«МЫ ОТРАБОТАЛИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД МИНОБОРОНЫ»
Сегодня газете «БИЗНЕС Online» стало известно о том, что проект КАМАЗа, по которому завод поставлял для нужд минобороны итальянские броневики Iveco под российским брендом «Рысь», завершен и не получит развития. Эту информацию подтвердили корреспонденту нашего издания в камазовском департаменте по связям с общественностью. «Все, что было предусмотрено контрактом, заключенным именно с нами, мы выполнили, – сообщил руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, уточнив. – Не то, о чем минобороны с Италией договаривались, а то, что требовалось именно от нас».
Афанасьев, однако, отказался озвучить, что же именно требовалось, то есть количество собранных броневиков, ссылаясь на закон о неразглашении государственной тайны. Приоткрывая завесу этой таинственности, которая сопутствует работе КАМАЗа с «Рысью» уже долгие годы, напомним вкратце суть вопроса.
В 2009 году КАМАЗ купил у итальянцев два броневика для испытаний по 19 млн. рублей за каждый. Сравнительные испытания с отечественным «Тигром» с треском провалились, когда «Рысь» показала себя абсолютно не готовой к преодолению российских сугробов. Это, однако, оказалось устранимо модернизацией бампера и установкой защиты поддона и не сказалось на защите «Рыси» от пуль, мин и фугасов, аналогов которой в России не было. Так что в 2011 году КАМАЗ закупил 10 машкомплектов Iveco для сборки у себя, но вскоре проект был передан в ведение скандально известного «Оборонсервиса» – коммерческого предприятия минобороны. «Оборонсервис» заключил контракт с итальянцами на поставку машкомплектов и передал сборку воронежскому авторемонтному заводу министерства – ОАО «172 ЦАРЗ». За первый год в Воронеже собрали 57 броневиков, в дальнейшем планировался выпуск 114 экземпляров ежегодно – вплоть до 2020 года и парка в 1775 автомобилей.
Однако после снятия с должности министра обороны Анатолия Сердюкова и возбуждения следствия вокруг деятельности «Оборонсервиса» команда нового министра Сергея Шойгу начала менять приоритеты в пользу отечественных производителей (в случае с итальянцами – в пользу арзамасского «Тигра»). Контракт с Iveco был пересмотрен и ограничен закупкой 358 комплектов – исключительно во избежание неустойки, которую пришлось бы выплатить итальянцам за отказ от обязательств по контракту. Сборка была вновь передана КАМАЗу, чье подразделение ЗАО «Ремдизель» и должно было до конца года собрать 207 броневиков. Здесь и возникает вопрос: на дворе октябрь, неужели все 207 машин уже готовы?
Собственно число 207 было вынесено СМИ и блогерами со специально устроенной в марте экскурсии по заводу. С одной стороны, число это никак КАМАЗом не оспаривалось – не было оно опровергнуто и сегодня в разговоре с Афанасьевым. С другой – официально заказ на 207 броневиков и не подтверждался, о чем напоминает в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
«Я сомневаюсь, что КАМАЗ успел бы за прошедшее время собрать 207 машин, – сказал Мураховский. – Во время визита Шойгу и Чемезова в Набережные Челны в этом году вопрос «Рысей» даже не поднимался, и машкомплектов Iveco на заводе не наблюдалось. Там все пусто было на эту тему. Да, в марте была экскурсия и писалось о 207 броневиках, но официальных данных об этом так и не поступало».
КОНТРАКТ, МОЖЕТ, И ЗАКРЫТ, НО СОБРАНА ЛИШЬ ВОСЬМАЯ ЧАСТЬ БРОНЕВИКОВ
Так сколько же броневиков собрал по контракту КАМАЗ, закрыв свои обязательства, и действительно ли тема «Рысей» осталась в прошлом для завода? Афанасьев смог сообщить лишь, что вопросы каких-то дополнительных контрактов не стоят сегодня на повестке дня. Гендиректор непосредственного исполнителя контракта ЗАО «Ремдизель» Фаиз Хафизов на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о количестве собранных броневиков ответил совсем странно: «Это контракт «Оборонсервиса», к ним и вопросы. А мы – так, на подхвате. Может, колесо где подкрутить надо… Ничего мы не выпускали».
Однако источник «БИЗНЕС Online» на КАМАЗе назвал точные цифры, которые абсолютно не вяжутся со всей мифологией камазовского проекта. Как выяснилось, завезено на завод было порядка 380 машкомплектов Iveco, что превышает общий заказ минобороны, даже с учетом 57 броневиков воронежского исполнения. К настоящему времени, утверждает наш источник, из них собрано около 50 машин, остальные же 330 и дальше будут собираться на КАМАЗе – по-прежнему отвертками. Расхождение с заявлением о завершении контракта наш собеседник объясняет очень просто: контракт на сборку броневиков в принципе ошибочно называть «камазовским», подрядчик – Воронеж, а КАМАЗ лишь оказывает услуги по сборке, пустив на самотек информационный поток по данному проекту. Тем более что слухи о заказе 207 броневиков вкупе с известием о завершении контракта вполне устраивают компанию.
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ
А вот вопрос локализации производства итальянских броневиков на площадке КАМАЗа, судя по всему, действительно закрыт. Эта тема активно муссировалась после той же мартовской экскурсии. КАМАЗ, по своему обыкновению, ничего не подтверждал официально, однако прессе были представлены экономические расчеты возможной локализации во всей конкретике: инвестиции выходили на уровне 24 млн. евро, КАМАЗ был готов выделить 14 тыс. кв. м площади, предлагал свое видение этапов локализации на годы вперед… Для окупаемости необходимо было собрать 3 тыс. машин, что в свете новой политики минобороны вызывало сомнения в рынке сбыта.
Сегодня же для сомнений есть достаточно твердые основания. Во-первых, проект курировал заместитель директора департамента закупок и логистики ОАО «КАМАЗ» Роман Мугерман. Мугерман ушел с проекта – позавчера он был назначен директором СП «КАМАЗ-Марко» и теперь займется производством автобусов Bravis. Из чего можно заключить, что экономический аспект сборки «Рысей» тоже ушел в прошлое, остался только «отверточный». Во-вторых, сама реализация идеи по производству «Рысей» в Челнах столкнулась с серьезными преградами юридического характера, о чем напоминает читателям «БИЗНЕС Online» Мураховский.
– Как оказалось, локализацию провести не так просто, потому что многие технологии не принадлежат собственно Iveco. Владельцами патентов являются совсем другие европейские и американские компании. Причем это касается некоторых ключевых компонентов – в частности, брони, которая была как раз главным преимуществом Iveco. Оказалось, вопросы бронирования автомобиля нужно решать в таких странах, где именно России решать их очень тяжело. Планы по локализации, на мой взгляд, не будут реализованы.
Добавим к этому, что, исходя из цифры в 380 закупленных у Iveco машкомплектов, собственно основной контракт минобороны с итальянцами тоже можно считать закрытым, ведь «Оборонсервис» обязан был выкупить всего 358 броневиков, чтобы избежать штрафа. Это в том случае, если вообще считать неустойку по контракту реальным фактором закупок, каковую позицию разделяют не все. Мураховский, в частности, считает, что в случае невыполнения контракта с Iveco речь о неустойке на самом деле и не зашла бы, поскольку потери итальянцев Россия всегда может компенсировать по другим направлениям. У России с Италией достаточно тесное взаимодействие, и, к примеру, с тем же Iveco мы сотрудничаем еще и по грузовикам.
АЛЬТЕРНАТИВЫ ЕСТЬ
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов тем, какие варианты замещения «Рыси» могут рассматривать в минобороны сегодня.
Владимир Бабаев – исполнительный директор ЗАО «Астейс», производителя Panhard в России:
– Iveco – автомобиль легкого класса, очень хороший. Конкурентов броневику такого качества изготовления среди российских моделей не найдешь. У «Рыси» хорошая защита, качественный двигатель, показатели массы… Если сравнивать конкретно с нашим Panhard, нельзя сказать, что Panhard вполне замещает «Рысь», хотя функционально они близки. У «Рыси» класс защиты повыше, хотя оба автомобиля имеют достаточную защищенность для поставленных перед броневиком задач. «Рысь» тяжелее в полтора раза, она не ориентирована на преодоление водных преград, в отличие от Panhard, но зато более комфортна и рассчитана на пять человек экипажа, а у нас вместимость – четыре человека. Что касается перспектив по локализации, они маловероятны. Да, было принято решение уходить от отверточной сборки, но локализовывать Iveco никто всерьез не собирался.
Виктор Мураховский – главный редактор журнала «Арсенал Отечества»:
– Заменить «Рысь» в ее классе могло бы в первую очередь предложение Военно-промышленной компании – «Тигр», у них есть СПМ (специальные полицейские машины – авт.) различных модификаций. ЗАО «ВПК» также предлагало министерству семейство «Медведь», модификацию повышенной защищенности. Кроме того, свои автомобили в этой категории представляет корпорация «Защита». Как показали последние выставки – и в Нижнем Тагиле, и «Интерполитех-2013», весьма активно в этом направлении действуют французские Panhard и Renault. Причем французы, в отличие от Iveco, являются владельцами практически всех используемых технологий. Но, судя по нынешней политике Военно-промышленной комиссии и позиции минобороны, я думаю, будет выбран все-таки отечественный вариант – «Тигр» или «Медведь».
Игорь Коротченко – директор центра анализа мировой торговли оружием:
- Сейчас экономическая политика заключается в том, чтобы максимально эффективно вписать уже закупленную за рубежом технику в линейку вооружений российской армии – это первое. Во-вторых, сейчас надо продумать вопрос их жизненного цикла, поскольку это крайне дорогостоящий и, очевидно, не совсем проработанный вопрос. Это касается и «Мистралей», и израильских беспилотников, и бронемашин Iveco. Эту технику надо разумно эксплуатировать – она закупается на десятилетия, и вопрос в том, сколько она съест денег, как нивелировать финансовые расходы на сервис и на постгарантийное обслуживание. Вот над этим должна сегодня болеть голова.
Все остальные финальные закупки вооружений за рубежом будут прекращены – об этом есть четкое заявление военно-промышленной комиссии. Мы будем заниматься только закупкой технологий и локализовывать их на базе российского оборонно-промышленного комплекса. Надо создавать рабочие места в российском ОПК, а не зарубежном. Что касается броневиков, будут закупаться те разработки, которые необходимы российской армии, а не те, которые промышленность хочет всучить военным. Сейчас заказан целый ряд опытно-конструкторских работ, по ним будет создаваться линейка перспективной техники. Она будет построена по модульному принципу, и это исключительно российские разработки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.