми и в дальнейшем ведут себя подобающим образом. Все зависит от характера человека.
По поводу ответственности работодателя – надо знать, работал ли подозреваемый там официально. В теории, конечно, организация, которая предоставляет какие-то услуги, должна нести определенную ответственность. В судебной практике сумма ущерба может зависеть от разных факторов. Для примера могу сказать, что около двух лет назад в результате ДТП за смерть человека запрашивали 100 тысяч рублей. Сейчас немного эту планку повышают, задают уже другие суммы. Могут запросить и свыше трехсот тысяч рублей.
Владимир Грицких – депутат Госсовета РТ, генеральный директор ОАО «Дирекция внебюджетных программ развития города»:
– Начнем с того, что сейчас этот человек лишь подозреваемый и его вина не доказана. И даже если предположить, что данное преступление совершил он, почему мы должны думать обо всех таксистах плохо? Я думаю, что в этой жизни вообще надо быть осторожным и надеяться не на «авось», а на самого себя. Нужно запоминать номер такси, ставить в известность о нем тех, к кому вы поехали и так далее.
Что касается принятия судимого на работу, сложно говорить однозначно. Человек ведь уже отбыл свой срок, значит, понес наказание. А как мы должны относиться к человеку, который уже искупил свою вину? Мы что же, должны на всю жизнь повесть на него клеймо? Как-то не очень логично получается. Тогда мы должны вместе с уголовной статьей выдавать список профессий, на которые мы не должны брать человека.
О реформе такси мне говорить сложно, я не совсем в курсе темы. Говорили, что будут какие-то белые и желтые такси, и частично я их вижу. Но так же я вижу, что существует достаточно большое количество машин, которые останавливаются на улице, стоят возле аэропорта и вокзалов. Если я вызываю такси, ко мне приезжает машина, у которой должны быть номер, лицензия водителя, у него есть счетчик, я знаю компанию, которая предоставила машину, все это ведь есть за рубежом, а у нас все никак ничего не придумают.
Николай Рыбушкин – депутат Госсовета РТ, доцент кафедры уголовного права КФУ:
– Я считаю, что по одному случаю не стоит делать критических выводов. По моему мнению, в целом таксопарки Казани работают хорошо. И таксисты довольно квалифицированные водители, особенно те, кто имеет большой водительский стаж. Поэтому единичный случай не характеризует сложившуюся в целом обстановку с перевозкой населения на такси. Люди, конечно, будут продолжать пользоваться такси, просто уже более внимательно, будут вести себя осторожнее, когда будут садиться в машину. Нельзя в любом случае терять бдительность, внимательность, все-таки нужно смотреть, к кому ты садишься.
Что касается приема на работу, то категорически не стоит брать подобных людей на работу в такси. Я считаю, что это была недоработка тех, кто занимался подбором водителей. Это и вина руководителя, который должен все-таки отслеживать, кого принимать на работу. Кадровая служба предприятия должна работать хорошо. Конечно, какую-то долю ответственности должно нести и руководство той компании, которое приняло неоднократно судимого человека. А какой вид ответственности – здесь надо разобраться. Если уголовная, это нужно судить с юридической точки зрения. А вот моральная ответственность, конечно, должна присутствовать. Может, даже и какая-то финансовая сторона, финансовая ответственность для работодателей.
Айрат Гатин – генеральный директор ООО «Юридический центр «Правосудие», кандидат юридических наук:
– Собственный автомобиль я приобрел не так давно, до этого три года ездил на такси. Это удобный вид транспорта, можно не отвлекаясь на дорогу решать деловые вопросы и быть уверенным, что будешь вовремя в назначенном месте. Уровень обслуживания в казанских такси зависит от конкретной таксомоторной компании, если мы хотим ехать с комфортом, то заказываем такси дороже, но с хорошим сервисом. Работодатель несет ответственность за своих сотрудников в случае причинения ущерба при ДТП, уголовную же ответственность работник несет самостоятельно. Как правило, суды присуждают родственникам пострадавшего, в случае его смерти, сумму равную одному миллиону рублей.
Сергей Валишев – владелец таксомоторной компании «5 девяток» (Набережные Челны):
– Я пользуюсь услугами такси относительно часто – пару раз в неделю. Хочу отметить, что уровень обслуживания в этой сфере достаточно низкий. В первую очередь потому, что нет культуры воспитания людей, нет кодекса таксиста, нет требований к водителям такси, которые они должны бы соблюдать. Новость об убийстве таксистом молодой женщины не повлияла на мое отношение к таксистам. Ведь дело же тут не в профессии – уродов хватает и в других сферах деятельности. Что же касается того, стоит ли брать на работу таксистом бывших осужденных, то тут однозначного запрета быть не должно. Приговоры ведь бывают разные, в том числе и относительно безобидные. Впрочем, даже если речь идет об убийстве, все равно нельзя человеку вот так сразу отказывать в трудоустройстве. Преступление ведь могло быть совершено в состоянии аффекта, или не умышленно. Да и вообще, раз человек отсидел свой срок, считается же, что он искупил свою вину. Так что, я считаю, этот вопрос надо решать в каждом случае индивидуально. Но в любом случае никто не может быть уверенным в своей безопасности в такси. Единственное, что могло бы хоть как-то положительно повлиять на это – обязательное страхование пассажиров.
Ильдар Нигматуллин – член коллегии адвокатов РТ:
– Никакого запрета на прием на работу в качестве водителей такси бывших осужденных быть не может. Дело в том, что в данный момент законодательством РФ однозначно определено, куда нельзя принимать такой контингент людей. Это, в основном, социальные и учебные учреждения. А сфера пассажирских перевозок на такси не контролируется напрямую государством и носит частный характер. У нас же не Европа. Это там такси работают по лицензии. И чтобы получить ее, необходимо соблюсти определенные условия. Довольно серьезные. И там таксисты боятся лицензию потерять, потому и пытаются иметь хорошую репутацию и не допускать каких-либо происшествий. У нас этого нет. По крайней мере, пока.
Кроме того, да – в такси пассажир остается с водителем один на один. Если это признать признаком опасности для пассажира, и на этом основании запретить принимать на работу в такси бывших осужденных, то в тогда, в дальнейшем, можно дойти до абсурда. Электрик же, например, тоже может остаться с жильцом один на один. На эту работу тоже не брать бывших осужденных? И таких профессий можно назвать множество.
Ну, а если, чисто теоретически предположить, что государство захочет плотнее контролировать этот бизнес, то надо же создавать отдельный орган контроля, выделять средства на его содержание. А это же наши с вами налоги. Вряд ли государство на это пойдет.
Николай Атласов – гендиректор ООО «Проминдустрия»:
– На самом деле все прекрасно понимают, что эти случаи с таксистами в последнее время стали приобретать какой-то системный характер. То пропадет таксист, то кого-нибудь изнасилует, то убьет.
Вроде бы государство пытается навести порядок в этой сфере через лицензии, но, видимо, этих мер недостаточно. Сегодня таксисты предоставлены сами себе. Необходимо что-то еще дополнительно делать. Думаю, что компетентные органы разберутся, как озадачить таксистов, чтобы они четко выполняли возложенную на них работу. Но сам факт того, что за ними явно недостаточно контроля, проявляется весьма и весьма явно.
Чтобы такси стали безопасными, нужно провести целый комплекс мер, начиная от лицензирования и оснащения каждой машины такси системой ГЛОНАСС. Может быть, видеорегистраторами. Что-то нужно делать, что-то придумывать, потому что эта тема лично меня напрягает. Я не хотел бы, чтобы мой ребенок сел в такси к какому-то неадекватному человеку. Нужно оценивать и психическое состояние человека. Кого попало вообще за руль нельзя сажать.
Если бывшие осужденные вызывают подозрения, то их надо ставить на учет. Если он устраивается на работу в такси, имея за плечами судимость, то как минимум должен ходить в милицию-полицию и отмечаться. Нужно, чтобы и работодатель знал о том, что у него работает бывший осужденный, и нужно, чтобы полиция знала, что в данном такси работает такой человек, который в свое время «обжегся».
Есть совершенно легальные такси, которые полностью выполняют все требования закона. В таких такси и водители даже по внешнему виду выделяются, сразу видно, что работают профессионалы. Такие такси меня устраивают. А есть ведь еще и шабашники, которые непонятно как работают. С такими, я считаю, необходимо бороться.
Этот трагический случай мог бы и не произойти, если бы диспетчер такси мог отследить местонахождение автомобиля на линии. У нас на предприятии все машины оснащены техникой ГЛОНАСС. Малейшее отклонение от маршрута у нас сразу же фиксируется. Мы это все видим и тут же звоним водителю с вопросом в чем дело, почему машина не работает?
Считаю, что реформа такси недоработана. Нужно внедрять ГЛОНАСС, видеорегистраторы. Понимаю, что это может привести к издержкам граждан, но когда мы ставим на одну чашу весов жизнь пассажира или лишние 20 рублей за поездку, то, естественно, лучше выбрать безопасность.
Ответственность за своего таксиста таксомоторная компания, естественно, должна нести. Это даже не обсуждается. Садясь в такси человек должен чувствовать себя в безопасности. Сев в такси, он должен как минимум понимать, что человек, находящийся за рулем имеет все необходимые навыки управления автомобилем, общения и в голове у него подозрительных мыслей не возникает. Я считаю, что такси, которые используют нанятый для работы персонал со своими автомобилями, вообще следует запретить. Хочешь открыть такси, покупай технику, оформляй документы, работай с персоналом. Должен проводиться полный объем мер, который может повлиять на безопасность пассажира. Когда водитель чувствует, что за ним есть присмотр и пригляд, он на подсознательном уровне уже будет понимать, что ему лучше сделать, так как надо сделать, а не то, что у него может вдруг возникнуть в голове. Жизнь человека бесценна. Даже сложно предположить о каких суммах может идти здесь речь.
Наталья Таркаева – помощник министра экономики РТ:
– Мое отношение к такси после случая с этой девушкой не изменилось. Деваться некуда – я довольно часто езжу на такси. Правда, никогда не ловлю машины на улице.
Конечно, в последнее время многовато стало случаев, подобных тому, что случился с этой несчастной девушкой. Таксомоторным компаниям следовало бы разбираться в тех, кого они набирают. И не надо отговорок, что водителей много и за всеми не уследишь. Каждого надо проверять, поскольку ответственность за действия сотрудника лежит на компании. Брать на работу судимых за преступления против личности – полное безобразие. И вообще человек, который хоть раз сделал преступление, второй раз пойдет на него легче.
Уровень обслуживания казанских такси меня не удовлетворяет. Им до клиента далеко, его мнения их не интересует. К назначенному времени не подъезжают. Закажешь такси на 8:00, а они без 15 минут позвонят и скажут, что машины нет. Ответственности не несут за это.
Среди таксистов бывают люди неприятные. Одной рукой рулит, второй семечки грызет и параллельно курит. Недавно знакомая, которая на 7-м месяце беременности, ехала с таксистом-лихачем. Он ехал, как ему взбредет. Знакомая делала ему замечания – реакция нулевая. А сколько таксистов ездит уставших – с ними тоже страшно.
Частично реформа таксомоторного бизнеса пошла на пользу. В целом, такси перестали мухлевать со стоимостью поездки, сроки более или менее выдерживают, таксисты не хамят так откровенно, как раньше.
Рамиль Хусаинов – гендиректор магазина «Gambrinus-авто»:
– Я уверен в работниках таксомоторных компаний, в которые обращаюсь по телефону. Вот когда ловишь машину на улице, тогда возможны неприятные ситуации, поэтому я бы рекомендовал не голосовать на дороге. Также полезно компаниям тщательнее проверять водителей при трудоустройстве, в первую очередь на предмет судимостей.
Уровень услуг той компании, в которую я обращаюсь в последнее время, меня полностью устраивает – машину подают быстро, цены подходящие. Пользуюсь такси примерно одиин-два раза в неделю, но, если честно, о реформе в этой сфере услуг в первый раз слышу.
Максим Семенов – гендиректор ООО «Нико»:
– Люди разные в любой профессии встречаются, и на мое отношение к такси этот случай никак не влияет. Просто нужно ориентироваться на известные в городе бренды, «официальные такси». Я всегда звоню только таким, хотя в принципе пользуюсь услугами такси редко – сам за рулем. А если с детьми, например, едешь, то вообще следует звонить таксистам, которых сам давно знаешь.
Я не считаю, что из-за этого убийства нужно еще больше ограничивать в возможностях работы бывших осужденных. Где им еще работать? Только на стройке, что ли? Нельзя же исключать людей из жизни, и даже из сферы такси. У каждой компании должна быть своя служба безопасности – прежде чем взять человека на работу, нужно тщательнее проверять его биографию. И смотреть следует не только на наличие судимости, но и на то, за что человек был осужден. Если статья связана с насильственными действиями, если он сидел за убийство, разбой или что-то подобное, тогда нужно отстранять его от работы с людьми. А, например, бывший вор вполне может работать водителем.
Результаты реформы такси, по-моему, очевидны – хотя бы машины стали узнаваемыми. Надо эту реформу продолжать, усиливая отбор кадров.
Сергей Сотников – директор ООО «Реверс», руководитель комитета по транспорту НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» (ЛАТ):
– Данное преступление говорит о проблемах с подбором кадров в таксомоторную фирму, в которой работал нынешний подозреваемый. Хотелось бы услышать тех, кто работает в этом такси, кто нанимал этого водителя. Сейчас очень много организаций, которые занимаются развозом пассажиров, не имея своего транспорта, поэтому привлекают людей со своим автомобилем. У меня есть родные и близкие, и я бы, конечно, не хотел, чтобы с ними произошло нечто подобное. Прошедшую реформу таксомоторного бизнеса реформой назвать нельзя. К ней есть вопросы. Потому что заявленные цели и результат явно отличаются. Больше похоже на ретуширование: смена цвета машин, шашечки, еще что-то.
Руслан Зинатуллин – председатель татарстанского регионального отделения демократической партии «Яблоко»:
– Во-первых, этот таксист ехал не по заявке, то есть он просто подобрал женщину на улице. Если бы он ехал по поручению диспетчера, я думаю, что он не стал бы совершать подобные действия. Поэтому рекомендую людям вызывать такси по телефону, хотя бы в ночное время. Во-вторых, надо понимать, что в таксомоторных компаниях не могут проверять судимость людей – у них нет никаких полномочий. А если они будут это проверять по каким-то своим каналам, это вообще будет незаконно. Этот человек мог устроиться работать куда угодно. Ну и, в-третьих, нужно всегда быть осмотрительным. С такой же вероятностью ее мог убить и какой-нибудь бывший милиционер, ведь сначала подозревался сотрудник следственного комитета. Может быть всякое, поэтому нужно быть очень осторожным.
Что касается прошедшей реформы таксомоторного бизнеса, то это еще вопрос, для кого она пошла на пользу? Может быть, для бюджета это плюс, потому что люди, которые занимаются этим бизнесом стали платить налоги. Для самого бизнеса это, скорее, минус, потому что это и дополнительные штрафы, и дополнительные издержки. Для клиентов пока штрафов нет. Это может в какой-то мере плюс, потому что «бомбил», которые ездят незаконно, стало меньше. В принципе и сами таксисты работают также незаконно, но вот именно таких водителей, которые стояли на каждой остановке, таких уже нет, кроме как на вокзалах, наверное. А если будут какие-то санкции со стороны государства, проверки, то есть, оформлены ли водители таксомоторных компаний, платят ли они налоги, тогда для клиентов это будет минус. Потому что возрастет сразу цена на услуги перевозки, да и такси не будет на дорогах.
По моим оценкам, наверное, только 10-я часть таксистов зарегистрированы, а все остальные – нет. Они не платят налоги. Так же я считаю большой ошибкой введение единого цвета для такси в такой короткий срок. Многие водители поэтому не регистрируются, ведь цвет их автомобилей может и не соответствовать белому или желтому цвету. Тут срок должен был быть как минимум лет пять, я думаю. Сам я такси пользуюсь лишь время от времени.
Татьяна Федорова – председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:
– Мне нечасто приходится ездить на такси. Отношение к такси после этого случая не изменилось, поскольку таких бандитов везде полно – начиная от власти и кончая низом. Не нужно, разумеется, всех таксистов грести под одну гребенку, если один дурак попался.
Чтобы в такси стало ездить безопаснее, работодателям, конечно, необходимо тщательно проверять людей, которых они берут на работу, чтобы они были без уголовного прошлого.
Эдуард Нефедов – генеральный директор ООО «СОЛЕН»:
– Моя позиция относительно наших такси крайне отрицательная. Дело в том, что казанское такси – это не норма. Норма во всем мире абсолютно другая – это защита и водителя от пассажира, и пассажира от водителя.
Тем не менее прошедшая реформа таксомоторного бизнеса кое-что дала. Она упорядочила таксистские группы, так скажем. Но это все. Качество обслуживания, состояние машин абсолютно не изменилось, на мой взгляд. В такси должны работать специальные машины. Допустим, в Германии в такси работают только мерседесы. Потому что это – безопасность, комфортабельность. А у нас какие только машины не работают: либо она была угнана, или битая, или что-то еще.
Владимир Беляев – доктор политических наук, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. Туполева:
– Мое мнение, конечно, ухудшается с каждым таким случаем. Потому что все таксомоторные предприятия совершенно не контролируют своих водителей. Они ни за что не отвечают, но это ведь неправильно, они должны за них отвечать. Если я иду к врачу – я доверяю учреждению, в котором работает данный врач. И верю дипломам, которые висят у него в комнате, доверяю той должности, которую он занимает. Тоже самое и с преподавателями, и с учителями. Также и в магазинах, на рынках – мы доверяем тем, кто руководит ими, качеству их продуктов, чтобы они нам яд не подсунули.
Я не знаю, почему юристы не могут найти на них управы. Нужно жестко наказывать таксомоторные парки. И ни в коем случае нельзя брать таких людей на работу. Я считаю, что те, кто совершил насильственное преступление, не должны работать с людьми тет-а-тет, когда общение происходит наедине. Ни в коем случае, люди, совершавшие насильственные или имущественные преступления, не должны работать ни в управлении, ни в сервисе, ни в сферах, где есть общение один на один.
Для того, чтобы обезопасить пассажира, необходимо ввести законы, нормы, что предприятие отвечает за действие своих сотрудников. Тогда они вынуждены будут отвечать за то, что приняли на работу этого человека.
Проведенная реформа никак не повлияла и не изменила ситуацию в лучшую сторону. Эти организации совершенно не заинтересованы в том, чтобы брать на работу нормальных автомобилистов. Сам я пользуюсь услугами такси около раза в месяц. Меня-то насиловать никто не будет, да и я могу постоять за себя.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.